Литературоведение как наука. Ее история, предмет, основные теоретические задачи.

ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы и темы Содержание учебного материала: лекционных и семинарских занятий  
 
Раздел 1. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА  
Тема 1.1. Филология. Литературоведение. Теория литературы. Содержание учебного материала  
Филология. Происхождение термина. История филологии. Филология Античности. Классическая филология. Новая филология.  
Литературоведение. Предмет. Задачи. Отрасли литературоведения (теория литературы, история литературы, литературная критика)  
Лекция.  
Самостоятельная работа студента  
Тема 1.2. Основные литературоведческие методы. История русского литературоведения (обзор) Содержание учебного материала  
Литература как система. Системный подход в изучении литературы.  
Биографический метод (Сент-Бев).  
Мифологическая школа.  
Культурно-исторический метод (И.Тэн). Понятие историзма.  
Сравнительно-исторический метод (А.Н.Веселовский). Компаративистика (М.М.Бахтин).  
Формальный метод (В.Шкловский, Ю.Тынянов). Структурализм (Ю.М.Лотман).  
Лекция  
Семинарское занятие  
Самостоятельная работа студента  
Раздел 2. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ  
Тема 2.1. Аспекты содержания художественного произведения Содержание учебного материала  
Художественный образ. Образ эпический, лирический и драматический.    
План содержания художественного произведения. Тематика (проблематика). Аспекты тематики.    
Идея. Пафос. Проблема авторской интенции    
Лекция  
Самостоятельная работа студента  
Тема 2.2. Уровни формы художественного произведения Содержание учебного материала  
Мир художественного произведения (образ-персонаж, образ-вещь, пейзаж, интерьер, фабула и конфликт, художественное пространство, художественное время).    
Художественная речь.  
Композиция текста (архитектоника). Основной текст и заголовочно-финальный комплекс.    
Композиция мира художественного произведения: сюжет, система персонажей, хронотоп.    
Основы нарратологии. Нарратив, нарратор, наррататор. Виды нарратора: имплицитный и эксплицитный, безличный нарратор, повествователь, рассказчик. Виды наррататора: имплицитный и эксплицитный.  
Лекция  
Самостоятельная работа студента  
Тема 2.3. Поэтический язык. Художественная речь Содержание учебного материала  
Язык как материал литературы Поэтический язык. Литература как вторичная моделирующая система. Художественный текст как сложно построенный смысл.    
Художественная речь: фонетика, лексика, синтаксис. Номинативная и лексико-экспрессивная функции речи.Иносказательная изобразительность и выразительность. Тропы. Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи.    
Анализ лексического уровня стихотворения В. Маяковского «Адище города».    
Языковая организация и хронотоп в элегии А.С.Пушкина «Погасло дневное светило…».    
 
