Биоклиматические зоны России

Климат России крайне разнообразен. В пределах территории страны имеются зоны арктического, субарктического, умеренного и субтропического климата. На большой части страны распространенумеренный континентальный климат с холодными зимами и жарким летом.

В России отчетливо выражены следующие климатические зоны (с севера на юг): зона арктических пустынь, тундровая, лесотундровая, лесная, лесостепная, степная, а на юго-востоке Русской равнины - полупустынная.

К зоне арктических пустынь относятся острова Северного Ледовитого океана и побережье Таймыра. Растительность здесь скудная, преобладают лишайники.

Южнее лежит зона тундры. Тундра - это широкие просторы, с громадными болотами, покрытыми мхами, полярными осоками, кустиками клюквы и морошки. Здесь обитают северный олень, песец, белая куропатка, лемминг, полярная сова. Летом сюда прилетают огромные стаи гусей и уток.

Тундра постепенно переходит в лесотундру. Здесь добавляются карликовые ивы и березы.

Еще южнее начинается зона лесов. Появляются они постепенно, сначала по долинам рек. Леса, с разбросанными между ними лугами и полями, - типичный русский пейзаж. Чем дальше на восток, тем гуще становятся заросли, поля становятся островками среди океана деревьев. Хвойные леса называются тайгой. На западе тайга темно-хвойная с преобладанием ели, пихты, сибирского кедра; к востоку ель и пихту вытесняет лиственница. Лиственничные леса - светлые, часто с подлеском (кедровый стланик, даурский рододендрон, кустарниковые березки). В тайге обитают лоси, медведи, рыси, белки, бурундуки, олени, росомахи, волки, лисицы, соболи, из птиц - рябчики, глухари, клесты, певчие птицы. В Приморье растут хвойные и широколиственные леса, где произрастают многие редкие растения: амурский бархат, лианы, монгольский дуб, аянская пихта, маньчжурский орех. В лесах Приморья водятся тигры.

На Русской равнине произрастают широколиственные леса из липы, дуба, ясеня. Леса в европейской России сильно вырублены, особенно на юге. На полях выращивают рожь, ячмень, овес, картофель, лен, овощи, в садах - яблоки, сливы, вишни.

К югу лесная зона переходит в лесостепь, для которой характерно чередование лесных массивов из дуба, березы и осины с участками степей.

Степь протянулась вдоль берегов Азовского и Каспийского морей широким клином, доходящим на востоке до реки Оби. Степь - это огромные просторы, покрытые травами. Ныне почти все степное пространство освоено. Там, где раньше паслись стада, теперь простираются плодородные поля, засеянные пшеницей, кукурузой, подсолнухами, а вокруг многолюдных сел разбиты фруктовые сады, в огородах растут помидоры, огурцы, арбузы и дыни. В степях водятся различные грызуны - суслики, тушканчики, сурки, живут там и лисицы-корсаки, а из птиц -дрофы, орлы, стрепет.

Полупустыни встречаются в Прикаспийской низменности. Это глинистые земли с преобладанием в редком растительном покрове полыней и солянок.

Животный мир всех климатических зон России имеет большое экономическое значение в жизни страны. Так, по количеству, разнообразию и ценности добываемой пушнины Россия занимает первое место в мире.

Население России

Россия с момента своего возникновения являлась многонациональным государством. Сейчас в России проживает 60 народов общей численностью 148 миллионов человек. Большинство народностей малочисленны и живут на ограниченной территории. Только шесть народов имеют численность более одного миллиона. Национальный состав России формировался на протяжении всей ее тысячелетней истории. Славяне составляют большинство населения страны. В их состав входят русские, украинцы, белорусы, поляки.

Русские составляют самый большой народ России, их численность около 120 миллионов. Нельзя забывать о том, что вследствие различных причин, в первую очередь после Октябрьского переворота и гражданской войны и после нее, спасаясь от коммунистического террора, значительная часть коренных жителей России вынуждена была эмигрировать и проживает теперь за границей. Однако эти люди тоже часть России.

Русские проживают по всей стране. Большинство их живет в европейской части России, на юге Сибири, на Дальнем Востоке.

В результате мирной экспансии на восток и север в состав России вошли фино-угорские народы. К ним относятся финны, карелы, саамы и коми на севере европейской России, удмурты, марийцы имордва в Поволжье (эти народы имеют численность более одного миллиона человек), ханты и мансив Западной Сибири. Некоторые из них, например карелы, сами пожелали войти в состав России.

