Сравнительная датировка древнейших культур.
В глубокой древности предки башкир-арийцев из их прародины, которая по их представлению составляла единый ареал Урал – Кадак[10] -- Алтай, начали продвигаться на все четыре стороны света, чтобы освоить новые и новые земли Восточного (“Верхний мир”) и Западного (“Нижний мир”) полушариев земли, основали и развивали там свои общества и государствообразования. Например, согласно башкирскому письменному памятнику “Огузна-мэ”, а также по Геродоту и другим источникам, проникли они в древний Шумер, Египет, Грецию, Индию и др. стра-ны, что подтверждается результатами исследований сов-ременных ученых. Приведу такие факты: египетскими фараонами III династии (2778 – 2723 гг. д. н. э.), V династии (2563 – 2423), XXII династии (950 – 730), XXIII династии (817 – 730), XXV династии (715 – 664) являлись башкиры Хуни (из Хуни-Кипчакского рода башкир), Усеркаф (Усерган-Кафказ, что означает “пришедший из Закавказья башкир Усерганского рода”); Осоркон I, Осоркон II, Осоркон III, Осоркон IV (Осоркон означает “из Усерганского рода башкир”), Шаб-ака (“лучший мужчина”), Шаб-ат-ака (“лучшего коня хозяин-мужчина”)...
В этом отношении интересен рельеф старовавилон-ского периода (рис. 2 начало II тысячелетия до н.э.), ярко отразивший башкирскую прамифологию о наших пра- и первопредках, первородах-близнецах, где в центре стоит сам Господь Всевыш-ний Имир (праматер Янбика+прапатер Янбирде из башкирского эпоса “Урал-батыр”) с первопредками человечества Шульган (на левом плече) и Урал (на правом плече). Под фаллическими символами с обеих сторон сидят первороды Усер-Кан (или Усерган, слева) и Бажанак-Башкорт (справа).
Если верно утверждение о том, что возраст этноса устанавливается по его эпосам и языку, то в этом отношении башкирский народ надо признать одним из древнейших. Тем более, что это подтверждается и археологическими данными, добытыми на территории Башкортостана. Для определения места протобашкирской цивилизации в истории человечества начнем наш коаткий обзор с древнейших культур:
Египет:заселение территории восходит к эпохе палеолита (10 – 6 тыс. до н.э.).
Греция:в 5 – 4 тыс. до н.э. вырабатывались локальные варианты неолитической культуры матери-ковой Греции, островов Эгейского моря и особенно Крита.
Китай:древнейшая культура Яншао датируется при-мерно с середины 3-го тыс. до середины 2-го тыс. до н.э.
Индия:первые датированные остатки бронзовой культуры, найденные в долине р. Инд, относятся к началу 3-го тыс. до н.э.
Исторический Башкортостан (Южный и Средний Урал):свидетельства интенсивного развития культуры народа, населявшего эту территорию, относится к эпохе мезолита (12 – 7 тыс. до н.э.), тогда были созданы красочные наскальные рисунки пещеры Шульган-таш и, выше названное, единственное в мире сохранившийся древнейшее деревянное скульптурное изображение Гос-пода Всевышнего Имира (совокупно с изображениями на плоскостях фигуры богов прарелигии). Это говорит о правомерности применения термина башкирский эпицентр распространения древних культур. Именно эпицентр, потому что культурный импульс, толчок развития чело-вечества, заданный нашими предками-уральцами в эпоху позднего неолита, оказался скрытым множеством наслоений, включающими в себя все способы сокрытия истины: утаивание, фальсификацию, откровенные искажения и наглую ложь. Но Богу было угодно сохранить Зур Бакан, чтобы сквозь тысячелетия мы прочитали картину мироздания, созданную нашими предками. Как пишет извест-ный исследователь древностей Евразии Петр Михайлович Золин в своем сайте www.trinitas.ru, “античные римские историки (Помпей Трог, Юстин, Павел Оросий и другие) еще 20 – 16 веков назад говорили, что скифы (т.е. наши прапредки. – Й.С.) – первый цивилизованный народ на земле, даже древнее египтян. И они – эти самые ранние скифы, - достигли господства в Европе и Азии за 2800 лет до образования Рима. Примерно в 3553 году до нашей эры. Так что в 2002 году незаметно прошло 5555-летие отечественной государственности с ее экономикой и педагогикой – доказанной археологически, антропологически, генетически, общеисторически… Если реально господствовали, то доказывали и своим уровнем эконо-мики, воспитания и образования.
