Внешняя политика президентов Ким Дэчжуна и Но Мухёна

Во второй половине 2000 г. Ким Дэчжун старался закрепить и расширить достижения Пхеньянского саммита в том числе и в рамках своей международной деятельности. Так, с 5 по 10 сентября, находясь в Нью-Йорке в связи с участием в Саммите тысячелетия ООН, президент Южной Кореи выступил с речью, в которой призывал всю мировую общественность поддержать позитивные изменения на Ко­рейском полуострове.

23-24 сентября в местечке Атами (у Токио) прошли переговоры Ким Дэчжуна и премьер-министра Японии Ёсиро Мори.

На переговорах обсуждались такие вопросы как 1) поддержка се­верокорейской политики Ким Дэчжуна (в том числе и в форме прямой помощи КНДР); 2) совместная деятельность в сфере высоких техно­логий; 3) обсуждение вопроса возможности заключения договора о свободной торговле между двумя странами; 4) обсуждение совместно­го проведения финальных игр по футболу 2002 г. и объявление 2002 г. «Годом гуманитарного обмена между Японией и Кореей».

Улучшение ситуации на Корейском полуострове не могло не при­влечь внимание России, в которой в то время разрабатывались раз­личные крупномасштабные проекты с вовлечением Корейского полу­острова. С 26 по28 февраля 2001 г. Республику Корея посетил с официальным визитом президент Российской Федерации В. В. Путин.Это был первый официальный визит российского пре­зидента в Республику Корея. По его итогам было принято Совмест­ное заявление, в котором указывалось на то, что Россия и Южная Корея будут укреплять и развивать двусторонние отношения. Рос­сийская Федерация будет способствовать тому, чтобы окончательно разрешить вопрос с ракетной программой КНДР, будет поддержи­вать северокорейскую политику Ким Дэчжуна.

На переговорах была достигнута договоренность о созда­нии Российско-Корейской Дальневосточной подкомиссии в рамках Российско-Корейского комитета по экономическому и научно-техни­ческому сотрудничеству. Указанный комитет должен был курировать вопрос строительства промышленного комплекса в Находке и раз­работки газовых месторождений под Иркутском (Ковыкта). Кроме того, стороны договорились о тесном сотрудничестве в вопросе со­единения Транскорейской и Траннсибирской магистралей. При этом Российская Федерация выразила намерение инвестировать до 500 млн долларов в модернизацию железных дорог КНДР (северо-восточного направления).

С 7 по 10 июля 2003 г.президент Но Мухён посетил с офици­альным визитом КНР. Одним из наиболее важных вопросов на дву­сторонних переговорах было обсуждение возможностей мирного ре­шения северокорейского ядерного вопроса. Во время визита было под­готовлено Совместное заявление глав двух государств, в котором был бы отражен и новый уровень экономических отношений между двумя государствами, способствующий созданию в Восточной Азии органи­зации экономического сообщества (одно из программных положений администрации президента Но Мухёна), и мирный подход к решению северокорейской проблемы.

На протяжении всего периода президентства Но Мухёна одним из важнейших направлений его внешнеполитической деятельности был поиск источников дополнительных энергоресурсов для стремительно развивающейся экономики Южной Кореи. В частности это было од­ной из главных целей визита президента Республики Корея в Казах­стан с 19 по 20 сентября 2004 г., во время которого обсуждался вопрос совместной разработки нефтяных месторождений в районе Каспий­ского моря.

20-22 сентября 2004 г. состоялся визит президента Но Мухёна в Российскую Федерацию.21 сентября во второй поло­вине дня в Кремле прошли официальные переговоры между глава­ми двух государств. На переговорах обсуждались, в частности, такие вопросы, как энергетика, эксплуатация природных ресурсов, косми­ческие технологии. Отношения между двумя странами были охарак­теризованы как перешедшие из стадии «конструктивных и взаимо­выгодных партнерских отношений» в стадию «всеобъемлющих парт­нерских отношений взаимного доверия». По окончании переговоров главы государств подписали Совместное заявление, состоявшее из 10 статей, в котором, в частности, указывалось о том, что Сторо­ны договорились вести «энергетический диалог» по вопросу разрабо­ток нефтяных и газовых месторождений в Восточной Сибири; при­шли к соглашению о сотрудничестве в сфере военных и космических технологий; подтвердили принципы мирного решения северокорей­ской ядерной проблемы и становления Корейского полуострова безъ­ядерным, в частности, в рамках Шестисторонних переговоров, при­верженность принципам нераспространения оружия массового пора­жения и средств их доставки, совместные меры по борьбе с терро­ризмом.