Многолетнее соседство с русскими оказало большое влияние на культуру этих народов. Но и в настоящее время, особенно в сельских районах, в одежде используются детали национальных костюмов, богато украшенных вышивкой. Ханты и манси, занимающиеся охотой и оленеводством, до сих пор носят национальную одежду из шкур.

Важнейшее место в истории России занимал культурный, хозяйственный и торговый обмен стюркскими народами. В их состав входят татары, второй по численности народ России, живущий в Поволжье, чуваши, насчитывающие около двух миллионов человек, башкиры, в Сибири - алтайцы, хакасы, коренной народ крупнейшего региона России -якуты, на Кавказе - кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы. Большинство тюркских народов сохранило свое своеобразие и традиционные занятия. Так, татары до сих пор называют своих детей традиционными именами.

На Крайнем Севере живут ненцы, занимающиеся оленеводством. Ненецкий костюм, состоящий из меховой рубашки-малицы и меховых штанов, наиболее подходящая для этого занятия одежда.

На Кавказе живут народы абхазо-адыгейской группы: кабардинцы, адыги и черкесы; нехско-дагестанской группы: чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины; осетины, относящиеся к иранской группе.

В Восточной Сибири живут эвенки. На Чукотском полуострове - чукчи - оленеводы и рыбаки. Кмонгольской группе относятся буряты в Сибири и калмыки на Каспии.

Каждый народ стремится к сохранению языка, обычаев и традиций, костюма, традиционных занятий и промыслов. Богатство национальных культур - достояние всей страны. К сожалению, в наше время в полной мере это возможно только для населения, проживающего в отдаленных и труднодоступных районах.

По религиозному составу Россия также неоднородна. Большинство народов вслед за русскими приняли православие. Большая часть тюркских народов и народов Кавказа исповедует ислам. Буряты и калмыки - буддисты, а часть малых народов Сибири остается язычниками. В крупных городах созданы иудаистские общины. Большая часть населения страны относит себя к атеистам.

Население страны размещено неравномерно, большая часть живет в европейской части страны и в зоне степей. В связи с освоением природных богатств Сибири и Дальнего Востока население многих ранее слабозаселенных районов возросло. Теперь за Уралом живет более 20% населения России.

Большинство населения России ведет оседлый образ жизни. Исключение составляют ненцы и чукчи.

Благодаря мощному воздействию русской культуры многие народы, не имевшие раньше письменности, создали ее на основе русского алфавита. Многовековое мирное сосуществование и культурный обмен с русскими позволили многим народам найти свое место в мировой культуре.

Несмотря на громадные расстояния, труднодоступные области, несмотря на различные языки и культурные традиции множества населяющих ее народов, Россия - это единая страна, единый могучий и сложный организм, полный энергии и жизненных сил. Доказательством тому служит более чем тысячелетняя история нашей Родины, о которой Ты прочитаешь в этой книге

Культура России

Что такое культура? Попытайся ответить на этот, казалось бы, достаточно простой вопрос. Трудно, не правда ли? Кого Ты можешь назвать культурным человеком? Того ли, кто имеет высшее образование, знает несколько языков, разбирается в кино, живописи, музыке и литературе? Или того, кто все умеет сделать своими руками, для кого никакая техника не представляет секрета? Или, наконец, это тот Твой знакомый, про кого все говорят: "светлая голова"? Да, Ты прав: это и первый, и второй, и третий. Теперь Ты, вероятно, близок к ответу на первый вопрос. Культура - это сумма знаний и умений, накопленных человечеством во всех областях деятельности людей. Согласись, что и далекий Твой предок, крестьянин, не знавший грамоты, будучи знатоком своего дела, может быть назван культурным человеком. В конечном счете, культурный человек - это Ты сам, если Ты умеешь самостоятельно думать и делать (создавать!) то, что нужно людям. То есть творить добро.

Теперь прибавь ко всему сказанному выше огромное количество разнообразных изделий человеческих рук, придуманное и изготовленное людьми за все время их существования на земле - и Ты получишь то, что называется мировой культурой. Она может быть условно разделена на материальную культуру и духовную. Мы поведем речь о последней.

