Внутренняя структура урока истории. Классный журнал

В ходе урока учитель проводит проверку д/з, организует изучение нового материала, "закрывает" изученный материал и т.д. Следовательно, можно утверждать, что учитель делит урок на части (элементы). В их основе лежат методические варианты урока. Основные методические варианты следующие:

Методические варианты урока

Типы урока

Подготовка учащихся к восприятию нового материала

Урок изучения нового материала, комбинированный урок

Сообщение новых исторических данных

Урок изучения нового материала, комбинированный урок

Организация осмысливания, закрепления в памяти учащихся важнейших исторических событий, явлений, дат, терминов, понятий

Урок изучения нового материала, комбинированный урок

Выработка у учащихся умений и навыков работы с учебником и документом, картой и картиной; умения мыслить исторически

Урок изучения нового материала, комбинированный урок

Применение школьниками усвоенных ЗУН

Комбинированный урок, урок проверки знаний, повторительно-обобщающий урок

Проверка степени усвоения

Комбинированный урок, урок проверки знаний, повторительно-обобщающий урок

Было бы ошибочно применять все эти звенья на каждом уроке, поэтому в зависимости от его типа учитель выбирает несколько звеньев или даже одно основное звено обучения. В конспекте эти методические элементы обучения будут выглядеть как элементы план-конспекта.

Под структурой урока нужно понимать сочетание на нем тех или иных звеньев процесса обучения, которые реализуются через соответствующие формы работы.

В 1950-60-х гг. вопрос о структуре урока притягивал внимание учителей и методистов. Развернулись дискуссии, вопреки рекомендациям дидактики и методики уроки приобрели шаблонный характер. Считалась обязательной проверка знаний, дача нового материала, его закрепление, а также д/з. Это отрицательно сказалось на качестве обучения, поэтому появилось много новых методов обучения. Один из них - липецкий метод, в котором ученик получал отметку за работу на уроке, а опрос как таковой не проводился.

Уроки любой структуры могут быть как хорошими, так и плохими. При выборе структуры урока следует помнить, что она не должна быть стереотипной, шаблонной. Так, на комбинированном уроке проверку можно проводить не только в начале урока, но и в конце и в середине. При выборе структуры следует помнить об особенностях усвоения информации на уроке, выявленных психологами. Наилучший период для выдачи нового материала - это 4-26 минуты урока, 100% усвояемость; 26-34 - 50%, 34-43 - 20%.

Отражение в план-конспекте элементов урока лучше всего показать на примере план-конспекта комбинированного урока, который включает в себя 9 обучающих элементов. Все они включаются в план-конспект как элементы урока. Среди них:

Организационный момент

Проверка д/з

Переход к новому материалу (подготовка учащихся к восприятию нового материала)

Сообщение нового материала

Его разбор (осмысление)

Закрепление нового материала

Выработка соответствующих умений и навыков работы с историческим материалом (на протяжении всего урока или на его определенных звеньях)

Применение новых ЗУН

Домашнее задание

План-конспект другого типа урока, урока изучения нового материала, целесообразно включать следующие элементы:

Организационный момент

Подготовка учащихся к восприятию нового материала

Сообщение нового материала

Его разбор (осмысление)

Закрепление нового материала

Домашнее задание

Названия элементов вписывается в левую колонку план-конспекта, там же проставляется длительность этого элемента урока в минутах.

Классный журнал является государственным документом и в обязательном порядке заполняется каждым классным руководителем, учителем в соответствии с указаниями о ведении классного журнала. На всех страницах классного журнала, в т.ч. при заполнении расписания уроков, название всех учебных предметов пишется с малой буквы. Имя и отчества учителя, классного руководителя пишутся полностью.

Список учеников класса заполняется классным руководителем в алфавитном порядке. На левом боку классного журнала учитель записывает дату проведения урока, отмечает отсутствующих буквой "н", а также выставляет в баллах оценки, полученные учениками на уроке. На правой стороне записывается тема, которая изучалась на уроке, и домашнее задание. Каждая тема урока и домашнее задание записываются с большой буквы. В классном журнале на предмет "всемирная история" и "история Беларуси" отводятся отдельные страницы. Тема урока может записываться в две строки, при необходимости допускается сокращение слов.

Оценки за учебную четверть или полугодие выставляются учителем после записи даты последнего урока без пропуска клеток. Первый урок следующей четверти (полугодия) тоже записывается без пропуска клетки. В классный журнал записываются только обязательные (минимальные) домашние задания, которые должны быть выполнены каждым учеником. Дифференцированные задания не записываются в классный журнал.

Обязательными документы для учителя истории в школе сегодня являются классный журнал, календарно-тематическое планирование, поурочное планирование (план-конспект) и дневники учащихся. Для классного руководителя дополнительно план идеологической работы на четверть (полугодие), социально-психологическая характеристика класса (должна поддерживаться и быть в идеальном состоянии на протяжении года), дневники учащихся и личная карточка учащегося.

Наши рекомендации