Времена первого пришествия

ВРЕМЕНА МЕССИИ

«О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы верить всему, что предсказали пророки!»

(CAS, Лк.24.25)

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа является лишь частью более вместительного и не завершённого исследования Библейской хронологии и истории народа «иври» и его «эвэров» (ивр. «переходов»). Таблица Юбилейных лет человеческой истории (приложение А) приводится оттуда.

В данной работе использованы определённые сокращения при передаче транслитераций еврейских и греческих личных имён и названий. Это сделано в целях ускорения и облегчения прочтения текста. Так написание «Луке(асу)» означает, что имя, передаваемое в некоторых русскоязычных переводах как «Лука» в греческом первоначальном варианте имеет прочтение «Лукас», таким образом в скобках показано альтернативное греческое окончание этого имени, а подчёркиванием указаны буквы, которые при этом будут совмещены с заменой стоящих в скобках: рус. «Луке» перейдёт в греч. «Лукасу». Если же оригинальное звучание имени очень близко к синодальному тексту, то написание оставляется без уточнений: «Авия».

Скобки использованы и для отражения разночтений в оригинале. Так в тексте Евангелия от Матфея Назарет записан через «т» (Назарэт), а у Луки(аса) уже через «ф» (Назарэф). Для того, чтобы отразить этот момент, в тексте подобные слова будут записаны как Назарэт(ф).

Латинской буквой «h», встречаемой в некоторых еврейских именах, обозначена еврейская буква «хэй» (ה), являющаяся, в отличии от нёбного славянского «х», глубоким гортанным звуком, напоминающим собой подобие тяжёлого выдоха, поэтому записывать её как русское «х» не вполне верно, тем более, что подобное её обозначение является общепринятым.

Для передачи Божьего Имени вместо «Иеговы» и «Яхве(э)» в тексте использован вариант «Йhв» как наиболее корректный способ передачи тетраграмматона (יהוה).

Знак «/» разграничивает разные варианты прочтения одного и того же слова (на разных языках), слова–синонима и различные варианты перевода записываются в круглых скобках через запятую: Ешуа/Иисус, Паралипоменон (Летопись), Паралипоменон (греч. «опускать, пропускать»).

Для поиска лунных и солнечных затмений и определения положений небесных тел использована программа–модулятор звёздного неба Stellarium [1].

При цитировании библейских текстов были использованы следующие переводы: Новый русский перевод, 2013 г. (NRT); Восточный перевод, 2009 г. (CARSA); Научные переводы Ветхого Завета, 1991 г. (SOT); Еврейский Новый Завет, 1989 г. (JNTr); Новый Завет Кассиана, 1970 г. (CAS); Синодальный перевод, 1876 г. (RST) – в тех случаях, когда цитируется текст из этих переводов, приводится их латинская аббревиатура. В других случаях перевод делался самостоятельно с оригинала при помощи подстрочника Стронга.

К сожалению нет времени делать обзор используемых источников, можно только отметить, что тексты повествовательно–исторического характера чем–то схожи с классным изложением средней школы, когда один и тот же текст, пропущенный через детское воображение, может изменить до неузнаваемости и даже самые близкие к оригиналу работы будут отличаться между собой; а что уже говорить, когда первоначальный текст, пропущенный через руки ни одного редактора, начинает напоминать испорченный телефон, либо когда автор намеренно искажает реальные события в угоду каких–то корыстных причин.

Список используемых сокращений:

ВЗ – книги «Ветхого Завета»;

НЗ – книги «Нового Завета»;

(Мф.1.2) – Евангелие от Матфея, глава 1, стих 2;

(Мрк.1.2–4) – Евангелие от Марка , глава 1, стихи со 2–го по 4–й;

(Лк.5.4; 6.2) – Евангелие от Луки, глава 5, стих 4 и глава 6, стих 2;

(Ин.3.1, Деян.5.2) – Евангелие от Иоанна, глава 3, стих 1 и книга Деяний, глава 5, стих 2;

(Откр.12гл.) – книга Откровение/Апокалипсис, глава 12 полностью;

(Лк.4.18–19/Им.61гл.) – параллельные места, либо цитирование текстов ТаНаХа (еврейское название ВЗ) в тексте НЗ.

(Бт.) – книга Бытия (Брэшит);

(Исх.) – книга Исход (Шмот);

(Лев.) – книга Левит (Ваикра);

(Чс.) – книга Чисел (Вайдабар);

(Вт.) – книга Второзакония (hадабарим);

(Нав.) – книга Йhошуа–бин–Нуна/Иисуса–(сына)–Навина

(Суд.) – книга Судей;

(Цар.) – книги Царств;

(Пар.) – книги Паралипоменон (Летописей)

(Ездр.) – книга Эзры/Ездры;

(Неем.) – книга Нхэмйи/Неемии;

(Есф.) – книга Эстэр/Есфирь;

(Иов.) – книга Ёва/Иова;

(Пс.) – книги Псалмов;

(Пр.) – книги Притчей;

(Ис.) – книга Йшаияhу/Исаии;

(Иер.) – книга Йрмйаhу/Иеремии;

(Иез.) – книга Йхэзкэля/Иезекииля;

(Дан.) – книга Даниэ(и)ля(а);

(Ос.) – книга hошэа/Осии;

(Ам.) – книга Амоца/Амоса;

(Ион.) – книга Ёны/Ионы;

(Мих.) – книга Михайhу/Михея;

(Агг.) – книга Хагая/Аггея;

(Зах.) – книга Зхарйа/Захария;

(Птр.) – книги Петр(ос)а;

(Рмл.) – послание к римлянам;

(Кор.) – послания к коринфянам;

(Гал.) – послание к галлатам.

(Евр.) – послание к евреям.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ИМЯ МЕССИИ......................................................................................................................... 4

ДАТА РОЖДЕНИЯ........................................................................................................................... 5

ПЕРЕПИСЬ АВГУСТА........................................................................................................... 5

ДЕНЬ И МЕСЯЦ РОЖДЕНИЯ............................................................................................... 8

«ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА»............................................................................................... 10

ПРИХОД МУДРЕЦОВ.......................................................................................................... 12

НАЧАЛО СЛУЖЕНИЯ................................................................................................................... 15

ДАТЫ РАСПЯТИЯ И ВОСКРЕСЕНИЯ....................................................................................... 17

ДЕНЬ ПОКОЯ........................................................................................................................ 17

ПРОРОЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА................................................................................................ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................................................... 31

Приложение А.................................................................................................................................. 33

ВРЕМЕНА ПЕРВОГО ПРИШЕСТВИЯ

ИМЯ МЕССИИ

«(Марйам/Мария) родит сына и ты назовёшь его Йешуа (Езоус/Иисус), потому что он спасёт свой народ от грехов их.»