А что такое национальная культура? Говоря научным языком, это то, что вместе с общностью языка, территории, традициями и обычаями составляет суть народа, выделяет его среди других народов. Культура - это накопленное многими поколениями лучших умов и сердец твоей Родины богатство знаний в области искусства, образования и науки. Национальная культура повседневно входит в нашу жизнь, задает образ мыслей, поведения в обществе, в семье и среди друзей, отношение к вечным и преходящим ценностям. Вспомни, какие песни пела Тебе, крошечному, мама, какие сказки Тебе рассказывали и читали? Все это тоже явления национальной культуры, с ними Ты вступил в жизнь, их для Тебя любовно хранили твои предки. Каждый истинный патриот России гордится ее культурным, поистине неисчерпаемым наследием, а каждый подлинно культурный русский человек стремится к овладению знаниями, оставленными ему в наследие предыдущими поколениями, к совершенствованию своего внутреннего и окружающего мира.

В истории любого государства помимо лет, связанных с войнами и сменой династий, не менее, а порой и более ясно прослеживаются этапы становления, определяемые состоянием науки и искусства. Это и понятно. Ведь с достижениями науки связан уровень экономики, техники, военного искусства. Признанными культурными ценностями задается отношение общества к личности, личности - к общественным достижениям, определяются нравственные идеалы.

Культура России формировалась на протяжении нескольких тысячелетий, и история ее может быть (хотя и достаточно условно) разделена на несколько периодов: древний, языческий, или дохристианский, средневековый - от момента принятия на Руси православия до эпохи преобразований Петра Великого: новый -объединяющий XVIII и XIX века; новейший - культура XX столетия.

Многие исследователи считают, что до принятия христианства никакой культуры на Руси как бы и не было. Это глубокое заблуждение. Будь это так, Россия никогда не стала бы могучим, уважаемым в мире государством. Наши языческие предки - славяне - умели прекрасно трудиться, обладали богатым воображением, тонко чувствовали природу, стремились к созданию собственного искусства, творчески перерабатывали заимствованные у соседей элементы культуры. Взаимообогащение культур издревле было сильным элементом в создании каждой национальной культуры. Так и в славянскую культуру органично вплетались элементы древнегреческой, римской, индоарийской, византийской, тюркской и, некогда, общей славяно-германо-кельтской культур. Славянами был создан своеобразный пантеон языческих божеств, строились храмы, были разработаны сложнейшие культовые ритуалы, возводились городища и города, постоянно совершенствовались ремесла.

Обычно центрами экономики, культуры и языческой религии были города. Один из них - легендарный Аркона на острове Руген (Руян) в Балтийском море. Здесь более тысячелетия поклонялись четырехголовому Свантевиту и Ран -супруге морского божества Эгер. (Аркона был разрушен в 1168 году. ) Из многочисленных ранних славянских богов того времени позднее появился общеславянский Род. Жрецы, называвшиеся волхвами, создавали языческие ритуалы, возглавляли жертвоприношения и праздники.

Славяне, как и многие иные народы, наделяли магическими свойствами и деревья, особенно могучие дубы, и отдельные великолепные рощи, и некоторые камни, реки, озера, животных. Связано это было с весьма глубокой в то время зависимостью человека от природы, страхом перед неурожаем, болезнью скота, неудачной охотой или рыбной ловлей.

Следует отличать славянскую культуру от собственно русской, которая зародилась позднее праславянской вместе с появлением в VIII веке первых русских государств - Киевского и Новгородского княжеств - и обособлением русского языка. К началу правления в Киеве кн. Владимира уже существовал целый свод различных поверий, легенд, обычаев, а сами русы поклонялись очень сложному собранию богов. Здесь и громовержец Перун, и богиня плодородия Макошь, бог скотоводства Белес, богиня красоты Лада. Почитались Хоре и Вихрь - бог ветра, Сварог, бог-кузнец, и крылатый, с телом собаки, Семаргл. Особой любовью пользовался Дажбог - по преданию, родоначальник русов, носитель света и тепла. С языческих времен до нас дошли многие обычаи, праздники и гульбища, гадания. Это и купание с сожжением колес на Ивана Купалу (24 июня по ст. стилю), и первый выгон скота на пастбище (1 мая), и колядования (по имени бога Коледы, бога мирного, антипода бога войны Леды).

