Лоцманская Каменка – легендарная столица хозяев порогов
Лоцманская Каменка или просто Лоц-Каменка - сейчас это небольшое село на южной окраине Днепропетровска. В прошлом – центр уникальной полулегендарной профессии. Лоцманы – знаменитые перевозчики через Днепровские пороги – известны со времен Средневековья. Несколько столетий здесь складывались особые профессиональные и культурные традиции, память о которых сохранилась и теперь.
В названии слободы Лоцманская Каменка запечатлелись и сами Днепровские пороги, и название профессии тех, кто служил единственным проводником через эту природную преграду. Лоцман – (голландское loodsman, от голландского loodsen – вести корабль) – специалист по проводке судов, хорошо знающий местные условия плавания. До 1932 г., когда был пущен Днепрогэс, тысячелетиями путь водам Днепра в этом месте преграждали знаменитые пороги – выходы скальной породы, которых начитывалось девять. Кодацкий, Сурский, Лоханский. Звонецкий, Ненасытецкий, Вовнигский, Будиловский, Лишний, Вильный. Первый порог – Кодацкий – находился напротив села Старые Кодаки в окрестностях Днепропетровска.
Еще после строительства Старого Кодака (1635 г.) на месте нынешней Лоц-Каменки возникли зимовники. Устойчивое заселение местности началось с 1750 г. По приказу Запорожского Коша сюда перевели часть лоцманов из Ненасытецкой береговой стражи «гребной флотилии» (Ненасытецкий порог находился напротив современного села Войсковое). Оформление лоцманской организации произошло уже в конце XVIII века. Наместник князь Потемкин поручил заниматься вопросами судоходства своему помощнику полковнику Леонтию Фалееву. Тот предложил проект устройства каналов в обход самых больших порогов, который был частично реализован. Фалеев также принялся формировать организацию лоцманов. В 1785 г. 42 человека вызвались постоянно проводить суда через пороги. А через два года в лоцманы «записалось» уже 120 человек. В 1787 г. произошло многократно описанное событие – лоцманы переправили через пороги флотилию императрицы Екатерины II в составе более 80 судов. Атаман Мусий Пивторак и его помощник Непокрытенко были щедро награждены царицей.
После этого 19 декабря 1787 г. Потемкин «предложил» местной Казенной Палате поселить лоцманов в количестве 121 человек в Каменке под командой полковника Фалеева. Он приказал освободить лоцманов от казенных налогов и от рекрутской повинности. Обязанностью лоцманской общины было расчищать русло реки и проводить суда от Каменки до Кичкаса и Хортицы. Определили им и жалованье – 25 рублей в год. С течением времени лоцманская община расширялась. Указом 1811 г. в лоцманы были определены все поселяне Каменки и Старого Кодака от 20 до 60 лет.
Лоцманская община – наследница казачества – была основана на демократических началах. Дважды в год – перед открытием навигации и перед ее завершением – община поселка проводила общее собрание, решала основные вопросы и избирала атамана, его помощника, скарбника и писаря. Постепенно оформилась и слобода лоцманов – Лоцманская Каменка. Слобода – потому, что жители были освобождены от общих казенных повинностей. Лоцманы были самоуправляемой единицей, приписанной к Министерству путей сообщения, и только в 1879 г. их передали в подчинение «местным учреждениям». В 1872 г. в Лоц-Каменке проживало 2022 человека. В 1908 г. на средства общины в Лоц-Каменке построили двухклассную земскую школу. В 1925 г. в селе жили 4405 человек.
Начало тридцатых годов ХХ века стало коренным переломом в жизни Лоцманской Каменки. В 1932 г. заработал на полную мощность ДнепроГЭС, и древняя профессия лоцмана в одночасье оказалась не нужна. Поднявшаяся вода затопила не только пороги, но и близлежащую к реке часть самой Лоц-Каменки. Григорий Омельченко, автор воспоминаний о днепровских лоцманах, вспоминал, как Дмитрий Яворницкий говорил его отцу, тоже лоцману, в 1930-е гг.: «Не почуємо більше, як шумлять пороги, Микито, не вернеться минула слава». И только один раз пороги снова показались из воды – в 1941 г., когда был взорван ДнепроГЭС. На короткое время профессия лоцмана снова оказалась востребованной, но после восстановления плотины и мирной жизни – отошла в историю, стала предметом сказаний и легенд.
Во второй половине ХХ века к территории села все ближе подступала застройка мегаполиса. К восьмидесятым годам древняя лоцманская слобода и вовсе оказалась на окраине огромного жилого массива «Победа», по соседству с кварталами многоэтажек. Последний раз город активно «вторгся» в пределы слободы, когда потребовалось снести несколько усадеб для устройства транспортной развязки перед Южным мостом (открыт в 2000 г.).
В Лоцманской Каменке в 1901 г. родился легендарный генерал и партизанский командир, дважды Герой Советского Союза Алексей Федорович Федоров (1901–1989). Строго говоря, в Лоц-Каменке Федоров воспитывался с самого раннего детства. Он происходил из «заведенских» – сироту подкинули в приют («заведение») Екатеринославской земской больницы. Отсюда его взяла на воспитание семья лоцмана Максима Костыри.
Лоцманская профессия сейчас стала историей, но сохраняется в памяти потомков. Известна личность Григория Омельченко (1911–2003), которого называли «последний днепровский лоцман». Потомственный лоцман, педагог, он много лет добивался открытия специального музея – и такой музей открыли в 1994 г. в Лоц-Каменском Доме культуры. Он автор воспоминаний «Спогади лоцмана порогів Дніпрових», которые выдержали уже два издания. По его же инициативе в 1998 г. в поселке открыли каменную глыбу – памятник лоцманам.
Исторические традиции сохраняются и в символике. 22 апреля 2000 г. общее собрание жителей Лоцманской Каменки утвердило символы поселка – герб и хоругвь. Герб – на синем щите изображен запорожский казак с золотым лоцманским веслом в руке, окруженный девятью серебряными треугольниками. Хоругвь – синее квадратное полотнище, на котором изображены четыре перекрещенных лоцманских весла желтого цвета, а между ними девять белых равнобедренных треугольников.
***
К сожалению, история древних поселений на территории нашего города не очень широко известна. Богатая история и интересные исторические объекты мало знакомы горожанам и туристам. На мой взгляд, нужно всячески популяризировать историю этих поселений, включать их достопримечательности в туристические маршруты», - завершает свой рассказ Максим Кавун.