Некоторые проблемы использования карт в процессе обучения
При несомненном преобладании в процессе обучения настенных карт и атласов, необходимо признать, что при их использовании возникают некоторые неудобства.
Настенную карту ученик может видеть только очень ограниченное время (самостоятельное изучение вообще составит только несколько минут школьной перемены), за которое уяснить что-либо, попросту найти на карте нужную информацию бывает сложно. Использование настенной карты в ходе урока неизбежно приводит к тому, что только ученики с первых парт могут хорошо видеть изображение. В связи с этим не удивителен отказ учителей от применения в процессе обучения настенной карты.
Более удобным кажется использование атласов, которые, как и учебники, есть у каждого ученика. Проблема со зрительным восприятием настенной карты для атласов не существует. Более того, ученик может самостоятельно в любое удобное для него время изучать карты в атласе и пользоваться им при подготовке к занятию. Однако учителю сложнее объяснить и непосредственно показать на карте атласа нужные исторические события и явления. Время урока, расходуемое на работу с картами, значительно увеличивается. Учитель отвлекается от основного материала урока и, конечно же, в итоге стремится пореже пользоваться атласами. Кроме того, сам формат атласов неудобен. Они, как правило, больше по размеру, чем учебники, носить их неудобно, они быстро изнашиваются.
В этой связи следует обратить внимание на удобство размещения исторической карты непосредственно в самом учебнике. Ученик при изучении темы просто переносит взгляд на другую сторону той же страницы учебника, ему не нужно искать нужные события неизвестно где в атласе, тем более что он там вероятнее всего встретится с какой-то общей картой по большому региону и значительному отрезку времени. А в учебнике карты, как правило, тематические, конкретные, посвященные непосредственно рассматриваемой теме и избавленные от несущественной для нее информации. Карты учебника отражают и объясняют именно необходимые события, явления, процессы. Часто карта учебника представляет собой схему.
Тем не менее, карты учебника не могут заменить собой атлас, который создает цельное пространственное представление об истории определенного периода, и настенной карты, которая является хорошим помощником в работе учителя.
Понятие электронной карты
В настоящее время популярной становится идея создания так называемой «электронной» карты. Однако выясняется, что под электронной картой многими понимается всего-навсего отсканированный или иным способом переведенный в электронный вид вариант обычной бумажной карты. А сама идея переноса карт на электронные носители преследует цель сократить расходы на публикацию карт в бумажном виде. В итоге мы можем получить такие карты и атласы, пользоваться которыми будет весьма затруднительно. Стоимость производства карт, конечно же, сократится, но обеспечение учебного процесса в целом приобретет особые довольно громоздкие черты. Теперь при подготовке к занятию необходимо будет обеспечить школьный кабинет специальным дорогостоящим проектором или вовсе перенести занятие в компьютерный класс. Непосредственное использование электронной карты потребует больше времени на обслуживание не только помещения, но и организацию методической помощи учителю, который теперь должен будет значительно повысить свою квалификацию в несвойственной ему сфере. Наконец после всех сложных приготовлений придется работать с тем же самым изображением, что и на карте с бумажной основой, но только явно в худшем качестве, к тому же негативно воздействующем на зрение школьников.
Среди преимуществ в использовании такого вида карт следует назвать возможность увеличения нужного фрагмента карты с целью акцентирования внимания на каком-либо событии, явлении, отдельном государстве или регионе. Однако при увеличении карты качество изображения может ухудшиться и, кроме того, вне поля зрения окажется такой важный элемент карты, как легенда (список условных обозначений), что может плохо отразиться на понимании карты.
Следует заметить, что с обозначенными выше трудностями придется столкнуться и при использовании другого типа электронных карт. Но в данном случае речь будет идти о совершенно ином учебном пособии, применение которого значительно расширит возможности учителя и учебного процесса в целом.
Настоящая электронная карта - это целая база данных. За внешне простой оболочкой в электронной карте могут скрываться несколько слоев информации: анимированные или видео-вставки, таблицы и т.д. В таких картах перед глазами школьников территории государств постепенно изменяются, войска двигаются, появляются города, прокладываются железные дороги и т.д. К созданию таких карт только-только начинают приступать - это очень сложный процесс, в который должны быть вовлечены специалисты совершенно разных отраслей. Программист, дизайнер, художник, преподаватель, методист и, конечно же, историк должны составить творческую группу, которая и займется выработкой нового типа учебного пособия. Итоговым продуктом явится электронная карта (или же атлас), неотъемлемыми составляющими которого будут не только собственно сами карты, но и комментарии к ним, различная полезная информация, изображения документов, картин, политических деятелей и др. иллюстрации, видеовставки или полностью анимированная оболочка, задания для самопроверки, вопросы, тесты и т.д. Таким образом, электронная карта или атлас могут превратиться в самостоятельное учебное пособие нового поколения.
Использование электронной карты или атласа будет способствовать усовершенствованию всего учебного процесса. Учащиеся смогут более быстро и качественно подготовиться к занятию, освоить новую тему, закрепить предыдущую, попутно приобретя навыки в работе с компьютером; учителя - в более короткие сроки освоить содержание урока и выбрать эффективный метод его изложения. В целом учебный процесс приобретет более творческий характер, при этом не потеряв серьезного характера овладения знаниями. Напротив, уровень знаний может быть значительно углублен.
В итоге электронная карта или атлас смогут приобрести функции электронного учебника, в котором будут сочетаться компоненты непосредственно обучения, самопроверки и контроля знаний.
Итак, создание учебного наглядного пособия - карты - должно быть строго подчинено нуждам обучения, школьной программе, специфическому восприятию учащихся, что, впрочем, не исключает и строгого научного подхода к работе над ней. Несмотря на то, что процесс издания учебной картографической продукции выглядит организованным и налаженным, в ходе подготовки и использования настенных карт и атласов для учреждений образования, обеспечивающих получение общего среднего образования, существует ряд проблем. Для их решения требуется пересмотр представления о сущности учебной исторической карты, изменение отношения к авторству карт и разработка научнообоснованных требований к содержанию и оформлению учебных карт и атласов.