Антитеза как языковой и композиционный прием в рассказе И.Бунина «Часовня».  
Лекция  
Практические занятия  
Самостоятельная работа студента  
Раздел 3. УЧЕНИЕ О ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ РОДОВАЯ И ЖАНРОВО-ВИДОВАЯ ТИПОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
Тема 3.1. Стадиальность развития литературы Содержание учебного материала  
Динамика литературного процесса. Понятие традиции и новаторства в литературе.  
Стадии литературного развития: «архаический» период, период «поэтики стиля и жанра», период «индивидуально-творческого художественного сознания».  
Эпоха и стиль. Главные этапы развития европейской художествен­ной культуры (античность, средневековье, Возрождение, барокко, класси­цизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм) и литература. Культурно-историческая специфика развития русской литературы.    
Стиль эпохи и творческая индивидуальность автора. Литературные направления и течения. Понятия литературного на­правления и течения; их связь с жанровыми процессами. Жанровая систе­ма как «срезовая» характеристика литературной жизни определенного ис­торического периода.    
Лекция  
Практическое занятие  
Самостоятельная работа студента  
Тема 3.2. Эстетика и генезис литературных родов. Понятие жанра Содержание учебного материала  
Происхождение литературных родов.    
Критерии родового деления литературы. Основополагающие черты эпоса, лирики и драмы.    
Жанр как поэтологическая категория. Жанр как тип построения и завершения целого. Исторический характер жанра и проблема жанрового канона.    
Типология жанров.    
Лекция  
Семинарское занятие  
Самостоятельная работа студента  
Тема 3.3. Анализ эпического произведения. Архитектоника «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» А.С.Пушкина Содержание учебного материала  
Родовые черты эпических произведений. Специфика хронотопа эпических произведений разных жанров.    
Композиция текста «Повестей Белкина». Компоненты рамочного текста и их функция: заглавия, эпиграфы и примечания издателя.    
  Цикл как сверхжанровое единство. Целостность цикла и целостность произведения.  
Анализ композиции текста «Повестей Белкина» как цикла.    
Практическое занятие  
Самостоятельная работа студента  
Тема 3.4. Нарратологический анализ произведения. Композиция сюжета и система нарраторов в «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» А.С.Пушкина. Содержание учебного материала  
Композиция мира художественного произведения.  
Понятия «фабула», «сюжет», «нарратив», «событие рассказывания», «нарратор», «наррататор».  
Виды нарратора: имплицитный и эксплицитный; безличный нарратор, повествователь, рассказчик. Виды наррататора: имплицитный и эксплицитный.  
Анализ композиции сюжета в «Повестях Белкина». Приемы сюжетной инверсии, умолчания и др. и их функция.  
«Событие рассказывания» и система нарраторов/наррататоров в «Повестях Белкина».  
Практическое занятие  
Самостоятельная работа студента  
Тема 3.5. Проблема выражения субъекта (носителя речи) в лирике. Типология лирических жанров Содержание учебного материала  
Проблема выражения субъекта (носителя речи) в лирике. Лирика автопсихологическая и ролевая.  
Типология лирических субъектов по Корману: автор-повествователь, собственно автор, лирическое «я», лирический герой, герой ролевой лирики.  
Генезис и сущность понятия «лирический герой» (Ю.Тынянов, Л. Гинзбург и др.)  
Типология лирических жанров. Лирический субъект и лирический жанр.  
Практическое занятие  
Самостоятельная работа студента  
Тема 3.6. Лирические и лироэпические жанры. Трансформация жанра поэмы Содержание учебного материала  
Лироэпические жанры (баллада, поэма, роман в стихах).  
Поэма как лиро-эпический жанр. Основные жанрообразующие признаки поэмы  
Исторические трансформации жанра поэмы.    
Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» как лирическая (романтическая) поэма.  
Поэма как «повесть в стихах». Анализ «петербургской повести» А.С.Пушкина «Медный всадник». Преобладание эпического начала.  
Поэма в прозе – «Мертвые души» Н.В.Гоголя.  
Цикл и поэма. Анализ поэмы Анны Ахматовой «Реквием».  
Практическое занятие  
Самостоятельная работа студента  
Тема 3.7. Анализ драматического произведения. Исторические трансформации драмы. Содержание учебного материала  
Драма как изобразительный род литературы    
История драмы. Возникновение драмы (трагедии) из диониссийского культа. Особенности древнегреческой трагедии (сюжеты, конфликт, структура, роль хора в трагедии). Древнегреческий театр (организация сценического действия).    
Театр Шекспира (организация сценического действия; сюжеты; синтез трагического и комического, реального и фантастического; композиционная свобода).    
Трагедия и комедия эпохи классицизма. Трактат Н.Буало. Классицистический театр (иерархия жанров; требования соблюдения трех единств: действия, времени, места; особенности конфликта; герои (система амплуа; говорящие фамилии). Фонвизин «Недоросль». Черты классицизма в комедии.    
Мещанская драма эпохи просвещения (расшатывание классицистических норм; демократизация языка). Г.Лессинг «Гамбургская драматургия», Д.Дидро «Трактат об актере»    
Реалистическая драма. «Горе от ума» А.С.Грибоедова (черты классицизма и черты реализма). А.С.Пушкин «Борис Годунов» (нарушение основных принципов классицистической драмы; традиции драматургии Шекспира). Драмы А.Н.Островского. «Картины жизни» (Добролюбов). Жанровая неопределенность «Грозы». Этапы развития конфликта.    
«Новая драма». Чехов А.П. «Вишневый сад» (особенности конфликта, системы персонажей и др.).    
Практическое занятие  
Самостоятельная работа студента  
Раздел 4. ОСНОВЫ СТИХОВЕДЕНИЯ  
Тема 4.1. Основы стиховедения. Речь стихотворная и прозаическая. Системы стихосложения. Строфика Содержание учебного материала  
Речь стихотворная и прозаическая. Понятие стиха и метра. Свободный стих.    
Просодия. Системы стихосложения: силлабическая, тоническая (тоника народно-песенная и литературная), силлабо-тоническая. Дольник.    
Стопа. Метр. Размер. Основные метры силлабо-тоники.    
Отклонения от стопового метра. Акцентные облегчения и утяжеления стопы (пиррихий, спондей, бакхий, антибакхий, трибрахий, амфимакра)    
Анакруза, клаузула, цезура.  
История русского стихосложения. Народно-песенная тоника. Заимствование силлабики (Ф. Прокопович). Реформа русского стихосложения Тредиаковского и Ломоносова. Ритмические эксперименты модернистов.    
Стихотворная речь строфическая и астрофическая. Понятие строфы. Классификация строф.    
Лекция  
Семинарское занятие  
Практическое занятие  
Самостоятельная работа студента  
Тема 4.2. Рифма. Типология и история русской рифмы   Содержание учебного материала  
Рифма. Типология рифм: по слоговому объему (мужские, женские, дактилические, гипердактилические); по звучанию (точные, неточные, приблизительные, ассонансы, диссонансы); по месту в слове (префиксальные, префиксально-корневые, корневые, суффиксальные, суффиксально-флексивные, флексивные, эхо-рифмы, повторяющиеся, богатые и бедные, левые и правые и пр.); по количеству участвующих в созвучии слов (одинарные и составные); по положению в стихе (конечные, начальные, стыковые, внутренние); по лексическому составу (омонимические, тавтологические); по месту ударения (равноударные, неравноударные); по «грамматическому родству рифмочленов (грамматические и аграмматические) и т.д  
История русской рифмы. Художественные функция, происхождение и историческая эволюция русской рифмы: от грамматической к аграмматической; от точной к неточной; «полевение» (Брюсов).  
Лекция  
Практическое занятие  
Самостоятельная работа студента  
             