Кроме того, во время визита президента Но Мухёна был подписан ряд конкретных соглашений в рамках основных направлений совмест­ной деятельности, указанной в Совместном заявлении: Соглашение о намерениях по совместной разработке нефтяных месторождений на Камчатке и Сахалине между южнокорейской Корейской нефтя­ной компанией (Хангук согъю конса) и Роснефтью (доля запасов из этих месторождений, которая могла бы быть импортирована в Юж­ную Корею оценивалась в объеме 1 млрд 700 млн баррелей). Кроме того, главы двух государств подтвердили намерение способствовать заключению договоров о совместной разработке газовых месторож­дений в Восточной Сибири. Министр науки и техники О Мен и глава Роскосмоса заключили договор о сотрудничестве в космической сфе­ре, в рамках которого были запланированы подготовка и отправка в космос первого южнокорейского космонавта. Кроме того, были подпи­саны договоры между компаниями «Эл Джи Трэйдинг» (LG Trading) и государственной нефтяной компанией Татарстана о строительстве нефтеперерабатывающего комплекса на сумму в 1 млрд 740 млн дол­ларов и ряд других договоров о двустороннем сотрудничестве в сфере добычи и переработки нефтепродуктов[434].

В отношениях с СШАКим Дэчжуну удалось добиться опре­деленных успехов на пути постепенного сокращения американского военного влияния в Республике Корея. 28 декабря 2000 г.,после 5-летних переговоров с военными властями США, был подписан но­вый договор — «Соглашение по статусу [североамериканских] воору­женных сил» (SОFА-Status of Forces Agreement). Впервые подобный договор был подписан в 1966 г., частично пересматривался в 1991 г. Новый договор 2000 г. значительно ограничивал права воинского кон­тингента США и расширял права южнокорейских властей по отноше­нию к военнослужащим США и контингенту войск в целом[435].

18 января 2002 г.Министерство обороны РК опубликовало сооб­щение о том, что в результате длительных переговоров с командова­нием американских вооруженных сил, расквартированных в Южной Корее, достигнуто принципиальное соглашение о том, что военная база США, расположенная в районе Ёнсан, в самом сердце Сеула, бу­дет выведена за пределы города, в столичную провинцию Кёнги. В то время, правда, говорили о том, что города Пхёнтхэк и Осан рас­сматриваться в качестве «кандидатов» для принятия американской военной базы не будут по причине массовых протестов населения этих городов[436].

С 19 по 21 февраля 2002 г.в рамках турне по странам Восточ­ной Азии президент США Дж. Буш посетил с официальным визитом Республику Корея. Официальные переговоры проходили 20 февраля, как полагается по протоколу: в узком составе, в расширенном составе, а также во время официального приема в Голубом доме.

На переговорах обсуждались такие проблемы, как южнокорейско-американские союзнические отношения и борьба с терроризмом; ситу­ация на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии; двусторонние торговые и экономические отношения, вопрос ядерной и ра­кетной программ, обычных вооружений и оружия массового пораже­ния КНДР. Президент США еще раз подтвердил отсутствие у США намерений военного решения северокорейской проблемы, и призвал к скорейшему диалогу с КНДР. Президент Буш также указал на то, что отнесение КНДР к «оси зла» не имеет никакого отношения к народу КНДР в целом, но связано исключительно с высшим руководством КНДР[437].

12 по 17 мая 2003 г.новый президент Республики Корея Но Мухён совершил официальный визит в США. В первый день своего визита президент провел встречу с соотечественниками, проживаю­щими в США. На встрече он выразил надежду на то, что 2-я дивизия ВС США в Республике Корея не будет передислоцироваться до тех пор, пока не будет решена ядерная проблема КНДР[438]. С другой сто­роны, Но Мухён подтвердил намерение осуществить перевод амери­канской военной базы из Сеула (район Ёнсан) в другую часть страны, но сказал, что для решения этого вопроса требуются дополнительные усилия.

На переговорах с президентом США Дж. Бушем было достигну­то единство мнений по ряду важных вопросов, касающихся ситуа­ции на Корейском полуострове. Обе стороны пришли к соглашению о недопустимости новой войны на Корейском полуострове и о том, что ядерную проблему КНДР следует решать мирным путем, посред­ством диалога. Но Мухён выразил надежду на то, что КНДР сможет выйти из изоляции и стать полноправным членом мирового сообще­ства.

Также на переговорах обсуждались меры по дальнейшему разви­тию американо-южнокорейских отношений.

Несмотря на отдельные вооруженные конфликты, возникавшие между Южной и Северной Кореей в первой половине 2000-х годов, северокорейский «ядерный кризис», проблемы в отношениях КНДР и США, общая ситуация как в мире, так и на Корейском полуострове складывалась таким образом, что приводила к постепенному ослаб­лению напряженности в регионе. Это давало возможность американ­ским властям планировать дальнейшее сокращение воинского контин­гента США на Корейском полуострове. 6 июня 2004 г. американское военное командование в Республике Корея объявило о намерении до конца 2005 г. сократить контингент войск США, расквартированный в Южной Корее на 12 500 человек и, таким образом, оставить на Ко­рейском полуострове лишь 25 тыс. военнослужащих. Часть из сокращаемых лиц (от 3600 чел.) должны были быть передислоцированы в Ирак[439].

В частности в течение лета 2004 г. должна была закрыться военная база у селения Тондучхон (Сатр Сазеу), около 4000 военнослужащих которой должны были отправиться в Ирак. Как ни странно, сокра­щение военной базы вызвало волну протестов у местного населения, лишавшегося основного источника доходов (содержание магазинов, ресторанов, клубов, ориентированных на американских военнослужа­щих).

Наши рекомендации