История исторической науки (историография новой и

ИСТРОРИЯ РЕГИОНОВ МИРА

4.3.2. Тестовые задания для самоконтроля и подготовки к зачёту:

1.

А.С. Пушкин в 1820г. написал оду, адресованную дочери одного из выдающихся зарубежных политиков:

«Гроза луны, свободы воин,

Покрытый кровию святой,

Чудесный твой отец, преступник и герой,

И ужаса людей, и славы был достоин».

Выберите из предлагаемого перечня имя человека, дочери которого были адресованы эти строки:

- Тадеуш Костюшко

- Милош Обренович

- Карагеоргий

- Юзеф Понятовский.

2.

Вставьте в предлагаемый вам фрагмент одного из стихотворений А.С. Пушкина намеренно пропущенное слово:

«Над ______________ смилуйся ты, Боже!

Заедают нас волки янычары!».

- Чехией

- Венгрией

- Боснией

- Сербией.

3.

В.Н. Татищев со страниц своей «Истории Российской» говорил: «__________ просто не хотят изгнать ослабевших турок из захваченных ими земель».

Вставьте намеренно пропущенное преподавателем обозначение:

- Виндзоры

- Романовы

- Гогенцоллерны

- Габсбурги.

4.

В «Вестнике Европы» в обзоре «Взгляд на происшествия 1804г.» говорилось: «Деи, тиранствующие в Белграде, возбудили ненависть в кротких сербах, и _____________ скоро дал почувствовать туркам, что не должно народов побеждённых доводить до отчаяния».

Вставьте намеренно пропущенное в тексте имя:

- Селим III

- Хафиз-паша

- Чёрный Георг

- воевода Милош.

5.

На сербских землях Османской империи долгое время по отношению к местному населению практиковался т.н. «кулук».

Определите, что это такое:

- подушная подать

- рекрутский набор

- отработочная повинность

- таможенная пошлина.

6.

Во время русско-турецкой войны 1806-1812 гг. М.И. Кутузов наградил золотой медалью за храбрость сербского воеводу по имени:

- Пётр Ичко

- Матия Ненадович

- Карагеоргий

- Миленко Петрович.

(Выберите правильный вариант ответа).

7.

Сербскому национальному герою князю Карагеоргию принадлежат следующие слова: «Получив власть над прочими моими соотчичами, для сохранения единства в правлении и отвращения всякой опасности быть порабощёнными через интриги, столь свойственные в народе словенском, я долженствовал быть __________».

Вставьте необходимое, на ваш взгляд, слово:

- мудрым

- щедрым

- кротким

- грозным.

8.

«Пусть Бог хранит венгерскую конституцию, королевство Хорватию и народность иллирийскую!» - патетически заявлял в первой половине XIX века _________.

Подберите правильное значение:

- Йосип Елачич

- Людевит Гай

- Наполеон Бонапарт

- Лайош Кошут.

9.

«Мы должны быть в сербском народе тем, чем были Чернышевский, Добролюбов и другие в русском народе», - заявил в начале 70-х гг. XIX века __________.

Подберите нужное значение:

- Живоин Жуёвич

- Светозар Маркович

- Дмитрий Туцович

- Досифей Обрадович.

10.

«Мы прекрасно знаем, если погибнут русские – погибнут и все остальные славяне, а тот, кто против русских, тот против всех славян», - говорилось в духовном завещании человека по имени _____________.

Подберите правильное значение:

- Паисий Хилендарский

-Франтишек Палацкий

- Адам Ежи Чарторыйский

- Пётр I Негош.

11.

Русско-турецкая война 1806-1812 гг. завершилась подписанием ________ мирного договора, объективно выгодного всем южным славянам.

Подберите правильное определение:

- Ясского

- Кючук-Кайнарджийского

- Адрианопольского

- Бухарестского.

12.

В 1809-1811 гг. медицинскую службу в сербской повстанческой армии возглавлял русский врач ___________.

Подберите правильное значение:

- Пирогов

- Склифософский

- Морачевский

- Боткин.

13.

В истории сербского национально-освободительного движения XIX в. присутствует слово «скупщина».

Выберите правильное значение этого слова:

- народное ополчение

- таможенная пошлина

- народное собрание

- налог на торгово-посредническую деятельность.

14.

Кто из известных на Балканах людей был непосредственным виновником гибели князя Карагеоргия?

Выберите правильный вариант ответа:

- воевода Хаджи Продан

- Сулейман-паша

- князь Милош Обренович

- митрополит Леонтий.

15.

Какой титул по окончании II Сербского восстания был пожалован турецкой администрацией Милошу Обреновичу?

Выберите правильную версию:

- спахия

- чифтлик-сахибия

- чорбаджия

- баш-кнез.

16.

В процессе формирования сербской государственности в разговорной речи появляется слово «великаши». «Великаши» - это ______________.

- личная гвардия князя

- просветители сербского народа

- нувориши, представители нарождающегося класса буржуазии

- почётные граждане.

17.

В 1836г. в Сербии был принят социально значимый «закон об окучье».

