Литературоведение как наука. Ее история, предмет, основные теоретические задачи.
ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы и темы | Содержание учебного материала: лекционных и семинарских занятий | |||||
Раздел 1. | ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА | |||||
Тема 1.1. Филология. Литературоведение. Теория литературы. | Содержание учебного материала | |||||
Филология. Происхождение термина. История филологии. Филология Античности. Классическая филология. Новая филология. | ||||||
Литературоведение. Предмет. Задачи. Отрасли литературоведения (теория литературы, история литературы, литературная критика) | ||||||
Лекция. | ||||||
Самостоятельная работа студента | ||||||
Тема 1.2. Основные литературоведческие методы. История русского литературоведения (обзор) | Содержание учебного материала | |||||
Литература как система. Системный подход в изучении литературы. | ||||||
Биографический метод (Сент-Бев). | ||||||
Мифологическая школа. | ||||||
Культурно-исторический метод (И.Тэн). Понятие историзма. | ||||||
Сравнительно-исторический метод (А.Н.Веселовский). Компаративистика (М.М.Бахтин). | ||||||
Формальный метод (В.Шкловский, Ю.Тынянов). Структурализм (Ю.М.Лотман). | ||||||
Лекция | ||||||
Семинарское занятие | ||||||
Самостоятельная работа студента | ||||||
Раздел 2. | ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ | |||||
Тема 2.1. Аспекты содержания художественного произведения | Содержание учебного материала | |||||
Художественный образ. Образ эпический, лирический и драматический. | ||||||
План содержания художественного произведения. Тематика (проблематика). Аспекты тематики. | ||||||
Идея. Пафос. Проблема авторской интенции | ||||||
Лекция | ||||||
Самостоятельная работа студента | ||||||
Тема 2.2. Уровни формы художественного произведения | Содержание учебного материала | |||||
Мир художественного произведения (образ-персонаж, образ-вещь, пейзаж, интерьер, фабула и конфликт, художественное пространство, художественное время). | ||||||
Художественная речь. | ||||||
Композиция текста (архитектоника). Основной текст и заголовочно-финальный комплекс. | ||||||
Композиция мира художественного произведения: сюжет, система персонажей, хронотоп. | ||||||
Основы нарратологии. Нарратив, нарратор, наррататор. Виды нарратора: имплицитный и эксплицитный, безличный нарратор, повествователь, рассказчик. Виды наррататора: имплицитный и эксплицитный. | ||||||
Лекция | ||||||
Самостоятельная работа студента | ||||||
Тема 2.3. Поэтический язык. Художественная речь | Содержание учебного материала | |||||
Язык как материал литературы Поэтический язык. Литература как вторичная моделирующая система. Художественный текст как сложно построенный смысл. | ||||||
Художественная речь: фонетика, лексика, синтаксис. Номинативная и лексико-экспрессивная функции речи.Иносказательная изобразительность и выразительность. Тропы. Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи. | ||||||
Анализ лексического уровня стихотворения В. Маяковского «Адище города». | ||||||
Языковая организация и хронотоп в элегии А.С.Пушкина «Погасло дневное светило…». | ||||||
Антитеза как языковой и композиционный прием в рассказе И.Бунина «Часовня». | ||||||
Лекция | ||||||
Практические занятия | ||||||
Самостоятельная работа студента | ||||||
Раздел 3. | УЧЕНИЕ О ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ РОДОВАЯ И ЖАНРОВО-ВИДОВАЯ ТИПОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |||||
Тема 3.1. Стадиальность развития литературы | Содержание учебного материала | |||||
Динамика литературного процесса. Понятие традиции и новаторства в литературе. | ||||||
Стадии литературного развития: «архаический» период, период «поэтики стиля и жанра», период «индивидуально-творческого художественного сознания». | ||||||
Эпоха и стиль. Главные этапы развития европейской художественной культуры (античность, средневековье, Возрождение, барокко, классицизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм) и литература. Культурно-историческая специфика развития русской литературы. | ||||||
Стиль эпохи и творческая индивидуальность автора. Литературные направления и течения. Понятия литературного направления и течения; их связь с жанровыми процессами. Жанровая система как «срезовая» характеристика литературной жизни определенного исторического периода. | ||||||
Лекция | ||||||
Практическое занятие | ||||||
Самостоятельная работа студента | ||||||
Тема 3.2. Эстетика и генезис литературных родов. Понятие жанра | Содержание учебного материала | |||||