Образованность скифов в античное время признавалась многими авторами. Из Великой Скифии даже в греческих городах появлялись педагоги – «детей вожди». Одним из доказательств особого развития народов на землях России в первое послеледниковое время (уже после достижений Каповой[11] пещеры) стали на Урале древности времен Шигирского идола.
Этнографические материалы показывают лишь некоторые возможности подхода к объяснению смысла древних изображениях Большого Шигирского идола, но не раскрывают его полностью. В образах, представленных на идоле, нашли отображение сложные мифологические представления древнего населения Урала”...
А вот высказывание профессора Жилина, специально приехавшего из Москвы: “В нем закодирована история этих людей, строение окружающего их мира и еще многое, о чем мы можем лишь догадываться. И знаете, что самое интересное? Обычно такого рода скульптуры, ну, скажем, тотемные столбы американских индейцев, вкапывались в землю. Этот же по всем признакам просто стоял, к чему-то прислоненный. Почему — загадка из загадок”…
Очевидно, для полного раскрытия тайн, зашифрованных в рисунках на двух сторонах скульптуры Имира, требуется некий понятийный ключ. Можно утверждать, что тот ключ находится в волшебном сундуке под названием структура прарелигии. Откроем же его и постараемся строго научно обосновать наши удиви-тельные предположения!
Возникновение мироздания
Как уже было сказано, прарелигия является основой всех мировых религий, мифологий и искусств народов мира, а сложилась она в седой древности на территории исторического Башкортостана.
Об этом подробнее описано в моих произве-дениях на башкирском языке “Хәтерхитап” (Книга судьбы народа) и пока еще неизданном двухтомнике “Заманалар” (Времена), поэтому здесь, для избежания длиннот, суть вопроса изла-гается конспективно-кратко. Итак:
Первый этап.Сперва был первичный парный (дуализм) элемент мироздания – Хаос-Мрак (Беспорядок-Темнота), т.е. космос, что было изображено нашими предками на скалах гор в местах их обитания (рис. 3. Хаос-Мрак. Гора Хантау, неолит – бронзовый век).
Второй этап.
На втором этапе развития (рис. 3. Первичный сгусток мироздания. Гора Тюлькули, IV – III тт. до н.э.) в недрах Хаоса-Мрака самоформируется парный сгусток-зародышь будущего двуполого человекообразного Господа Всевышнего Имира – сути вселенной, где белый верхний слой Им -- будущая женская половина или праматерь Янбикэ (из эпоса “Урал-батыр”), она же Небо, а нижний слой Ир -- мужчина или прапатер Янбирде(из того же эпоса), он же Земля.
Третий этап.Появляется сам человекообразный Имир – двуполый Господь Всевыш-ний, гермафродит, воплотив-ший в себе одновременно и женщину, и мужчину, и жизнь, и смерть.
Имена Им(“женщина”) и Ир(“мужчина”) образова-лись, очевидно, тоже из двух половин имени Имир (Им-Ир). А само слово Имирили Умерна башкирском языке озна-чает “жизнь”, а на русском – “смерть”, что тоже логично, ибо смерть Имира дает жизнь вселенной...
Таким образом, Вселенная самообразовалась в три этапа развития природы, поэтому по канонам прарелигии число 3 считается священным.
Рис. 5. Женщина-Небо и Мужчина-Земля -- рисунок на бинте мумии
древнеегипетского фараона. Британский музей.
Господь Всевышний Имир, двуполое человекообразное существо, являлся началом начал всего сущего. Но для того, чтобы возникла вселенная, как уже было сказано, его смертное тело должно было умереть (от этого русское слово Умер), а бессмертные его 14 душ из 14 “священных врат” – по числу отвестий на двух половинах его тела -- должны были улететь на вечное пребывание в небеса.
Так и случилось. Из мужской половины тела возникла Мужчина-Земля, а из женской половины – Женщина-Небо (рис. 5 на бинте мумии древнеегипетского фараона, Британский музей. Надписи внесены мною). Идентичность древнеегипетского мировозрения с башкирской мифологией здесь очевидно: 1. Возвышенность (уба) и река Эмба; 2-3. Грудь левая и соска – северный холм горы Куш-тау и гора Юрак-тау; 4-5. Грудь правая и соска – южный холм горы Куш-тау и гора Шаке-тау; 6. Гора Тора-тау; 7. Гора Машак-тау; 8. Гора Нары-тау. На древнебашкирском языке женщину-небо называли в двух вариантах ас-аба и ан-аба (“родительница-баба”), от чего получилось слово Асаба (башкир – владелец Земли и Неба) <Сава <Хауа (на башк. “Воздух-Небо”).
