Методы исследования истории первобытного общества

Археологическая периодизация открывает широкие возможности для абсолютной и относительной хронологии первобытной истории. Для абсолютной датировки используются различные методы естественных наук: 1. Радиоуглеродный метод. Суть метода заключается в том, что после перехода любых органических веществ из жизненного состояние в мѐртвое углерод в них не возобновляется и его остаточная масса пригодна для фиксации этого момента. Период полураспада радиоактивного углерода С14 равен 5730 лет (бета-распад). В этом и состоит разработанный в 1940-х гг. профессором химии Чикагского университета У.Либби метод радиоуглеродной датировки. Основным недостатком применения данного метода является то, что его разрешающая способность не выходит за пределы последних 40 тысяч лет. 2. Калий-аргоновый метод. По сущности является аналогичным радиоуглеродному методу, но опирается на период полураспада калия К40 и аргона А40. Период полураспада калия и аргона очень велик, поэтому данный метод даѐт удовлетворительные результаты применительно ко времени до 2 млн лет, но, к сожалению, только при использовании костной ткани. 3. Дендрохронологический метод. Исходит из наблюдений за колебаниями в ширине погодичного прироста древесины. Толщина каждого кольца на самых различных деревьях четко отражает ту климатическую ситуацию, которая имело место либо в год формирования конкретного кольца, либо в год ему предшествующий. Благоприятен климат для роста дерева (влажно и жарко), и дерево отреагирует толстым кольцом. Надвигаются критические условия для жизни дерева (сухо и холодно), и годичное кольцо будет тонким, еле заметным на срезе ствола. 4. Геохронологический метод. Заключается в анализе годичных слоѐв ленточных глин. 5. Археомагнитный метод. Учитывает остаточный магнетизм в неорганической субстанции, подвергшейся термическому воздействию, и соотносит его с динамикой перемещения магнитного поля земли. 6. Термолюминесцентный метод. Применим к неорганическим материалам, но непременно имеющим кристаллическую структуру: время их кристаллизации, т.е. образования фиксируется по свечению, а оно отражает степень интенсивности радиоактивного облучения, полученного данным материалом на протяжении времени его существования. В своей совокупности методы абсолютного датирования позволяют определять хронологию различных археологических эпох. Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет назад, средний палеолит – 45-40 тыс., верхний палеолит – 12-10 тыс. лет, мезолит – не ранее 8 тыс. и неолит – не ранее 5 тыс. лет назад. Бронзовый век длился до начала І тыс. до н.э., когда начался век железа. Относительная датировка достигается путѐм сопоставления самих культурных слоѐв или археологических типов друг с другом либо путѐм их сопоставления с изменениями в природной среде. Особенно большое значение имеет синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории Земли. Времени существования человека соответствует четвертичный период. Он делится на две эпохи: плейстоцен (предледниковую и ледниковую) и голоцен (послеледниковую). В плейстоцене значительные пространства Евразии и Северной Америки подвергались оледенению. Применительно к Европе насчитывают четыре ледниковые эпохи: «гюнц», «миндель», «рисс», «вюрм» (по названиям альпийских рек, где были хорошо прослежены ледниковые отложения). Археологически плейстоцен соответствует палеолиту и частично – мезолиту, а неолит – это уже время голоцена.

4. Периодизация первобытной истории.

Ни один раздел истории не изучается без периодизации, расчленяющей исторический процесс на последоввательные отрезки (периоды, эпохи), отделенные друг от друга существенными событиями. Единой периодизации по истории первобытного общества нет. Историки имеют свою периодизацию, а археологи свою.

Историки, положив в основу периодизации характер общественных отношений, делят историю первобытного общества на две стадии: 1) первобытное стадо (дородовое общество) и 2) родовую общину (подразделяющуюся на материнский и отцовский роды). Расцвет родового строя совпадает с периодом существования материнского рода, его распад начинается при отцовском роде.

Археологи, классифицируя памятники материальной культуры в зависимости от материала и техники изготовления орудии, создали археологическую периодизацию. Основу для классификации археологических памятников каменного и бронзового веков заложили французский ученый Г. Мортилье и шведский археолог О. Монтелиус. Датский археолог К. Ю. Томсен ввел понятие трех «веков»: каменного, бронзового и железного. Века разделили на эпохи по типам орудий и технике их изготовления. Так, каменный век делится на три эпохи: 1) палеолит (греч. palaios — «древний», litos — «камень»), мезолит (греч. mesos — «средний»), неолит (греч. neos—«новый»). Эпохи подразделяются на периоды (ранний, поздний). Периоды представлены культурами (названными по месту находок), составляющими определенный комплекс археологических памятников. Последовательную смену культур каменного века установил Мортилье по археологическим данным Франции. Характерными культурами, например, для раннего палеолита являются шелль, ашель, мустье (Шелль, Сент-Ашель, Ле-Мустье), для позднего — ориньяк, солютре, мадлен (Ориньяк, Солютре, Ла-Мадлен), для мезолита — азиль, тарденуаз (Мас д'Азиль, Фер-ан-Тарденуа) и т. д.

Археологическая периодизация при всех своих достоинствах не может быть принята в качестве основной периодизации истории первобытного общества, так как она различает эпохи только по характеру материала для изготовления орудий и технике его обработки. Она совершенно не отражает эволюцию общественных отношений. К тому же, по орудиям труда нельзя определить характер общественных отношений людей, так как в одну и ту же археологическую эпоху разные народы имели различный социальный строй. Так, в эпоху бронзы в Египте и Южной Азии существовали классовые общества; а народы Европы в это же время находились на стадии родового строя. Только в палеолите и мезолите у всех народов был примерно одинаковый уровень общественного развития.

До недавнего времени при изучении первобытного общества применялась периодизация, предложенная Л. Г. Морганом в работе «Древнее общество». Он разделил историю первобытного общества на две эпохи (дикость и варварство) и в каждой из них выделил три ступени (низшую, среднюю, высшую). В основу своей периодизации Морган положил степень развития материального производства. Каждая новая ступень начинается конкретным изобретением. Периодизацию Моргана высоко оценил Ф. Энгельс и даже использовал ее схему в «Происхождении семьи, частной собственности и государства», одновременно отметив, что эта периодизация останется в силе «до тех пор, пока значительное расширение материала не заставит внести изменения...».

В свете новых данных выявились недостатки этой периодизации. По структуре периодизация схематична. Признаки, положенные в основу характеристики каждой ступени, не всегда существенны (употребление в пищу рыбы, а для построек кирпича-сырца, камня) и не универсальны. Например, у полинезийцев не было лука и стрел, гончарства, но у них общественный строй был более развит, чем у меланезийцев, имевших все это.

В отдельных случаях историки пользуются геологической периодизацией. Геологи делят прошлое земной коры на четыре эры (архейскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую). Эры подразделяют на периоды, а последние — на эпохи. Например, в кайнозойской эре выделяются два неодинаковых по длительности периода: третичный и четвертичный. Из четвертичного периода иногда выделяют третий период и называют его современным. По приблизительным подсчетам, третичный период начался около 69 миллионов, четвертичный — 1 миллион, современный — 14 тысяч лет тому назад. Четвертичный период делят на две эпохи: плейстоцен (предледниковая и ледниковая эпоха) и голоцен (послеледниковая эпоха). На основе геологической периодизации определяют возраст человечества в целом и хронологию начального этапа первобытного общества.

Наши рекомендации