Действуют ли сети на самом деле?
Я, конечно же, радуюсь множеству новых сетей церквей и служителей, которые появились за последние несколько десятилетий. Со времени великого урожая Движения Иисуса и раннего харизматического движения были рождены многочисленные; новые церкви и церковные сети. Это явно рука Бога. Он желает нового уровня работы в команде и непропорционального сложения, которые дадут в результате величайший урожай всех времён.
Тем не менее, моя радость от развития новых апостольских сетей сдерживается грустным вопросом: истинно ли эти новые сети созданы, чтобы собирать урожай? Одно дело «чинить сети» и готовить их к чудесному улову новых верующих и совсем другое — слушаться Бога и уже забрасывать эти сети в воду. В этом отношении многие наши команды скорее созданы для общения и финансирования, чем для урожая. Это должно измениться.
Вы слышите призыв?
Господь не только хочет, чтобы мы имели сети, — Он хочет, чтобы эти сети работали. Он бросает вызов всё возрастающим апостольским сетям, чтобы они были не только пасторскими или пророческими, но чтобы ставили новый фокус на урожае.
Ключевые моменты
· Партнерство с верующими в других церквях должно заменить конкуренцию.
· Мы нужны друг другу, чтобы каждая часть делала свою долю работы.
· Пытаясь делать всё, мы часто не преуспеваем ни в чём.
· Наша работа в команде должна развивать общение, но она должна также фокусироваться на сборе урожая.
Глава 16
За пределами Евангелизма
Несколько лет назад я пытался создать сеть христианских лидеров в каждом из 88 графств штата Огайо. Это было замечательное время, я получил удовольствие от встреч со многими чудесными мужчинами и женщинами Бога по всему штату. Часто этот контакт начинался со встречи во время завтрака или ланча, где собирались церковные лидеры чтобы рассмотреть, как они могут работать вместе, чтобы расширять Царство Божье в своей области.
Случайно я был особенно поражён абсолютно различными парадигмами, использованными двумя пасторами, которых я назову Эдом и Ричардом. Оба были ценными мужами Божьими, и их церкви были почти одинаковы по размеру в тот момент. Ни с одним из них я не встречался раньше, и, хотя они служили в церквях в одном городе, они никогда не встречались друг с другом.
Когда во время завтрака мы делились нашим видением на служение, Эд сказал нам о своем желании обновить свою церковь. Он верил, что Христос вернётся очень скоро, и лучший способ собрать урожай — это горячо молиться за могущественное пробуждение, которое приведёт тысячи в Его Царство. В случае с Эдом это не было лишь разговорами. Он и ходатаи его церкви проводили регулярные молитвенные собрания, чтобы просить Бога о свежем излиянии Духа Святого. Они ещё не увидели никаких драматических изменений, но они были полны ожиданий.
Когда Эд делился своим видением, Ричард слушал терпеливо, но вы могли понять по его виду, что он не разделяет пыла Эда по отношению к обновлению. Когда пришла его очередь, Ричард открыл, что он не ожидает, что Христос придёт скоро. Он ясно сказал, что он верит во второе пришествие, но сказал, что он не хочет, чтобы его церковь использовала это в качестве оправдания того, что терпит неудачу в полагании основания для будущих поколений. Для него обновление было бы замечательным, если бы оно пришло, но его фокус был направлен на верное проповедование Евангелие и обучение христиан каждый день — придет ли обновление когда-нибудь или нет.
Как и Эд, Ричард осуществлял своё служение в соответствии со своей парадигмой. Его церковь постоянно обращала людей в кампусе местного колледжа, и несколько сот студентов было обращено за период в несколько лет. Многие из этих студентов прошли через длительное обучение Ричарда и его обучающие программы лидерства, и несколько из них были теперь среди его персонала. Когда Ричард потом взял меня с собой, чтобы показать своё здание, я не мог не быть впечатленным посвящёнными молодыми людьми из его команды.
«Об этом ли история?» — можете вы спросить. Да, на самом деле не только об этом. Во-первых, нам нужно осознать, что всё наше служение будет сформировано основными допущениями и парадигмами, которых мы придерживаемся. В случае с Эдом и Ричардом их служения были просто отражением их понимания библейского пророчества и их парадигмой того, как урожай мог быть пожат наилучшим образом.
