Классицизм и его судьба в русской литературе
Практическое занятие 6
Задание
Сформулируйте основные черты классицизма как художественного метода, исходя из рекомендаций А.П. Сумарокова ("Эпистола о стихотворстве"). Обобщите материал, приведите примеры из русской и зарубежной литературы. Сопоставьте басню В.К. Тредиаковского "Ворон и Лисица" с басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица". Найдите общее и различное. Рассмотрите, как в произведении Тредиаковского реализуются принципы классицизма и как или трансформируются (или разрушаются) в тексте Крылова.
План
1. Общее понятие творческого метода. Его соотношение с понятиями "литературное течение (направление)", "школа", "стиль писателя".
2. Общественно-исторические условия возникновения и формирования классицизма в России.
3. Жанры русского классицизма, их специфика. Принципы изображения характеров. Теория "трех стилей".
4. Нормативность теории и литературная критика: отступление от канонов классицизма в творчестве русских писателей.
5. Черты классицизма в методе просветительского реализма. Дискуссионность понятия "просветительский реализм".
6. Выпишите в словарь терминов определения - классицизм (характеристика), жанры русского классицизма, художественный метод, понятие "просветительский реализм" и др.
А.П.Сумароков. Эпистола о стихотворстве
Стихи слагать не так легко, как многим мнится.
Незнающий одной и рифмой утомится.
Не должно, чтоб она в плен нашу мысль брала,
Но чтобы нашею невольницей была…
Знай в стихотворстве ты различие родов
И, что начнешь, ищи к тому приличных слов,
Не раздражая муз худым своим успехом:
Слезами Талию, а Мельпомену смехом…
Рассмотрим свойство мы и силу эпиграмм:
Они тогда живут, красой своей богаты,
Когда сочинены остры и узловаты;
Быть должны коротки, и сила их вся в том,
Чтоб нечто вымолвить с издевкою о ком.
Склад басен должен быть шутлив, но благороден,
И низкий в оном дух к простым словам пригоден,
Как то де Лафонтен разумно показал
И басенным стихом преславен в свете стал,
Наполнил с головы до ног все притчи шуткой
И, сказки пев, играл все тою же погудкой…
Сонет, рондо, баллад – игранье стихотворно,
Но должно в них играть разумно и проворно.
В сонете требуют, чтоб очень чист был склад…
Коль строки с рифмами – стихами то зовут.
Стихи по правилам премудрых муз плывут.
Слог песен должен быть приятен, прост и ясен.
Витийств не надобно, - он сам собой прекрасен…
Старайся мне в игре часы часами мерить,
Чтоб я, забывшийся, возмог тебе поверить,
Что будто не игра то действие твое,
Но самое тогда случившись бытие…
Свойство комедии – издевкой править нрав;
Смешить и пользовать – прямой ее устав.
Представь бездушного подьячего в приказе,
Судью, что не поймет, что писана в указе.
Представь мне щеголя, кто тем вздымает нос,
Что целый мыслит век о красоте волос,
Который родился, как мнит он, для амуру,
Чтоб где-нибудь к себе склонить такую ж дуру.
Представь латынщика на диспуте его,
Который не соврет без "ерго" ничего.
Представь мне гордого, раздута, как лягушку,
Скупого, что готов в удавку за полушку.
Представь картежника, который, снявши крест,
Кричит из-за руки, с фигурой сидя: "Рест!"
Ступай за Боалом и исправляй людей.
Смеешься ль, страсти зря, представь мне их примером
И, представляя их, ступай за Молиером.
Когда имеешь ты дух гордый, ум летущ
И вдруг из мысли в мысль стремительно бегущ,
Оставь идиллию, элегию, сатиру
И драмы для других: возьми гремящу лиру
И с пышным Пиндаром взлетай до небеси
Иль с Ломоносовым глас громкий вознеси…
Все хвально: драма ли, эклога или ода –
Слагай, к чему тебя влечет твоя природа;
Лишь просвещение, писатель, дай уму;
Прекрасный наш язык способен ко всему (1747).
В.К.Тредиаковский. Ворон и Лисица
Негде Ворону унесть сыра часть случилось:
На дерево с тем взлетел, кое полюбилось.
Оного Лисице захотелось вот поесть;
Для того домочься б, вздумала такую лесть:
Воронову красоту, перья цвет почистивши,
И его вещбу еще также похваливши,
Прямо, говорила: "Птицею почту тебя
Зевсовою впредки, буде глас твой для себя,
И услышу песнь доброт всех твоих достойну".
Ворон похвалой надмен, мня себе пристойну,
Начал, сколько можно громче, каркать и кричать,
Чтоб похвал последню получить себя печать.
Но тем самым из его носа растворенна
Выпал на землю тот сыр. Лиска, ободренна
Оною корыстью, говорит тому на смех:
"Всем ты добр, мой Ворон; только ты без сердца мех".
И.А.Крылов. Ворон и Лисица.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать совсем уж было собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, -
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Литература
1. Буало Н. Поэтика искусства (по хрестоматии).
2. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М., 1989.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968. С.117-153.
4. Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе XVII-XIX веков. Книга для учителя. – М., 1983. С.29-42.
5. Литературные манифесты западноевропейских классиков. –М., 1980.
6. Поспелов Н.Г. Проблемы литературного стиля. – М., 1970.
7. Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. – М., 1981.
8.
Словари и справочные издания
1. Краткая литературная энциклопедия и Литературный энциклопедический словарь (соответствующие статьи).
2. ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека. Словари, энциклопедии: feb-web.ru
Практическое занятие 7