В языческий период была создана оригинальная музыкальная и песенная культура. Высокого уровня достигло искусство игры на музыкальных инструментах: свирели, сопелке, дуде, трубе, роге, гуслях, струне, смычке; русских музыкантов приглашали на праздники в другие страны. В это же время сформировалась очень своеобразная русская орнаменталистика - способ украшения жилищ (всемирно известные деревянные кружева), одежды, утвари. Любимыми мотивами этих орнаментов были символы Солнца и Луны, Земли, Воды, Неба, а также птицы, петухи, драконы, кони и утко-кони, крылатые собаки и, конечно же, символы семян, ростков, плодов и самого поля. Ведь русы с древнейших времен считались прекрасными ратарями, или пахарями. К сожалению, материальных памятников культуры той эпохи, особенно культовых, осталось очень мало, поскольку по принятии русскими христианства статуи идолов, их храмы и капища безжалостно и со рвением уничтожались. Но сохранились в веках традиции русского прикладного искусства, а в памяти народной - многочисленные устные предания, песни и сказы, великий богатырский эпос и легенды. Все это послужило позднее источником вдохновения для русских писателей, художников и композиторов.

Вместе с принятием Православия, официально начавшегося на Руси в 988 г. с крещением св. кн. Владимира и жителей Киева, в нашу страну пришли лучшие достижения греческой и византийской культуры. Гуманистические ценности, присущие христианству, были близки русскому народу, а потому принятие Православия происходило без ломки национального характера и, в отличие от Западной и Северной Европы, практически без жертв. Более совершенная идеология и культура христианства где-то вытесняла традиционно русскую, где-то срасталась с нею. В Святой Троице русские распознавали принципы славянского трибожия (Сварог-Дажбог-Семаргл), в Богоматери - богиню плодородия Макошь и т. д. Но в то же время христианская культура Византии была несомненно богаче знаниями, церковной канонической обрядностью, достижениями архитектуры, живописи.

Первыми по-настоящему образованными людьми в Киевской Руси стали священнослужители, монахи. Они сами постигали Слово Божие и несли его людям; они любовно, с молитвою, пестовали и взращивали то, что впоследствии явилось миру в виде подлинно русской Духовности: в монастырях и отшельнических скитах были явлены величайшие прозрения человеческого Духа.

И вот уже в 1037 г. Ярослав Мудрый начинает строительство киевского Софийского собора, великолепного памятника архитектуры, изукрашенного мозаиками и фресками. Строили его русские мастера под руководством греческих архитекторов.

В 1045 г. кн. Владимир Ярославич закладывает собор св. Софии в Новгородском кремле. А с конца XI века храмы ставятся уже по всей Руси. В XII в., когда Киев уступает великокняжеский престол Г. Владимиру, на суздальской земле строятся церкви, ставшие со временем достоянием всей мировой культуры. Наиболее известна среди них церковь Покрова Богородицы на р. Нерли (1165 г. ). Именно в это время быстро развивается собственно "русский стиль" храмовой архитектуры и живописи. Следует знать и то, что при св. Владимире была основана в Киеве первая школа. Первыми книгами-учебниками стали букварь, часослов и псалтирь. С тех времен и вплоть до XX в. сохранялся в России обычай обучения по ним грамоте. В XI в. на Руси появляется церковная литература, обращенная к русской жизни. Таковы писания Иакова Мниха: "Житие" и "Похвала князю русскому Володимеру", труды знаменитого Нестора Летописца (1056-1114), автора житий нескольких русских святых и "Повести временных лет" - первой русской исторической летописи. В конце XII в. появляется великий памятник русского и мирового поэтического искусства, наиболее значительное произведение литературы допетровской эпохи - "Слово о полку Игореве", повествующее о походе кн. Игоря на половцев. Сегодня "Слово... " переведено на десятки языков народов мира.

С начала татарского нашествия (40-е годы XIII в. ) начинается новый период в истории России и новый этап в развитии русской культуры. Центры русской письменности, искусства, зодчества перемещаются на север и северо-восток Руси. Здесь возводятся новые города и храмы, основываются монастыри, создаются великолепные образцы ювелирного и прикладного искусства. Совершенствуется самобытный стиль живописи, в первую очередь иконописи. Русское искусство окончательно завершило период ученичества.