Во-вторых, история Эда и Ричарда могла заставить нас задать несколько вопросов о наших собственных приоритетах служения. Должны ли мы класть все наши яйца в корзину «обновления» или фокусироваться больше на строительстве продуманной инфраструктуры, где присутствуют евангелизм, ученичество, обучение лидерству и основание церквей? Является ли этот вопрос серьёзным в действительности, или мы можем успешно преследовать обе цели одновременно?
Давайте взглянем поближе на эти вопросы
Нам нужно обновление?
Любой честный и вдумчивый наблюдатель церковной истории признал бы, что Бог время от времени осуществлял сильное движение Святого Духа в Своей Церкви. Почти всегда это приходило в ответ на горячие молитвы Его людей, в то время когда Церковь была в общем упадке. Тяжело представить тот низкий уровень, на который Христианство бы опустилось к сегодняшнему дню, если бы не эти периодические духовные пробуждения.
Знаменитый служитель обновления Джонатан Эдвардс говорил о важности таких «специальных времён» властного вмешательства Бога:
В сердце Бога есть целая вечность, чтобы прославить Своего дорогого и единственного Сына; и есть несколько специальных времён, которые Он назначил для этой цели, когда Он выходит вперёд с всемогущей силой, чтобы исполнить
Своё обещание и клятву Ему; и эти периоды являются временами замечательного излияние Его Ауха, чтобы продвинуть вперёд Его Царство. Таков день Его силы.
Хотя Эдвардс остерегался эмоционализма, он знал, что настоящее пробуждение является вопросом сердца, а не одного разума. «Сердце истинной религии — святая привязанность, — писал Эдвардс, — Наши люди не столько нуждаются в том, чтобы наполнить их головы, сколько в том, чтобы их сердца были тронуты». Как кто- то заметил позже, ключ к обновлению — это не теология, но «коленелогия».
Слово «обновление» происходит от латинского слова, означающего «вернуть назад к жизни». Иисус мог справедливо бросить вызов многим американским церквям в тех же самых сильных терминах, которые Он использовал, чтобы обратиться к церкви в Сардисии в Откровении 3:1: «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв». В такие времена уместно взывать, как делал псалмопевец: «Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?» (Псалтирь 84:6).
Классическая книга Артура Уэллиса «In the Day of Thy Power”даёт обоснования того, что даже короткое обновление может часто совершить больше, чем в ином случае было бы достигнуто 50 годами обычного служения. В этом случае, указывает Уэллис, невозможно избежать следующих вопросов:
Если Бог может достичь таких великих вещей во времена обновления, если духовная работа в течение 50 лет может быть сделана в те немногие дни, когда изливается Дух, почему Церковь сегодня настолько удовлетворена результатами обычного евангелизма? Почему мы не слишком обеспокоены тем, что должно произойти ещё одно великое обновление? Почему мы не молимся за это день и ночь?
Если бы мы могли увидеть лишь одним глазком изумительную картину того, как Бог действовал в прошлых обновлениях, мы бы, конечно же, имели больший голод по ним сегодня. Великие обновления прошлого потрясли нацию. Бары закрывались. Проституция становилась неприбыльной. Тюрьмы были почти пусты, потому что преступления практически прекратились. Самые основы Церкви и окружающего общества были потрясены.
Обновление вокруг Рочестера, Нью-Йорк, в начале 30-х годов 19 века закончилось обращением от 50000 до 100000 человек за срок меньше года. С 1830 до 1835 года примерно 200000 человек были спасены в той области. Многие из этих новообращённых были результатом служения Чарльза Финнея, и 80% людей остались верными Господу и стали частью церкви.
В 1904 году вспыхнуло Обновление в Уэльсе, и более 70000 новообращённых появилось лишь за два месяца. Эвану Робертсу, самой заметной фигуре в этом обновлении, было лишь за двадцать, когда он начал служение, и большинство других людей, использованных в этом обновлении, были даже моложе. Почти без организаций, рекламы или человеческого лидерства пламя зажглось так, что посетители приходили к тому, что несли весть по всему миру.
Обновление Азуза Стрит началось в маленьком доме по адресу 312 Азуза Стрит в Аос—Анжелесе с местами лишь для 30 человек. Эти места были сделаны из деревянных досок, расположенных на пустых бочонках. Главным лидером был необразованный чернокожий человек по имени Уильям Дж. Сеймур, который был слеп на один глаз. Несмотря на это смиренное начало, весь мир был затронут тем, что Бог начал там.