(JNTr, Мтф.1.21)

Имя Иисус является искажённой транслитерацией греческого Езоус, являющегося, в свою очередь, искажённой транслитерацией еврейского имени Йhошуа (ивр. יהושע) либо Ешуа (ивр. ישוע), встречаемое в книгах ТаНаХа (еврейская аббревиатура собрания книг «Ветхого Завета») около 230 раз в двух вариантах: в полном Йhошуа (имя Йhошуа–бин–Нуна/Иисуса–Навина (Исх.17.9–14; 24.13…, Чс.11.28; 13.17…, Вт.1.38; 3.21…, Нав.1.10–16; 2.1,23…, Суд.1.1, 2.6…, 3Цар.16.34); имя человека, на поле которого остановилась повозка с Ковчегом (1Цар.6.14,18); имя градоначальника Йрушалаима/Иерусалима (4Цар.23.8); имя потомка Эфраима/Ефрема (1Пар.7.27); имя первосвященника Йрушалаима/Иерусалима во времена Дарйавэша/Дария (Агг.1.1,12,14; 2.2,4, Зах.3.1–9; 6.11)) и в сокращённом Ешуа (название города (2Пар.31.15, Неем.11.26); имя первосвященника Йрушалаима/Иерусалима во времена Артаксеркса (Ездр.2.2–40; 3.2–9…, Неем.3.19; 7.7–39…), имя левитов (Неем.7.43; 8.7; 9.4...); имя Йhошуа–бин–Нуна/Иисуса–Навина (Неем.8.17)).

Само имя Йhошуа образуется путём сложения двух слов: Имени Всевышнего (Йhв – ивр.יהוה) и слова «спасение» (ивр.ישע). Из приведённых выше ссылок видно, что сокращённая форма имени (Ешуа) появляется в период 2–го Храма (после Вавилонского плена, длившегося с 586 по 539 гг. до н.э.), вытесняя собой употребляемую ранее более развёрнутую и длинную форму (Йhошуа), причём сокращённая форма стала использоваться даже по отношению к историческим лицам, носившим до этого полный вариант данного имени (пример Йhошуа–бин–Нуна/Иисуса–сына–Навина/Иисуса–Навина).

Исходя из всего этого более вероятной формой имени Спасителя будет являться его сокращённый вариант Ешуа, который затем сократился ещё на одну букву до Ешу(ивр. ישו)/Езу/Иса.

ДАТА РОЖДЕНИЯ

ПЕРЕПИСЬ АВГУСТА

«После тщательного исследования всего с самого начала, я посчитал правильным изложить... всё точно и последовательно.»

(JNTr, Лк.1.3)

Говоря про императораОктавиана(император с27 г. до н.э.по 19 августа14 г.н.э), стоит отметить, что с 12 г. до н.э. он стал Великим понтификом (верховным жрецом Рима), а 1 января 42 г.н.э., когда его предшественника Цезаря объявили богом, Октавиан Август стал сыном бога, а после смерти и сам был обожествлён (ему приписывали рождение от Аполлона) [2]. За время своего правления Август провёл 3 переписи1: в 27 г. до н.э., в 8 г. до н.э., и в 14 г. н.э. [3].

1 «Я трижды пересматривал списки сената. Во время шестого (7) консульства (27 г. до н.э. [4]) с коллегой М. Агриппой я произвел оценку имущества граждани осуществил искупительные жертвоприношения, не проводившиеся сорок два года. Согласно переписи, римских граждан оказалось четыре миллиона шестьдесят три тысячи.Вторично я произвел перепись один, обладая консульской властью, в консульство Г. Цензорина и Г. Азиния (8 г. до н.э. [4]). Согласно этой переписи, римских граждан оказалось четыре миллиона двести тридцать три тысячи. В третий раз я произвел перепись, обладая консульской властью, вместе с сыном Тиберием Цезарем в консульство Секста Помпея и Секста Апулея (14 г. н.э. [4]). Согласно переписи, оказалось римских граждан четыре миллиона девятьсот тридцать семь тысяч.»[5]

(Как видно, подсчитывался лишь количественный состав римских граждан)

Евангелист Лука(с) во 2–й главе своего Евангелия говорит о переписи императора Августа, проходившей во время рождения Спасителя, добавляя, что это была первая в правление Квирения Сирией; т.е при Квирении, по словам Луки(аса), была проведена ещё одна или две переписи Августа (одна из них упомянута им в книге Деяний: Деян.5.37). При этом со слов благовестника следует, что в переписи участвовало всё население Палестины, а не только римские граждане (Лк.2.1–3). А. Мень в своей книге «На пороге Нового Завета», попытался объяснить эту неувязку, сославшись на то, что Август, согласно Тациту, вслед за переписью мог провести «учет всего населения в провинциях и в государствах–сателлитах [5; 6; 7]. И Ирод, будучи вассальным монархом, обязан был позаботиться о выполнении воли своего патрона. Иосиф Флавий, сообщая об иудеях, отказавшихся присягнуть Августу, называет цифру в 6000 человек, из чего можно заключить, что в связи с присягой царь проводил какую–то регистрацию жителей… вскоре после всеобщего Августова ценза. (Но) …проводить ценз по римскому образцу Ирод мог не решиться, опасаясь волнений. Подобные меры народ всегда встречал враждебно, так как они влекли за собой новые обложения. Царю спокойнее было следовать порядкам, пусть менее удобным, но к которым привыкли на Востоке и которые вызывали меньше недовольства. Иногда для переписи прибегали к подсчету остатков пасхальных жертв [8]. Могли проводить ее и путем сверки родословных книг, для чего вызывали людей в города, где они хранились.» [9].

