Второе послание к коринфянам

Тимофей * Коринф * Тит

Тимофей

Первое послание к коринфянам, возможно, было дано Стефану и другим, чтобы они взяли его с собой назад в Коринф. Однако вместе с ними Павел послал в качестве своего личного посланника своего любимого друга Тимофея. Оно было предназначено для того, чтобы снова наставлять их в учении Павла:

1 Кор., 4: 17. Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.

Он убеждает коринфян хорошо принять Тимофея:

1 Кор., 16: 10. Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен…

Это посылание Тимофея описано также в Деяниях. Во время пребывания Павла в Эфесе в ходе третьего миссионерского путешествия и непосредственно перед тем, как произошел бунт серебряных дел мастеров, он посылает его своим эмиссаром:

Деян., 19: 22. И, послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста, сам остался на время в Асии.

Если этот Эраст - тот же, который упомянут в конце Послания к римлянам, то он - коринфянин и ехал домой.

второе послание к коринфянам - student2.ru

Первая и вторая поездки Павла

Коринф

В конечном счете, Павел и сам планирует поехать в Коринф:

1 Кор., 16: 5–6. Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду.

Это также, согласно Деяниям, было исполнено, так как после мятежа серебряных дел мастеров:

Деян., 20: 1. По прекращении мятежа Павел, призвав учеников и дав им наставления и простившись с ними, вышел и пошел в Македонию. Пройдя же те места и преподав верующим обильные наставления, пришел в Елладу. Там пробыл он три месяца…

Если бы он оставался в Коринфе три месяца, что, по-видимому, весьма вероятно, то это и было второе посещение этого города, упомянутое в Деяниях. Очевидно, именно во время пути следования в Коринф в 57 г. было написано Второе послание к коринфянам (или часть его). Таким образом, оба послания к коринфянам были написаны до послания к римлянам, которое было составлено после того, как Павел достиг Коринфа и обосновался там. В отношении своей поездки в Коринф Павел говорит:

2 Кор., 13: 1. В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.

Очевидно, между первым и вторым посещением Коринфа, которые упоминаются в Деяниях, было еще одно посещение. Обычно предполагается, что миссия Тимофея оказалась неудачной и встретила сильное сопротивление со стороны тех коринфян, которые следовали за другими апостолами, а не за Павлом. Именно это заставило Павла попытаться лично посетить Коринф.

Очевидно, стремительный визит Павла не состоялся (и возможно, именно поэтому об этом не упоминается в Деяниях), и после возвращения он написал гневное послание:

2 Кор., 2: 4. От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами…

Это послание, написанное, как считается, в терзаниях, действительно содержится во Втором послании к коринфянам, которое мы теперь имеем, и составляет последние четыре главы.

Тит

Гневное послание было принесено в Коринф Титом, спутником Павла, о котором никогда не упоминается в Деяниях, но о котором несколько раз говорится в посланиях.

Тит - язычник, поскольку в Послании к галатам Павел описывает свое собственное прибытие в Иерусалим в 48 г. с целью посетить Иерусалимский совет:

Гал., 2: 3. Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и еллина, не принуждали обрезаться.

Так как центральной проблемой, стоявшей перед советом, был как раз вопрос о необрезании Павлом язычников после обращения, Павел совершенно ясно и искренне высказывал свое отношение прямо по сути возражения.

Именно с этим Титом Павел послал свое гневное послание в Коринф, думая, что это послание сделает свое дело и ему не придется снова ехать в Коринф:

2 Кор., 2: 1. Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.

Однако, когда после мятежа серебряных дел мастеров Павел покинул Эфес и отправился на запад в Троаду, он был обеспокоен тем, что Тит не вернулся:

2 Кор., 2: 13. Я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита; но, простившись с ними, я пошел в Македонию.

Там были хорошие новости. Он встретил Тита, который принес весть о том, что фракция Павла в Коринфе добилась успеха:

2 Кор., 7: 6–7…Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался.

2 Кор., 7: 9. Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию…

Очевидно, частью покаяния было наказание какого-то человека, который обидел Павла, возможно, во время его короткого второго визита, тем, что упрямо противостоял ему. Этот человек не назван по имени, и сам случай не описывается, но достаточно и упоминания о наказании.

Очевидно, Павел опасался его победы, которая породила бы такое бедствие, как бесповоротный раскол, настаивал на терпении. Он написал примирительное послание (первые девять глав Второго послания к коринфянам), которое снова доставил Тит, и в нем он убеждает в умеренности, говоря о руководителе антипавловой фракции:

2 Кор., 2: 5–7. Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, - чтобы не сказать много, - и всех вас. Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить…

И в конце концов, Павел посетил Коринф, откуда отправил Второе послание к коринфянам, где ничего не говорится о разногласиях.

ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ

Галатия

Галатия

Четвертое из посланий Павел адресует:

Гал., 1: 1–2. Павел Апостол… церквам Галатийским…

Сразу же возникает проблема относительно того, что подразумевается под Галатией. Собственно Галатия была областью, которую населяли галлы за три столетия до времени Павла. Это была относительно небольшая область в северно-центральной Малой Азии. После того как римляне захватили центральную и южную Малую Азию за столетие до времени Павла, эти области, известные как Ликаония и Писидия, были соединены с собственно Галатией, и все это стало римской провинцией Галатия.

Поэтому первоначальная Галатия может быть названа Северной Галатией, а римляне прибавили к ней Южную Галатию.

Во время первой миссионерской поездки Павла он и Варнава отправились из Памфилии в Писидию и Ликаонию (Южную Галатию), затем они вернулись тем же путем обратно, поэтому такие города, как Листра, Дервия и Антиохия в Писидии, были, возможно, посещены ими дважды.

Во вторую миссионерскую поездку Павел и (на сей раз) Сила посетили Южную Галатию:

Деян., 16: 1. Дошел он до Дервии и Листры.

Позже в Деяниях он продолжает говорить:

Деян., 16: 6. Прошедши через Фригию и Галатийскую страну…

второе послание к коринфянам - student2.ru

Первая и вторая поездки Павла

Возможно, она включает в себя части Северной Галатии, хотя ни один город в этой области конкретно не упоминается.

Во время третьей миссионерской поездки Павла:

Деян., 18: 23. И, проведши там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.

Это также может относиться к Северной Галатии.

Короче говоря, было четыре поездки через Галатию, которая упоминается в Деяниях:

1) в первую половину первой миссионерской поездки через города Южной Галатии;

2) во вторую половину первой миссионерской поездки через города Южной Галатии;

3) во вторую миссионерскую поездку через города Южной Галатии, но, возможно, также и через Северную Галатию;

4) в первой половине третьей миссионерской поездки, возможно, через Южную Галатию, Северную Галатию или через обе области.

В Послании к галатам Павел говорит:

Гал., 4: 13. Знаете, что хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз…

Обычное истолкование заключается в том, что Павел ссылается на первое посещение, в котором он проповедовал, в то время как сам был совершенно болен. И если бы первое посещение должно было быть вторым, иначе откуда стремление отождествить конкретное посещение, о котором он упоминает, перефразируя стих, "хотя и в немощи плоти благовествовал вам в первый раз".

Если Павел обращается к южным галатам, то эти два послания могут быть вышеупомянутыми Первым и Вторым, оба были написаны во время первого миссионерского путешествия, которое закончилось примерно в 47 г.

Таким образом, вспыхнул спор по поводу обрезания обращенных язычников, и, чтобы разрешить эту проблему, был созван Иерусалимский совет. Очевидно, консервативная точка зрения в пользу обрезания была особенно ожесточенной в галатских церквях. Действительно, во время второй миссионерской поездки, когда Павел посетил Дервию и Листру (посещение номер 3 в вышеприведенном списке) и принял Тимофея в качестве своего ученика, он осторожно убеждал своего молодого друга принять обрезание.

Возможно, в галатских церквях были сильны те, кто осуждал взгляды Павла и отрицал его авторитет в том, чтобы освобождать обращаемых от обрезания. Послание к галатам представляет собой защиту Павла от этих осуждений и утверждение силы своего авторитета.

Если бы Послание к галатам было действительно написано вскоре после первой миссионерской поездки, то оно было бы написано в Антиохии в 47 г. и вполне могло быть древнейшим из посланий Павла, которые сохранились, и действительно, возможно, древнейшей из всех книг Нового Завета.

Павел подводит итог своей ранней жизни, указывая на то, каким образом он был обращен в христианство, и свое служение с тех пор. Он упоминает о приезде Петра в Антиохию до созыва совета, и он упоминает также о Варнаве, который был с ним только в первой миссионерской поездке:

Гал., 2: 11. Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.

Гал., 2: 13. …даже Варнава был увлечен их лицемерием.

Павел специально не упоминает о решении Иерусалимского совета (проведенного в 48 г.), который поддержал его точку зрения и который поэтому, как можно было бы думать, должен быть указан. Это подтверждает вероятность ранней даты написания послания.