В разгар татарского произвола св. Сергий Радонежский закладывает Троицкую обитель, выросшую впоследствии в центр русской духовности - Троице-Сергиеву Лавру. Последователи великого старца - преподобные Кирилл и Ферапонт, продвигаясь на север, основывают монастыри, ставшие крупнейшими не только религиозными, но и культурными и научными центрами, с великолепными библиотеками рукописных книг и историческими архивами. В XV в. творят блистательные художники-иконописцы: инок Андрей Рублев, Феофан Грек, Даниил Черный и другие. Пишет свои бессмертные фрески Дионисий. Литература обогащается "Повестью о взятии Царьграда" монаха Нестора Искандера, многочисленными житиями русских святых.

С падением татарского ига. науки и искусства расцветают с новой силой. В 1555 году двое русских зодчих-самоучек - Барма и Постник - возводят в Москве Покровский собор, известный ныне как храм Василия Блаженного.

Новых высот достигает церковное искусство: живопись, литургическое хоровое пение, изготовление утвари и платья. При Иване Грозном проводится и первая подробная опись российских земель - генеральное межевание, труд по тем временам невиданный.

С конца XV в. становятся все шире и разнообразнее контакты русской культуры с западноевропейской.

Постепенно в высших кругах и окружении царя Алексея I вызревает понимание того, что страна нуждается в образованных людях. Открываются новые учебные заведения; в Киеве основана коллегия - первое учебное заведение, аналогичное нынешнему высшему. В 60-х годах XVII в. в Москве поселяется Симеон Полоцкий, широко известный религиозный и светский писатель, поэт и драматург. Повсеместно начинается планомерное каменное гражданское и крепостное строительство. Отстраиваются новые дворцы. Бывшие в основном деревянными русские города, столь часто подвергавшиеся опустошительным пожарам, ныне приобретают новый, "европейский" вид. Самобытное русское славянское искусство достигает своих вершин.

Следующая эпоха в развитии русской культуры связана с именем Петра Великого. Начатые им масштабные преобразования затронули все сферы бытия народа. Проводимая Петром I "цивилизация" во многом обернулась утратой самобытности практически всех отраслей русской культуры. Созданные в то время картины в жанре портрета и пейзажа являются лишь подражаниями западноевропейским образцам. Дворцы новой столицы, Санкт-Петербурга, были великолепны, но выстроены в стиле итальянского барокко. Церковные строения утратили ясность и выразительность, жилое каменное строительство в провинции было запущено.

Военные победы, создание современной армии и флота, строительство столицы, развитие промышленности требовали огромных затрат. Известно, что на пушки переливались даже церковные колокола. Все это отозвалось застоем в культурной жизни на огромной территории Российской империи. В созданной Петром I Петербургской Академии наук долгое время не было ни одного русского человека. Первым стал М. В. Ломоносов, поистине светоч русской науки и литературы. Его достижения легли в основу новой русской культурной традиции, принесшей мировую славу России в XIX веке.

Этот век справедливо можно назвать веком русской культуры. Созвездия гениев украшают историю нашей Родины во всех областях духовной культуры. В литературе это Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Салтыков-Щедрин, Тургенев, Некрасов, Толстой, Достоевский, Лесков, Чехов. В музыке - Алябьев, Глинка, Бородин, Римский - Корсаков, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов. В науке - Пирогов, Менделеев, Лобачевский. В архитектуре - Захаров, Воронихин, Росси. В изящных искусствах - художники Тропинин, Венецианов, Боровиковский, Брюллов, передвижники, скульпторы Шубин, отец и сын Пименовы, Паоло Трубецкой, Антокольский. И многие, многие другие. (См. биографии деятелей русской культуры в конце раздела. )

В "век просвещения" Екатерины II расцветает искусство русского театра. Основаны Александринский и Мариинский театры в Петербурге, Большой театр в Москве, созданы многочисленные театры в провинции. На этих подмостках выросла и стала непревзойденной слава русского балета (Анна Павлова, Кшесинская, Нижинский) и русской оперы (Шаляпин, Собинов). Блестящее развитие получила в XIX в. русская религиозно-философская мысль, выросли крупнейшие историки, естествоиспытатели, путешественники.

