Часть 5.2: Осевое время. Иранский, индийский, китайский культурно-исторические типы
План занятия:
1. Дуализм добра и зла в зороастризме.
2. Учение о брахмане и атмане в Упанишадах.
3. Буддийское учение о спасении.
4. Учение Лао-Цзы о Дао.
5. Учение Конфуция об обществе.
6. «Война - искусство обмана». Практическая этика Сунь Цзы.
Ознакомьтесь с вероучением зороастризма. Чем Ахурамазда и светлые духи отличаются от богов архаических мифов? Справедливо ли утверждение, что зороастризм – первая монотеистическая религия? Какие заповеди должен выполнять зороастриец? Какие обрядовые ограничения налагаются на него?
Дайте определение Брахмана, определите его основные свойства. Определите понятие «атман». Как соотносятся Брахман и атман? Какой путь познания и какой образ жизни следует выбрать человеку и почему? Что такое сансара? Почему необходимо выйти из нее и как это можно сделать?
Кратко охарактеризуйте учение Будды о спасении. Что такое нирвана, как её достичь?
Охарактеризуйте личность, произведения Лао-цзы и его роль в культуре Древнего Китая. Дайте определение Дао. Каков путь познания Дао? Выявите все положительные и соответствующие отрицательные признаки Дао, раскройте их. Почему Лао-цзы так парадоксально определяет Дао? Раскройте сущность принципа недеяния и покажите, как он обоснован в учении Лао-цзы.
Охарактеризуйте личность, произведения Конфуция и его роль в культуре Древнего Китая. Перечислите основные качества благородного мужа. Что объединяет эти качества? Сформулируйте высшее правило морали (правило взаимности). Поясните значение категории «взаимность» («человеколюбие»). Определите принципы, лежащие в основе государственного устройства. Что является источником порядка в государстве? Каково значение ритуала в государстве? Каков наилучший способ добиться повиновения подданных?
Прочитайте классический трактат «Искусство войны». Попробуйте дать оценку философской позиции автора с точки зрения конфуцианства, даосизма, буддизма.
Литература:
1. Культурология : учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М. : Юрайт, 2012. – 566 с.
2. Авксентьевский, И. И. Классические учения и тексты в курсе культурологии: учебное пособие / Вологодский ин-т права и экономики ФСИН России. – 2-е изд., перераб. и доп. – Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2012.
3. Культурология : хрестоматия. Ч. 1 / Вологодский ин-т права и экономики М-ва юстиции РФ ; сост., общ. ред. И. И. Авксентьевского, Л. В. Фивейской. – Вологда : ВИПЭ Минюста России, 2011. – 220 с.
4. Религиоведение : учебник для бакалавров / Под ред. И. Н. Яблокова. – СПб.: Юрайт, 2012. – 479 с.
5. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. – М. : ЭКСМО ; Харьков : ФОЛИО, 2003. – 958 с. Древние цивилизации / Под ред. Бонгард-Левина Г.– М.: Мысль, 1989.
6. Мифы народов мира. В 2-х частях : хрестоматия/ сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. – М. : РОСТ , 1996.
7. Нижников, С. А. История философии : учебник. – М. : ИНФРА, 2012. – 336 с.
8. Философское наследие Китая: Конфуций и Шан Ян // Вопросы философии. – 2013. – № 10. – С. 67-76.
9. Рагозина З. А. История Мидии, второго Вавилонского царства и возникновения Персидской державы. – СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1903. – 537 с. Электронный ресурс URL: http://www.runivers.ru/lib/book3077/9692/ (дата обращения: 10.10 .2014).
10. Сунь Цзы. «Искусство войны» URL: http://lib.ru/POECHIN/suntzur.txt (дата обращения: 10.10 .2014).
11. О все видавшем (эпос о Гильгамеше) Электронный ресурс, URL: http://khazarzar.skeptik.net/books/shumer/gilgames.htm (дата обращения: 14.09.2015).
12. Культура Древней Индии: учебное пособие / Д.Л. Обидин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 96 с. Электронный ресурс, URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=517464 (дата обращения: 14.09.2015).
13. Культурология: Учебное пособие / Т.В. Попова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с. Электронный ресурс, URL:http://znanium.com/bookread2.php?book=468693 (дата обращения: 14.09.2015).
Задание для самоконтроля:
1. Зороастризм пережил два периода упадка: первый, временный, последовал за завоеванием Персии Александром Македонским, второй стал следствием распространения ислама. Попробуйте объяснить, в чем может быть причина неустойчивости зороастрийской культуры.
