VI. Продолжение работы по теме урока.
— Так как же называется новый раздел?
— Как вы поняли слово «устное»? (Примерный ответ. Устное — значит, передаваемое из уст в уста, т. е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец - сыну, бабушка — внучке и т. д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)
— Что означают слова «творчество» и «народное»? (Примерный ответ. Творчество — от слова «творить», т. е. создавать. Народное - значит, что это создал народ, а не кто-то один.)
— Что означает выражение «передавать из уст в уста»? (Сообщать что-нибудь другому человеку.)
— Ребята, прочитайте и отгадайте загадки.
Во фраке зеленом маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик.)
Я думал: ног не унесу,
Есть и у храбрости границы!
Сегодня встретилась в лесу
Мне помесь гуся и синицы. (Гусеница.)
Рыжий, да не конь,
Рогат, да не баран,
Дома его не любят
И на базаре не купят. (Таракан.)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа.)
— На какие две группы можно разделить эти загадки? (На загадки о насекомых и о деревьях.)
— Как вы считаете, почему на этом уроке вам предложено разгадать загадки? (Они относятся к устному народному творчеству.)
— На нашей выставке есть книги по теме раздела. Что вам особенно нравится, что бы хотелось рассказать или прочитать?
(Дети загадывают загадки, читают заклички, пословицы и т. п.)
VII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы начали изучать?
— Как вы понимаете его название?
Домашнее задание
Принести книги по теме раздела.
Урок 7. Русские народные песни
Цели: познакомить учащихся с русскими народными песнями, лирическими и шуточными народными песнями; показать обращение народа к силам природы; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному творчеству.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать виды (жанры) устного народного творчества, находить созвучные окончания слов в песне, выразительно читать песни.
Оборудование: выставка книг по теме урока; текст речевой разминки записан на доске.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте текст на доске.
Коляда, коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Или сена клок,
Или вилы в бок.
— Прочитайте медленно, жужжащим способом.
— А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.
— Прочитаем с ускорением. Начнем медленно, затем с каждой строчкой будем увеличивать скорость.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Ребята, как вы думаете, что мы сейчас с вами прочитали? (Ответы детей. Кто-то, может быть, назовет, что это колядка.)
— Правильно, это колядка. А что означает это слово? (Предположения детей.)
Колядка, или колядная песня, — новогодняя торжественная песня — величание в честь хозяев дома. Колядовщики — певцы (чаще всего подростки) желали получить за пение подарки. Если хозяева скупились на подаяние, то их корили за скупость.
— Какой раздел мы будем изучать? (Раздел «Устное народное творчество».)
— Что мы относим к устному народному творчеству? (Загадки, поговорки, пословицы, песни, сказки.)
Наш урок мы посвящаем русским народным песням.
IV. Работа по теме урока
1. Чтение материала учебника ибеседа
— С чтения какой песни мы начали урок? (Колядки.)
— Сейчас узнаем о других песенках. Откройте с. 14 учебника. Прочитайте текст о русских народных песнях.
— Приведите примеры русских народных песен. Какие они бывают? (Есть колыбельные песни, песенки-потешки, заклички, шуточные и плясовые.)
— Как понимаете значение слова «заклички»? (От слова «кликать», значит, звать.)
— Прочитайте заклички в учебнике на с. 14—15.
— В какое время года пелась каждая из песенок?
— К кому обращаются дети в этих песенках?
Словарная работа
Лукошко — небольшая корзинка из лубка или прутьев, коробок.
V. Физкультминутка
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем —
Крылья сложили назад.