А что происходит сегодня?
В том же волнении, которое внушают нам эти истории об обновлении, мы всё ещё должны задать вопрос: а что происходит сегодня? Должны ли мы быть как пастор Эд, который расположил всю свою церковную жизнь вокруг стремления к обновлению, или можем узнать что- то и от пастора Ричарда?
По крайней мере, на часть этого вопроса могут дать ответ результаты неформального обзора, сделанного молодым евангелистом у инки Пратни и опубликованною в его книге «Revival—— Principles to Change the World». Говоря об обновлении, Пратни часто задает своей аудитории четыре вопроса:
• Многие ли из вас знают, что нам нужно обновление?Почти каждая рука поднимается в этом месте, потому что это звучит как самый духовный ответ.
• Многие ли из вас хотят обновления?Снова подавляющее большинство людей, называющих себя Христианами, голосуют за, и обзор Галлопу публикует удивительный факт, что 80% людей в Америке говорит о желании обновления!
• Многие ли из вас знают, что такое обновление?Пратни публикует, что здесь число голосующих невероятно низкое. И этого он заключает, что, хотя мы уверены, что нам нужно, и хотим обновления, большинство из нас не имеет представления о том, что такое обновление!
• Многие ли из вас когда-нибудь переживали истинное обновление?На этот последний вопрос отвечают немногие, если вообще отвечают.
Несколько уроков могут быть извлечены из обзоров Пратни. Во-первых, совершенно ясно, что мы часто «романтизировали» концепцию обновления, хотя мы даже не понимаем, что это такое и чего это требует от нас. Если мы поистине серьёзно относимся к обновлению, мы должны будем сделать посвящение, простирающееся далеко за пределы нашего сегодняшнего “служения губами”.
Второе наблюдение, возможно, даже более важно: в то время как мы могли страстно хотеть обновления, большинство из нас никогда не видели его. Да, мы были на каких-то сильных собраниях время от времени, но трудно сказать, что истинное обновление произошло. Это особенно важно в свете того факта, что после всего, что было сказано и сделано, наши динамические собрания редко оказывали значительное влияние на неверующий мир вокруг нас.
Означает ли это, что мы должны оставить стремление к обновлению? Является ли это лишь донкихотской фантазией, которая отвлекает нас от ежедневной Христианской жизни? Нет, очевидно, что церковь нуждается в огне обновления, чтобы сжечь нашу апатию и «запустить» нашу страсть к Господу. Как утверждает Артур Уэллис, может быть больше совершено в 50 лет истинного обновления, чем в 50 лет без него.
Однажды, когда я изучал вопрос прошлых обновлений, я услышал показательною статистику о рынке акций Соединенных Штатов. В течение последних 30 лет 95% роста на рынке акций произошло за количество сессий, составляющий 1,2% от общего количество торговых дней. Подобным же образом большинство достижений в Церкви в течение всей истории произошло в течение периода духовных пробуждений.
Однако, инвестируете ли вы на рынке акций или ищете обновления, вы никогда не знаете наверняка, когда произойдет основное продвижение вперёд. По этой причине мы не можем позволить себе праздно ожидать обновления. Мы должны верно молиться и сажать семена Евангелия, находимся ли мы во времена обновления или нет. Когда придёт обновление, оно будет как ливень, который проникает в сухую землю и оживляет семена, которые мы посадили в верности.
Мы также можем учиться у переживаний Церкви в странах, где обновление уже происходило в течение многих лет. Например, вместо того, чтобы смотреть на обновление, как на что-то, что приходит и происходит редко, Дэвид Ионги Чо и многие другие христианские лидеры в Корее ожидают, что атмосфера обновления никогда не закончится. В Корее церковь выросла от менее 1 млн. человек 25 лет назад до более 12 млн. сегодня. Община Чо достигает сегодня более 760000 членов, и большая часть этого изумительного роста приписывается постоянным молитвам об обновлении верующих.
Реформация тоже важна
Помните Эда и Ричарда, пасторов с абсолютно различными взглядами на должные приоритеты Церкви? Страсть Эда к обновлению была благородной, но она также была близорукой. Ставя все свои акценты на нужду в обновлении, он уделял мало внимания строительству инфраструктуры, которая бы могла принять обновление, если бы оно пришло. Он страстно искал новое вино Духа, но он забыл, что новое вино должно быть налито в должные меха.
