Привольем пахнет дикий мёд» и другим стихам.
Методическая папка к занятию
По стихотворению Анны Ахматовой
Привольем пахнет дикий мёд» и другим стихам.
«Визитная карточка» музея:
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме находится в центре Петербурга, во флигеле Шереметевского дворца, одного из красивейших особняков XVIII века. Здесь, в квартире известного искусствоведа, теоретика авангарда Николая Пунина Анна Ахматова прожила почти 30 лет, с середины 1920-х до начала 1950-х годов.
Музей открылся в 1989 году к столетию со дня рождения поэта, и был первым музеем в нашем городе, который рассказывал о советском периоде русской истории, когда представители интеллигенции – поэты, художники, люди эпохи Серебряного века, жизнь которых пришлась именно на годы репрессий в социалистическом Ленинграде – должны были сохранить свой мир, свою личность в условиях тоталитарного государства. Анна Ахматова принадлежала к поколению рубежа двух столетий, и исторические судьбы XX века, отразившиеся в ее судьбе, последовательно раскрываются в многообразии экспонатов музея. В 2003 году Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме открылся в новом облике.
Новая экспозиция делится на мемориальную часть, возвращающую квартире Пуниных – Ахматовой архитектурный облик 1920-1930 годов XX века, и литературно-историческую, размещающуюся по соседству с пространством квартиры. В то же время литературно-историческая экспозиция, построенная на новейших мульти-медийных технологиях, видится как законченная и самостоятельная часть музея, прежде всего потому, что она подчиняется принципиально иной экспозиционной логике изложения – sub specie aeternitis (под углом зрения вечности), или ахматовское: «я помню все в одно и то же время…».
В 2005 году в музее Анны Ахматовой открылась экспозиция «Американский кабинет Иосифа Бродского», основанная на вещах, которые передала вдова поэта Мария Соццани-Бродская из небольшого городка Саут-Хедли, где Бродский жил и преподавал с начала 1980-х, и из последней квартиры Иосифа Бродского в Бруклине.
Кабинет – своего рода модель сознания поэта, отображающая образ жизни, независимо от того, в какой точке земного шара он находится.
И хотя Иосиф Бродский никогда не жил в Фонтанном Доме и даже никогда не бывал здесь, есть все основания для развертывания здесь посвященной ему экспозиции. В этом доме почти тридцать лет прожила Анна Ахматова. Они познакомились в поселке Комарово в 1961 году. Благодарность, смирение и прощение – главные уроки, которые, по словам Бродского, дало ему общение с Анной Ахматовой. «…Во многом именно ей я обязан лучшими своими человеческими качествами».
«Двух голосов перекличка» продолжается и по сей день.
Контактная информация
Вход в музей с Литейного пр., под арку дома 53
Музей открыт с 10.30 до 18.30. По средам с 12.00 до 20.00.
Касса закрывается на час раньше. Выходной день — понедельник.
Телефоны: 272-22-11 (касса), 579-72-39 (научно-просветительский отдел),
Запись на занятие по телефону (812) 579-72-39
Методические папки В Контакте https://vk.com/docs-12701496
Музейный куратор – Марина Александровна Елпашева,
e-mail: [email protected]
Стоимость: 1500 рублей на группу + входной билет: 50 руб. для школьников, один сопровождающий бесплатно
Описание музейного занятия
По стихотворению Анны Ахматовой
Привольем пахнет дикий мёд» и другим стихам.
Занятие не только помогает учащимся самим открыть особенности поэтики Ахматовой (лаконичность, изобразительность), лучше почувствовать природу построения поэтического образа, но и может стать важным шагом к пониманию трагедии времени и осмыслению поэмы «Реквием». Целевая аудитория: учащиеся 8 -11 классов.
Проект «Литературный багаж» поможет подросткам постичь смысл и поэтику стихов Анны Ахматовой, сделает содержание стихов объемным, наполнит их знанием конкретных реалий жизни и времени Ахматовой.
По дороге в мемориальную квартиру говорим о том, что стихи Ахматовой живописны и графичны, что в ее стихах есть звуки, голоса, а есть и запахи - и мы сегодня будем работать с (метафорическими) запахами. Предлагаем подросткам вспомнить запах дня или запах, связанный с каким-нибудь дорогим воспоминанием, чувством. У кого-то ответы буквальные, а у кого-то это уже метафоры: запах детства, запах счастливого времени.
В квартире продолжаем: чем пахнет в прихожей? – Прощанием. – Встречей.
В коммунальном коридоре – временем, стариной, ссорой, теснотой, отсутствием возможности уединения. С подобного диалога начинается занятие, в центре которого - стихотворение Анны Ахматовой «Привольем пахнет дикий мёд».
Оказавшись в литературной экспозиции, подростки получают начальные строки стихотворения, ясные и простые для восприятия. Среди экспонатов находят автограф
Б. Пастернака, по памяти записавшего первые строки любимого им стихотворения Ахматовой.
В мемориальной столовой, сидя за столом под красным абажуром, подростки читают начало стихотворения по строчкам, размышляя над каждой. Все ассоциации их оправданы, потому что опираются на чувственный опыт. Во время разговора возникают и литературные аллюзии («Вересковый мёд», райское яблоко).
Затем «ищут запахи» в других стихах Ахматовой и начинают воспринимать поэтические образы более объёмно, «чувствовать» запахи в образах, не маркированных словами со значением запаха.
