Серебряный век русской поэзии (3 ч)

Художественное своеобразие поэзии Серебряного века. Общий обзор и изучение одной из монографических тем по выбору учителя и учащихся.

А. А. Блок (2 ч)

Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока.

С. А. Есенин (2 ч)

Слово о Есенине и его судьбе. Тема Родины в лирике поэта. Народно песенная основа стиха Есенина.

В. В. Маяковский (2 ч)

Слово о Маяковском. Поэт-публицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.

А. А. Ахматова (1 ч)

Слово об Ахматовой. Стихи о любви. Тема родной земли. Стихи и поэмы. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.

М. А. Шолохов (1 ч)

Судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Война и судьба детей. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Андрей Соколов — образ простого и стойкого русского Человека, который прошел и войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Проблема разрушенных семей в годы войны. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Гуманизм рассказа «Судьба человека».

А. Т. Твардовский (1 ч)

Военная тема в лирике Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой, эволюция его образа, в поэме: утраты и обретения (главы «Два солдата», «Дед и баба»). Философские раздумья автора (глава «О себе»).

Русская литература 60—90-х годов ХX века. В. М. Шукшин (1 ч)

Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Проблема выбора как проблема творчества писателя и как проблема творчества читателя. В. М. Шукшин. Личность Шукшина, его многогранная деятельность. Рассказы Шукшина; образы «чудиков» в рассказах. «Ванька Тепляшин». Конфликт героя с бездушным вахтером. Обобщающий смысл рассказа.

В. П. Астафьев (1 ч)

Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы повести «Царь-рыба» ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.

В. Г. Распутин (1 ч)

Распутин: писатель, публицист, патриот российской земли. «Деньги для Марии». Противопоставление жизненных принципов персонажей. Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль вагонных попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.

А. В. Вампилов (1 ч)

Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, решения. «Старший сын». Необычность содержания и сюжета пьесы, ее гуманистический смысл. Особенности драматической интриги. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.

Из зарубежной литературы. У. Шекспир (2 ч)

Основной конфликт трагедии «Гамлет». Герои трагедии. Трактовка образа Гамлета критикой. Мастерство Шекспира-драматурга.

Из зарубежной литературы. Ж-Б. Мольер (2 ч)

«Мещанин во дворянстве» — пьеса эпохи классицизма. Роль интриги в развитии сюжета. Герои пьесы. Сценическая история комедий Мольера.

Итоги года и задание на лето.

Урок 1. Вводный

(См. урок 1 программы под редакцией В. Я. Коровиной)

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА

Уроки 2—4. Богатство жанров Древнерусской литературы.

«Слово о полку Игореве». Сюжет. Герои. Образ Игоря.

Идейный смысл произведения

(См. уроки 2—3 программы под редакцией В. Я. Коровиной)

Уроки 5 — 6. Русская литература ХVIII в.

как литература эпохи классицизма

(См. урок 4 программы под редакцией В. Я. Коровиной)

Уроки 7—8. М. В. Ломоносов.

Теория «трех штилей». Прославление Родины, науки,

Просвещения и мира в произведениях поэта

(См. уроки 10—11 программы под редакцией В. Я. Коровиной)

Уроки 9—10. Г. Р. Державин.

Новаторство Державина-поэта. Темы, идейный пафос,

Приемы выражения авторской позиции

(См. уроки 12—13 программы под редакцией В. Я. Коровиной)

Уроки 11—13. Д. И. Фонвизин.

«Недоросль». Герои комедии. Проблема формирования

Истинного гражданина. Язык комедии

(См. уроки 7—9 программы под редакцией В. Я. Коровиной)

Урок 14. Творческая работа по теме «Классицизм»

(См. урок 16 программы под редакцией В. Я. Коровиной)

Уроки 15 —16. Н. М. Карамзин — писатель и историк.

«Бедная Лиза». Сюжет. Утверждение общечеловеческих ценностей.

Новаторство в области языка

(См. уроки 14—15 программы под редакцией В. Я. Корониной)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА

Уроки 17—20. «Золотой век» русской поэзии.

Наши рекомендации