Развивая стратегию библейских миссий
Как бы вы ответили на стремление Чарли стать миссионером? Для меня была очевидной причина оставаться скептически настроенным по отношению к его мотивациям, но в этом вопросе в нашей церкви не было ясной философии миссионерства. Хотя мы посылали немногих людей с нашим благословением, не существовало никаких ясных руководств, чтобы направлять нас в оценке этих стремлений.
В течение нескольких лет я сталкивался с множеством ситуаций, подобных ситуации Чарли, и они заставили меня углубиться в исследование того, чему Писание учит о миссиях. Вот мои основные десять выводов:
1. Истинные миссионеры действительно выполняют апостольскую работу. Многие искренние Христиане страстно поспорили бы, что апостольское служение больше не нужно в Церкви сегодня, однако они изо всех сил защищают миссионеров. Это забавно, если мы вспомним, что греческое слово «апостол» (apostolos) имеет то же самое значение, что и латинское слово, от которого происходит термин «миссионер» (missionary). Оба слова означают «тот, кто послан», и латинское слово вошло в обиход лишь когда латинский стал официальным языком Римской Католической Церкви.
Как только мы осознаем апостольскую природу истинной миссионерской работы, мы сможем начать оценивать современные миссии с той точки зрения, с которой Библия говорит об апостольском служении. Как без этого базового понимания мы когда- либо сможем прийти к Библейской философии миссионерства? Библия ничего не говорит о миссионерах, которые не вовлечены в апостольское служение. Большая часть Библейского примера заключена в коротком месте Писания, Деян. 13:1—5. Это место не является законническим набором правил, чтобы дисквалифицировать позицию миссионеров, которые не могут в совершенстве «соответствовать уровню». Однако это показывает ценные принципы, которые могут спасти нас от некоторых болезненных ошибок
2. Церковь — это нормальная станция отправления, с которой должны быть посланы миссионеры.Деян. 13:1 начинается так: «В Антиохии, в тамошней церкви были...» Хотя миссионерские и околоцерковные организации могут помочь в обучении, в определении маршрута следования и в поддержке тех, кто посылается, действительная отправка по праву делается местной церковью.
Вот важные причины этого поведения. Никто не знает нас лучше, чем люди там, дома. Никто не может лучше ободрить нас или предложить молитвенную поддержку. И никто не находится на лучшей позиции, чтобы оценить наше духовное состояние и дать источник ответственности.
Я встречал бесчисленное количество мужчин и женщин, которые быстро были брошены на поле миссионерства околоцерковными организациями лишь для того, чтобы оказаться покинутыми однажды на этом поле. Да, жизнь миссионера — это жизнь веры, но очень разочаровывает, когда ты оставлен организацией, которая говорила, что будет твоей страховочной сетью. Я видел некоторые ситуации, когда человек был послан миссионерской организацией, которая закрылась вскоре после того, как миссионер был послан! Но многих из этих трудных ситуаций можно было избежать.
Важно для миссионеров не только знать, что где-то есть место, откуда они были посланы, но что также есть место, куда они могут вернуться. Трагично, но многие миссионеры не имеют этого чувства безопасности, не знают, есть ли место, куда они могут спокойно возвратиться.
3. Те, кто считается предназначенным для миссионерского поля в чужой стране, обычно должны иметь некоторый тип служения в домашней церкви. Когда Варнава и Савл (Павел) были посланы из церкви в Антиохии, они уже действовали как часть лидерской команды, описанной в Деян. 13:1 как «некоторые пророки и учители». Они не были запущены на миссионерское поле после того, как они апатично сидели на задней скамье церкви. Они уже были активно вовлечены в служение.
Если верующий не имеет эффективного служения в домашней церкви, почему мы должны посылать его служить в какую-то далекую землю, где он столкнётся с неизбежными барьерами языка и культуры? Хотя есть времена, когда кто-то процветает в служении в чужой стране, даже если он «не имеет чести в своем отечестве», общий принцип в том, что тем, кто верен в малом, будет доверено большее (Лк. 16:10а)
Если мы не приносим плода на «поле миссионерства», куда Бог уже поместил нас, может быть заблуждением ожидать великих результатов, если нас послать куда-то ещё. Доусон Тротман, основатель Навигаторов, служил некоторое время в миссионерском агентстве, тестируя тех, кто обращается для поездки в другие страны. Он был изумлён, открыв, что подавляющее большинство миссионеров- кандидатов никогда не привели к Христу никого у себя дома. Мораль этой истории в том, что требуется больше, чем пересечь море, чтобы стать миссионером.