2. На основании изученных текстов сравните этические учения Заратуштры, Лао-Цзы, Конфуция, Будды.
3. Какое из них более соответствует образу жизни человека современной культуры?
Основные понятия:
Географический детерминизм, благородный муж, сыновняя почтительность, дао, у-вей, дуат, атман, брахман, сансара, Ахура-Мазда.
***
Тема 6. Греко-римский тип культуры (Античность)
План занятия:
1. Особенности демократической организации греческих полисов.
2. Архимед – великий механик античности. Роль техники в жизни древних греков и римлян.
3. Историческое и культурное значение завоеваний Александра Македонского.
4. Александрийская библиотека – научно-просветительский центр античности.
5. Античный атомизм – поэма Тита Лукреция Кара «О природе вещей».
6. Общая характеристика греческого театра.
7. Трагедия Софокла «Антигона». Главные действующие лица, сюжет.
В чем состоят основные отличия греческих полисов от современных государств? Как изменилось, со времен античности понятие о гражданстве?
Соответствовал ли уровень развития техники в греко-римской культуре сравнительно высокому уровню науки? Какое влияние на ход развития мировой культуры оказали завоевательные походы Александра Македонского? Как греческие и римские атомисты представляли себе атомы?
Определите роль театра в Древней Греции, его происхождение и способ организации. Назовите наиболее известных греческих драматургов. Как было устроено здание театра?
Почему греческому мировосприятию присущ трагизм? По греческий мифологии познакомьтесь с содержанием цикла мифов об Эдипе и его детях. Установите действующих лиц и подробно изложите сюжет «Антигоны».
Как в трагедии «Антигона» соотносятся рок и свобода человека? Почему коллизия ведет к смерти героев?
Литература:
1. Культурология : учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М. : Юрайт, 2012. – 566 с.
2. Авксентьевский, И. И. Классические учения и тексты в курсе культурологии: учебное пособие / Вологодский ин-т права и экономики ФСИН России. – 2-е изд., перераб. и доп. – Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2012.
3. Культурология : хрестоматия. Ч. 1 / Вологодский ин-т права и экономики М-ва юстиции РФ ; сост., общ. ред. И. И. Авксентьевского, Л. В. Фивейской. – Вологда : ВИПЭ Минюста России, 2011. – 220 с.
4. Религиоведение : учебник для бакалавров / Под ред. И. Н. Яблокова. – СПб.: Юрайт, 2012. – 479 с.
5. Гомер. Илиада. Одиссея: пер. с древнегреч. – М. : Художественная литература, 1967. – 767 с.
6. Мифы народов мира. В 2-х частях : хрестоматия/ сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. – М. : РОСТ , 1996.
7. Нижников, С. А. История философии : учебник. – М. : ИНФРА, 2012. – 336 с.
8. Пауль, Г. Логика и культура. Об универсально верных законах логической формы и определяемых культурой различиях логики / Г. Пауль, Х. Ленк; перевод Д. Г. Латухи // Вопросы философии. – 2011. – № 7. – С. 30-48.
9. Софокл. Антигона. URL: http://lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl3_3.txt (дата обращения: 10.10 .2014).
10. Софокл. Царь Эдип. URL: http://lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl3_1.txt (дата обращения: 10.10 .2014).
11. Тит Лукреций Кар. О природе вещей (перевод с латинского Ф. Петровского) URL: http://www.nsu.ru/classics/bibliotheca/lucretius.htm (дата обращения: 10.10 .2014).
12. Эсхил. Прикованный Прометей. URL: http://lib.ru/POEEAST/
ESHIL/prometej.txt (дата обращения: 10.10 .2014).
13. Культурология: Учебное пособие / Т.В. Попова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с. Электронный ресурс, URL:http://znanium.com/bookread2.php?book=468693 (дата обращения: 14.09.2015).
Задание для самоконтроля:
1. Дайте ответ на вопрос: возможно ли воспроизведение коллизии «Антигоны» в современной культуре? Какие достижения (ценности) мировой культуры в настоящее время позволяют человеку мирно разрешить такую коллизию?
2. Почему прямая демократия в форме народных собраний редко практикуется в современных условиях?
Основные понятия:
Полис, космос, атом, золотое сечение, драма, трагедия, комедия, Эсхил, Гомер, Софокл, Эдип, Антигона.
***