С другой стороны, Павел говорит о достижении личного соглашения с Иаковом, Кифой (Петром) и Иоанном:

Гал., 2: 9. …Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным…

Это могло произойти до первой миссионерской поездки. Но это могло бы произойти также после совета. Поскольку верх одержала точка зрения Павла, Иаков, Петр и Иоанн просто приняли неизбежное. И это согласие могло быть достигнуто как с Павлом, так и Варнавой, несмотря даже на то, что это было после первого миссионерского путешествия, поскольку, хотя эти две силы никогда больше не объединились, у них было такое намерение.

Деян., 15: 36. По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.

Именно после последовавшей ссоры по поводу Иоанна Марка Павел и Варнава разошлись, и Павел отправился по Малой Азии, взяв с собой вместо него Силу.

Павел говорит о первом посещении галатов, которое могло быть первым из трех, как и первым из двух. Или, возможно, первый и второй визиты рассматривались как один, так как они произошли в рамках одной миссионерской поездки, а третий виизт, произошедший во время второй миссионерской поездки, считался как второй визит.

Если Послание к галатам было написано после посещения галатов в ходе второго миссионерского путешествия, то оно могло быть написано в Коринфе, где Павел оставался в течение расширенного периода путешествия по Малой Азии. В таком случае послание было написано скорее в 51-м, а не в 47 г.

Если принять последнюю дату, то следует задаться вопросом, почему галатские церкви не приняли решение Иерусалимского совета? Почему в них все еще кипели бурные страсти по вопросу обрезания, так что Павел был вынужден послать строгое послание с упреками?

Как это часто бывает, решения главы организации не всегда принимаются всеми членами организации. В Галатии вполне могла быть сильная консервативная партия, которая отвергла решение совета.

И если Павел не ссылается в послании на решение совета, чтобы укрепить свою собственную точку зрения, то вполне могло быть и так, что он считал неприемлемым опираться на авторитет Иакова, Петра и Иоанна, но настаивал на чем-то большем. В Послании к галатам есть несколько мест, где он по-своему подчеркивает отсутствие пиетета по отношению к галилейским апостолам. Так, он с гордостью начинает:

Галc 1. Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых…

Кроме того, он настаивает на том, что он не должен подчиняться никакому другому авторитету, поскольку его учение не было чем-то таким, что он узнал у других апостолов, которые знали живого Иисуса, но это то, что он узнал благодаря прямому откровению:

Гал., 1: 12. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через Откровение Иисуса Христа.

Однако если Павел обращается к людям Северной Галатии, то, возможно, он не мог посетить их дважды до окончания первой части третьей миссионерской поездки. Поэтому он мог написать Послание к галатам во время пребывания в Эфесе, незадолго до того, как он написал Первое послание к коринфянам, или даже в Коринфе в 58 г., перед написанием послания к римлянам. Некоторые комментаторы предпочитают эту последнюю дату, потому что они считают содержание посланий к галатам и римлянам очень схожими, при этом Послание к римлянам является более подробной и тщательно продуманной версией.

ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ

Послание к ефесянам * Тихик

Послание к ефесянам

В то время как первые четыре послания всеми признаны как написанные Павлом, существуют споры относительно пятого послания, несмотря даже на то, что в той версии, которая дошла до нас, авторство Павла утверждается прямо:

Еф., 1: 1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе…

Основания для сомнений относительно авторства Павла связаны с некоторыми различиями в стиле между этим посланием и теми, которые несомненно принадлежат Павлу, и использованием множества слов, не характерных для других сочинений Павла. Кроме того, хотя послание написано для эфесян, предположительно в конце жизни Павла после того, как он несколько лет прожил в этом городе, оно не содержит в себе никаких личных приветствий.

Возможно, конечно, что это послание не было написано специально для эфесян, так как по крайней мере одна очень ранняя рукопись не содержит в себе слова "в Ефесе" в первом стихе. Возможно, это было послание, предназначенное для церквей вообще, копии которого рассылали в определенные области с соответствующими месту добавленными именами; и возможно, до нас дошла только эфесская копия.

второе послание к коринфянам - student2.ru

Первая и вторая поездки Павла

Традиционно считается, что Послание к ефесянам было одним из группы посланий, написанных в 62 г., в то время как Павел находился в тюрьме в Риме, но это также может считаться спорным. Даже те, кто соглашается, что послание было написано в тюрьме, могут иногда доказывать, что заключение было в Кесарии, еще до поездки в Рим, и поэтому послание было написано в 59 г. Другие приводят даже доводы в пользу заключения в Эфесе, не упомянутом в Деяниях, во время бунта серебряных дел мастеров, то есть примерно в 57 г.

