Формирование истории первобытного общества как науки в 19 в.
Великие географические открытия 15 – 16 вв. познакомили европейцев с удивительным разнообразием населения Земли в расовом и этнографическом отношениях. В новооткрытые страны ринулись полчища колонизаторов, сопровождаемые невежественными католическими проповедниками, среди которых, однако, встречались наблюдательные и образованные люди. Как, например, француз Лафито, довольно полно описавший в книге «Обычаи американских дикарей в сравнении с обычаями древних времён» (1724) быт канадских ирокезов и гуронов, среди которых он прожил 5 лет. Лафито, сравнивая обычаи индейцев с обычаями первобытных племён, описанных античными авторами, пришёл к выводу, что уровень общественного строя аборигенов Америки соответствует той стадии развития, на которой находились в древности отсталые народы.
В то время как западные европейцы осваивали Новый Свет, русские совершали свою колониальную экспансию на восток Евразии – в Сибирь и на Северо-Восток Азии, а потом и в Северную Америку. Значительную часть своей книги «Описание земли Камчатки» выдающийся русский географ и этнограф С.П. Крашенинников (1711-1755) посвятил этнографическому описанию камчадалов (ительменов), коряков и айнов.
Русский православный миссионер И.Е. Попов-Вениаминов (митрополит Иннокентий Вениаминов) (1797-1879) 15 лет прожил среди алеутов и индейцев Северо-Западной Америки. Написанная им обстоятельная монография о населении Алеутских островов является ценным источником при изучении культуры алеутов 18 – первой половины 19 в.
Выдающийся вклад в науку о первобытности внёс знаменитый русский путешественник и учёный Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888). Он изучал аборигенов Малакки, Австралии, островов Тихого океана, но глубже всего – папуасов Новой Гвинеи, прежде всего тех из них, которые жили в северной части острова, получившей наименование «Берега Маклая». Миклухо-Маклай оставил детальное описание хозяйства, материальной и духовной культуры папуасов, их расовых особенностей.
Однако русские учёные шли не в самом авангарде изучения отсталых народов, и, прежде всего, – в теоретическом осмыслении накопившегося фактического материала.
Среди западных исследователей первобытного общества пальма первенства принадлежит выдающемуся американскому учёному Льюису Генри Моргану (1818-1881), который добился выдающегося прогресса в изучении систем родства, истории семьи, родовой организации первобытнообщинного строя. Морган построил схему развития семьи и брака. Ещё более ценным открытием Моргана является установление им сущности рода – основной ячейки первобытного общества. Благодаря его исследованиям появилась стройная теория о родовом строе как важнейшей форме организации, свойственной в прошлом всем народам.
Морган также разработал периодизацию первобытного общества, имевшую в его время прогрессивное значение: дикость (охотники и рыболовы), варварство (скотоводы), цивилизация (земледельцы).
Накопление этнографического материала, открытие культур каменного века, научные достижения в области естественных наук создали предпосылки для возникновения науки о первобытном обществе. Стали появляться труды, в которых делались попытки обобщить историю первобытности. В этнографии возникли школы, одна из которых получила наименование эволюционнойшколы, виднейшими представителями которой были Адольф Бастиан, Герберт Спенсер, Эдвард Тайлор. Эволюционисты доказывали прогрессивность развития общества и культурное единство народов мира независимо от расовой принадлежности, установили последовательность в развитии явлений культуры от низших форм к высшим. На деле все или почти все исследования самого Тайлора были сконцентрированы в области историко-первобытных реконструкций. Тайлор ввёл в науку новый методический принцип – метод пережитков, т. е. изучение явлений в культуре, которые ретроспективно могут быть связаны с первобытным обществом, и неоднократно показал удачные примеры таких реконструкций.
В крупнейшем труде Тайлора «Первобытная культура» (1871) материальная культура, общественные институты и народные верования подразделены на составляющие элементы, и история каждого элемента рассмотрена независимо от всех остальных. Был использован колоссальный этнологический материал, представлявший народы всех континентов.
Пока этнографы вырабатывали всё новые и новые теории (и соответственно создавали школы) развития человечества (культурно-историческая, функциональная, этнопсихологическая), явные успехи были достигнуты археологией.
Джюрджу Мак-Инери на юге Англии и французам П. Шмерлингу и Жану Буше де Перту в Бельгии и Франции удалось сделать открытия каменных орудий и древних людей вместе с костями вымерших животных. В частности, при раскопках близ Льежа в Бельгии Шмерлинг обнаружил костные остатки человека. Геологическая непотревоженность слоев, в которых были обнаружены каменные орудия, сыграла решающую роль в признании древнего геологического возраста и каменных орудий, и костей человека.
