Тема 5.3. Серебряный век русской поэзии. Творчество символистов. А. А. Блок

Наизусть стихотворение

Цель работы: учить выразительному чтению поэтических произведений; проверить качество заучивание стихов наизусть; развивать память и артистизм; воспитывать стремление передавать свое видение поэзии в зрительных образах; развивать навыки публичного выступления, творческие способности студентов

Форма выполнения:чтение стихотворения наизусть

Необходимое оборудование:текст стихотворения

Требования:выразительное чтение стихотворения

Контрольные вопросы:

Основной теоретический материал:

При необходимости запомнить стихотворение в сжатые сроки, Вам пригодятся следующие инструкции:

1.Невзирая на объем стихотворной формы, его следует читать вслух – это обязательное условие. При этом необходимо расставлять удобные для Вас акценты по смыслу во время чтения текста. Читать стихотворение необходимо в медленном темпе, четко и громко и, конечно, с выражением. Это поможет головному мозгу правильно сконцентрироваться и настроиться на необходимый лад. Рекомендуем прочитать не менее трех раз.

2.По той причине, что мозг запоминает в основном только образы, нужно создавать картинку в голове. Этот метод позволяет быстрее выучить не только маленькое, но большое стихотворение. Такие зрительные ассоциации являются базой на расставленных ранее смысловых акцентах. Ввиду этого необходимо делать всё это единовременно. Четко визуализируйте ситуацию, о том, что происходит в сюжете стихотворения. Рекомендуется строить логические цепочки, которые помогут изложить информацию. Формируя образы, можно отложить в голове выученный сюжет надолго. Благодаря методике, можно очень быстро учить стихи, а также надолго их запоминать.

3.После составления сюжета, следует продекламировать стихотворение вновь. Второе повторение должно происходить в медленном темпе, при этом не нужно читать с выражением или вникать в текст. На этом этапе нужно концентрировать внимание на правилах синтаксиса, т.е. форма слов, их время и склонение. В этом случае, включается не только зрительная память, но и слуховая.

4.Подключаем моторную память. Безусловно, это займет больше, чем 15 минут, но за 50-60 минут вполне можно справиться. Обязательное условие – переписать каждые строфы произведения на бумагу, одновременно проговаривая его.

5.При наличии запасного часа по времени, можно начать разбивать столбцы стихотворения так, как вам удобно, т.е. не как в книге. Создавать группы строфы по смыслу и содержанию. Помимо этого, можно дополнять стихотворение небольшими рисунками и заметками, которые будут указывать на определенный фрагмент. Это позволит довольно легко выучить стихотворение наизусть.

6.Ну и напоследок остается зубрежка, но делать это нужно только с того листа, которые Вы сами для себя написали. Ведь здесь находятся подсказки в виде рисунков, и написанный Вашей рукой текст, а также образы, созданные в голове. Повторять строчки следует про себя и вслух, наизусть, но не подсматривайте в текст. Если стих является объемным, то разбейте его на блоки.

7.В завершении дадим совет: если при запоминании стихотворения какая-то строка или слова вызывает затруднение, перепишите ее отдельно, как шпаргалку. Только одну фразу!

Информационное обеспечение:

Основные источники:

1.Зинин С.А. Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 кл.: в 2ч.– М.: русское слово,2014.- 280 с. и 480с.

2.Курдюмова Т. Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014

3. Михайлов О. Н., Шайтанов И. О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В. П. Журавлева. — М., 2014.

Дополнительные источники:

1.Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И. Н. Сухих.– М., 2014.

2.Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред.проф.образования: в 2 ч./ под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2015.

3. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.

4. Поэзия серебряного века – М.: Дрофа, 2005. – 144с.

5.Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М., 2014.

Электронные ресурсы:

Электронные ресурсы: краткий справочник. Форма доступа: www.lib.tsu.ru/win/dokument/spravochn/literat.pdf

Критерии оценки:

Чтение наизусть

Оценка "5» -твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка «4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения

Наши рекомендации