Тихик

Относившим послание, по кругу множеству церквей или действительно только эфесянам, был Тихик.

Еф., 6: 21. …Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель…

В Деяниях Тихик упоминается к концу третьей миссионерской поездки, когда Павел покинул Македонию, отправившись в Малую Азию:

Деян., 20: 4. Его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, вериянин, и из фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий дервянин и Тимофей, и асийцы Тихик и Трофим.

Будучи уроженцем провинции Азия, Тихик, возможно, вполне был эфесянином (Эфес был столицей этой провинции) и мог взять с собой послание в случае поездки в родной город.

Возможно, Тихик был оставлен в Малой Азии после того, как вернулся из Македонии вместе с Павлом, в то время как апостол продолжил путь в Иерусалим и к своему заключению. Если это так, то он воссоединился с Павлом позже, поскольку о нем упоминается в нескольких более поздних посланиях Павла, и он вполне мог относить Послание к ефесянам, даже если оно было написано уже в 62 г.

ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ

Послание к филиппийцам * Епископы и дьяконы * Епафродит * Искренний сотрудник

Послание к филиппийцам

Предполагается, что, подобно Посланию к ефесянам, Послание к филиппийцам было написано в тюрьме. Павел упоминает о том, что он в цепях:

Флп., 1: 13. Тακ что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим…

Фраза "всей претории" в Исправленном стандартном переводе переводится как "всей преторианской охране". Так как преторианская охрана размещалась в Риме, то, по-видимому, там и было устроено место заключения. Далее это доказывается ссылкой в конце послания:

Флп., 4: 22. Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.

Возможно, люди из кесарева дома - это те слуги или рабы императора, которые были обращены в христианство. Кесарь - это распространенное название римского императора, в данном случае Нерона, и, по-видимому, это делает несомненным, что послание было написано в Риме где-то между 62-м и 64 г. (Жестокие преследования христиан Нероном после пожара 64 г. вряд ли могли оставить в покое каких-либо христиан в его собственном дворе.)

второе послание к коринфянам - student2.ru

Первая и вторая поездки Павла

Епископы и дьяконы

Послание начинается словами:

Флп., 1:1. Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами…

Филиппы - это македонский город, который Павел посетил во время своей второй миссионерской поездки. Именно там Павел впервые основал европейскую церковь.

Верный Тимофей был с Павлом, но, очевидно, не в момент заключения в тюрьму, или же если и так, то вскоре его должны были выпустить, поскольку апостол надеется послать своего друга в Филиппы:

Флп., 2: 19. Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.

Упоминание о епископах и дьяконах дает нам волнующее представление об организации ранней церкви, достаточное только для того, чтобы пробудить любопытство, нисколько не удовлетворив его.

Первыми руководителями церкви были сами апостолы, но, поскольку количество христиан увеличивалось, были назначены другие руководители. Вполне естественно, что они были выбраны из числа людей, известных своим опытом и мудростью. Вероятнее всего, они были более старшими по возрасту, и их, естественно, называли "старейшинами".

Таким образом, когда возник спор по поводу обрезания обращаемых язычников:

Деян., 15: 2. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим.

Более того, в различных церквях, основанных миссионерами, регулярно назначались старосты:

Деян., 14: 23. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.

Это управление старостами было столь повсеместно принятым делом, что в Библии об этом практически не упоминается. Такое управление было принято в светских правительствах, как и в религиозных организациях. Спарта управлялась организацией, называемой Герусия (от греческого слова "старик"), а Рим управлялся организацией, называемой Сенат (от латинского слова "старик").

(Однако следует упомянуть, что нам не нужно в старостах видеть каких-то древних стариков. В древних обществах, где средняя продолжительность жизни в лучшем случае была тридцать пять лет, любой человек старше сорока лет мог считаться "старшим".)

Греческим словом для обозначения слова "староста" является "пресвитер" (от другого греческого слова, означающего "старик"). Оно было искажено в "prester", и в английском языке стало "priest" ("священник").

Павел использует термин "епископ" как синоним слова "пресвитер". Оно означает "блюститель", тот, кто является ответственным и соблюдает обычаи. Слово "дьякон" происходит от греческого "diakonos" и означает "слуга". Следовательно, когда слова Павла переводятся как "епископы и диаконы", то в действительности подразумевается "старосты и их помощники".

После времени Нового Завета церковь организовывалась в сложную иерархию ("священное правительство") со множеством уровней. Основными группами в порядке уменьшения авторитета были: епископы, священники и дьяконы. Церковь, в которой епископы удерживали власть над множеством областей, является по характеру "епископской". Римско-католическая церковь - епископская, а также греческая православная церковь и несколько протестантских церквей, лютеранская и англиканская. Американский аналог англиканской церкви называется протестантской епископской церковью.