4. Призыв к миссионерству должен быть получен и подтверждён на месте молитвы и ожидания Господа. Варнава и Савл услышали свой призыв в комнате для молитвы, а не на сцене для выступления. Они получили апостольский призыв, когда они и другие лидеры в Антиохии «служили Господу и постились». (Деяния 13:2а).
Этот образец — апостольское посвящение родилось на, месте молитвы — появляется в большом количестве эпизодов Писания. Сразу перед тем, как Иисус дал Своим ученикам поручение в Мф. 28:16— 20 «идите, научите все народы», ученики поклонялись Ему. Настоящее поклонение Иисусу «Господину жатвы» (Мф. 9:38) поможет нам обращать других Его любовью.
Исаия, подобным же образом был посвящён во время величественной встречи с «Господом, сидящего на престоле высоком и превознесенном» (Исаия 6:1). Он не был лишь «добровольцем» в армии спасения, но ответил на прямой вопрос Господа: «кого Мне послать? и кто пойдёт для Нас?» (Исаия 6:8Ь). Это тот же вопрос, который Бог хочет задать нам, — но мы должны достаточно глубоко погрузиться в Его присутствие, чтобы услышать Его призыв. Один из самых больших скандалов среди тех, кто называет себя харизматами, апостолами, пророками, Пятидесятниками, ходатаями и другими «глубокими» Христианскими группами, в том, что мы претендуем на то, чтобы быть исключительно духовными. Но каким-то образом мы часто упускаем этот призыв из сердца Бога.
5. Тот, кто в конце концов посылает миссионеров, — это не церковь или миссионерское агентство, это не какая-то группа людей, Тот, кто посылает, — это Сам Бог.В результате своего переживания присутствия Бога в Деян. 13:1-4 Варнава и Савл могли пойти в уверенности, что они были «посланы Духом Святым». Это ключ ко всему настоящему апостольскому служению: не посылать себя или даже не быть посланными церковью, но быть посланными Богом. Павел позднее писал Галатам о своём призыве к апостольскому служению: «Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем» (К Галатам 1:1).
Многие из нас ожидают призыва к служению, но мы ожидаем получить его от людей. Мы думаем про себя: «Может быть, пастор увидит мои дары и помажет меня на служение». Или: «Я почти уверен, что пророческий служитель призывает меня из общины и подтверждает моё призвание». Или: «Возможно, я должен идти в семинарию, чтобы моё призвание было там признано».
Все эта чувства понятны, но они . упускают важный момент: действительное посвящение всегда приходит от присутствия Бога. Да, люди могут подтвердить наше призвание, но они не являются его источником. Прежде чем получить подтверждение через молитву других, мы сначала должны услышать Божий голос в нашей собственной молитвенной комнатке. Когда мы слышим Его голос, который невозможно ни с чем спутать, и Он потом подтверждён верующими вокруг нас, знающими Бога, мы можем идти с непоколебимой уверенностью, что мы были посланы Богом.
6. Миссионеры посланы не только евангелизировать или смягчать человеческие страдания, но и основывать новые церкви.Когда Дух Святой сказал в Деяниях 13:2, что Варнава и Савл должны отделиться «на дело, к которому Я призвал их», имелось в виду, что «дело» заключалось, на самом деле, в том, чтобы основать церкви по всей Римской Империи.
Это чудесный образец. Работники (Миссионеры/ апостолы) посылаются из церкви делать работу по основанию новых церквей. Следующий шаг, показанный в 1 Фессалоконийцам 1:8, ещё более волнующий: новая церковь сама потом становится апостольской базой, высылая своих собственных делателей выполнять работу по основанию ещё большего количества церквей.
Этот процесс можно проиллюстрировать следующей диаграммой: церковь сф. делатели на работе с=> новая церковь с=> еще больше делателей на работу с=> больше новых церквей. Красота в этом процессе в том, что он предназначен продолжаться, и продолжаться, и продолжаться, и продолжаться... Каждая церковь должна производить и высылать квалифицированных работников на поле урожая, и эти работники должны основывать больше церквей, которые могут в свою очередь посылать ещё больше работников. Это, на самом деле, должно стать «песней, которая никогда не заканчивается»!