К концу XIX века Россия - просвещенная мировая держава. Здесь находятся крупнейшие библиотеки (Московская государственная - около 40 млн. книг, Публичная в Петербурге - около 30 млн. книг, Академии наук - около 20 млн. книг). В Санкт-Петербурге созданы Государственный Эрмитаж с его всемирно известным собранием произведений искусства и Русский музей, в Москве - Третьяковская галерея, открыты для посетителей кремлевские Грановитая и Оружейная палаты. Богаты и собрания провинциальных музеев, огромные сокровища прикладного искусства собраны в монастырях.

И вот наступил век XX, век новых яростных поисков и открытий как в искусстве так и в науке. Достаточно произнести лишь три слова: кибернетика, космонавтика, кинематограф.

А начинался век относительно спокойно. В поэзии формируются новые течения - символизм, акмеизм, футуризм (Бальмонт, Блок, Северянин, Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Есенин, Цветаева, Пастернак). Блистает Московский общедоступный театр (впоследствии МХАТ) Станиславского и Немировича-Данченко. Новые театры создают Мейерхольд и Вахтангов. В сокровищницу мирового искусства кино входят десятки русских фильмов. Достаточно назвать режиссеров Сергея Эйзенштейна и Андрея Тарковского. Достижения отечественной науки несомненны и впечатляющи.

Ты можешь гордиться культурой своей Родины, юный Разведчик. Творческий гений русского народа разнообразен и бесконечен. Чуть более одного тысячелетия прошло со времени оформления группы восточнославянских племен в русский народ. Но за этот исторически очень короткий период была создана великая самобытная культура, лучшие достижения которой обогатили сокровищницу мировой культуры. Наш народ прославлен именами многих выдающихся деятелей науки и культуры, но есть имена, без которых история человеческой цивилизации была бы неполной, несовершенной. Запомни их, Разведчик.

Писатели:

Аввакум Петрович (1620 или 1621 - 1682), известный как протопоп Аввакум, глава и идеолог русского раскола, выступавший против церковной реформы Патриарха Никона. Им написано знаменитое "Житие", множество других произведений. Сожжен по царскому указу.

Крылов Иван Андреевич (1769 -1844). Русский баснописец, сатирик, автор многих трагедий и комедий. Автор более 300 басен, в которых, используя великолепный, образный язык, высмеивал личные и общественные пороки: косность, глупость, зависть, бахвальство. Сборники его басен, переиздававшиеся сотни раз, стали явлением народного языка, многие его строки - поговорками.

Пушкин Александр Сергеевич (1799 - 1837) - великий русский поэт и писатель, справедливо считающийся создателем современного русского литературного языка.

За сравнительно недолгую жизнь - Пушкин погиб в 37 лет от раны, полученной на дуэли - им написаны сотни стихотворений, поэмы, ставшие классическими: "Руслан и Людмила", "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан", "Полтава", "Медный всадник" и др., роман в стихах "Евгений Онегин", исторические драмы "Борис Годунов" и "Маленькие трагедии", великолепные "Повести Белкина", "Капитанская дочка" и "Дубровский" - в прозе.

А. С. Пушкин был прекрасным рисовальщиком, автором эпиграмм, исследователем русской истории и фольклора. Его произведения вдохновили многих художников, композиторов, режиссеров театра и кино на создание подлинных шедевров.

Гоголь-Яновский Николай Васильевич (1809 -1852), глава натуральной школы в русской литературе, основатель критического реализма с известной долей мистицизма, один из великих представителей сатирического жанра. Известность молодому писателю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки". К лучшим произведениям Гоголя относятся его бессмертная комедия "Ревизор", роман-поэма "Мертвые души", повести "Шинель", "Тарас Бульба", "Игроки" и др.

Выросший в Малороссии, Гоголь по своему душевному складу был подлинным лириком, обладал мягким, хотя порою и весьма злым, юмором, глубоко понимал жизнь простого человека, мещанина, чиновника. Недаром среди последующих поколений русских прозаиков бытует фраза: "Все мы выросли из "Шинели" Гоголя".

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814- 1841), русский поэт, офицер. В 1834 году окончил Петербургскую школу гвардейских прапорщиков. В 1837-м за стихотворение "На смерть поэта", посвященное кончине А. Пушкина, был сослан в действующую армию на Кавказ. Погиб на дуэли в 26 лет.

