ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ. по дисциплине «Теория музыки»
по дисциплине «Теория музыки»
спец. «искусство эстрады» (пение, комп. и инструм. музыка)
Преподаватель: Моголина Марина Петровна
По всем вопросам обращаться: МТС 029-776-88-15; [email protected]
1. Оформить соответственно требованиям:
а) поля: левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм;
б) шрифт Times New Roman 14 кегль (пт), дополнительный текст (сноски, подрисуночные подписи, таблицы) – 12 кегль (пт);
в) полуторный межстрочный интервал (1,5);
г) выравнивание по ширине;
д) абзац основного текста должен иметь «красную строку» 1,25 см (по умолчанию), между абзацами не должно быть большего промежутка, чем между строками;
е) нумерация страниц внизу, посередине текста; номер на титульном листе учитывается, но не проставляется (проставленные номера начинаются со второй страницы);
ж) заголовки структурных разделов пишутся ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, точку в конце заголовков не ставят. Текст заголовка главы размещаются по центру строки.
2. Объём не принципиален, главное – наполнение, соответствие содержания разделов рекомендованному плану
2. Рекомендованный план:
ВВЕДЕНИЕ: НЕ БОЛЕЕ 3-4 СТРАНИЦ! С СЫЛКАМИ! на литературу
- композитор (эпоха, страна, достижения, жанры творчества) НЕ БИОГРАФИЯ!!!
- сфера творчества, к которой относится рассматриваемое произведение (произведение относится к второстепенному направлению творчества композитора или центральному, оно единичное или одно из многих), история его создания, место анализируемого фрагмента в произведении (если мюзикл или фильм)
- характер и образное содержание произведения
- первичный жанр и его характерные признаки (если наблюдается)
- цель и задачи анализа (по образцу)
Цель курсовой работы – выявить особенности формы и музыкально-выразительных средств в их связи с образным содержанием произведения.
Это выдвигает следующий ряд задач:
1. составить композиционную схему произведения;
2. выявить особенности использования в произведении средств гармонии, мелодики, фактуры, метроритма, темпа, тембра, динамики;
3. установить выразительное значение выявленных музыкально-стилевых средств.
РАЗДЕЛ 1: СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
- форма целого (с типами разделов, середин, реприз)
- детальный разбор разделов формы (характеристика периодов и каденций)
- полная буквенная схема
РАЗДЕЛ 2: АНАЛИЗ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
- характер мелодии, типы мелодического движения, приёмы развития
- выразительная роль гармонии (лад, тональность, тональный план; представители функциональных групп, наличие нарушений функциональной логики, использованные гармонические обороты; наличие эллипсисов, секвенций; неаккордовые звуки – количество и виды)
- выразительная роль фактуры, ритма, метра, регистра, динамики
- кульминация и средства ее достижения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: обобщение сведений, изложенных в разделе 1, 2
- выявленные особенности трактовки формы и их связь с содержанием (почему именно такие типы разделов, соотношения частей, их масштабов); взаимодействие формы-схемы и формы-процесса
- выразительная роль рассматриваемой формы в проанализированной музыке (почему именно такая форма использована композитором)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Гармоническая схема (с указанием встречающихся неаккордовых звуков) – можно ноты с подписанными аккордами
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Текст с переводом (для песен на иностранном языке)
3. В примере курсовой работы обратить внимание на оформление ссылок на источники в тексте и оформление списка использованных литературы (не менее 7 источников)!
4. Сдать курсовую работу заранее, до начала сессии в печатном виде в папке-скоросшивателе. Защита представляет собой вопросы по содержанию курсовой работы.
Рекомендуемая литература:
1. Сольфеджио и теория музыки: практикум. – Раздел «Анализ музыкальных форм». – Минск: ИСЗ, 2014.
2. Способин, И. Музыкальная форма / И. Способин. – М.: Музыка, 2007.
3. Бонфельд, М. Анализ музыкальных произведений: в 2-х ч. – М.: Владос, 2003.
4. Холопова, В. Формы музыкальных произведений / В. Холопова. – СПб.: Лань, 1999.
5. Кюрегян, Т. Форма в музыке XVII-XX в. / Т. Кюрегян. – М.: Композитор, 2003.
6. Назайкинский, Е. Стиль и жанр в музыке / Е. Назайкинский. – М.: Владос, 2003.
7. Лобанова, М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность / М. Лобанова. – М: Сов. композитор, 1990.
8. belcanto.ru – энциклопедические статьи по музыкальным терминам, жанрам, формам, композиторам (Левашова, Н. Оперы Н.А. Римского-Корсакова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.belcanto.ru/rimskiy-kjrsakov-operas/. – Дата доступа: 23.03.2015.)
ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
[автор и название произведения]: особенности формы и средств музыкальной выразительности
1. М. Дунаевский «Баллада Атоса» из к/ф «Д’Артаньян и три мушкетёра»
2. Э.Л. Уэббер Ария Христа из мюзикла «Jesus Christ Superstar»
3. Э.Л. Уэббер «Music of the night» из мюзикла «Phantom of the opera»
4. C. Dion, A. Bocelli «Prayer»
5. Louis Armstong «What a wonderful world»
6. Yiruma «River flows in you»
7. «Чёрная жемчужина» из к/ф «Пираты Карибского моря»
8. К.Ганнинг «Пуаро Агаты Кристи» (заглавная тема из к/ф)
9. В.Лебедев «Песня о разлуке» из к/ф «Гардемарины, вперёд!»
10. Дж.Уильямс Заглавная тема к к/ф «Список Шиндлера»
11. F.Sinatra «Moonlight serenade» из к/ф «Серенада Солнечной долины»
12. Б.Кэмпферт «Strangers in the night»