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

Тема 1.2.

ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

План занятия:

Литературоведение как наука. Ее история, предмет, основные теоретические задачи.

2. История русского литературоведения XVIII-XIX веков.

А) Истоки русского литературоведения.

Б) Теоретико-литературные взгляды в России XVIII века. В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов.

В) Русское литературоведение первой трети XIX века.

Литература:

· Лоскутникова М. Б. Русское литературоведение XVIII-XIX веков: истоки, развитие, формирование методологий. Учебное пособие. М.: Флинта, 2009. - 349 с. Интернет-ресурс: http://www.biblioclub.ru/57988_Russkoe_literaturovedenie_XVIIIXIX_vekov_istoki_razvitie_formirovanie_metodologii_Uchebnoe_posobie.html

· Николаев А.П., Курилов А.С., Гришунин А.А. История русского литературоведения: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1980. (Главы «Возникновение русского литературоведения», «Русское литературоведение первой половины XIX века»)

Г) Академические школы русского литературоведения XIX века: мифологическая, культурно-историческая, сравнительно-историческая, психологическая.

Литература:

· Академические школы в русском литературоведении / Николаев А.П., Курилов А.С., Гришунин А.А. История русского литературоведения: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1980.

3. Мифологическая школа в западно-европейском и русском литературоведении.

Литература:

· Мелетинский Е.М. Новейшие теории мифа и ритуально-мифологический подход к литературе / Е.М. Мелетинский. Поэтика мифа. – М.: Академический проект, Мир, 2012. (Параграфы «Историческое введение», «“Ремифологизация” в философии и культурологи», «Русская и советская наука о мифотворчестве». См. также Интернет-ресурс: сайт «Библиотека Гумер» http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/melet1/index.php

· Мифологическая критика / Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия / Под ред. Е.А. Цургановой. – М: Intrada, 2004. С. 258-262.

· Мифологическая школа / Николаев А.П., Курилов А.С., Гришунин А.А. История русского литературоведения: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1980.

Наши рекомендации