Лермонтов - поэт-романтик ("Дума", "Пророк", поэмы "Мцыри", "Демон"), поэт-патриот (стихотворения "Поэт", "Бородино", "Родина"), автор, искавший основы для творчества в народном фольклоре ("Песня про купца Калашникова") и в непростой современности (роман "Герой нашего времени").

Толстой Алексей Константинович (1817 -1875), граф, глубоко религиозный человек, поэт и писатель, прославившийся произведениями об истории России (роман "Князь Серебряный", до сих пор не сходящая со сцен театров драматическая трилогия "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис"). Член-корреспондент Петербургской Академии наук. Но он же, вместе с братьями Жемчужниковыми, писал знаменитые сатирические произведения под псевдонимом Козьма Прутков.

Тургенев Иван Сергеевич (1818 - 1863), классик русской и мировой литературы, тончайший знаток родного языка, владевший в то же время и европейскими языками, мастер психологического анализа. Книгами Тургенева зачитывалась вся образованная Россия. Тонко улавливая общественные настроения, он создал галерею характеров в романах "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне", "Ася", "Вешние воды".

Достоевский Федор Михайлович (1821 - 1881), писатель и мыслитель, пожалуй, наиболее известный за рубежом классик русского психологического и гуманистически-религиозного реализма. Человек сложной судьбы, больной; за участие в собраниях революционного кружка М. Петрашевского был приговорен к смертной казни, в последнюю минуту замененной каторгой. В своих романах, переведенных на большинство современных языков мира, Достоевский с необыкновенной силой рисует человеческие страдания, жизнь бедных людей, искания и заблуждения современной ему эпохи.

Вот эти великие книги: "Бедные люди", "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Братья Карамазовы". Со временем Ты откроешь их для себя, и они пройдут радом с Тобою всю жизнь. Не раз и не два Ты будешь в трудную минуту прибегать к помощи Твоего великого соотечественника, учиться у него состраданию, вере и любви.

Островский Александр Николаевич (1823 - 1886), великий драматург, как никто много сделавший для расцвета русского театра. Славу Островскому принесли замечательные драмы из жизни купеческого и мещанского сословий русской провинции: "Гроза", "Доходное место", "Бесприданница", "Волки и овцы" и др. Он владел глубинами подлинно народного языка, знал жизнь народа, что помогло ему создать череду классических национальных характеров.

Особенно удавались ему женские образы. В то же время именно Островским написана знаменитая пьеса-сказка "Снегурочка".

Толстой Лев Николаевич (1821 - 1910), граф, гений русской словесности, автор множества рассказов, повестей, романов, сказок, философских и публицистических работ.

В 1851 г. Толстой едет юнкером на Кавказ, где принимает участие в стычках с горцами. Здесь им написаны "Детство", "Отрочество", позднее "Юность" - части его автобиографической трилогии. Вслед за этим Толстой - участник обороны Севастополя во время Крымской войны, под впечатлением которой написаны "Севастопольские рассказы". К молодому офицеру приходит известность, и вот - жребий брошен: Толстой становится писателем. По этому пути прошли многие деятели русского искусства.

Все творчество Толстого и всю его жизнь пронизывают мучительные поиски нравственного идеала, возможно недостижимого для светского человека, попытки разрушить сословную отчужденность, характерную для русского общества. Толстой был глубоко верующим человеком, тем не менее он предпринял попытки религиозных усовершенствований, критики Православия, в частности Таинства Божественной Евхаристии. Это привело писателя к разрыву с русской церковью. Толстой прожил почти 90 лет. Это были годы беспримерного труда -его творческое наследие составляет почти 100 томов. И вплоть до последних своих часов он остался великим искателем человеческого совершенства...

Конечно, Ты знаешь главные произведения Льва Толстого: "Казаки", "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение", "Крейцерова соната".

Чехов Антон Павлович (1860 -1904), автор множества блестящих коротких рассказов.

Начавший как газетный фельетонист, Чехов в конце жизни стал классиком русской литературы, автором новаторских пьес "Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад". Главная тема творчества Чехова - изучение мира обывателей, идейные поиски разночинцев, интеллигенции, дворянства в эпоху великих преобразований в России на рубеже XIX и XX столетий. Наиболее выдающиеся российские писатели стали лауреатами одной из самых престижных мировых премий - Нобелевской. Вот их имена:

Иван Алексеевич Бунин, удостоен премии в 1933 году. Борис Леонидович Пастернак - в 1958 г.Михаил Александрович Шолохов - в 1965 году. Александр Исаевич Солженицын - в 1970 году. Иосиф Александрович Бродский - в 1987 году.

