II. Работа над пройденным материалом.
Ученики. Наша дорога идет через город Астрономия, город География, город История и город Экология.
Учитель. В каждом городе нас ждут испытания. Жители этих городов подготовили нам задание. Только самые умные и смекалистые смогут пройти эти трудности дороги. А с собой в путь мы берем знания и умения. Итак, первое испытание!
На доске карточки:
Учитель. Необходимо карточку левого столбика (названия наук) соединить с карточкой правого столбика так, чтобы показать, что изучает каждая наука. Четыре ученика выходят к доске и соединяют карточки с помощью стрелок. Учащиеся дают определение данным наукам.
Учитель. Правильно выполнили задание. Теперь отправляемся в путь. И перед нами город Астрономия. Жители этого города подготовили для нас кроссворд. Вы должны решить его и прочитать выделенное слово.
Вопросы к кроссворду:
1. Планета Солнечной системы, на которой есть жизнь. 2. Прибор, который используют в работе астрономы. 3. Планета, названная в честь богини красоты. 4. Планета, которая находится между Сатурном и Нептуном. 5. Созвездие, по которому можно проверять зрение. 6. Самая большая планета в Солнечной системе. 7. Планета, которая носит имя бога морей. 8. Планета-кроха.
Учитель. Что означает это слово?
Ученики. Это название нашей Галактики.
Учитель. Что входит в состав Солнечной системы?
Ученики. Солнце и 9 планет.
Учитель. Какое у них общее название?
Ученики. Небесные тела.
Учитель. Что называют созвездием?
Ученики. Это группа звезд.
Учитель. Как называются данные созвездия и звезды?
Ученики.
1. Большой Пес, Сириус.
2. Малая Медведица, Полярная звезда.
3. Большая Медведица.
Учитель. Верно. А теперь нас ждет другой город – География.
Высокие горы,
Большие моря,
Широкие реки
Встречают тебя.
Жители этого города зовут нас играть.
Игра «Штурманы и географы»
Игра проводится по карте полушарий в парах. Штурман выбирает начало маршрута, определяет маршрут по карте полушарий, прикладывая к ней линейку. Географ определяет, над какими частями света, материками и океанами они пролетают.
Учитель вызывает к доске по два ученика и проводит игру. Остальные учащиеся – пассажиры, проверяют маршрут.
Игра проводится 5–6 раз.
Учитель. Молодцы! Жители города География очень довольны вашими ответами. Они желают вам доброго пути. И мы отправляемся дальше…
А на улицах этого города мы встречаем старинные монеты, лапти, керосиновую лампу. Это город История. Нас ждет новое испытание.
Необходимо вместо точек вставить слово, чтобы высказывание было верным.
«Наука, изучающая прошлое, называется … (история). Хранилище документов – … (архив). Наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения, найденные при раскопках, – … (археология). Запись событий год за годом – … (летопись). Ученый, выкапывающий из земли удивительные находки, – … (археолог).
Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Затем учитель зачитывает по одному высказыванию, а учащиеся ищут ответы в филворде. Слова в филворде читаются вверх, вниз, вправо, влево и даже под углом, но не пересекаются.
Учитель открывает на доске филворд.
Ученики ищут слова-отгадки.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Течет река издалека…
Течет река… Течет река…
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней – пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!