Укажите, что именно он предписывал:

- внедрение передовых технологий в земледелие

- упорядочение системы местного самоуправления

- неприкосновенность минимальной части крестьянского имущества при его распродаже за долги

- создание неприкосновенного государственного запаса продовольствия на случай войны.

18.

В 30-е гг. XIX века в политическом лексиконе Сербии появляется слово «уставобранители». Это слово означает ________________.

Подберите правильное значение:

- сторонники военной реформы

- сторонники принятия конституции и учреждения конституционной монархии

- сторонники идеи самоуправления крестьянских общин

- военнослужащие, самовольно покидающие армию.

19.

Сербская конституция 1838г. имела неформальное название «____________».

Подберите правильное значение:

- австрийская

- турецкая

- российская

- французская.

20.

Разработчика внешнеполитической доктрины Сербского княжества звали ________.

Подберите правильное значение:

- Александр Карагеоргиевич

- Милош Обренович

- Михаил Обренович

- Илия Гарашанин.

21.

В XIX в. сербская золотая монета 993-й пробы, имевшая массу 3,44 грамма, называлась ________.

Подберите правильное значение:

- талер

- злотый

- марка

- дукат.

22.

«В Ваших жилах, Ваше величество, течёт кровь свинопасов!» - говаривала при семейных скандалах своему мужу, сербскому королю ________________ российская подданная Наталья Петровна Кешко.

Подберите правильное значение:

- Михаилу Обреновичу

- Александру Карагеоргиевичу

- Милошу Обреновичу

- Милану Обреновичу.

23.

Кто из русских генералов являлся в 1876г. главнокомандующим сербской армией?

Подберите правильное значение:

- А.В. Каульбарс

- И.В. Гурко

- П.Д. Зотов

- М.Г. Черняев.

24.

Один из наиболее одиозных правителей региона ЦЮВЕ (XIX век) вынужденно и цинично признавался: «Едим прошеное, носим брошенное, живём краденым». Этого человека звали ___________.

Подберите правильное значение:

- Франц Иосиф

- Александр Ион Куза

Фердинанд Кобургский

- Милан Обренович.

25.

Выступая 16 июня 1914г. на студенческом митинге протеста в Софии, ____________

заявил: «…за развязывание балканской междоусобной войны царь Фердинанд должен быть повешен вниз головой на памятнике царя-освободителя».

Подберите правильное значение:

- Димитр Благоев

- Георгий Димитров

- Стефан Стамболов

- Александр Стамболийский.

26.

У истоков Национального Возрождения южных и западных славян стояли выдающиеся патриоты-просветители. Соотнесите их имена с названиями их родных стран:

Йозеф Добровский и Йозеф Юнгман Болгария

Ян Коллар и Людевит Штур Сербия

Янко Драшкович и Людевит Гай Чехия

Досифей Обрадович и Вук Караджич Хорватия

Паисий Хилендарский и Софроний Врачанский Словакия

27.

«Бог на небе, Россия на земле!» - гласит старинная поговорка _____________народа.

Подберите нужное значение:

- чешского

- сербского

- хорватского

- польского.

28.

Болгарским народным ополчением во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. командовал русский генерал ______________.

Подберите нужное значение:

- Н.Г. Столетов

- М.Д. Скобелев

- А.Ф. Редигер

- М.И. Драгомиров.

29.

Участникам Апрельского восстания в Болгарии предназначался изготовленный в России ценный подарок с надписью: «Болгарскому народу. 1876г. Самара».

Что представлял собой этот подарок?

1) артиллерийское орудие

2) походный алтарь

3) знамя

4) санитарный фургон.

30.

В одном из боевых приказов по войскам, участвующим в карательной экспедиции 1907г., предписывалось: «Не сообщайте мне о количестве пленных, сообщайте только о числе убитых!», а также: «Косите их из пулемётов!».

Определите, в какой из стран ЦЮВЕ происходили эти трагические события:

- в Польше

- в Болгарии

- в Румынии

- в Сербии.

31.

Цитата: «Таможенная война Австрии с Сербией, продолжавшаяся с семимесячным перерывом с 1906 по 1911 год, была вызвана отчасти конкуренцией Австрии и Франции в деле поставок _____________________ Сербии» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 27. С. 363).

Вставьте недостающее значение:

- продовольствия

- технологического оборудования

- инженерно-технических кадров

- военных припасов.

32.

В 1906г. при резком ухудшении австро-сербских отношений между Веной и Белградом неофициально начинается т.н. «________________» война.

Подберите нужное слово:

- памфлетная

- холодная

- свиная

- информационно-психологическая.

33.

Ф. Энгельс во время революций 1848-1849 гг. отмечал: «…нация, окружённая превосходящими силами контрреволюции, осмеливается противопоставить трусливой контрреволюционной ярости революционную страсть».

Какую из наций ЦЮВЕ имел в виду Ф. Энгельс?

- венгры

- поляки

- хорваты

- чехи.

34.

В середине XIX века в ЦЮВЕ появляется термин «мадьяроны».