Пресвитерианская церковь - это церковь, в которой епископы не признаются, но где в каждой церкви на равных основаниях власть имеют старосты (пресвитеры).

Однако в Новом Завете невозможно достоверно отыскать ни одно из существующих в настоящее время значений понятий "епископ", "священник" или "дьякон".

Епафродит

Очевидно, отношения Павла с филиппийской церковью были хорошими, и данное послание наполнено нежной благодарности и теплых наставлений. Действительно, поводом для написания этого послания послужило прибытие посланника из Филипп с денежным пожертвованием для Павла:

Флп., 4: 18. Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.

Кроме того, это был вовсе не единственный случай, когда филиппийцы жертвовали на нужды Павла:

Флп., 4: 15–16. Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.

Когда Епафродит был в Риме, он заболел, но выздоровел и теперь возвращался в Филиппы с посланием от Павла:

Флп., 2: 27–28. Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали. Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален.

Искренний сотрудник

В конце послания Павел поднимает вопрос о каком-то небольшом споре между двумя женщинами из филиппийской церкви:

Флп., 4: 2–3. Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни.

Больше ничего не известно ни о Еводии, ни о Синтихии, или о том, из-за чего произошла их ссора. Однако интересно выражение "искренний сотрудник". Кого оно могло подразумевать?

Есть предложения, что это ссылка на жену Павла, и множество ранних комментаторов Библии предполагали, что Павел женился на Лидии, продавщице фиолетовой краски, с кем он встретился в Филиппах и с кем он остался. Это маловероятно, поскольку Павел говорит так, как если бы он не состоял в браке. Ибо в Первом послании к коринфянам, неохотно разрешая брак вместо беспорядочных половых связей, он желает, чтобы это не было необходимостью:

1 Кор., 7: 7. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

Это, конечно, подразумевает, что Павел никогда не имел отношений с женщиной. Можно было доказать, что он мог жениться ради товарищеских отношений, даже если не имелись в виду половые отношения. Действительно, Павел заявляет о праве поступать так в случае такого выбора:

1 Кор., 9: 5. Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?

Но действительно ли он поступил так? Обычно предполагается, что нет.

Но если "искренний сотрудник" - это не жена Павла (это греческое выражение в любом случае подразумевает мужской род), то оно могло относиться к близкому товарищу в Филиппах. Предлагалось множество имен (например, Лука), но в действительности нет убедительных аргументов в пользу любого из них.

Одна интересная возможность состоит в том, что здесь подразумевалось личное имя. Слово "сотрудник" является переводом греческого слова "Syzygos". Мог ли быть там человек с таким именем? Мог ли Павел под "искренним Syzygos" подразумевать, что Syzygos - это имя по характеру и поступкам, как и имя, данное после рождения. В этой теории загвоздка в том, что "Syzygos", как известно, не использовалось греками как личное имя. Вероятно, эта загадка так никогда и не будет решена.

ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ

Колоссы * Епафрас * Престолы, господства, начала и силы * Лаодикея * Тихик * Аристарх * Димас

Колоссы

Следующее послание (очевидно, также написанное в Риме в 62 г.) адресовано к городу, который Павел никогда не посещал и который не упоминается в Деяниях:

Кол., 1: 1–2. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе…

Колоссы (Colossae) - это город в провинции Азия, примерно в 125 милях к востоку от Эфеса. Во времена Персидской империи это был крупный город на важном торговом пути. Начиная со времени Александра Македонского он стал приходить в упадок.

Епафрас

Если Павел сам не посетил Колоссы и не основал там церковь, то, очевидно, это сделал близкий ему соратник. Он говорит о колоссянах, знающих Евангелие:

Кол., 1: 7. Как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова…

Павел снова упоминает о Епафрасе в конце послания как об одном из тех, кто посылал свои приветствия, так что Епафрас, должно быть, был с ним в Риме. Это стало еще более явным в конце краткого Послания к Филимону, которое было написано примерно в то же время, что и Послание к колоссянам. Там он говорит:

второе послание к коринфянам - student2.ru

Первая и вторая поездки Павла

Флп., 1: 23. Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса…

Выражение "узник вместе со мною" могло быть просто метафорическим, означающим двух людей, которые оба совершенно послушны (и поэтому рабы) христианскому учению. Или же это могло подразумевать, что Епафрас не просто был с Павлом, но он также был в цепях.

Наши рекомендации