Далее, известно, что Курэниос/Квириний был проконсулом Азии в 9–8 гг. до н.э. и легатом пропретором Галатии и Памфилии в 5–4 гг. до н.э. ине мог являться губернатором Сирии до н.э., т.к по римским документам губернаторами Сирии в это время были другие лица (с 9 по 6 гг. до н.э. Гай Сенций Сатурнин, а с 6 по 4 гг. до н.э. Публий Квинтилий Вар). При этом защитники переписи Луки(аса), признавая что Курэниос/Квириний не мог управлять Сирией при её провидении в год рождения Спасителя, предполагают, что перепись имела место, но при другом легате (Гае Сатурнии) и Лука(с) их просто перепутал [3]. Другие предлагают решить эту проблему правкой перевода: вместо «это была первая перепись в правление Курэниоса/Квириния Сирией» писать «эта первая перепись была проведена ранее, чем Квириний сделался правителем Сирии» или «эта перепись проводилась раньше переписи Квириния, правителя Сирии» [10], но при этом, даже если и допустить, что Лука(с) мог поступить подобным образом, не зная имени предшественника Квириния, обозначить хоть приблизительно время рождения Спасителя, такой вольный перевод не более чем попытка выдать желаемое за действительное (в тексте всего этого нет). Третьи считают, что Квириний был легатом Августа, начальником над войском, и со своими четырьмя легионами мог одновременно управлять Киликией, Сирией и Финикией [10]. Четвёртые – что Курэниос/Квириний при переписи, проводимой Нродэсом/Иродом, действовал как подчиненный (представитель легата Сирии). А Шервин–Уайт предположил, что Лука(с) под «всеобщей переписью» подразумевал лишь всеобщую регистрацию, а не налогообложение. Противники же описанных Лукой(асом) событий, и вовсе считают, что Лука(с) (не являвшийся очевидцем и писавший с чужих слов) выдумал этот эпизод, чтобы объяснить исполнение пророчества Михея о рождении Машиаха/Христа/Помазанника Божьего в Бэйтлэхэме/Вифлееме (Мих.5.2).

РональдСайм в своём труде «Галатия и Памфилия при Августе: губернаторства Писо, Квириния и Силуана»/«Galatia and Pamphylia under Augustus: the Governorships of Piso, Quirinius and Silvanus» привел доказательства того, что компанию против Гоманаденсиян (6 г. до н.э.) Квириний проводил будучи правителем Галатии, а не Сирии, поэтому Сайм полагает, что «нет никаких оснований полагать, что [Квириний] дважды был губернатором Сирии" и что безымянный легат (губернатор), упомянутый в римской надписи, найденой в 1746 г., который дважды занимал пост губернатора провинции Сирия[3] не Квириний, а Кальпурний Пизон (что спорно). А египетский папирус 104 г. н.э., требующий людей вернуться в свои домадля проведения переписи2, приводимый в качестве доказательства верности слов Луки(аса) о необходимости каждого «возвратиться в свой город (город своих отцов)» (Лк.2.2–5), касалось лишь к трудящимся–мигрантам (гастарбайтеров), возвращающихся со своими семьями в свои дома, а не на родину своих предков [3]. Интересно, что советский историк Машкин (на которого ссылается А. Мень), ссылаясь на работу Сайма [11] делает выводы совершенно противоположные (возможно, допустив ошибку в переводе с английского).

2 «Гай Вибий Максим, правитель Египта, повелевает: поскольку мы намерены провести ценз, необходимо приказать всем, кто по какой–либо причине живет вне дома, вернуться в их собственные округа, чтобы пройти перепись обычным порядком.»

(Kenyon F. G., Bell H. J. Greek Papiri in the British Museum. – London, 1907, 8, р. 125)

Хочется отметить, Ёсэф/Иосиф также мог являлся подобным «мигрантом», ушедший из отеческого дома, расположенного в окрестностях «мегаполиса», туда, где его профессия плотника (Мтф.13.55) могла пользоваться на тот момент большим спросом. Хотя вполне возможно и то, что он отправился пожить в доме своей невесты из Назарэт(ф)а, а заодно и на «калым» заработать и динариев на брачный пир подсобрать, как это некогда делал его предок Яков/Иаков (Бт.29гл.). В доме своей жены жил и апостол Петр(ос) (Лк.4.38).

Примечательно также и то, что в биографииКурэниоса/Квириния существует пробел между 8 и 5 гг. до н.э. [12], что весьма кстати, учитывая, что это время приходится на годы рождения Спасителя и единственная перепись Квириния, упомянутая Флавием, приходилась уже на 7 в. н.э., тогда как Лука(с) подразумевает 2 или более переписи при этом легате: «это была первая перепись в правление Квириния...» (Лк.2.2). Так что вполне возможно, что легат Квириний всё же каким–то образом оказался причастен к переписи Августа в 8 в. до н.э., и так себя проявил в римской провинции Сирия, что респондент Луки(аса) запомнил его как её организатора, т.е управителя данной области империи.

Также, согласно Флавию, консул Курэниос/Квириний отправился в Сирию (которая была объединена с Иудеей) провести опись (перепись) имущественного состава населения сразу после смещения Архелая в 7 г. н.э. (между 4 г. до н.э. и 7 г. н.э. нет нулевого года) [13, с. 302], который, согласно тому же Флавию, правил Иудеей 10 лет [13, с. 300]. Эта перепись сопровождалась беспорядками и восстанием Иуды из Гамлы/Гамалы, что в Галилее у Тивириадского озера [14]. Лука(с) также упоминает эту перепись, по крайне мере в книге Деяния апостолов/вестников (Деян.5.37). При этом восставшие утверждали, что перепись и налогообложения преследовали лишь одну цель – рабство [13, с. 302]. Получается, что перепись 8 г. до н.э. (если в ней принимали участие иудеи) не преследовала цели налогообложения, а учитывала лишь количественный состав различных групп населения, иначе к чему было бы волноваться через 12–13 лет, когда население Иудеи уже было обложено налогом? Если же Лука(с) писал о переписи 7 г. н.э. (759 г. от основания Рима), перепутав её с переписью 8 г. до н.э. (обе эти переписи проходили в правление императора Октавиана), то становится не вполне понятным, отчего Лука(с) даёт Йhошуа/Иисусу на момент начала служения (если служить Он начал не намного позже Ёханана/Иоанна) около 30 лет (Лк.3.23), тогда как 15 год Тиберия (Лк.3.1) это 781 г. от основания Рима – на лицо разница в 22–23 года, а не в 30 лет, о которых говорит евангелист (Лк.3.23), да и вряд ли Ёханана/Иоанна мог начать проповедовать за 8–7 лет до Машиаха/Мессии/Помазанника, к тому же в столь юном возрасте. К тому же, какую ещё перепись при Квиринии (если первая его перепись в Сирии проходила в 7 г. н.э.) мог иметь в виду Лука(с)? Если же Лука(с) писал о некой первой переписи при Квиринии, которая, как он полагал, имела место в 4–3 г. до н.э. (750–749 г. от основания Рима), то к осени 29 г. н.э. Йhошуа/Иисусу из Назарета как раз бы исполнилось 31–32 года. В любом случае, Лука(с) не говорит о точном возрасте Спасителя а лишь предполагает на основании слов очевидцев, при этом Машиаху, учитывая Его безгрешность, гены и окружающую среду, мог выглядеть моложе Своего возраста будучи и 36 лет. А потому «первая перепись» при этом легате могла проходить и ранее (в 8–7 гг. до н.э.).