Происхождение литературных родов. | ||||||
Критерии родового деления литературы. Основополагающие черты эпоса, лирики и драмы. | ||||||
Жанр как поэтологическая категория. Жанр как тип построения и завершения целого. Исторический характер жанра и проблема жанрового канона. | ||||||
Типология жанров. | ||||||
Лекция | ||||||
Семинарское занятие | ||||||
Самостоятельная работа студента | ||||||
Тема 3.3. Анализ эпического произведения. Архитектоника «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» А.С.Пушкина | Содержание учебного материала | |||||
Родовые черты эпических произведений. Специфика хронотопа эпических произведений разных жанров. | ||||||
Композиция текста «Повестей Белкина». Компоненты рамочного текста и их функция: заглавия, эпиграфы и примечания издателя. | ||||||
Цикл как сверхжанровое единство. Целостность цикла и целостность произведения. | ||||||
Анализ композиции текста «Повестей Белкина» как цикла. | ||||||
Практическое занятие | ||||||
Самостоятельная работа студента | ||||||
Тема 3.4. Нарратологический анализ произведения. Композиция сюжета и система нарраторов в «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» А.С.Пушкина. | Содержание учебного материала | |||||
Композиция мира художественного произведения. | ||||||
Понятия «фабула», «сюжет», «нарратив», «событие рассказывания», «нарратор», «наррататор». | ||||||
Виды нарратора: имплицитный и эксплицитный; безличный нарратор, повествователь, рассказчик. Виды наррататора: имплицитный и эксплицитный. | ||||||
Анализ композиции сюжета в «Повестях Белкина». Приемы сюжетной инверсии, умолчания и др. и их функция. | ||||||
«Событие рассказывания» и система нарраторов/наррататоров в «Повестях Белкина». | ||||||
Практическое занятие | ||||||
Самостоятельная работа студента | ||||||
Тема 3.5. Проблема выражения субъекта (носителя речи) в лирике. Типология лирических жанров | Содержание учебного материала | |||||
Проблема выражения субъекта (носителя речи) в лирике. Лирика автопсихологическая и ролевая. | ||||||
Типология лирических субъектов по Корману: автор-повествователь, собственно автор, лирическое «я», лирический герой, герой ролевой лирики. | ||||||
Генезис и сущность понятия «лирический герой» (Ю.Тынянов, Л. Гинзбург и др.) | ||||||
Типология лирических жанров. Лирический субъект и лирический жанр. | ||||||
Практическое занятие | ||||||
Самостоятельная работа студента | ||||||
Тема 3.6. Лирические и лироэпические жанры. Трансформация жанра поэмы | Содержание учебного материала | |||||
Лироэпические жанры (баллада, поэма, роман в стихах). | ||||||
Поэма как лиро-эпический жанр. Основные жанрообразующие признаки поэмы | ||||||
Исторические трансформации жанра поэмы. | ||||||
Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» как лирическая (романтическая) поэма. | ||||||
Поэма как «повесть в стихах». Анализ «петербургской повести» А.С.Пушкина «Медный всадник». Преобладание эпического начала. | ||||||
Поэма в прозе – «Мертвые души» Н.В.Гоголя. | ||||||
Цикл и поэма. Анализ поэмы Анны Ахматовой «Реквием». | ||||||
Практическое занятие | ||||||
Самостоятельная работа студента | ||||||
Тема 3.7. Анализ драматического произведения. Исторические трансформации драмы. | Содержание учебного материала | |||||
Драма как изобразительный род литературы | ||||||
История драмы. Возникновение драмы (трагедии) из диониссийского культа. Особенности древнегреческой трагедии (сюжеты, конфликт, структура, роль хора в трагедии). Древнегреческий театр (организация сценического действия). | ||||||
Театр Шекспира (организация сценического действия; сюжеты; синтез трагического и комического, реального и фантастического; композиционная свобода). | ||||||
Трагедия и комедия эпохи классицизма. Трактат Н.Буало. Классицистический театр (иерархия жанров; требования соблюдения трех единств: действия, времени, места; особенности конфликта; герои (система амплуа; говорящие фамилии). Фонвизин «Недоросль». Черты классицизма в комедии. | ||||||
Мещанская драма эпохи просвещения (расшатывание классицистических норм; демократизация языка). Г.Лессинг «Гамбургская драматургия», Д.Дидро «Трактат об актере» | ||||||
Реалистическая драма. «Горе от ума» А.С.Грибоедова (черты классицизма и черты реализма). А.С.Пушкин «Борис Годунов» (нарушение основных принципов классицистической драмы; традиции драматургии Шекспира). Драмы А.Н.Островского. «Картины жизни» (Добролюбов). Жанровая неопределенность «Грозы». Этапы развития конфликта. | ||||||