В 1860 г. почти одновременно с коренным переломом во взглядах на происхождение человека вышла книга Буше де Перта «Допотопный человек и его труды» с описанием сделанных им находок. Она заложила основы научного подхода к изучению древнейших следов человеческой деятельности.
Известный английский геолог Чарлз Лайелл всвоей книге «Геологические доказательства древности человека с замечаниями о происхождении видов на основе вариаций», вышедшей в 1863 г., проанализировал и обобщил всю накопленную информацию о древнем человеке, включая и его костные остатки, и доказал их совмещенность с древними геологическими слоями и вымершей фауной.
Английский археолог Джон Леббок в 60-е годы 19 в. выделил два этапа в технике обработки камня, связанные с двумя хронологическими этапами в истории ранней технологии, – палеолита и неолита.
Ещё более детальную схему хронологической динамики каменного века разработал в последней четверти 19 в. француз Габриель де Мортилье, предложивший для отдельных периодов в истории каменной индустрии наименования по наиболее известным местонахождениям, сохранившиеся до настоящего времени: шелль, ашель, мустье, солютре, мадлен – для палеолита; азиль и тарденуаз – для мезолита, как промежуточного звена между палеолитом и неолитом. Первые три периода обозначались как нижний палеолит, четвертый и пятый – как верхний палеолит.
Другой французский археолог – Анри Брейль на рубеже 19-20 вв. предложил выделить ещё один начальный период для верхнего палеолита – ориньяк. В таком виде периодизация перешла в 20 в. и широко использовалась в археологии до 1930-х годов.
Параллельно с разработкой общих вопросов археологической науки шло непрерывное накопление фактического материала, раскапывались пещерные и случайно обнаруженные открытые стоянки, было признано подлинным палеолитическое искусство и началось его интенсивное исследование. Первобытная археология стала самостоятельной научной дисциплиной, пытавшейся не только решать свои собственные профессиональные задачи классификации и типологии археологических материалов, но и реконструировать социальную среду и духовную жизнь древних коллективов. Однако археология была очень не уверена в своих реконструкциях общества в целом.
Те же задачи решала и этнология, но ей не хватало хронологической ретроспективы и глубины, свойственные археологии.
Обе эти науки, пытаясь реконструировать целостное общество в эпоху первобытности, не включали в круг своих занятий самого человека, его биологию и изменения его биологического типа во времени.
Между тем в этой области были сделаны многие открытия, чрезвычайно важные для первобытной истории. В частности, – это эволюционная теория Чарлза Дарвина. Впервые она была изложена в печати в 1859 г. И хотя проблему происхождения человека Дарвин начал разрабатывать ещё в конце 30-х годов 19 в., и вся система его взглядов сложилась в то время, он не коснулся её в своём основном труде «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь». Всё же основная направленность его книги была ясна любому непредубежденному читателю: человек должен был произойти в силу тех же естественных закономерностей, в силу которых произошли и все другие живые организмы.
Швейцарец Карл Фогт в 1862 г. и англичанин Томас Гекели, в 1863 г. выступили с обоснованием эволюционной теории происхождения человека, показав его анатомическое сходство с человекообразными обезьянами. Они считали, что современному человеку предшествовал человек, морфологически более примитивный.
Сам Дарвин обратился к теме происхождения человека лишь в 1871 г. и посвятил ей книгу «Происхождение человека и половой отбор», в которой значительно расширил и обогатил аргументацию своих предшественников.
Большой резонанс в понимании начальных шагов превращения человека из обезьянообразных форм имела теоретическая деятельность немецкого зоолога и морфолога Эрнста Геккеля, предсказавшего, что в начале антропогенеза стояла какая-то промежуточная очень примитивная форма, названная им «питекантропом» («обезьяночеловеком»).
Эволюционизм в первобытной истории и в особенности взгляды Л.Г. Моргана оказали сильнейшее воздействие на мировоззренческие взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса. В частности, Энгельс написал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана». Кроме того, в «Диалектике природы» Энгельса имеется подготовительная глава «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», которая во многом предопределила характер интерпретации в первобытной археологии и палеоантропологии на долгое время вперёд и получила развитие в ряде фундаментальных исследований. Положенный Энгельсом в основу развития в антропогенезе фактор труда в западноевропейской и особенно американской литературе всё более осознавался как ведущий с самых первых шагов формирования древнейших людей.
В разработку периодизации истории первобытного общества, предложенной Энгельсом в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства», изданной в 1884 г., в сущности, ничего нового не было – она представляла собой повторение периодизации, предложенной еще Фергюссоном и обогащённой конкретными историческими и этнологическими материалами Морганом. Энгельс принял их деление первобытной истории на эпохи дикости, варварства и цивилизации. Принял он и введенную Морганом стадию военной демократии на рубеже эпох варварства и цивилизации, подразумевавшую политическое господство племенных вождей.