Итак, касательно упомянутого Лукой(асом) события, можно выдвинуть следующие варианты его исторической действительности:

1) перепись проходила в Иудее через 12–13 лет после описанных событий, когда Иудеей руководил легат (губернатор) Копоний [3], а приход Ёсэфа с семьёй в Йрушалаим был связан с религиозным поломническим праздником (Сукотом/Праздником шалашей);

2) перепись имела место при рождении Машиаха/Христа в 8–7 гг. до н.э., но проходила при другом сирийском легате (Гае Сенцие) и касалось только римских граждан, остальные пришли в Ерушалайм/Иерусалим на праздник Сукот/Кущей (образ Квириния был ошибочно заимствован с более поздней переписи);

3) перепись имела место при рождении Машиаха/Христа в 8–7 гг. до н.э., проходила при другом сирийском легате (Гае Сенцие) и касалось всего населения Палестины, но в разной степени (иудеи новыми налогами не облагались – просто ревизия душ, способных к поднятию восстания; образ Квирения был ошибочно заимствован с более поздней переписи);

4) перепись имела место при рождении Машиаха/Христа в 8–7 гг. до н.э., проходила при другом сирийском легате (Гае Сенцие) и касалось всего населения Палестины, но в разной степени (иудеи новыми налогами не облагались – просто ревизия душ, способных к поднятию восстания).

При этом любая из данных гипотез развития событий могла иметь место в истории. А т.к вариант описанный Лукой(асом) также находит своё объяснение (как то было показано выше), то есть смысл остановиться именно на нём (на пункте № 4). Т.е. в рамках переписи римских граждан, был проведён учёт местного населения страны (без учёта имущества и без обложения населения новыми налогами), в которой, по каким–то причинам, был задействован и легат Курэниос/Квириний, причём таким образом, что респондент(ы) Луки(аса) запомнил(и) его как организатора и куратора переписи.

Касательно же любых неточностей в повествовании Луки(аса), следует понимать, что онне был очевидцем описываемых событий, так что тут более вины в несовершенстве человеческой памяти респондентов, способной со временем менять происшедшие события, привнося нечто новое, желаемое, способное убедить оппонентов в истинности своих слов (даже на подсознательном уровне).

ДЕНЬ И МЕСЯЦ РОЖДЕНИЯ

«Во время Ирода/Нродэса, царя Иудеи, жил священнослужитель, которого звали Зак(х)ария(с); он принадлежал к группе священнослужителей из смены Ав(б)ии.»

(CARSA, Мф.1.21)

Месяц рождения Спасителя вычисляется на основании первых глав Евангелия/Благовестия от Луки(аса) и 24 главы 1 книги Паралипоменон (Летописи).

Так Лука(с) упоминает, что Зхарйа/Захария(са) (отец Ёханана/Иоанна(са) Баптистеса/Крестителя) был священником из Авиевой очереди (Лк.1.5), а это означает, что службу в Храме он проводил в первой половине месяца ава, который может выпадать на июль–август. Каждый священник служил в Храме только половину месяца (1Пар.24гл), а потому Захария(с) завершил свое служение и отправился домой 15 августа 9 г. до н.э. либо 2 августа 8 г. до н.э., что соответствует 16 ава. А т.к к исполнению Божьей воли он приступил сразу же после возвращения домой, то зачатие Ёханана/Иоанна могло произойти где–то с 15 по 20 августа 9 г. до н.э., либо со 2 по 7 августа 8 г. до н.э. А т.к зачатие у Марйам/Марии произошло на 6–й месяц Элишэвы/Елизаветы (Лк.1.26), то прибавив 5,5 месяцев мы выходим на 1 тивэта ±14 дней (10–й месяц Божьего календаря), что выпадает на 26 декабря 9 г. до н.э. (±14 дней), либо на 14 декабря 8 г. до н.э. (±14 дней). Праздник же Света (Ханука) в этих годах проходил с 21–го по 28 декабря 9 г. до н.э. и с 9–го по 16 декабря 8 г. до н.э. Ханука (ивр. «освящение, обновление») – праздник, начинающийся 25 кислэва/хаслэва и продолжающийся восемь дней до 2 или 3 тэвэта. Праздник был установлен во II в. до н.э. в память об очищении Храма, освящении жертвенника и возобновлении храмовой службы Маккавеями, которые изгнанием с Храмовой горы греко–сирийских войска в 165 г. до н.э. За 3 года перед тем, в тот же самый день 25 кислэва, АнтиохIV Епифан осквернил иудейский Храм, поставив в нём статую Зевса и повелев приносить на жертвеннике свиней (1Мак.1,4гл.). Этот праздник упоминается в Евангелии Иоана(са) (Ин.10.22–23). Любопытно, что ханукальный светильник имеет 9 свечей, постепенно зажигаемых каждый новый день – образ 9 месяцев созревания (зажигания) человеческого плода в утробе матери, по прошествии которых Спаситель Ешуа – Свет этому миру – явился в этот мир, чтобы осветить его Светом Божьей Истины (Ин.8.12; 9.5; 12.46, Деян.13.47; Ин.1.17; 14.6; 17.17; 18.37). Прибавляя же к этой дате (1 тивэта) 280 дней беременности Марйам/Марии, мы выходим на 15 тишри (±14 дней), что соответствует 20 сентября 8 г. до н.э. и 9 октября 7 г. до н.э. (±14 дней). Примечательно, что на 15 тишри выпадает один из 3–х поломнических Праздников Йhв Сукот (Праздник сбора урожая) (Исх.23.16–17). Примечательным аспектом данного Праздника является то, что всем евреям следовало на 8 дней перебираться жить (принимать пищу и спать) из домов в шалаши/шатры (ивр. «сука'») – во временные жилища, которые являлись напоминанием о времени, проведённом еврейским народом в пустыне (для мессиан/христиан это стало образом перехода от рабства греха и смерти в жизнь), где они были полностью зависимы от своего Бога (Лев.23.39–43, Неем.8.14–17). Отсюда возникает следующий вопрос: совпадал ли приход семьи Ёсэва в Йрушалаим с праздником Сукот, и если «да», то почему речь в тексте идёт о гостинице (букв. «гостевая комната для принятия пищи», в одной из подобных комнат (греч. каталума) Машиах/Христос провёл свой последний ужин (Лук.22.11)), а не о шатрах? Возможный ответ, если данное событие происходило во время римской переписи (при этом участие в ней Ёсэфа не важно, т.к гостевые комнаты Йрушалаима и его окрестностей могли быть забиты помимо иудеев и римскими гражданами) и если приход в Йрушалаим выпадал на праздничные дни Сукота, в которые Ёсэф пришёл с семьёй испросить у Всевышнего благословения за готового вот–вот родиться ребёнка, то возможно, что Ёсэф просто не хотел оставлять готовую родить Марйам в шатре, в котором они не раз могли ночевать во время своего длительного путешествия из Назарета (от Назарэт(ф)а до Йрушалаима порядка 5 дней пешего пути.) в составе одного из идущих в Йрушалаим караванов паломников, и попытался найти ей место в домах, но… вследствие отсутствия свободных мест (для этого требовалась отдельная комната), ей пришлось рожать практически под открытым небом (под навесом одной из пещер Бэйтлэхэма), а младенец нашёл свой временный приют в кормушке для животных. Что касается «пещеры», то существует предание, согласно которому в начале II в. н. э. императору Адриану язычники, знавшие предания о рождестве Езоуса/Иисуса в пещере, показали ему эту пещеру, используемую как хлев позади жилого дома. Адриан, гнавший христиан, построил на этом месте храм Адонису, который затем был снесён Константином. [15; 16]. Не исключено также и то, что сам Ёсэф был родом из Бэйтлэхэма (эта версия будет рассмотрена в главе Приход мудрецов) и Марйам пришлось рожать вне дома лишь по причине переполненности дома гостями, в то время как для родов требовалось отдельное помещение и отсутствие посторонних лиц (и даже мужа [17]).