Подберите слову «мадьяроны» правильное значение:

- венгерские революционеры 1848-1849 гг.

- хорваты, сторонники венгерской государственной ориентации

- сторонники идеи двуединой монархии Габсбургов

- военнослужащие русского экспедиционного корпуса генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича.

35.

Соотнесите названия городов с названиями южно-славянских территорий:

Сараево Хорватия

Любляна Далмация

Загреб Словения

Нови Сад Босния и Герцеговина

Дубровник Воеводина

36.

Австро-Венгрия объявила 28 июля 1914г. войну __________________.

Подберите правильное значение:

- России

- Италии

- Франции

- Сербии.

37.

В Сербию 24 сентября 1914г. прибыл русский военно-медицинский отряд. Его возглавил врач _______________.

Подберите правильное значение:

- Н.И. Пирогов

- С.П. Боткин

- Н.И. Сычёв

- Н.В. Склифософский.

38.

В стихотворении известного поэта-славянофила А.С. Хомякова «Россия» говорится: «Вставай, страна моя родная,

За братьев! Бог тебя зовёт…».

На помощь какому из народов ЦЮВЕ призывали русских людей славянофилы?

- полякам

- черногорцам

- болгарам

- сербам.

39.

БЗНС (Болгарский Земледельческий Народный Союз) был основан человеком по имени ___________________.

Подберите нужное значение:

- Стефан Стамболов

- Георгий Раковский

- Христо Ботев

- Александр Стамболийский.

40.

Купцы-меценаты Васил Априлов и Иван Палаузов своим попечительством способствовали открытию первого в Болгарии светского учебного заведения («училища нового типа») в городе _______________.

Подберите правильное значение:

- Варна

- Габрово

- Сопот

- София.

41.

Соотнесите названия населённых пунктов с историческими областями Молдавии и Румынии:

г. Тимишоара Бессарабия (правобережная Молдавия)

г. Констанца Валахия

гг. Брэила, Бухарест Молдова

гг. Ботошани, Галац, Яссы Добруджа

г. Кишинёв Приднестровье (левобережная Молдавия)

гг. Бендеры, Тирасполь Банат.

42.

В одном из русских дипломатических донесений начала ХХ века говорилось: «Число самозваных правителей здесь увеличивается с каждым днём, всякий, набравший шайку в несколько вооружённых лиц, провозглашает себя правителем до тех пор, пока его не сменит другой, более сильный».

Подберите правильное обозначение страны, из которой было отправлено это донесение:

- Румыния

- Греция

- Черногория

- Албания.

43.

Решениями Венского конгресса 1815г. в очередной раз между европейскими державами были поделены польские территории.

Соотнесите названия польских городов с вариантами их новой принадлежности:

Белосток в составе республики под совместной опекой

Австрии, Пруссии и России;

Львов в составе Российской империи;

Краков в составе Прусского королевства;

Познань в составе Австрийской империи.

44.

В начале 20-х гг. XIX века _____________________ заявлял: «По праву народности должна Россия даровать Польше независимое существование».

Подберите нужное значение:

- А. Мицкевич

- П.И. Пестель

- А.С. Пушкин

- А.Е. Чарторыйский.

45.

В одном из революционных воззваний XIX века говорилось: «Польская республика ликвидирует все привилегии шляхты и угнетение и сделает всех людей равными».

Это воззвание соответствует одному из памятных событий польской истории. Подберите правильное значение:

- восстание 1830-1831 гг.

- Краковское восстание 1846г.

- революционные события 1848г.

- восстание 1863-1864 гг.

46.

«Я – не Дон-Кихот в польском вопросе», - заявил в 1906г. _________________.

Подберите правильное значение:

- российский император Александр I

- австрийский канцлер К. Меттерних

- французский император Наполеон Бонапарт

- саксонский король Фридрих Август.

47.

Наполеон Бонапарт говорил в конце 1806г.: «Это труп, в который надо вдохнуть сначала жизнь, прежде чем я начну думать о том, что с ним делать… Я извлеку из неё солдат, офицеров, а потом посмотрю».

Какую из стран ЦЮВЕ имел в виду Наполеон? Подберите правильное значение:

- Австрию

- Венгрию

- Польшу

- Чехию.

48.

«Вы слышите: на Висле брань кипит!

Там с Русью лях воюет за свободу

И в шуме битв поёт за упокой

Несчастных жертв, проливших луч святой

В спасенье русскому народу…», -

восхищённо писал в 1830г. _______________________.

Подберите правильное значение:

- Д.И. Давыдов

- А. Мицкевич

- А.И. Одоевский

- А.С. Пушкин.

49.

Выдающийся польский историк и революционер Иоахим Лелевель (1786-1861) говорил: «Это были мученики русских свобод, добиваться которых было преступлением перед лицом деспота-тирана». Лелевель имел в виду ______________________________.

Подберите нужное значение:

- участников крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачёва

- участников церковного раскола

- революционеров-декабристов

- революционеров-петрашевцев.

50.

Бывший полковник русской армии, выпускник Академии Генерального штаба, этнический поляк Ярослав Домбровский отличился в качестве военачальника ____________________.

