Краткая история узкоколейных железных дорог

Узкоколейки сыграли огромную роль в истории России. Они трудились в сельском хозяйстве и в промышленности, воевали в двух мировых войнах, осваивали целину, трудились там, где не было других средств сообщения. К сожалению, к концу 20 века они практически исчезли с лица нашей Родины, в отличие от других стран, где узкоколейные железные дороги охраняются государством, являются музейными экспонатами.

Но когда же появились узкоколейные железные дороги?

Родиной железных дорог считается Великобритания. Там они были построены впервые в начале 19 века, а в 1825 году был пущен первый поезд общего пользования между городами Стоктон и Дарлингон. Протяженность дороги составила 40 километров, а ширина клеи – 1435 миллиметров (теперь это мировой стандарт).

В России впервые железная дорога появилась в Нижнем Тагиле на горнодобывающем руднике. Создателями паровоза были братья Черепановы. Протяженность этой дороги составила 854 метра, а ширина колеи -1645 миллиметров. Вскоре она была закрыта.

Официально железные дороги появились в России только в 1837 году. Линия пролегала между Санкт-Петербургом и Царским Селом. А уже в 1843-1851 годах железная дорога появилась между Санкт-Петербургом и Москвой. Ширина колеи составила 1520 миллиметров, что теперь является стандартом для отечественных железных дорог. В современном мире у разных стран разные стандарты ширины колеи, что является определенной проблемой при перевозки пассажиров и грузов.

Узкоколейные железные дороги появились немного позже обычных железных дорог. Произошло это в 1863 году в Великобритании в Северо-Западном Уэльсе. Дорога предназначалась для перевозки сланца от рудника для порта. Протяженность дороги составила 21 километр, а ширина колеи – 597 миллиметров.

В 19 веке в России существовало множество дорог с узкой колей и с конной или ручной тягой. Это позволяло перевозить грузы в тех местах, где строительство нормальной железной дороги не могло быть осуществлено, и сокращало расходы.

Самой большой узкоколейной дорогой России того времени с конной тягой была дорога, которая соединяла пристань Дубовка на реке Волга с Качалино на реке Дон. Протяженность дороги составила 60 километров и действовала в 1840-1862 годы.

Первая в России узкоколейка существовала в 1871-1876 годах в Орловской области. Ширина колеи составила 1067 миллиметров.

С конца 19 века началось строительство целой сети узкоколейных железных дорог в малоосвоенные районы страны. Например, существовали ветки: Ярославль-Вологда-Архангельск (795 километров), Покровск-Уральск. Их колеи были размером 1067 и 1000 миллиметров.

С 1890-х годов стали появляется узкоколейки с колеей всего 750 миллиметров. Например, ветки: Санкт-Петербург-Всеволожск, Рязано-Владимирская узкоколейная железная дорога. Строились они в основном для обслуживания промышленных предприятий.

Во времена Советского Союза число узкоколеек продолжало увеличиваться.

С временами сталинского террора связано появление «лагерных линий». Они соединяли лагеря и заводы с местами добычи полезных ископаемых. Узкоколейки строили в основном в северо-восточных районах страны (Магаданская область, на Камчатки, в Чукотском автономном округе).

В 1930-х годах была окончательно выработана специализация узкоколейных железных дорог – это перевозка леса и торфа. Стандарт для колеи – 750 миллиметров.

В 40-е годы 20 века в состав СССР вошли Эстония, Латвия и Литва, где была едва ли не лучшая сеть узкоколейных дорог в стране.

В годы Великой отечественной войны сеть узкоколеек пополнилась за счет строительство дорог, как нашими войсками, так и вражескими.

А в 1945 году к СССР был присоединён Сахалин с развитой системой узкоколейных железных дорог, которая в дальнейшем получила развитие.

С середины 20 века начался настоящий бум строительства узкоколеек. Он связан с освоением целинных и залежных земель в Казахстане.

Но с 60-х годов число узкоколейных дорог стало сокращаться. Это связано с тем, что узкоколейки стали заменяться дорогой нормальной ширины, которая строилась параллельно. Так узкоколейные железные дороги торфяного и лесовозного назначения строились до конца 1970-х годов. До 1990-х годов производился выпуск подвижного прицепного состава и локомотивов для узкоколейных железных дорог. В 1993 году производство было остановлено.[84]

Наши рекомендации