Перспектива Эда была также близорука из-за его взгляда на последнее время. Он мог оказаться правым — Иисус мог вернуться в тот же вечер! Однако, даже хотя мы должны торопиться, как если бы Иисус вернулся скоро, нам также нужно строить сильное основание так, как если бы Он не вернулся в течение тысячи лет
Я стал Христианином в 1969 году, и нам говорили, что Иисус вернётся в течение нескольких лет. Многие мои друзья бросили колледж и жили так, как если бы конец мира должен был наступить в любой момент. Оглядываясь назад, я очень рад, что не последовал их примеру.
Некоторые Христиане похожи на людей, которые оставляют свою работу и едут в Лас-Вегас, чтобы выиграть себе состояние на игровых автоматах. Они осознают, что, если они столкнутся с истинным обновлением, они «станут богатыми», и они готовы положить все свои яйца в эту корзину. Я думаю, что обычная работа довольно скучна по сравнению с этим. Тем не менее, некоторые стороны Царства Божьего базируются на терпеливом осуществлении видения касательно урожая, а не на каком-то виде сенсационного Божественного вмешательства.
Ричард был мастером в создании инфраструктуры для своей церкви. Он совсем не заботился о том, чтобы иметь драматический прорыв, который можно было назвать «обновлением», но его фокус был на ежедневном достижении своего видения. Возможно, он никогда не увидит тысяч спасенных в один день, но его церковь обращала по крайней мере несколько новых людей каждый месяц. И, кроме того, новообращённые эффективно обучались и готовились на служение.
Оба, Эд и Ричард, имели что-то ценное, чтобы сделать вклад в тело Христа. В то время как акцент Эда был на обновлении, подход Ричарда был основан больше на реформации. Если поиски Эда закончатся успехом, Господь вознаградит его голод и изольет новое вино обновления. Ричард тем временем будет методично работать, чтобы произвести духовную реформацию в церкви, готовя мехи, необходимые для того, чтобы содержать в себе новое вино.
В прошлый раз, когда я видел Ричарда, его церковь процветала, однако я воображаю себе день, когда он посетит Эда, прося его о помощи, чтобы пламя обновления могло зажечься и в его церкви. Если Господь ответит призыву Эда об обновлении, он действительно сможет использовать помощь Ричарда в формировании инфраструктуры, чтобы сохранить и отработать полученный урожай.
Я думаю, в конце концов, мы нуждаемся в каждом из них.
Вы слышите призыв?
Бог хочет расширить наше видение и научить нас новым парадигмам по отношению к урожаю. Включает ли ваш взгляд на евангелизм страстное желание и к обновлению, и к реформации Церкви? Есть ли у вас ясная стратегия, как следует добиться урожая? Есть ли другие верующие в вашем окружении, с которыми вы могли бы соединиться и от которых вы могли бы научиться?
Ключевые моменты
· Наше служение сформировано базовыми допущениями и парадигмами, которые мы придерживаемся.
· Времена пробуждения посылаются Богом почти всегда в ответ на отчаянную молитву.
· Истинное обновление решительно меняет всю общину.
· Мы должны молиться и сажать семена, несмотря на то, находимся ли мы во времена обновления или нет.
· Обновление воспламеняет страсть в наших сердцах к Господу и сострадание к неверующим, но мы также нуждаемся в инфраструктуре, чтобы принять к себе и обучить обратившихся в результате этого людей.
Глава 17
Кто-то любит ваш юрод
Представьте себе пугающую сцену: в ваш город вторглась свирепая армия врага. Вы и многие другие захвачены и силой переселены в столицу страны-захватчика. Но все вы гордые и независимые люди, не желающие принимать эту судьбу без борьбы. Должны ли вы объединиться вместе, чтобы попытаться свергнуть правительство, которое поработило вас? Должны ли вы составить план побега однажды ночью: либо вернуться к себе домой, либо найти далекую землю, где вы будете в безопасности?
В этой тяжелой ситуации разные люди заявляют, что имеют слово от Бога. Большинство защищают какую-то форму восстания или побега, но один—единственный пророческий голос даёт вам и другим изгнанникам немыслимый совет:
стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жён и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жён и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь; и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир.
(Иеремия 29:5—7)
Услышав подобный совет, вы могли возразить: «Как! Ты говоришь, что мы должны просто принять наше рабство? И почему из всех на свете именно мы должны просить Бога дать мир и благословение нашим захватчикам?»