Подберите правильное значение:

- в ходе Пражского восстания 1848г.

- во время Крымской войны 1853-1856 гг.

- в уличных боях на стороне Парижской Коммуны 1871г.

- во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Основная литература

№ п/п Наименование Автор (авторы) Год и место изда-ния Используется при изучении разделов  
 
 
1. История южных и западных славян. Т. 1-2   М., 1998-1999 Раздел 2: темы 1-2, 5-6  
2. История южных и западных славян. Т. 2   М., 2008 Раздел 2: темы 1-2, 5-6  
3. Краткая история Польши: С древнейших времён до наших дней.   М., 1993 Раздел 2: тема 1  
4. Краткая история Чехословакии: С древнейших времён до наших дней.   М., 1988 Раздел 2: тема 2  
5. История Венгрии. Тысячелетие в центре Европы. Контлер Л. М., 2002 Раздел 2: тема 3  
6. Краткая история Венгрии: С древнейших времён до наших дней.   М., 1991 Раздел 2: тема 3  
7. Княжества Валахия и Молдавия, конец XIV – начало XIX в.: Очерки внешнеполитической истории. Семёнова Л.Е. М., 2006 Раздел 2: тема 4  
8. Краткая история Румынии: С древнейших времён до наших дней.   М., 1987 Раздел 2: тема 4  
9. Россия и Балканы. Конец XVIII в. – 1918г. Вяземский Е.К., Данченко С.И. М., 1990 Раздел 2: темы 5-8  
10. Славянские народы Юго-Восточной Европы и Россия в XVIII в.   М., 2003 Раздел 2: темы 5-8  
11. Краткая история Болгарии: С древнейших времён до наших дней.   М., 1987 Раздел 2: тема 6  
12. Албанцы и их соседи. Иванова Ю.В. М., 2006 Раздел 2: тема 7  
13. Греки и Россия, XVII – XX вв.: Сб. статей. Николо-пулос, Иоаннис СПб., 2007 Раздел 2: тема 8  
14. Политическая история современной Греции, конец XVIII в. – 90-е гг. ХХ в.: [Курс лекций]. Улунян А.А. М., 1998 Раздел 2: тема 8  

Дополнительная литература

№ п/п Наименование Автор (авторы) Год и место издания Используется при изучении разделов  
 
 
1. Между Веной и Москвой: Славянская концепция и образ России в чешском обществе XIX в. Доубек В. Родина. – 2001, №1/2. – С. 105-109 Раздел 2: тема 2  
2. Л. Кошут и южные славяне: [О событиях в период Венгерской революции 1848-1849 гг.] Чуркина И.В. Вопросы истории. – 2003, №3. – С. 131-137 Раздел 2: темы 2, 3, 5  
3. Краткая история Венгрии   Будапешт, 1975 Раздел 2: тема 3  
4. Первый князь Румынии Александр Ион Куза, история взлёта и падения: [1820-1873]. Виногра-дов В.Н. Новая и новейшая история. – 2005, №3. – С. 110-126 Раздел 2: тема 4  
5. Восстание 1804-1813 годов и развитие сербской национальной идеи. Белов М.В. Славянове-дение. – 2004, №2. – С. 3-17 Раздел 2: тема 5  
6. Первое сербское восстание и Россия. Павлов В.С. Военно-историчес-кий журнал.– 2001, №1. –С. 39-45 Раздел 2: тема 5  
7. Возрождённая Болгария: К 125-летию освобождения Болгарии. Улунян А.А. Славянове-дение. – 2003, №3. – С. 83-89 Раздел 2: тема 6  
8. Албанский вопрос: от войн Балканских к Первой мировой войне. Искенде-ров П.А. Славянове-дение. – 2006, №1. – С. 3-14 Раздел 2: тема 7  
9. Греция в годы первой мировой войны, 1914-1918. Соколов-ская О.В. М., 1990 Раздел 2: тема 8  
Греция накануне первой мировой войны: особенности внутриполитического развития. Никитина Т. М., 1984 Раздел 2: тема 8  
11. Россия и Греция в конце XVIII – начале XIX века. Политика России в Ионической республике 1798-1807 гг. Стани-славская А.М. М., 1976 Раздел 2: тема 8  

История исторической науки (историография новой и

новейшей истории стран Европы и Америки)

Перечень тестовых заданий для самопроверки и подготовки к зачёту:

I. Составьте парные понятия из предлагаемых вам имён известных историков и названий их научных трудов:

1.

Лорд Болингброк. «Об истинном и ложном благе».

Ф. Бэкон. «Французская революция. История».

Л. Валла. «Письма об изучении и пользе истории».

Т. Карлейль. «История правления Генриха VII».

2.

Р. Коллингвуд. «История Французской революции».

Н. Макиавелли. «Старый порядок и революция».

Ф. Минье. «Идея истории: Автобиография».

А. де Токвиль. «История Флоренции».

3.

А. Дж. Тойнби. «Закат Европы».

О. Шпенглер. «Постижение истории».

Н.И. Кареев. «Замогильные записки».