Композиторы:

Бортнянский Дмитрий Степанович (1751 - 1825), управляющий придворной певческой капеллой в Петербурге. Выдающийся мастер русской хоровой, духовной и литургической музыки. Автор нескольких опер, сонат, камерных ансамблей.

Глинка Михаил Иванович (1804 - 1857) - родоначальник русской классической музыки и создатель отечественной оперной школы ("Жизнь за царя", "Руслан и Людмила"). Первый классик русского романса, Глинка ввел в обиход классического симфонизма русские народные мелодии.

Светлый характер, выразительность и певучесть мелодий, красота гармоний - вот ценнейшие качества музыки Глинки.

Бородин Алексей Порфирьевич (1833 -1887), известнейший мастер симфонии (2-я "Богатырская" симфония) и монументального оперного жанра ("Князь Игорь"). Творчество Бородина проникнуто величием русского эпоса.

Помимо своей музыки Бородин был широко известен открытиями в области органической химии.

Балакирев Милий Алексеевич (1836 - 1910), основатель знаменитого музыкального общества, названного "Могучей кучкой", пианист и дирижер. Наиболее известны его симфоническая поэма "Тамара", композиция "Русь", написанная по случаю 1000-летия России в 1862 году, два сборника гармонизаций русских народных песен.

Чайковский Петр Ильич (1840 -1893), крупнейший симфонист, музыкальный драматург и лирик. Творческое наследие Чайковского огромно: 7 опер ("Пиковая дама", "Евгений Онегин", "Мазепа" и др. ); 6 симфоний (6-я "Патетическая"), а также концерты для фортепиано и для скрипки с оркестром; 3 балета ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик"); многочисленные камерные ансамбли, романсы, симфонические картины.

Страстность и трагедийность сочетается в его музыке с мягким искренним лиризмом, простотой и доступностью музыкального языка.

Мусоргский Модест Петрович (1839 -1881), автор монументальных классических сочинений: опер "Борис Годунов", "Хованщина" и др., фортепианных и вокальных циклов. Участник "Могучей кучки". Мелодический язык Мусоргского органически близок русской народной песенности, ярко передает интонации живой речи.

Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844 -1908), замечательный композитор, дирижер и музыкальный педагог, деятельный участник "Могучей кучки". По образованию - морской офицер.

В творчестве Римского-Корсакова нашли отражение русские народные предания, древнеславянские обряды, поэзия родной страны, пленительные образы востока: оперы "Псковитянка", "Майская ночь", "Снегурочка", "Садко", "Золотой петушок" и др., симфонические сюиты, 70 романсов. Как педагог он сыграл исключительно важную роль в развитии русской

музыкальной культуры, был автором первых музыкальных учебников.

Скрябин Александр Николаевич (1872 - 1915), известный композитор-новатор с самобытной системой выразительных музыкальных средств: оркестровые пьесы "Поэма экстаза", "Прометей" "Божественная поэма"(3-я симфония). Именно Скрябин впервые высказал идею создания столь популярной сегодня цветомузыки, то есть синхронного восприятия звука и цветовых эффектов.

Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943), выдающийся композитор, пианист и дирижер. Эмигрировал из России в 1917г.

В творчестве Рахманинова с особой силой воплощена тема Родины. Им написаны 3 симфонии, кантата "Весна", фортепианные концерты, оперы "Алеко", "Скупой рыцарь", многочисленные романсы, оркестровые фантазии.

Стравинский Игорь Федорович (1882 - 1971). С 1910г. этот знаменитый композитор и дирижер жил за рубежом. Ученик Римского-Корсакова, автор балетов "Петрушка" и "Весна священная", опер "Соловей", "Мавра". Известен также симфониями псалмов и Литургией Стравинского.

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891 - 1953), ученик Римскогo-Корсакова и Лядова, композитор, обладавший оригинальной и свежей палитрой музыкального выражения. Автор опер "Игрок", "Любовь к трем апельсинам", "Война и мир" и др., балетов "Ромео и Джульетта", "Золушка", кантаты "Александр Невский'' и многих других произведений.

Наши рекомендации