В курсе выделено несколько блоков
1. Государство и право Древнего мира.
2. Государство и право средних веков.
3. Государство и право Нового времени (XVII – XIX вв.)
4. Государство и право Новейшего времени (XX в.)
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
При успешном освоении дисциплины должны быть сформированы на продвинутом уровне следующие общекультурные компетенции:
1) способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК 1);
2) способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК 3);
3) способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК 5);
А также такая профессиональная компетенция, как способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2).
Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем
И формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5,0 зачетных единиц, 144 часа.
№ п/п | Разделы, темы дисциплины | Неделя семестра | Виды учебной работы (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | Формируемые компетенции (код) | Всего компетенций | |||||||
Л. | Пр. | Сам. раб. | ОК1 | ОК3 | ОК5 | ПК2 | |||||||
Предмет и метод науки «История государства и права зарубежных стран». Возникновение государства и права. | |||||||||||||
1-й блок. Государство и право Древнего мира | Рубежная контроль-ная работа с решением задач. | ||||||||||||
Особенности возникновения и развития древневосточных государств. Право Древнего Востока. | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | + | ||||||||||
Античное государство в древней Греции (Афины, Спарта). | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | + | ||||||||||
Древнеримское государство | + | ||||||||||||
Право Древнего Рима. | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | + | + | |||||||||
2-й блок. Государство и права средних веков. | Рубежная контроль-ная работа с решением задач. | ||||||||||||
Государственность и право франков (общественное и государственное устройство периода раннефеодальной монархии, Салический закон). | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | |||||||||||
Эволюция феодальной государственности во Франции (сеньориальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия (IX-XVIII вв.)) | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | |||||||||||
Особенности развития феодальной государственности в Германии (IX-XVIII вв.). | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | + | + | + | ||||||||
Специфика развития феодальной государственности в Англии (V-XVII вв.). | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | |||||||||||
Право западной и центральной Европы средних веков на примере феодальной Германии (Саксонское зерцало, Каролина). | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | + | + | + | ||||||||
3-й блок. Государство и право Нового времени (XVII-XIXвв.) | Рубежная контроль-ная работа с решением задач. | ||||||||||||
Возникновение и развитие буржуазной государственности в Великобритании XVII-XIX вв. | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | |||||||||||
Формирование англо-саксонской правовой системы. | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | + | ||||||||||
Возникновение и развитие буржуазной государственности в Северной Америке в XVIII-XIX вв. | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | + | + | |||||||||
Возникновение и развитие буржуазной государственности во Франции XVIII-XIX вв. | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | + | ||||||||||
Раннебуржуазное право Франции (ФГК 1804 г., ФУК 1810 г.). | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | + | + | |||||||||
Возникновение и развитие буржуазной государственности в Германии XIX в. | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | + | ||||||||||
Германское гражданское уложение 1900 г. | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | + | + | |||||||||
4-й блок. Государство и право Новейшего времени (XXвв.) | Рубежная контроль-ная работа с решением задач. | ||||||||||||
Германия после первой мировой войны. Веймарская конституция 1919 г. Установление гитлеровской диктатуры и её механизм в 1933-1945 гг. | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | + | ||||||||||
Государство и право Германии после второй мировой войны. | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия | + | + | + | |||||||||
США в межвоенный период. «Новый курс» Президента Ф.Д. Рузвельта | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | + | ||||||||||
Государственно-правовое развитие США после второй мировой войны | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | + | ||||||||||
Государственно-правовое развитие Великобритании в XX веке. | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | + | + | |||||||||
Развитие государственности во Франции в 1918-1944 гг. | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | + | + | |||||||||
Конституционное развитие Франции после второй мировой войны. | Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия. | + | + | + | |||||||||
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
При прохождении дисциплины комплексно решаются вопросы повышения общей правовой культуры студентов – будущих специалистов. Они учатся владеть юридической терминологией, получают навыки работы с правовыми актами, анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.
После освоения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» студент способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации; способен анализировать социально значимые проблемы и процессы.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРОГРАММА КУРСА)
Темы и их аннотации
Тема 1. Предмет и метод науки «История государства и права зарубежных стран».