Ф.Р. де Шатобриан. «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века».

4.

Г. фон Трейчке. «Происхождение современной Франции».

И. Тэн. «История Германии в XIX веке».

А. Сорель. «История американского народа».

Д. Мак-Мастер. «Европа и Французская революция».

5.

А. Олар. 6-томная «История американской революции».

Дж. О. Тревельян-старший. «Политическая история Французской революции».

С. И Б. Вебб. «Империализм».

Д. Гобсон. «История тред-юнионизма».

6.

Л. Ранке. «Подлинная история Жака-Простака, написанная на основе подлинных документов».

О. Тьерри. «История Германии в эпоху Реформации».

Ф. Гизо. «История цивилизации во Франции от падения Римской империи до 1789 года».

Ф. Минье. «История Французской революции».

7.

А. Тьер. 17-томная «История Франции».

Д. О’Брайен. «Основание Германской империи Вильгельмом I».

Г. фон Зибель. «Биография Робеспьера».

Ж. Мишле. 8-томная «История Французской революции».

8.

А.Н. Савин. «Материальная цивилизация, экономика и капитализм».

Ф. Бродель. «Лекции по истории Английской революции».

К. Ясперс. «Конец истории и последний человек».

Ф. Фукуяма. «Смысл и назначение истории».

9.

Л. Бруни. «Шесть книг о государстве».

С. Франк. «История Ричарда III».

Т. Мор. «Хроника, летопись и историческая библия».

Ж. Боден. «Двенадцать книг по истории Флоренции».

10.

Г. Шлютер. «К вопросу о роли личности в истории».

Г.В. Плеханов. «Линкольн, труд и рабство».

Е.В. Тарле. «Лионские восстания 1831 и 1834 годов».

Ф.В. Потёмкин. «Наполеон».

11.

Д. Коммонс. «Французская революция».

М. Блок. «Лекции по философии истории».

Г.В. Гегель. «Апология истории или ремесло историка».

А. Матьез. 2-томная «История рабочего движения».

12.

Г. Шмоллер. «К экономическому обоснованию Конституции США».

Ч.О. Бирд. «Социалистическая история Великой Французской революции».

Ж. Жорес. «История германской социал-демократии».

Ф. Меринг. «Социальный вопрос и прусское государство».

13.

П. Лафарг. «Труд в истории Ирландии».

Д. Конноли. «Захват и закабаление Египта Англией».

Ф.А. Ротштейн. «Рабочее движение в Соединённых Штатах Америки».

Ф. Зорге. «Классовая борьба во Франции».

14.

Н.Я. Данилевский. «Теория и история историографии».

Б. Кроче. «Россия и Европа».

Г.Б. де Мабли. «О пользе и вреде истории для жизни».

Ф. Ницше. «Об изучении истории».

15.

Л. Февр. «Эскиз исторической картины человеческого разума».

Ж.А. Кондорсэ. «Бои за историю».

Э. Бёрк. «Народные низы в Английской буржуазной революции XVII века».

М.А. Барг. «Размышления о революции во Франции».

16.

П.А. Кропоткин. «Три портрета эпохи Великой Французской революции».

А.З. Манфред. «Великая Французская революция».

Д. Бурстин. «Постижение Французской революции».

Ф. Фюре. «Американцы: Колониальный опыт».

17.

А.М. Шлезингер. «История Англии от Чосера до королевы Виктории».

Т.Б. Маколей. «Англия под властью дома Стюартов».

Д. Юм. «История Англии».

Дж. М. Тревельян. «Циклы американской истории».

18.

Вольтер. «Идеи к философии истории человечества».

И.Г. Гердер. «История Карла XII, короля шведского».

Ж.-Ж. Руссо. «История цивилизации в Англии».

Г.Т. Бокль. «Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми».

19.

Дж. Р. Грин. «Осень средневековья».

Й. Хейзинга. «История английского народа».

Ш. Монтескьё. «Кодекс природы или истинный дух её законов».

Морелли. «О духе законов».

20.

Ж. Вейль. «История упадка и разрушения Римской империи».

К. Клаузевиц. «Всемирная история» (в 4-х томах).

О. Егер. «1799 год».

Э. Гиббон. «История социального движения во Франции (1852-1902)».

21.

Ж. Лефевр. «Рассуждения о Франции».

Б.Ф. Поршнев. «История Крестьянской войны в Германии».

В. Циммерман. «Социальная психология и история».

Ж.М. де Местр. «Аграрный вопрос в эпоху террора».

II. Ознакомьтесь с предлагаемыми вам фрагментами научных текстов и подберите по списку соответствующие им, на ваш взгляд, имена известных историков:

22.

«Исторический материализм всегда добивался величайших успехов в области политической и экономической истории», – признавал________________________.

- Р. Дж. Коллингвуд

- Ч.О. Бирд

- Ф. Меринг

- Ж. Февр.

23.

«Внезапное изобретение такой конституции, которая оказалась бы вполне приспособленной к народным нуждам и была бы прочной, представляет предприятие, превосходящее человеческие силы», - полагал_____________________________.