Чувствуя, что ваши жалобы не приводят ни к чему, вы прибегаете к последнему аргументу: «А как насчёт всех пророков, которые увещевают нас бросить эту злую цивилизацию, в которой мы оказались? Они явно находятся в большинстве».
Снова Бог говорит через одинокого пророка: «Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся; ложно пророчествуют они вам именем Моим; Я не посылал их, говорит Господь». (Иеремия 29:8—9). Бог продолжает, говоря, что вы можете точно так же наслаждаться вашим временем в чужой земле - вам назначено оставаться здесь в течение семидесяти лет.
Жизнь в чужой земле
Как Христиане, мы проживаем наши жизни — наши «семьдесят лет» (Псалмы 89:10) — в чужой земле. Я рад, что из всех стран на земле я живу в Дмерике, но эта страна не является моим истинным домом. Я гражданин небес, и я один из небесных послов в мире, который отчаянно нуждается в примирении с Богом (Фил. 3:20, 2 Кор. 5:20).
Какой должна быть наша позиция в стране, где нам сейчас выпало жить? В течение всей церковной истории Христиане принимали несколько соперничающих позиций:
• Сдержанность — Подобно гностикам первого века, многие «сверхдуховные» верующие чувствуют превосходство перед миром или выдергивают стихи о способности мира разложить их. В конце концов они изолируют себя в каком-нибудь монастыре или присоединяются к культу или сепаратисткой группе, такой, как Амиш.
• Гнев — Подобно группе «сдержанности» те, кто подходит к окружающему обществу с позиции гнева, следуют духовной гордости. Но вместо того, чтобы держаться особняком в нашей гордости, мы начинаем постоянные атаки на нашу культуру. Рассматривая себя как «моральный голос» нашего общества, мы эгоцентрично ставим себя на роль судьи. Хотя мы могли быть правы касательно многих из тех грехов, на которые мы указываем, наша снисходительная позиция полностью искажает сердце Бога. Евангелистические попытки ограничены, потому что людей редко привлекают ко Христу самоправедные тирады. Как говорится: «Вы можете поймать больше мух при помощи мёда, чем при помощи уксуса». Более того, Галатам 6:1 предостерегает: «Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым». (К Галатам 6:1).
• Поглощённые— в то время как некоторые Христиане держатся особняком или осуждают своё общество, другие стали полностью поглощены его ценностями и стилем жизни. Как показал обзор Джорджа Варна, часто трудно увидеть большую разницу между стилем жизни Христиан и мирских людей вАмерике. Как Лот, мы не только живем в Содоме, мы пришли к компромиссу под его влиянием. Содом влияет на нас гораздо больше, чем мы влияем на него.
• Агапэ— это греческое слово, обозначающее Божью безусловную любовь, данную людям, которые не заслуживают её. Бог возлюбил нас, «когда мы были ещё грешниками...» (К Римлянам 5:8Ь). Он «так возлюбил мир», что послал Сына Своего (см. От Иоанна 3:16). Он взывает к людям, чтобы те покаялись, но мотивирует их делать это своей добротой, а не своим гневом (Рим. 2:4). Христианам, которые хотят точно представлять Господа, нужно действовать с любовью Агапэ к неверующим вокруг них.
Итак, какова ваша позиция по отношению к обществу вокруг вас? Вы держитесь особняком, желая не испачкаться его злыми ценностями? Вы сердиты и смотрите свысока, принимая высокомерный вид по отношению к неверующим? Вы так старательно пытались быть принятыми миром, что пришли к тому, что имитируете его ценности?
Я надеюсь, мы находимся на той же позиции, которую Иисус показал во время тех дней, когда Он был на земле. Он не держался в стороне от неверующих, но был обвинён в том, что Он «...друг мытарям и грешникам». (От Луки 7:34). Он был способен жить в мире и не быть поглощённым им. Он молился за Своих последователей: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (От Иоанна 17:15).
Как Израильтяне в изгнании в Вавилоне, мы живём в чужой земле. Но это не должно быть основанием для бунта, побега или гнева. Скорее, мы призваны принять положение слуги, следуя примеру нашего Господа. Отложив в сторону наши одеяния превосходства, мы должны налить воду в таз и «омыть ноги» нашему обществу (См. Иоанна 13:1—5).