Получается, что если принять за день рождения Спасителя ночь с 14 на 15 тишри, то обрезание младенца (Лк.2.21) было совершено на 8–й заключительный день Праздника, ставшего в раннем средневековье Праздником Торы (ивр. Симхат–Тора – «Радость Торы»), когда стали начинать новый уже годичный цикл чтения книг Торы (Пятикнижия). Это весьма символично, если вспомнить, что Ешуа также отождествлялся с Божьим Словом (Ин.1.1,14; 6.41; 14.24). Таким образом Сын Человеческий, будучи обрезанным, стал подобием Торы – чистым Словом Бога, свободным от преданий и доктрин людей. Одновременно само тело Йhошуа/Иисуса, будучи Храмом (вместилищем/местом обитания) Духа Творца, был освящён и посвящён в тот день Йhв/Еhове – Своему Отцу и Богу (Лк.1.35, Ин.2.19,21; 20.17). При этом 40–й день от рождения, в который каждого первенца требовалось посвящать Всевышнему (Исх.13.2,12–15, Лев.12гл., Лк.2.22–24), выпадало на 25 число 8–го месяца хешван, в котором, по преданию, Всевышний установит праздник обновления Третьего Храма, т.к это единственный месяц Божьего календаря, не имеющий Праздничной даты. Число месяца «8» также символично, т.к означает новое творение после дня/года/лет/тясячелетия покоя (Исх.20.8–11; 34.21, Лев.25.4,10, Откр.20.6,7,14,15; 21.1–7). Интересно, что название месяца хешван (полн. Мархешван) происходит от аккадского варх–шман («восьмой месяц») и ранее соответствовал еврейскому месяцу бул, в который было завершено строительство Первого Храма (3Цар.6.38), который затем 12 месяцев, в которые Соломон занимался его украшением и обустройством двора (3Цар.7гл) простоял запертым до 7 месяца тишри, когда в него внесли Ковчег Завета и Храм был освящен (3Цар.8гл). Некоторые учителя Торы возводят название месяца бул к Мабул – Потопу, поскольку в этом месяце начинаются дожди; другие сближают бул с Йевул (осенний урожай) [18].

Уточняя погоду (в первую очередь дожди, препятствующие выпасу скота) можно отметить, что как ранее (Пр.26.1, 1Цар.12.17) так и сегодня с середины мая до второй половины октября дожди не выпадают даже на побережье. Период дождей начинаетсяобычнов октябре, вскоре после праздника Кущей (Сукот), причем в холмистой местности – несколько позднее, чем на побережье [19]. Учитывая это можно заключить, что перепись проводилась до второй половины октября (до ранних дождей). При этом месяц тишри, в который родился Ешуа/Иисус, оканчивается 9 октября 8 г. до н.э. и 24 октября 7 г. до н.э., что предшествует периоду дождей, начинающихся в буле/хешване .

В пользу этого времени говорит и то, что пастухи сторожили свои стада под открытым небом (Лк.2.8), что не могло иметь место в холодные и дождливые зимние ночи (Ездр.10.9,13)3, а перепись также разумно было проводить осенью после сбора урожая и его продажи, когда народ свободен от сезонных работ, а дороги ещё не размыты дождями.

3 «Это было в девятом (9) месяце (ноябрь–декабрь), в двадцатый (20) день месяца (в декабре). И сидел весь народ на площади у дома Божия, дрожа как по этому делу, так и от дождей... время [теперь] дождливое, и нет возможности стоять на улице.»

(RST, Ездр.10.9,13)

«ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА»

«И сказал Бог: Пусть будут Светила на небесном куполе, чтобы отделять день от ночи, и да будут они знамениями, и (указателями) праздников, и дней, и лет.»

(SOT, Бт.1.14)

Существует несколько вариантов объяснения этого явления (если оно имел место в истории):

1) Комета Галлея (осень 12 г. до н.э.);

2) Соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб (7 г. до н.э.);

3) Появление сверхновой (явление краткосрочное – вспышка (звезда) бы видна около 2–х месяцев);

4) Ангел (дух) в виде звезды;

5) Неизвестная комета, имеющая либо длительный период обращения, либо прекратившая своё существование до её открытия.