- Д. Бурстин

- И. Тэн

лорд Болингброк

Н. Макиавелли.

24.

«Таково общее заблуждение революционеров: они думают, что могут заменить всё, что разрушают, и что их одних станет на все нужды государства», - отмечал_______________.

- М. Блок

- К. Маркс

- В.И. Ленин

- Ф. Гизо.

25.

«Есть большое количество законов и привычек Старого порядка, которые… внезапно исчезают в 1789г. и снова показываются несколько лет спустя, как некоторые реки скрываются под землёй, чтобы вновь появиться немного далее и показать те же воды новым берегам», - рассуждал________________________________.

- П.А. Кропоткин

- А. Олар

- Ж. Жорес

- А. де Токвиль.

26.

Знаменитый историк ____________________ полагал, что «великие люди встречаются во множестве, хотя они и пребывают в безвестности».

- Дж. Тревельян-старший

- А. Тьер

- Г. фон Трейчке

- Т. Карлейль.

27.

По убеждению _________________________, в критические моменты истории «человек ничтожный и развращённый, чуждый всем возвышенным идеям, мстит за свои прошлые и нынешние обиды, созерцая с невыразимым сладострастием, свойственным только подлым людям, зрелище унижаемого величия».

- Д. Юм

- Ф. Шлоссер

- Ж.М. де Местр

- Т.Б. Маколей.

28.

«Государство нуждается в укреплении своих сил и в лекарстве от своих болезней. Ни того, ни другого не даёт дискуссия о правах человека. Какая в ней польза, если она не обеспечивает человека ни пищей, ни медицинской помощью? Проблема состоит в том, как их получить и как ими распорядиться. В таких случаях я всегда советую обращаться к услугам фермера или врача, а не профессора-метафизика», - сообщал любителям истории _______________________.

- А. Смит

- К. Маркс

- Г.Т. Бокль

- Э. Бёрк.

29.

«Почуяв возможность стать баронами и графами, якобинцы принимались толковать исключительно об ужасах 1793 года, о необходимости покарать пролетариев и обуздать бесчинства черни», - вспоминал о пережитом ____________________________.

- Ф.Р. де Шатобриан

- Ф. Гизо

- А. де Токвиль

- А. Тьер.

30.

«Удивительна эта огромная перемена в нравственных настроениях народа: столько эгоизма, следующего вслед за таким самопожертвованием, столько безразличия вслед за такой страстностью, столько боязливости вслед за таким героизмом, столько презрения к тому, что было предметом столь страстных желаний и так дорого стоило…», - свидетельствовал __________________________.

- А.И. Герцен

- Н.Г. Чернышевский

- Ф.Р. де Шатобриан

- А. де Токвиль.

31.

________________________ сообщал: «Над нами разразилась катастрофа февраля 1848г. Я был потрясён ею вдвойне, как гражданин, во-первых, и затем как историк. Силой этой новой революции, исполненной того же настроения и тех же угроз, что и первая в свои худшие моменты, история Франции, казалось, была опрокинута так же, как и сама Франция».

- А. Тьер

- П.Ж. Прудон

- Луи Блан

- О. Тьерри.

32.

_______________ рассуждал: «История делается и всегда делалась не мыслителями и всеми людьми сообща, а некоторой лишь частью общества, далеко не всегда удовлетворявшую требованиям высшей справедливости и разумности».

- М.А. Бакунин

- Н.А. Добролюбов

- Ф.М. Достоевский

- Э. Бернштейн.

33.

_____________________ небезосновательно полагал: «Когда дело доходит до низвержения дурного правительства, все охотно становятся приверженцами строгих принципов; но редко кто, придя к власти, не отбрасывает тут же все эти принципы и не ставит на их место собственную волю».

- Л.А. Сен-Жюст

- Г. Бабёф

- А. де Сен-Симон

- Н. Макиавелли.

34.

«Без революционного правительства Республика не может укрепиться, и различные клики задушат её при самом её возникновении; но если оно попадёт в преступные руки, то само станет орудием контрреволюции», - пророчески говорил ______________________.

- Б. Франклин

- Т. Пейн

- М. Робеспьер

- Э. Кабе.

35.

___________________ был убеждён: «Великие революции никогда не совершаются по заранее и окончательно установленной программе. Это осознание того, чего не хотят. Борьба есть истинное рождение общественных обновлений; посредством борьбы и сравнения общие и отвлечённые идеи, нелепые стремления превращаются в установления, законы и обычаи».

- И. Тэн

- А.И. Герцен

- С. И Б. Вебб

- Ф. Зорге.

36.

_________________ критически подмечал, что существует «устарелое мнение, что народу могут быть навязаны революционные идеи, выработанные небольшою группой развитого меньшинства».

- Ж.-П. Марат

- Л.-А. Сен-Жюст

- П.Л. Лавров

- Д. О’Брайен.

37.

«Чем больше эта тёмная масса, о которой так соболезнуют просвещённые деятели, получает возможность жить собственным дрянным умишком, тем удобнее она устраивает свой быт, тем быстрее она богатеет, тем рациональнее становится её земледелие, и тем человечнее делается каждый из её отдельных кусочков», - был убеждён ______________.

