Современная типология уроков истории в школе.

Учитель, разрабатывая урок, хотя бы общих чертах принимает основные методы структуры и построения урока. Он определяет, какими приемами (Своим рассказом, беседой, чтением учебника) изложит новую тему и добьется цели урока; будет ли опрос, сколько времени займет закрепление изученного материала и т.п.

Структура урока не определяется произвольно, независимо от цели урока. Она зависит от идейного замысла урока, возможностей данного урока решить конкретные образовательно-воспитательные задачи. Структура придает уроку внешнюю форму, стройность, определяет методы его проведения. Так, возможен урок без опроса (в старших классах) или без изложения нового материала; урок, весь занятый контрольной работой, равно как и урок-экскурсия. Именно поэтому структура урока не должна быть оторвана от его идейно-теоретических цели и задач.

Поскольку цель и задачи каждого урока разные, то и уроки не могут быть одинаковыми. Тип урока - это понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов. Форма урока - это понятие, отражающее основной способ (метод) подачи материала. При внимательном рассмотрении обнаруживаются группы уроков, схожих по тематике, по учебно-образовательным задачам, по способам сообщения знаний, по формам работы с учащимися. Таким образом, в многообразии уроков имеется некоторое единство, в его основе лежат общие закономерности процесса обучения. Наличие такого рода общих черт и существенного сходства структур уроков позволяет говорить о типах уроков истории. Научно-обоснованная типология призвана помочь учителю правильно наметить специфические задачи типа урока, правильно определить основные методы его проведения. Из этого следует, что методы и приемы обучения невозможно формировать без связи с типом урока.

В зависимости от типа урока меняется роль одного и того же приема, различно решается вопрос о целесообразности его применения. Выбирая тип урока учитель руководствуется местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания нового материала, педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их знаниями и навыками. Тип урока также зависит от наличия в школе ТСО, подготовленности учителя и иных факторов.

Сочетание звеньев обучения называется структурой урока

Классификация уроков по типам помогает лучше подготовить урок. Но среди методистов нет соглашения об основе для выработки классификации. Одни считают основным принципом для выработки типа урока содержание изучаемого материала, вторые - методы и способы изучения, третьи - дидактические и воспитательные задачи, которые выглядят на уроке как звенья цепи обучения. Большинство методистов признают как основу третий подход.

Определение типа урока по способу его проведения ничего не дает учителю, ведь очевидно, что урок типа беседы проводится путем беседы, киноурок - просмотром видео и т.д. Определение типа по звеньям действенно. Соответственно выделяют следующие типы урока:

Вводный

Изучения нового материала

Проверки и учета знания

Комбинированный (смешанный)

Повторительно-обобщающий

(неприемлем для истории) Контрольный

Если тип урока определяется основной дидактической задачей, то вид - основным методом организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и преобладающим на этом уроке источником знаний.

Если это урок изучения нового материала, он должен насытить учащегося новыми знаниями, умениями, переживаниями, мыслями. Вся его методика должна служить этим целям. Этот урок должен занимать 30-35 минут. Качество урока проверки знаний определяется тем, удалось ли определить и аттестовать знания подавляющего большинства учащихся, стимулировать их трудолюбие. Проверка знаний здесь может занимать 20-25 минут или же весь урок. Повторительно-обобщающий урок должен обобщить знания по большой теме, разделу, всему курсу. Есть комбинированный урок. Он содержит все основные звенья процесса обучения (проверка знаний, повторение, изучение нового материала и т.д.). Кроме этого, по истории есть лабораторные и практические занятия. Лабораторные занятия - это форма урока, когда учащиеся должны работать с историческими текстами (учебником, источниками, художественной литературой). В итоге лабораторной работы в тетради должен быть оформлен определенный результат. Главное в практическом занятии - выполнение практических работ (контурная карта, работа с ней в течение урока; конструирование пособия, приближенного к эпохе; общение с ветераном; работа с образовательными программами).

Эта классификация ясно определяет основную дидактическую задачу урока, позволяет разработать структуру типов урока целого раздела. Благодаря этому они не "приедаются". Среди всех типов уроков, т.е. в систему уроков, должны преобладать уроки комбинированные и изучения нового материала. В 4-6 классах в силу возраста учащихся наиболее плодотворны комбинированные уроки, отличающиеся оптимальной и целесообразной сменой видов учебной работы.

Наши рекомендации