Соединение планет Юпитера и Сатурна в знаке Рыб событие довольно знаковое, т.к примерно за 500 лет до этого началась, так называемая, эпоха Рыб, в которую солнце в день весеннего равноденствия перешло из созвездия Овна в созвездие Рыб (эта «эпоха» продлится до 2500 – 2900 гг., так что на момент рождения Йhошуа/Иисуса она только начиналась). Периодическое схождение этих планет в 7 г. до н.э. продолжалось с весны 7 г. по весну 6 г. до н.э., с наибольшим сближением в начале октября (преддверие Сукота), и на начало декабря 7 г. до н.э. (преддверие Хануки – праздника обновления Храма). При этом «звезда» была видна с вечера до полуночи, когда она, пройдя путь с востока до запада, заходила ровно на западе горизонта. Событие это довольно редкое (имеет период в 800 лет), так что вполне возможно, что восточные «астрономы» шли именно за этой «звездой». Однако возможно, что это явление могло быть лишь ещё одним ознаменованием прихода Спасителя, и не быть «Вифлеемской звездой», описанной в Евангелии. К тому же движение этих планет по ночному небу (каждый день с востока на запад) могло указывать лишь на страну, в которой ожидалось рождение выдающегося человека.

Что касается комет, то не вполне понятно мнение, по которому единственно возможной кометой–предвестницей рождения Мессии считается комета Галлея, которая по приблизительным подсчетам пролетала близ Земли осенью 11 г. до н.э. и была видима (по расчетам) только около 2–х месяцев (вместо евангельских 2–х лет (Мф.2.16)). Ведь комет много (только короткопериодических обнаружено около 400, и не все из них ещё открыты), а помимо короткопериодических (период обращения/появления менее 200 лет), к которым относится известная комета Галлея (с условным интервалом в 75–76 лет) и комета Энке (с периодом в 3 года), есть и долгопериодические (с периодом более 200 лет), среди которых стоит отметить комету Хейла–Боппа, наблюдаемая невооруженным глазом с весны 1996 г. по зиму 1997 г. н.э. на протяжении 18 месяцев (полутора лет) и имевшая 2 хвоста (период обращения ей прописывают в 2500 лет!). А ведь и комета–предвестница рождения Ешуа/Иисуса может иметь период более 2000 лет и ещё просто не прилетела обратно. Этой кометой также может быть и уже известная, которая в момент рождения Иисуса проходила близко от Земли и Солнца из–за чего была лучше видна, нежели в последующие годы, а также комета, которая прекратила своё существование после встречи с другим космическим объектом до того, как её смогли зафиксировать астрономы.

Что касается предзнаменований, то у схождения планет куда больше шансов а роль предвестницы рождения Царя нежели у кометы, издревле являющейся предвестницей беды. Так, комета была предвестницей римско–иудейской войны, окончившейся разрушением иудейской столицы и Храма [20]; комета 164 г. до н.э. стала предвестницей смерти сразу двух императоров: Птолемея VII и Антиоха IV; а комету 530 г. н.э. народ связал с засухой и беспорядками в городах [21].

С другой стороны если комета, помимо движения с востока на запад, перемещалась и относительно звёзд, то планеты этой возможности были лишены, а потому они могли указывать магам с востока лишь географическое расположение страны, где был рождён израильский Царь, а не сам городок Бэйтлэхэм, распологавшийся на юге от Йрушалаима.

Касательно же неведения об этом явлении (появлении «звезды») в среде иудейских жрецов и народа, которые также связывали появление звезды с приходом Машиаха (Чс.24.17) [10], то иудейские жрецы не были магами и астрономами подобна халдейским, и сближению планет они могли не придать большого значения, а если это всё же была комета, то она могла проходить на удаленном расстоянии от Земли и Солнца, так что не всякий человек (особенно в городе) мог ее приметить.

Немаловажным будет отметить и то, что если «звездой», которая вела восточных астрономов в землю рождения Спасителя, были сошедшиеся планеты (которые время от времени расходились), то не вполне понятно, отчего время появления «звезды», указанное мудрецами, было 1,5–2 года (Мф.2.16), когда схождение планет продолжалось около года. Отсюда либо информация, отражённая Матфеем не верна (что у него не единичный случай); либо звезда появилась спустя полгода после рождения Спасителя осенью 8 г. до н.э., а маги решили навестить младенца лишь весной 6 г. до н.э.; либо «звезда» появилась на небе за полгода до рождения младенца, предвещая его приход, и на момент их прихода весной 6 г. до н.э. ему было около полугода; либо в качестве «звезды» выступали уже не планеты; либо (что вероятнее всего) «звезда» указала лишь страну рождения знаковой особы и к моменту прихода в Иудею мудрецов, несмотря на слова Матфея, «звезда» была не видна и волхвы руководствовались лишь указанием царя (Мф.2.3–8), а не небесным путеводителем, как то описывает евангелист (Мф.2.9–12). Если имел место последний вариант и восточные звездочёты пришли в Йрушалаим/Иерусалим после появления звезды весной 6–5 гг. до н.э., то затмения 5 г. до н.э. можно увязать с уходом Сына Всевышнего в Египет.

Версия же со сверхновой отпадает по своей кратковременности и непредсказуемости, а версию с Ангелом, НЛО и шаровой молнией нельзя ни опровергнуть ни подтвердить, потому это остаётся на личное суждение каждого.

ПРИХОД МУДРЕЦОВ

«После рождения Иисуса/Езоуса в Иерусалим/Иеросолум мудрецы с востока. Они спрашивали [людей]: – Где новорожденный Царь иудеев? Мы видели Его звезду на востоке и пришли поклониться Ему.»

(NRT, Мф.2.1–9)

Во 2–й главе своего Благовестия Матфей(ос) сообщает, что рождение Ешуа/Иисуса произошло во время царствования Нродэса/Ирода (Великого); при нём семья Ешуа уходит на время в Египет, откуда, по смерти Нродэса, возвращается назад в дни правления сына Нродэса/Ирода Архелаяса) (Мф.2гл.).