- О. Тьерри

- Д.И. Писарев

- К. Каутский

- В.И. Ленин.

38.

В 1848г. «государство объявило себя банкротом перед социализмом и, признав себя неспособным заплатить ему долг, в уплате которого обязалось, попробовало его убить, чтобы наиболее лёгким образом освободиться от этого долга», - полагал ______________________.

- О. Бланки

- К. Маркс

- М.А. Бакунин

- П. Лафарг.

39.

____________________ считал, что якобинцы «были представителями самого революционного класса XVIII века, городской и деревенской бедноты». Он заявлял: «Против этого класса, расправившегося уже на деле (а не на словах) со своим монархом, со своими умеренными буржуа посредством самых революционных мер, вплоть до гильотины, против этого истинно революционного класса XVIII века шли войной объединённые монархи Европы».

- Ф. Минье

- Ж. Жорес

- П.А. Кропоткин

- В.И. Ленин.

40.

______________ авторитетно заявлял: «Убить свободу Британии руками армии, составленной из британцев же, - это не предприятие, успех которого гарантирован, как полагают некоторые. Растление парламента – вот средство, хоть и медленно действующее, куда более верное…».

- лорд Болингброк

- Т.Б. Маколей

- Д. Юм

- Д. О’Брайен.

41.

«Когда правят злодеи и невежды, не приходится удивляться тому, что не ценят доблести и доброты; первые её ненавидят, а вторые её не знают», - свидетельствовал _________________.

- Л. Бруни

- Л. Валла

- Н. Макиавелли

- Ф. Гвиччардини.

42.

По мнению _____________________, «государства, особенно плохо устроенные, управляющиеся как республики, часто меняют правительства и порядок управления, что ввергает их не в рабское состояние из свободного, как это обычно полагают, а из рабского в беспорядочное своеволие. Ибо пополаны, которые стремятся к своеволию, и нобили, жаждущие порабощения других, прославляют лишь имя свободы: и те, и другие не хотят повиноваться ни другим людям, ни законам».

- Л. Бруни

- Л. Валла

- Н. Макиавелли

- Ф. Гвиччардини.

43.

«Всё зло, существующее в человеческих обществах, происходит от двух причин: от бедности и от праздности; а эти две причины берут своё начало из одного общего источника, который может быть назван хаотическим состоянием труда», - разъяснял своим читателям ________________________.

- В.Г. Белинский

- Д.И. Писарев

- Н.Г. Чернышевский

- Г.В. Плеханов.

44.

«И зачем его понесло в министры… Министров во Франции много, а историки там родятся веками. Мне предосадно было», - говорил в 1831г. М.П. Погодин о своём французском коллеге по имени ___________________.

- О. Тьерри

- Ф. Минье

- Ф. Гизо

- А. Тьер.

45.

______________ говорил о якобинцах: «Как могли бы они победить внешних врагов без фанатизма, обуздать партии без террора, прокормить народную массу без максимума, содержать армии без реквизиций?

…Три года диктатуры были потеряны для свободы, но не для революции».

- Ф. Минье

- Ф. Гизо

- О. Тьерри

- А. Олар.

46.

В XVIII веке ________________ задавался злободневным вопросом: «С тех пор как монархов безуспешно предупреждают о необходимости предпочитать общественное благо их лошадям, их любовницам, их собакам, их прислужникам, как ещё люди не поняли, что они говорили глухим?».

- Ж. Мелье

- Г.Б. де Мабли

- А. де Сен-Симон

- Р. Оуэн.

47.

_________________- полагал: «Очевидно также, что всякое историческое событие, которое действительно стоит называть и признавать крупным, совершается или в ущерб народу, или на его пользу, а это значит в общем результате, что оно или усыпляет, или, напротив того, живит и развивает в народе способность верно понимать, сильно желать и твёрдо настаивать».

- Т. Карлейль

- Н.А. Добролюбов

- Д.И. Писарев

- Т. Дезами.

48.

Установите предположительное авторство следующего текстового фрагмента: «Вечная история: выходит работник, набирает помощников. Зовут людей к дружной работе на их благо… Является плут, начинает шарлатанить, интриговать, - разинули рты, слушают – и пошла толпа за ним…».

- К. Маркс

- Ф. Энгельс

- Н.Г. Чернышевский

- В.И. Ленин.

49. Как полагал ________________, «События Семилетней войны превратили Ост-Индскую компанию из торговой державы в державу военную и территориальную. Именно тогда было заложено основание нынешней Британской империи на Востоке».

- А. Смит

- Т.Б. Маколей

- А.И. Герцен

- К. Маркс.

50.

По убеждению ___________________, - «Монополия, раз она сложилась и ворочает миллиардами, с абсолютной неизбежностью пронизывает все стороны общественной жизни».