«Новая драма». Чехов А.П. «Вишневый сад» (особенности конфликта, системы персонажей и др.). | ||||||
Практическое занятие | ||||||
Самостоятельная работа студента | ||||||
Раздел 4. | ОСНОВЫ СТИХОВЕДЕНИЯ | |||||
Тема 4.1. Основы стиховедения. Речь стихотворная и прозаическая. Системы стихосложения. Строфика | Содержание учебного материала | |||||
Речь стихотворная и прозаическая. Понятие стиха и метра. Свободный стих. | ||||||
Просодия. Системы стихосложения: силлабическая, тоническая (тоника народно-песенная и литературная), силлабо-тоническая. Дольник. | ||||||
Стопа. Метр. Размер. Основные метры силлабо-тоники. | ||||||
Отклонения от стопового метра. Акцентные облегчения и утяжеления стопы (пиррихий, спондей, бакхий, антибакхий, трибрахий, амфимакра) | ||||||
Анакруза, клаузула, цезура. | ||||||
История русского стихосложения. Народно-песенная тоника. Заимствование силлабики (Ф. Прокопович). Реформа русского стихосложения Тредиаковского и Ломоносова. Ритмические эксперименты модернистов. | ||||||
Стихотворная речь строфическая и астрофическая. Понятие строфы. Классификация строф. | ||||||
Лекция | ||||||
Семинарское занятие | ||||||
Практическое занятие | ||||||
Самостоятельная работа студента | ||||||
Тема 4.2. Рифма. Типология и история русской рифмы | Содержание учебного материала | |||||
Рифма. Типология рифм: по слоговому объему (мужские, женские, дактилические, гипердактилические); по звучанию (точные, неточные, приблизительные, ассонансы, диссонансы); по месту в слове (префиксальные, префиксально-корневые, корневые, суффиксальные, суффиксально-флексивные, флексивные, эхо-рифмы, повторяющиеся, богатые и бедные, левые и правые и пр.); по количеству участвующих в созвучии слов (одинарные и составные); по положению в стихе (конечные, начальные, стыковые, внутренние); по лексическому составу (омонимические, тавтологические); по месту ударения (равноударные, неравноударные); по «грамматическому родству рифмочленов (грамматические и аграмматические) и т.д | ||||||
История русской рифмы. Художественные функция, происхождение и историческая эволюция русской рифмы: от грамматической к аграмматической; от точной к неточной; «полевение» (Брюсов). | ||||||
Лекция | ||||||
Практическое занятие | ||||||
Самостоятельная работа студента | ||||||
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ
Тема 1.2.
ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
План занятия:
Литературоведение как наука. Ее история, предмет, основные теоретические задачи.
2. История русского литературоведения XVIII-XIX веков.
А) Истоки русского литературоведения.
Б) Теоретико-литературные взгляды в России XVIII века. В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов.
В) Русское литературоведение первой трети XIX века.
Литература:
· Лоскутникова М. Б. Русское литературоведение XVIII-XIX веков: истоки, развитие, формирование методологий. Учебное пособие. М.: Флинта, 2009. - 349 с. Интернет-ресурс: http://www.biblioclub.ru/57988_Russkoe_literaturovedenie_XVIIIXIX_vekov_istoki_razvitie_formirovanie_metodologii_Uchebnoe_posobie.html
· Николаев А.П., Курилов А.С., Гришунин А.А. История русского литературоведения: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1980. (Главы «Возникновение русского литературоведения», «Русское литературоведение первой половины XIX века»)
Г) Академические школы русского литературоведения XIX века: мифологическая, культурно-историческая, сравнительно-историческая, психологическая.
Литература:
· Академические школы в русском литературоведении / Николаев А.П., Курилов А.С., Гришунин А.А. История русского литературоведения: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1980.
3. Мифологическая школа в западно-европейском и русском литературоведении.
Литература:
· Мелетинский Е.М. Новейшие теории мифа и ритуально-мифологический подход к литературе / Е.М. Мелетинский. Поэтика мифа. – М.: Академический проект, Мир, 2012. (Параграфы «Историческое введение», «“Ремифологизация” в философии и культурологи», «Русская и советская наука о мифотворчестве». См. также Интернет-ресурс: сайт «Библиотека Гумер» http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/melet1/index.php
· Мифологическая критика / Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия / Под ред. Е.А. Цургановой. – М: Intrada, 2004. С. 258-262.
· Мифологическая школа / Николаев А.П., Курилов А.С., Гришунин А.А. История русского литературоведения: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1980.