Этот образец показывает высокий приоритет, который Бог даёт миссионерской работе, выходящей за пределы евангелизма или гуманитарного служения. Конечно же, мы можем заниматься евангелизмом и быть занятыми в попытках облегчить человеческие страдания, но наша главная цель остается той же: основать новые церкви, которые могут и провозглашать Евангелие, и обучать новообращенных. Как указал С. Питер Вагнер, основание церквей является, в конце концов, лучшим способом евангелизма.
7. Миссионеры, посланные в Новом Завете, были частью команды или, по меньшей мере, посылались по двое. Варнава и Савл (Павел) не посылались отдельно, но как команда. Каждый из них имел уникальные дары. Павел преуспевал в обучении лидерству, в то время как Варнава имел выдающиеся дары ободрения и увещевания. К этому ядру был добавлен Иоанн Марк, который служил помощником в команде (Деян. 13:5).
Неважно, насколько сильно одарён миссионер. Ему или ей понадобится помощь других в основании здоровых и сильных церквей. Те, кто обладает апостольским помазанием, могут быть способны действовать в большом разнообразии духовных даров, но никто не может действовать во всех дарах. Хотя сильная холерическая личность Павла могла дать ему высокую степень независимости, никто не защищал так полное разделение труда и действия каждого члена тела Христа (1 Кор. 12:4—7, 28—31).
Павел особенно указывал, предостерегая тех, кто высокомерно заявлял, что не имеет нужды в других членах тела: «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,» (1 Коринфянам 12:21 — 22). Апостольская позиция в том, что лишь вся Церковь может исполнить полное поручение Церкви.
Апостольская команда, посланная из Антиохии, не находилась в покое, но прошла через многие изменения. На самом деле, Павел имел команду, состоящую из уроженцев очень разных мест: Сила из Иерусалима (Деян. 15:22); Тимофей и Гай из Дерби (Деян. 16:1—3, 20:4); Тит; Софатер из Береи; Аристарх и Секунд из Фессалоники; Тифик и Трофим из Азии; Епафродит из Филипп; Епафрас из Колосс; Лука; и т.д.
Команда Павла стала настоящей «мультинациональной силой». Это хорошая цель для современных апостольских команд, которые однажды снова перевернут мир верх тормашками вестью о Царстве Христа (Деян. 17:6—7). Такие группы, как Youth With a Mission и Operation Mobilization последовали этой модели, объединяя вместе молодых верующих из очень многих стран, чтобы обратить много стран.
8. Миссионеры должны периодически отчитываться перед пославшей их церковью за поведение и результаты их служений. Павел и Варнава не только были посланы из церкви в Антиохии, они также возвращались туда после каждого миссионерского путешествия и давали отчёт в церкви (См. Деян. 14:26—28, 15:30—35, 18:22—23). В некоторых случаях они также должны были давать отчёт перед другими Христианами, такими, как лидеры Иерусалимской церкви: «По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили всё, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам». (Деяния 15:4, см. также Галатам 2:1—2). Грустно сказать, но не все миссионеры эффективны. Я узнал об этом, когда был молодым христианином и мне случилось встретиться с человеком, который был миссионером в Индии в течение более 30 лет. Я всегда испытывал огромное уважение к мужчинам и женщинам, которые пожертвовали своим американским стилем жизни для того, чтобы нести Евангелие в другие области, и я захотел узнать всё, что мог, от этого пожилого миссионера. «Какие методы вы обнаружили самыми эффективными в том, чтобы делиться Евангелием в Индии?» — спросил я его.
Мой вопрос, казалось, вывел его из себя: «Ну, я понял, что самым лучшим было бы просто жить своей жизнью среди них».
«Правда? — спросил я. — Много ли людей пришло к Господу таким образом?»
Все более и более раздраженный моей настойчивостью, он сказал: «Понятия не имею. Я не был в их числе».
Я не мог поверить в то, что слышал. Этот человек проделал такой путь в Индию, чтобы «жить своей жизнью» среди языческой культуры. Хотя он жил там более 30 лет, он не мог указать даже на одного обращённого. Вместо того, чтобы бросать людям вызов заповедями Христа, он был лишь поглощён этой национальной культурой.
Миссионерам нужно место, куда они могут возвращаться домой. Это должно быть место любви и ободрения, помогающее миссионерам восстановить силы и возможности для их будущих служений. Однако миссионеры должны также быть готовыми дать отчет о своей жизни, своём учении и о своей эффективности.