Из имеющихся сегодня римских источников нам известно, что Нродэс/Ирод Великий стал правителем Иудеи в 37 г. до н.э., сместив при этом иудейского царя Антигона [22, c. 565]. Согласно Флавию, он процарствовал 34 года[13,с. 277], принимая во внимания включённые года царствования (когда за целый год принимается половина первого и/или последнего года правления), последним годом его правления и годом его смерти был 4 г. до н.э.А его сынАрхелай (учитывая отсутствие нулевого года: после 1 г. до н.э. сразу наступает 1 г. н.э.) закончить своё десятилетнее правление в 7 г. н.э. (не в 6 г. н.э) [23]. Что касается лунного затмения, на которое Нродэс/Ирод, будучи смертельно болен, умертвил первосвященника Матфия и поставил на его место своего кандидата [13,с. 274], то в 5 г. до н.э.(за год до его смерти) полных лунных затмений было два: одно на Пэсах/Пасху (23 марта в 21:00), другое на праздник Шалашей/Сукот (15 сентября в 23:00), но вряд ли Нродэс/Ирод осмелился бы поднять руку на первосвященника в эти праздничные дни Йhв/Еhовы, являющиеся к тому же Шабатними/Субботними днями покоя и 2–мя из 3–х поломнических Праздников Адоная (Чс.28.17–18, Лев.23.39). Ещё одно лунное затмение случилось 15 адара (13 марта в 3:40) 4 г. до н.э., и хотя в этот раз оно приходилось на праздник Пурим (Есф.9.21–22), это, всё же был светский праздник, установленный людьми в память о днях, когда евреи умертвили всех, желавших их смерти (Есф.7–9гл.), а не религиозно–поломнический праздник, установленный Всевышним, которыми являются Пэсах и Сукот. В пользу последнего затмения говорит и то, что согласно Иосифу Флавию, всоре после этого Нродэс/Ирод умер4 [13,с. 277]. Все другие затмения между 8 и 2 гг. до н.э. приходились на южное полушарие и были не видны. Исключение составляют разве что 2 частичных солнечных затмения 7 г. до н.э. приходилось : одно 29 апреля в 16:50 (луна перекрыло солнце на треть), другое 23 октября в 8:30 (луна перекрыло солнце более чем на половину).

4 «Его мучили также внутренние нарывы, особенно же страшные боли в желудке; ноги его были наполнены водянистой, прозрачной жидкостью. Такая же болезнь постигла и низ его живота; на гниющих частях появлялись черви; когда он хотел подняться, дыхание причиняло ему страшные страдания как вследствие зловония, так и вследствие затруднительности своей.»

[13,с. 274]

Лука(с) упоминает также, что родители ежегодно посещали с Ешуа/Иисусом Храм на Пэсах/Пасху (Лк.2.41), в том числе и когда Ему было 12 (13) лет5 (Лк.2.42) (хотя по Закону и было положено посещать Храм как минимум трижды в году (Исх.23.14–17), поэтому либо в ту пору священники требовали от народа приходить в Йрушалаим на поклонение хотя бы единожды, либо Лука(с) просто опустил этот момент. В любом случае данное обстоятельство указывает на то, что Йhошуа/Иисус, подобно Аврааму, пробыл с семьей в Египте не более 7–8 лет[24]: ушли они туда когда Ешуа было около 2–х лет (Мф.2.10), а возвратились как минимум за пару лет до исполнения Спасителю 12 лет (Лк.2.41).

5 В возрасте 13 лет еврейские мальчики проходят обряд бар–мицва (ивр. «сын заповеди») – обряд инициации, делающий мальчика частью религиозной общины, когда он был готов исполнять все заповеди, в этот день ему впервые в жизни дают публично прочесть главу из Торы (Пятикнижия) [25]. Именно этим и занимался Сын Всемогущего в Храме Йрушалаима, видимо, опередив в этом своих родителей (Лк.2.42–49). Причина, по которой Лука(с) говорит о 12 годах может быть связано либо с личной инициативой Ешуа, движимого Божественной волей, либо с ошибкой респондента Луки(аса), либо в начале I в н.э. к этому обряду приступали на год ранее.

При внимательном прочтении двух Евангелий Матфея и Луки(аса), в глаза бросается противоречие. Так согласно Матфею восточные маги–мудрецы (на то время этими «восточными звездочётами» могли быть выходцы из Парфии, Армении либо Аравии.) нашли младенца в доме (Мф.2.11), а Лука(с) говорит о яслях (Лк.2.16); согласно Матфею Ёсэф с семьёй сразу после посещения его мудрецами отправляется с семьёй в Египет (Мф.2.13–15), Лука(с) же утверждает, что мальчик как минимум 40 дней находился близ Йрушалаима (Лк.2.22, Лев.12гл). Но эта неувязка решается обстоятельством времени, т.к младенцу на момент посещения Его волхвами было около 2–х лет (Мф.2.16) в то время как у Луки(аса) описан момент Его рождения (Лк.2.7). Остаётся лишь неясным, в какое селение пришли восточные мудрецы: в Назарэт(ф) (дом Ёсэфа) или же в Бэйтлэхэм/Вифлеем – место рождения Спасителя.

С одной стороны, семья Ёсэфа могла задержаться в Бэйтлэхэме на некоторое время после родов Марйам (40 дней так точно, в которые женщина проходила процедуру очищения), но чтобы на год или на два? учитывая, что всё это время их дом в Назарэт(ф)е будет пустовать, а плотнику из Назарэт(ф)а придётся искать работу, инструмент...и в добавок оплачивать съём жилья... Другое дело, что после 40 дней очищения Ёсэф с семейством всё же возвращается назад в Назарэт(ф), куда к ним через 1,5–2 года и приходят восточные «астрономы», либо (что более вероятно) отеческий дом самого Ёсэфа находился в Бэйтлэхэме/Вифлееме, в то время как в Назарэт(ф)е располагался дом семьи Марйам и Ёсэф жил там временно. Это последнее предположение косвенно подтверждается желанием Ёсэфа, после возвращения из Египта поселиться в земле Иуды (где и размещался «Дом хлеба»/Вифлеем) и лишь страх сына Ирода воспрепятствовал этому (Мф.2.19–23).

Следующим немаловажным вопросом является то, как мудрецы нашли нужный им дом? Тут, во–первых, можно допустить, что до какого–то момента они ориентировались на положение «звезды» (в отношении планет это ранний вечер – полночь); во–вторых, число 2–ух летних младенцев в маленьком посёлке (даже при наличии многодетных семей) вполне могла не превышать 2–4–х человек; в–третьих, не стоит отбрасывать Божественное вмешательство: встреча нужного человека или ангела, способного указать путь к нужному дому.

Возможно, в этом же году (когда восточные мудрецы пришли поклониться родившемуся Царю) на поломнические праздники Пэсах/Пасха и Сукот случилось два полных лунных затмения (15 нисана (23 марта) и 15 тишри (15 сентября) 5 г. до н.э., выпадающие на Пэсах и Сукот), которые могли знаменовать убийство младенцев в Бэйтлэхэме/Вифлееме и уход Сына Божьего в Египет (Мф.2.16). Хотя в данном случае отпадает вариант с планетами (если, конечно, автор евангелия Матфея был прав, говоря, что звезда была всё ещё видна, когда маги пришли в Йрушалаим/Иерусалим), ведь планеты перестали сближаться уже в начале 6 г. до н.э. С другой стороны, не исключён и вариант, когда мудрецы пришли ранней весной через 5–6 месяцев после рождения Ешуа/Иисуса, семья которого осталась на зиму в Бэйтлэхэме/Вифлееме у родственников Ёсэфа/Иосифа: на время обряда очищения (Лк.2.22) начался сезон дождей, что весьма затрудняло путешествие назад в дом Марйам/Марии в Назарэт(ф).

