Поля и вспомогательные элементы макета страницы

Характеристика шрифтовой гарнитуры

1.1 пропорции шрифта,

1.2 контраст,

1.3 апертура (степень открытости),

1.4 угол наклона осей овалов,

1.5 соотношение роста прописных и строчных знаков,

1.6 степень разноширинности,

1.7 форму засечек и концевых элементов

2. Выбор и сочетание шрифтов

2.1. Соответствие шрифта и технологии печати

2.2. Выбор шрифта в соответствии с качеством бумаги

2.3.Соответствие шрифта задаче и содержанию текста

2.4. Шрифт и исторические, национальные ассоциации

Сочетание гарнитур и начертаний

3.1. Сочетание в пределах одной гарнитуры

3.2. Сочетание прямого начертания, курсива и капители

3.3. Соответствие заголовочного шрифта структуре текстового шрифта

3.4. Сочетание антиквы и гротеска

3.5. Смешивание письменностей.

Структура текста и иерархия шрифтовых начертаний

4.1. Курсив и его применение

4.2. Применение полужирных начертаний

4.3. Изменение параметров набора

Текст

5.1. Цвет печатной страницы и факторы его определяющие

5.2. Межсловные пробелы (интервалы между словами)

5.3. Соответствие межсловных пробелов долям кегельной шпации

5.4. Различие межсловных пробелов в тексте с полной выключкой и набранном флагом.

5.5. Минимальный и максимальный межсловный пробел

Формат набора

6.1. Определение количества знаков в строке

6.2. Количество знаков в строке основного текста, сносках, колонках текста при многоколонном наборе, подписях к картинкам в тексте

6.3. «Белая сыпь» и «свиная щетина» на странице при неправильном наборе

6.4. Особенности использования флаговой верстки

6.5. Пробел между предложениями

6.6. Применение набора вразрядку (прописные, цифры, строчные)

6.7. Применение кернинга

6.8 Оформление оглавления и содержания. Списки.

Интерлиньяж

7.1. Соответствие интерлиньяжа шрифту, тексту и формату набора

7.2. Применение отрицательного и увеличенного интерлиньяжа

7.3. Симметрия строк в развороте текстовых страниц

7.4. Соответствие строк передней и оборотной стороны одного листа

7.5. Оформление заголовков, подзаголовков

7.6. Воздух на странице

Текст и абзацы

8.1. Оформление начального абзаца

8.2. Определение величины абзацного отступа

8.3. Оформление цитат вподверстку

8.4. Оформление стихотворных цитат

8.5. Виды оформления инициала (буквицы)

8.6. Оформление ссылок и сносок

Правила переноса строк

9.1. «Сироты» и «вдовы», висячие строки – последствия неправильной верстки

Кегль шрифта

10.1. Сочетание цифр и прописных и строчных знаков.

10.2. Минускульные цифры, курсивные цифры

10.3. Применение капители

11.Макет страницы:

11.1 Пропорции страницы и геометрические фигуры

11.2 Золотое сечение в пропорционировании страницы

11.3 Стандартные форматы

11.4 Соответствие пропорций страницы содержанию, величине и целям публикации

11.5 Соответствие пропорций страницы и колонки историческим ассоциациям

Определение полосы набора

Соотношение пропорций страницы и полосы набора

Поля и вспомогательные элементы макета страницы

13.1. Роль полей в макете страницы

13.2. Поля как объект дизайна

13.3. Расположение колонцифр

13.4. Колонтитулы и их применение

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТИПОГРАФИКА»

1. Определение понятия «типографика» как вида художественного творчества. Значение типографики, ее роль и место в графическом дизайне.

2. Типографика и шрифтовая графика, шрифтовое оформление.

3. Типографика и композиция печатного произведения.

4. Типографика и верстка печатного издания.

5. Понятие гарнитуры шрифта. Гарнитурные признаки.

6. Историческая периодизация формирования визуально-графической культуры текста.

7. Типографика эпохи Возрождения и технологии работы с текстом в 17-18 веках

8. Принцип активной проектности в типографике 20 века.

9. Типографика как универсальный язык графического дизайна в конце 20 – начале 21 века.

10. Самодостаточность типографических средств и образная выразительность.

11. Составляющие шрифтового комплекта.

12. Сходство и различие в графике латиницы и кириллицы

13. Капитель и случаи ее применения

14. Минускульные цифры и значение их использования в тексте.

15. Шрифт, набор и верстка – как самостоятельные элементы композиции.

16. Макет страницы.

17. Расчет полосы набора.

18. Поля и вспомогательные элементы на странице. Колонцифры и колонтитулы.

19. Основные правила и принципы набора

20. Выключенный набор и флаговый набор.

21. Выбор интерлиньяжа. Уменьшенный и увеличенный интерлиньяж.

22. Виды оформления абзацев. Оформление цитат и стихотворных цитат. Этикет переносов строк на странице.

23. Способы гармонизации страницы.

24. Родовые семейства и союзы шрифта.

25. Формы и способы структурирования.

26. Структура документа и правила типографики.

27. Оформление титульного листа. Оформление заголовков.

28. Выбор и сочетание шрифтов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ТИПОГРАФИКА»

1. Монограмма легкая

2. Монограмма тяжелая

3. Автопортрет простой (знаковый)

4. Автопортрет сложный (изобразительный)

5. Орнаментальная композиция геометрическая

6. Орнаментальная композиция декоративная

7. Фрагмент буквенного знака

8. Контрформа слова

9. Типографическое решение слов-антонимов.

10. Макет страницы Яна Чихольда

12. Шрифтовая композиция

13. Основные принципы набора сплошного текста. Двусторонняя выключка и флаговый набор.

14. Классическая типографика: композиция имени

15. - композиция имя, отчество, фамилия

16. - композиция фразы

17. -титульный и авантитульный лист

18. -первая страница с текстом и буквицей

20. -визитка

21. Рекламная шрифтовая открытка. Начертание

22. Рекламная шрифтовая открытка. Шрифтовое семейство

23. Календарная сетка

24. Визитная карточка. Художник, дизайнер, человек.

25. Типографическое решение рекламного слогана

26. Обложка для диска. Контраст, нюанс, пространство.

27. Праздничная шрифтовая открытка

28. Эксперименты с футуристической типографикой.

29. Верстка текста по принципам композиции журнала «Мерц».

30. Верстка текста по принципам швейцарской типографики.

31. Буклет авторской шрифтовой гарнитуры

Наши рекомендации