Так-как синонимом слова “ас” (родительница или ро-дитель) является “ан”, путем замены первого последним получилось слово Анаба <Наба <Небо (теперь русское слово). А мужчина-земля в свою очередь назывался тоже в двух вариантах: ар-ас и ас-ар (“мужчина-родитель” и “родитель-мужчина”), которые тоже дали миру вариантные новые понятия: Ар-Ас (Арес, Ырыс – имя Бога Плодородия скифов) <Ер-Су (“Земля-Вода”) <Урыс, Рус (этническое название древних башкир-усерганцев, а теперь славян-русских); и еще Ас-Ар, Сар/Царь (имя Владыки-Земли) <Су-Ер (“Вода-Земля”) <Асар, Усер+Кан (“Вода-Земля-Солнце”), Сер (все они варианты этнического названия как древних, так и современных башкир-усерганцев).
14 бессмертных душ Имира, вознесшиеся в космос, сверкают на ночном Небе в виде созвездий Большой Медведицы (мужская половина) и Малой Медведицы (жен-ская половина) – всего 14 звезд. На рисунке 6 воспроизведена древняя каменная статуя из Тувы , изображающая Господа Всевышнего Имира с названными близнецами – первопредками человечества Шульганом (в мифах других регионов именуются Ева, Рем, Гильгамеш и др.) и Уралом (Адам, Ромул, Энкиду и др.). На боку скульптуры выбиты изображения 2 названных созвездий – Малая Медведица и Большая Медведица -- 14 душ Имира (гермафродита).
Смертное тело Имира распалось, превратившись в единый комплекс горных гряд Урал – Кадак -- Алтай и в благодатную почву, подземные и наземные воды, давая тем самым начало жизни всему сущему. Уральские горы – это торс (туловище) Имира; Кадак (Казахский мелкосопочник) -- Алтай – правая нога Имира; Азов-гора около Азовского моря – левая нога Имира (рис. 7). Каждый из его членов, превратившихся в гору и расположенные на территории исторического и современного Башкор-тостана, именуются по-башкирски:
1. Баш-тау (Голова-гора).
2. Елмердак-тау (Ветренно-сопливая гора – Нос).
3. Ирен-дек 1 на Учалинском районе (верхняя Губа-гора).
4. Ирен-дек 2 на Баймакском районе (нижняя Губа-гора).
5. Бакты-тау или Бакан-тау (Шея-гора).
6. Куш-тау (парная Грудь-гора).
7. Тора-тау (Фаллос, столп-гора).
8. Калу-тау (левая Рука-гора).
9. Ала-тау (Берущая-гора, правая рука).
10. Тукан-так или Ту-кендек (Пуп-гора).
11. Могажар-тау или Бокос-ур-тау (Детородная возвышенность-гора).
12. Машак-тау (Мошонка-гора, Имирово яичко его левой женской половины, породивший Шульгана, первопредка усерганцев-башкир).
13. Нары-тау (Нара-гора или Нарасида-гора, Имирово яичко его правой мужской половины, поро-дивший Урала, первопредка бажанак-печенегов-башкир).
14. Яман-тау или Жопан-тау (Задница, жопа-гора).
15. Кадак – Алтай ( правая Нога-гора).
16. Азак-гора около Азовского моря (левая Нога-гора).
Таким образом на первом этапе преображения тела Имира образовался регион для проживания богов и пер-вопредков человечества.
Затем подошла очередь к зарождению молочных кормилиц будущих первопредков человечества – тотемных животных Волчицы и Коровы, а за ними последовало рождение близнецов-первопредков человечества Шульгана и Урала.
Произошло это следующим образом. Прежде всего надо иметь в виду, что все мы, интересующиеся этнологией и мифологией, имеем хотя бы общее представление о выше названном мифическом прапредке – т.е. сути мироздания Имире-гермафродите в облике двуполого человека, что было отражено, как мы видели выше, в самом имени его Им-Ир, где левая половина Им (Әм) по-башкирски означает “женщина”, а правая Ир – “мужчина”; производным от этого имени является слово Мир (вселенная).
|
Рис. 7. Расположение трупа Имира по линии древней Земной оси.
Такая ориен-тация привязывается и к географическим точкам на карте: Кольский полуостров – Qul (по-башк. “рука”); горная высота №1701 Путорана – искаженная Totorana (“держатель” т.е рука); Азак (Азовское море) – Ajaq (“нога”); Кадак (Казахский мелкосопочник – Алтай) – Adaq<Ajaq (“нога”), что наглядно локализовано на рис. 7, то есть руки и ноги прапредка Имира достигали указанные на карте точки. Надо заметить, ось земли в данной древности проходила на 24 градуса восточнее от современной.