НАЧАЛО СЛУЖЕНИЯ

«На (Еhошуа) спустился Святой Дух в телесном виде, в образе голубя. И с неба прозвучал голос: – Ты Мой любимый Сын! В Тебе Моя радость!»

(NRT, Лк.3.22)

В 3 главе Лука отмечает, что Ёханан/Иоанн начал провозглашать скорый приход Машиаха/Помазанника на 15 году императора Тив(б)ериа(са), когда Понтий(ос) Пилат(ос)6 правил Иудеей, Нродэс/Ирод правил в Галилее, Филип(ос) в Итоурае/Итурее и Трахонитской области (на северо–востоке от Галилеи), а Лусаниас/Лисий в Авилэне (на восток от Итоурае/Итуреи) (Лк.3.1–3). В этой же главе Лука(с) говорит, что Ешуа/Езоусу на момент крещения было около 30 лет(Лк.3.23) (ключевое слово «около», к тому же Ешуа мог просто молодо выглядеть в глазах респондентов Луки(аса)), который мог начаться осенью 27 г. н.э. (приложение А).

6 Сомнения в реальном существовании префекта Пилата отпали после нахождения в Кесарии Иудейской надписи, содержащей упоминание о Понтии(осе) Пилате(осе).

[26, с. 266]

В 4 главе Лука(с) описывает первый приход ставшего Машиахом/Христом (будучи крещённым и помазанным Святым Духом) Ешуа из Назарэт(ф)а в синагогу, где он зачитал одну из последних глав пророка Йшаияhу/Нсаиаса/Исаии (Лк.4.18–19/Ис.61гл.7), в которой тот провозглашал наступление года Йhв, которым мог быть либо 7–й Субботний, либо 50–й Юбилейный год8. Но т.к лишь в Юбилейный (50–й) год всякий порабощённый израильтянин получал свободу и проданная земля возвращалась к её прежнему владельцу (Лев.25.10), то Ешуа, как и Йшаияhу/Исаия объявлял о наступлении именно Юбилея (ивр. «ёвэль» – «(бараний) рог для трубления»). Этим Мессия в начале своего служения провозгласил грядущее освобождение людей от рабства Сатаны, греха и тления, что вскоре сможет принести Его смерть (Мф.20.28, Ин.10.10).

7 «Дух Господа Йhв на мне, потому как помазал меня Йhв возвещать притеснённым, послал перевязывать сломленные сердца, объявлять пленникам свободу и заключённым освобождение, объявлять год благоволения Йhв, день возмездия Божьего – утешение для всякого скорбящего.»

(Ис.61.1–2)

8 Юбилейный год следовал за седьмым (49) Субботним годом, но начинался в его середине осенью на Йом–Кипур (День очищения и Суда) (Лев.25.9; 16гл.) и накладывающийся на первый год нового семилетия (Лев.25.8–13).

А т.к ближайшими субботними годами к 27–28 г. н.э. (начало служения Машиаха), согласно 1 книге Маккавеев, Иосифу Флавию и современному еврейскому календарю9, являлся27 г. н.э., то он же, согласно словам Луки(аса), являлся и кануном Юбилейного года.

9 Согласно 1 книге Маккавеев (1Мак.6.16,20,49,53) Антиох IV Эпифан (175–164 гг. до н.э.) умер за год до наступления Субботнего года, выпадающего таким образом на 163 г. до н.э. Согласно же современному еврейскому календарю, Субботним был 2015 г. н.э. У Иосифа Флавия (Древн., XIII, 8,1) Субботний год выпадал на 716 и 717 гг… [10, гл.1]. И т.к эти даты находятся в согласии между собой, к ним и следует привязывать циклы Субботних лет (приложение А).

Тиберий, взойдя на трон в 14 г. н.э.после смерти Августа, умершего 19 августа, назначил в Иудею нового прокуратора Грата, который за 11 лет управления (с 15 г. по 26 г.), сменил четырёх первосвященников, назначив в конечном итоге, на это место Ёсэфа/Иосифа Каяфаса/Каиафу (Мф.26.3, Лк.3.2, Ин.11.49; 18.3) (занимал пост первосвященника с 18 по 36 г. н.э. [27]); после чего Грат был сменён Пилато(со)м [13,с. 306; 29]. Понтийос) Пилат(ос) продержался на этом посту 10 лет (с 26 г. по 36 г. н.э. включительно), он не считался с интересами и традициями еврейского населения и всячески его провоцировал [13,с. 309–310,314]. Император Тиберий умер в марте 37 г. н.э. и так и не увидел отозванного им из Иудеи Понтия Пилата(оса), который, судя по всему, не спешил показаться на глаза цезарю [13,с. 314; 29].

Ёханан/Иоанн (Ин.2.20), говоря о первом посещении его Учителем Храма, упоминает, что это был46 год его реконструкции (строительство было окончательно завершено лишь при Агриппе II, в период правления наместника Альбина (62–64 гг. н. э., за 6 лет до его разрушения римлянами в 70 году [13, с. 429]). Т.к согласно Флавию, Нродэс/Ирод Великий начал отстраивать Храм в Йрушалаиме/Иерусалиме на 18 году своего царствования, что приходилось на20–19 г. до н.э. [13, с. 188]. Таким образом, 46 годуего строительства соответствовал 27–28 г. н.э. Анри Дидон также предположил, что 15 годом Тиберия обозначено начало проповеди не Ёханана, а Ешуа–ha–Машиаха (оба проповедовали о приближении Божьего Царства: Мф.3.2; 4.17) [10, гл.2].

Получается, что если Сын Человеческий был рождён осенью 8 (7) г. до н.э., то к весне 28 г. н.э. Машиаху/Помазаннику исполнилось 34 (33) года = осень 8 (7) + осень 27 – 1 (в следствие отсутствия нулевого года), а согласно еврейскому обычаю, основанном на законах левитского служения (Чс.4.3), человек мог обучать людей закону и судить спорные дела (причём не только священнослужитель и левит: Исх.18.19–22, Вт.16.18; 19.17), становиться раввином (учителем), достигнув тридцатилетнего возраста. К тому же такой возраст (в 33–34 года) весьма близок к примерному возрасту, указанному Лукой(асом) (Лк.3.23).


Наши рекомендации