- Ф. Лассаль

- Т. Гоббс

- А. Лабриола

- В.И. Ленин.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Основная литература

№ п/п Наименование Автор (авторы) Год и место изда-ния Используется при изучении разделов  
 
 
1. Историография исто-рии нового времени стран Европы и Аме-рики: Учеб. Пособие для студентов, обучаю-щихся по спец. «История». Адо А.В., Галкин И.С., Григорье-ва И.В. и др. М., 1990 Темы 1-2  
2. Историческая наука в ХХ веке. Историогра-фия истории нового и новейшего времени стран Европы и Аме-рики: Учебное пособие для студентов. Под ред. Дементь-ева И.П., Патрушева А.И. М., 2002 Тема 3  
3. Метод лёгкого познания истории. Боден, Жан М., 2000 Тема 1  
4. Французская револю-ция в философии истории. Кареев Н.И. Сык-тывкар, 1998 Темы 1-2  
5. Две английские рево-люции XVII века. Кареев Н.И. М., 2002 Тема 1  
6. Идеология в американ-ской истории от отцов-основателей до конца ХХ века. Согрин В.В. М., 1995 Темы 1-3  
7. Сочинения великих итальянцев XVI века.   СПб., 2002 Тема 1  
8. Постижение истории: Сборник. Тойнби, А.Д. М., 1996 Темы 1-3  
9. Пережитое; Мои встречи. Тойнби, А.Д. М., 2003 Тема 3  
10. Старый порядок и революция. Токвиль А. М., 1997 Тема 2  
11. Демократия в Америке. Токвиль А. М., 2000 Тема 2  
12. История Англии: от Чосера до королевы Виктории Тревельян Д.М. Смо-ленск, 2002 Темы 1-2  
13. Постижение Француз-ской революции. Фюре Ф. М., 1998 Темы 1-3  
14. Размышление англичан о Французской рево-люции: Э. Бёрк, Дж. Макинтош, У. Годвин. Чудинов А.В. М., 1996 Темы 1-2  
15. Закат Европы. Т. 1-2. Шпенглер О. М., 1998 Темы 1-3  
16. Великая французская революция в советской историографии. Гордон А.В. М., 2009 Темы 1-2  

Дополнительная литература

№ п/п Наименование Автор (авторы) Год и место издания Используется при изучении разделов  
 
 
1. Современные споры во Франции вокруг Великой революции. Афанасьев Ю.Н., Блуменау С.Ф. Вопросы истории. – 1989, №3. – С. 18-34 Темы 1-3  
2. Некоторые проблемы изучения Великой фран-цузской революции. Блуменау С.Ф. Препода-вание исто-рии в шко-ле. – 1989, №4. – С. 7-18 Темы 1-3  
3. Французская революция конца XVIII века в совре-менной научной полеми-ке. Блуменау С.Ф. Вопросы истории. – 1998, №9. Темы 1-3  
4. Ричард III – сценический и исторический. (Шек-спир и история Англии). Барг М.А. Новая и новейшая история. – 1972, №4. – С. 136-155. Темы 1-3  
5. «Народная история» в современной английской историографии. Барг М.А. Новая и новейшая история. – 1997, №4. – С. 68-82. Тема 3  
6. Юм как методолог исто-рии: [Английский учё-ный, 1711-1776]. Барг М.А. Новая и новейшая история. – 1993, №1. - С. 70-82. Темы 1-2  
7. От нарратива к теории. Англо-американская ис-ториография Английской революции XVII века. Бацер М.И. Новая и новейшая история. – 1997, №5. – С. 42-57. Темы 1-3  
8. Как же писать историю? Методологические вея-ния во французской историографии 1994-1997гг. Бессмерт-ный Ю.Л. Новая и новейшая история. – 1998, №4. Тема 3  
9. О состоянии изучения новой истории: Письмо в редакцию. Виногра-дов В.Н. Новая и новейшая история. – 2000, №4. – С. 86-88. Тема 3  
10. Общая теория истории в понимании Н.И. Кареева. Золотарёв В.П. Новая и новейшая история. – 2003, №2. – С. 29-43. Темы 2-3  
11. Европейские историки о европейской истории. Исламов Т.М. Новая и новейшая история. – 2003, №5. – С. 3-22. Темы 2-3  
12. Отечественная историо-графия первой мировой войны. Козенко Б.Д. Новая и новейшая история. – 2001, №3. – С. 3-27. Тема 3  
13. Революция революции рознь: уроки Эдмунда Бёрка: [английский мыс-литель (1729-1797)]. Краснов В. Москва. – 2008, №2. – С. 167-180. Темы 2-3  
14. Заметки об американском историке Филипе Фонере (1910-1994). Лапицкий М.И. США. Канада: экономика, политика, культура. – 2003, №6. – С. 86-100. Тема 3  
15. Британская историогра-фия в ХХ веке. Соколов А.Б. Вопросы истории. – 2003, №12. – С. 149-154. Тема 3  
16. О современной россий-ской историографии Французской революции XVIII века (полемические заметки). Бовыкин Д.Ю. Новая и новейшая история. – 2007, №1. – С. 48-73. Тема 3  

Новая и новейшая история (Новая история)

Наши рекомендации