Общие предметные результаты освоения программы 1 страница
Ø представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;
Ø представление о значимости языка и речи в жизни людей;
Ø представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
Ø практические умения работать с языковыми единицами;
Ø представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
Ø представление о правилах речевого этикета;
Ø адаптация к языковой и речевой деятельности.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится:
Ø слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
Ø пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
Ø составлять текст из набора предложений;
Ø выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
Ø различать устную и письменную речь;
Ø различать диалогическую речь;
Ø отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
Ø определять тему и главную мысль текста;
Ø соотносить заголовок и содержание текста;
Ø составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
Ø составлять текст по его началу и по его концу;
Ø составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
Ø понимать различие между звуками и буквами;
Ø устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
Ø различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
Ø определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
Ø различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
Ø различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
Ø различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
Ø различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
Ø обозначать ударение в слове;
Ø правильно называть буквы русского алфавита;
Ø называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
Ø определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø наблюдать над образованием звуков речи;
Ø устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
Ø определять функцию букв е, ё, ю, яв словах типа клён, ёлка и др.;
Ø обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;
Ø располагать заданные слова в алфавитном порядке;
Ø устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
Ø находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
Ø произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
Ø различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
Ø определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
Ø классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
Ø определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова приветствия, слова извинения, слова-благодарения).
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø осознавать слово как единство звучания и значения;
Ø осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;
Ø различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);
Ø на практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;
Ø иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению;
Ø подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
Ø соотносить слова — названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
Ø соотносить слова — названия действий предметов и вопрос,на который отвечают эти слова;
Ø соотносить слова — названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
Ø различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Синтаксис
Обучающийся научится:
Ø различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
Ø выделять предложения из речи;
Ø соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
Ø определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
Ø соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
Ø составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
Ø составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему(например, на тему «Весна»);
Ø писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
Ø устанавливать связь слов в предложении;
Ø сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение),
Ø порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
1. применять изученные правила правописания:
Ø раздельное написание слов в предложении;
Ø написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щув положении под ударением;
Ø отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;
Ø перенос слов;
Ø прописная буква в начале предложения, именах собственных;
Ø непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
Ø знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
2. безошибочно списывать текст объёмом 20—25 слов с доски и из учебника;
3. писать под диктовку тексты объёмом 15—20 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
Ø писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
Ø писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз,дуб и др.);
Ø применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
Ø пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Календарно-тематическое планирование уроков обучения письму (грамоте)
Часов в неделю//115 часов