Перечень вопросов к экзамену

Судьба человека и судьба народа в романе М.А. Шолохова

«Тихий Дон»

Задание.

1. Письменно составить хронологическую таблицу «Этапы жизни и творчества М.А. Шолохова».

2. Составить письменный конспект одной из предложенных работ.

3. Схематически представить систему образов в романе.

Вопросы.

1. История создания романа. Эпиграфы к нему. Смысл названия.

2. Полемика вокруг авторства «Тихого Дона».

3. Особенности жанра. Смысл эпиграфов. Смысл названия романа.

4. Картины жизни донских казаков в романе.

5. «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова (Первая мировая война в романе).

6. «В мире, расколотом надвое» (Гражданская война в изображении Шолохова).

7. Судьба Григория Мелехова как отражение национальной трагедии.

8. Женские образы (Аксинья, Наталья, Ильинична, Дарья).

9. Пейзаж и его функция в романе.

Литература

1. Гура В.В. Как создавался «Тихий Дон»: Творческая история романа М. Шолохова. – М., 1989.

2. Кто написал «Тихий дон»?: Проблема авторства «Тихого Дона». – М., 1989.

3. Медведева И.Н. Стремя «Тихого Дона»: Загадки романа. – М., 1993.

4. Нянковский М.А. Изучаем «Тихий Дон» // Литература в школе. – 1997. - № 1. – С. 96-110; № 2. – С. 95-103.

5. Семанов С.П. В мире «Тихого Дона». – М., 1987.

6. Чернова И.И. «Тихий Дон» М.А. Шолохова в выпускном классе // Литература в школе. – 1994. - № 4. – С. 58-64.

Поэма А.Т. Твардовского «По праву памяти»

Как героическая и драматическая летопись народной жизни 30-60-х годов

1. А.Т. Твардовский – редактор «Нового мира» (доклад).

2. Основные темы произведения:

- тема раскаяния и личной вины человека;

- тема памяти и забвения;

- тема исторического возмездия;

- тема «сыновней ответственности».

3. Вопросы для беседы по поэме:

а) Расскажите о трагедии русского крестьянства и народа в целом в 1930-1940-е годы, используя строки из поэмы.

б) Можно ли определить жанр поэмы как «семейная трагедия»?

в) Расскажите, используя цитаты, об образе отца в поэме. Почему многократно повторяются слова: «Сын за отца не отвечает»?

г) Как показан «отец народный» Сталин в поэме?

д) Почему ночь, когда умер Сталин, автор поэмы называет «благо»?

е) Определите ключевые слова поэмы. Как они помогают понять замысел поэмы?

4. Уроки прошлого и поэтическое завещание будущим поколениям в поэме.

5. Значение поэмы А. Твардовского «По праву памяти». Поэма в списке «возвращенной литературы».

Литература

1. Лакшин В. «Новый мир» во времена Хрущева: Дневник и попутное (1953-1964). – М., 1991.

2. Кондратович А.И. Новомирский дневник: 1964-1970. – М., 1991.

3. Кондратович А.И. Александр Твардовский. Поэзия и личность. – М., 1985.

4. Македонов А. Творческий путь А. Твардовского. Дома и дороги. – М., 1981.

5. Лакшин В. Открытая дверь. – М., 1989.

6. Муравьев А.Н. Творчество А.Т. Твардовского. – М., 1981.

7. Романова Р.М. Александр Твардовский: Страницы жизни и творчества. – М., 1989.

8. Буртин Ю. «Вам, из другого поколенья…»: К публикации поэмы А. Твардовского «По праву памяти» // Октябрь. – 1987. - № 8. – С. 191-202.

9. Кондратович А.И. «Ровесник любому поколенью»: Документальная повесть о А.Т. Твардовском. – М., 1984.

10. Морасева А.С. «Голос памяти правдивой…»: Поэма А.Т. Твардовского «По праву памяти» в 10 классе // Литература в школе. – 1989. - № 4. – С. 132-135.

11. Страшнов С. Драма ощущения: О последних поэмах А. Твардовского//Литературное обозрение. – 1990. - № 6. – С. 8-15.

12. Нравственно-философское звучание темы памяти в поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти» // Сборник сочинений по русской литературе ХХ века. – М., 1995. – С. 53-57.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

(8 семестр)

1. Черты переходной эпохи 1917-1920 гг. Литературно-общественная ситуация. Литературные группировки.

2. Особенности развития прозы и поэзии 20-х гг.

3. А.А. Блок и революция. Поэма «Двенадцать».

4. Зарождение и развитие историко-революционной тематики как особого идейно-эстетического явления в литературе 20-30-х гг. (А. Фадеев, М. Шолохов, А. Серафимович, И. Бабель, Б. Пильняк и др.).

5. Проблемы «нового гуманизма», «интеллигенции и революции» в романе А. Фадеева «Разгром».

6. Творческий путь С. Есенина (3 стихотворения наизусть).

7. Темы и мотивы лирики М.И. Цветаевой (2 стихотворения наизусть).

8. Сатирическое изображение послереволюционной действительности в литературе 1920-30-х гг. (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, и др.).

9. Философское и сатирическое осмысление современности 20-30-х гг. в творчестве М. Булгакова.

10. М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».

11. Русская литература 30-х годов (обзор). Становление нового творческого метода – социалистического реализма.

12. Творческий путь А. Ахматовой в 20-40-е гг. История и личная судьба в поэме «Реквием».

13. Особенности литературы русского зарубежья; представители первой волны русской эмиграции, основные темы.

14. «Петр Первый» А. Толстого как явление советского исторического романа.

15. Идея «организации жизни» в романе А. Платонова «Котлован».

16. Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон».

17. Драматургия 20-30-х гг.

18. Творчество одного из представителей 1 волны русской эмиграции.

19. Осип Мандельштам как продолжатель традиций Серебряного века. Человек и эпоха. Основные мотивы поэзии О. Мандельштама (2 стихотворения наизусть).

20. Литература периода ВОв. «Человек мирный и человек на войне» в прозе 1941-1955 гг. (К. Симонов, Э. Казакевич, Б. Горбатов, М. Шолохов, В. Некрасов и др.).

21. Поэзия военных лет (М. Исаковский, К. Симонов, А. Ахматова, В. Лебедев-Кумач и др.). Наизусть 2-3 стиха.

22. Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как лирическая эпопея о войне. Герой и автор в поэме.

23. Творчество М. Пришвина. «Человек и природа как предмет любви» («Кладовая солнца», «Корабельная чаща», «Лесная капель»).

24. Особенности поэтического мира Б.Л. Пастернака. (2 стих. наизусть).

Наши рекомендации