Только после этого дочитывают стихотворение до конца. Вторая часть стихотворения в контрасте с его началом кажется непонятной, загадочной.
Среди информационных и иллюстративных карточек дети сами выбирают те, что помогают прояснить смысл поэтических строк, содержащих аллюзии на трагедию Шекспира и Библию.
В результате они сами открывают универсальный тайный язык времени, единственно возможный в условиях цензуры и слежки. Они понимают трагедию времени, видят, что «тоска по мировой культуре» - не просто верность акмеизму, а возможность говорить правду о жестоком времени.
Вспомогательные информационные и иллюстративные карточки: фрагменты трагедии Шекспира «Макбет», иллюстрации к ней, репродукции картин (в т. ч. «Христос перед Пилатом» М. Мункачи и рифмующиеся с ней фотографии 30-х годов, где люди голосуют «за смерть вредителям»), история происхождения выражения умывать руки.
Завершает занятие путешествие по квартире с другими стихами Ахматовой.
Ученики ищут предметы, которые говорят о том, как люди сопротивлялись жестокому времени, сохраняли внутреннюю свободу, и экспонаты, которые хранят память о трагедии времени. Аргументируют свой выбор, читают стихи.
Экспонаты, которые говорят о жизни свободной, полной: любые вещи в мемориальной квартире, которые привлекут внимание учащихся и вызовут ассоциации по заданной теме: иконы, книги, портрет Пушкина, картины, патефон, фотографии любимых, близких людей, веер – «память сердца», письменный стол, сад, «Илиада» Гомера, подаренная Ахматовой в память о Н.С. Гумилеве, крест церковный, берестяная книжка со стихами Ахматовой, куклы), автограф Б. Пастернака со стихами Ахматовой,
Экспонаты, которые хранят память о трагедии времени: фотографии, последняя записка Н. Гумилева, вещи сына, письмо Сталину, пепельница, где сжигала Ахматова поэму «Реквием», тюремная фотография Н. Гумилева, письмо Н. Гумилева из Дома предварительного заключения, автограф стихотворения 1921 года, в котором предсказана смерть Н. Гумилева «Не бывать тебе в живых…», рисунок Николая Лансере «Задержан» («Большой дом» в строительных лесах), бусы «Зубы врагов», фотография на пропуске в Фонтанный Дом, пепельница, в которой Ахматова сжигала «Реквием», аудиозапись голоса Ахматовой («Привольем пахнет дикий мед») и другие.
Надо отметить, что некоторые названные экспонаты говорят и о сопротивлении, и о трагедии времени.
Идеи для «Литературного багажа»
(музейные предложения о коллекции)
1. "Литературный гербарий" и коллекция метафорических запахов.
2. «Ворох» (венок) ассоциаций, множество (гора) ощущений.
Многие образы в исследуемом стихотворении построены на ассоциациях, поэтому подростки могут прочитать другие стихи Ахматовой через призму собственных ассоциаций. С этим заданием сопрягается также восприятие любого стихотворения через первое ощущение от чтения его вслух. Это ощущение учащийся может не только зафиксировать в слове, но и в предмете, музейном или не музейном.
3. Вещи, голоса, запахи, спрятавшие эмоции, создающие образ времени(перо задело верх экипажа) и т.д. Форма: старая пластинка, сумочка-мифка Ахматовой, муфта, в которой «спрятаны» эмоции.
4. «Тайнопись времени». Попытка словаря / коллекция литературных аллюзий: коллекция книг, иллюстраций и т.п., аллюзии //намеки на содержание которых позволяли говорить правду о времени)
5. Вырванные страницы истории/ чемодан (у Ахматовой – «Мой Магедан»), бювар, где дети смогут поместить фотографии, листки из дневника, из «сожженной тетради»: «неотправленные» письма и истории людей, пострадавших от репрессий (Гумилева, Пильняка, Мандельштама, Ахматовой, Мейерхольда, Цветаевой, Булгакова), истории своих семей, пострадавших каким-либо образом в то время.
Варианты работы по проекту:
Кроме этого занятия, проектная группа может посетить другие интерактивные занятия: Сундук Шереметевского чердака. На нем они смогут проработать 2-ю и 3-ю идеи багажа.
Участники занятия находят в старом сундуке предметы быта столетней давности, аксессуары, фотографии, книги, газеты, работают с историческими документами, фрагментами воспоминаний, дневниковыми записями, стихами Анны Ахматовой и пробуют создать собственный вариант музея. Занятие строится по-разному, в зависимости от возраста участников.
Из чего растут стихи? (По стихам Анны Ахматовой, написанным в Фонтанном Доме). Для учащихся 8-11 классов. Медленное чтение. На этом занятии они узнают еще некоторые пополнится их коллекция литературных иллюзий.
Из чего растут стихи? Ведь, казалось бы, поэт работает теми же словами, какими люди зовут друг друга чай пить. Что же такое поэзия? Зачем она нужна? Как жизнь поэта отражается в его стихах? Какое отношение эти стихи имеют к твоей собственной жизни? Мы приглашаем подростков в Фонтанный Дом – читать стихи, вслушиваться в стихи и говорить о стихах. Атмосфера дома, где писала стихи Анна Ахматова, поможет понять, из чего прорастает поэтическое слово и почему в стихах всё «не так, как у людей». Мы посмотрим на жизнь Ахматовой сквозь призму её стихов, а среди музейных предметов будем искать экспонаты «про любовь, верность, свободу, страх».