Знакомство с жизнью и творчеством Б. Заходера
¾ Что вы знает о Б. Заходере?
¾ Какие произведения вы уже читали? Чем они вам запомнились?
Борис Владимирович Заходер (род. 09.09.1918 г., Кагул, Молдавия) известен как детский поэт и переводчик зарубежной литературы.
В детстве Борис Заходер был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Правда, несколько «боевых эпизодов» даже такому «тихоне» вспомнить удалось. Однажды, когда ему не было и семи, обидевшись на родителей, он убежал из дома. Его нашли и ругать не стали. Но прочли вслух оставленную им записку: «Сиводня я укажу навсигда». Для мальчишки, который несказанно гордился своей грамотностью, это было хуже всякого наказания.
Итак, драться он не любил, зато всё время читал и еще... очень любил животных. Поэтому неудивительно, что Борис не разлучался с книжкой Брема и, не задумываясь, бросался на защиту совершенно незнакомой кошки. Вот откуда его решительность:
Наказать я сам готов
Тех, кто мучает котов!
Он и сейчас готов встать горой за несправедливо обиженных мохнатых и пернатых. Даже в отвратительной с виду жабе писатель Заходер разглядел нежную душу и дал своей героине трепетное имя Серая Звездочка. А ещё ужасно хочется предположить, что в детстве Борис Заходер очень любил играть. Иначе с чего бы это поэту Заходеру пришла мысль сделать книжку по мотивам детских считалок.
...Здесь ехал Грека через Реку...
Тут шла Собака через Мост —
Четыре лапы, пятый — хвост!
Впрочем, знаменитые стихи и сказки были ещё впереди. А начал Заходер с переводов. Мальчишкой, решив «утереть нос Жуковскому», он перевел «Лесного царя» Гете.
С отличием окончив в 1946 году Литературный институт имени М. Горького, в 1947 году Заходер опубликовал свое первое стихотворение для детей — «Морской бой». В том же году вышел сборник его переводов: «Буква «Я». Веселые стихи польских поэтов». Уже по первым публикациям стало ясно, что Заходер — поэт с бурным темпераментом и особым, игровым отношением к Слову; что он не признает унылых интонаций, серьёзных рассуждений. «Веселые стихи» — только так можно назвать его поэтическое творчество.
Заходер долго печатался в «Мурзилке» и в «Пионерской правде». Наконец стали один за другим выходить сборники его стихов и переводов: «На задней парте» (1955), «Мартышкино завтра» (1956), «Никто и другие» (1958), «Кто на кого похож:» (1960), «Товарищам детям» (1966), «Школа для птенцов» (1970), «Считалия» (1979), «Моя Вообразилия» (1980) и др.
Есть у него стихи и смешные, и довольно грустные, и сердитые. Есть совсем короткие, в четыре, а то и в две строчки, звонкие, как детские считалочки, такие, что запоминаются наизусть, если их прочитать или услышать всего один раз. А есть, например, и большая поэма «Почему деревья не ходят». Не только большая, но и сложная: её не то что не запомнишь сразу, но, пожалуй, сразу и не поймёшь до конца. В неё надо хорошенько вдуматься. Есть, наконец, стихотворения для ребят совсем маленьких, которые ещё и читать не научились, есть и для тех, кто гораздо старше.
«Звери, птицы и рыбы, густо населившие поэтический мир Заходера, подразделяются на тех, что известны решительно всем, на тех, кого знают разве читатели Гржимека и Даррела, и на тех, кого найдёшь только у Заходера, в его вотчине, в Вообразилии»,— так определил главную тему поэта критик Ст. Рассадин. Заходер в своем цикле стихов «Мохнатая азбука» совершает прогулку с детьми по зоопарку. Его зоопарк — это ещё и азбука людских пороков: почти каждое животное по ассоциации соотносится с каким-либо человеческим типом. Например, кабан — «дик и злобен», змея — тупая и недобрая («мало мозга, много яда»), попугай — глуп... Одна лишь ехидна вызывает сочувствие у автора:
Эта зверюшка вполне безобидная,
Правда, наружность у ней незавидная.
Люди бедняжку назвали — «Ехидна».
Люди, одумайтесь!
Как вам не стыдно?!
Образы животных создаются Заходером иначе, чем привычные всем образы-аллегории в баснях: то или иное качество присваивается животному в момент знакомства с ним, тогда как характер аллегорического персонажа закреплен за ним традицией. Спонтанность мышления — вот что отличает «поэта» Заходера. Ассоциации, каламбуры, перевертыши, логические игры рождаются будто на бегу и застывают в стихах.
Под собой не чуя ног,
Скачет резвый рапунок.
Игра в слово — основа сказочного вымысла в творчестве Заходера — не только в стихах, а и в прозе, и в переводах. В «Моей Вообразилии» обитают загадочные Кавот и Камут, Чуженица, Рапуны, Себехи, Южный Ктототам. И не только они:
Там и водится чудо природы —
Тихий зверь по прозванию Мним.
Сам Мюнхаузен, долгие годы
Посвятивший погоне за ним,
Услыхав это слово, немеет,
Ничего сообщить не имеет,
И скорее всего потому,
Что похвастаться нечем ему...
Из-за опечатки в словах Кит и Кот меняются местами:
Время так проводит КИТ:
Ночью бродит,
Днём храпит.
КОТ
Плывет по океану,
КИТ
Из блюдца ест сметану...
Играя в слова, поэт совершает чудеса: злой Волчок (из колыбельной) превращается в заводную игрушку «волчок» и уже не страшен; живой ежик превращается в ежик-щетку.
Вихрем мчится под водой
Головастик молодой.
А за ним — еще пяток,
А за ним — сплошной поток...
Темп стиха и напор действия заставляют вспомнить Чуковского, у которого тоже все бегут, скачут, на ходу решая важные вопросы. Чаще других вспоминается комическая зоология Чуковского из сказок «Муха-Цокотуха» и «Краденое Солнце» с их прозрачным подтекстом, легким аллегоризмом.
Однако, в отличие от Чуковского, Заходер придавал большое значение познавательной стороне произведения. Он выступает как поэт-анималист, рассказывая занимательные истории о животных, вступая в диалог с ними. Например, цикл «Пипа Суринамская и другие диковинные звери» посвящен не сказочной, а вполне реальной зоологии. Мораль присутствует в этих произведениях, но ее дидактизм растворен в шутке, игре.
Главным же образцом для поэта Заходер называл народное творчество. Следуя законам устного народного творчества, поэт не записывает сразу новое стихотворение, а много раз вспоминает его; каждый раз при этом что-то меняется, слово плотнее становится в строку, и стихотворение наконец отливается в законченную форму. По словам Заходера, форма может быть очень простой — сложность содержания таится в глубине стиха. Стихотворение подобно красивой решетке: ее хитросплетения можно долго разглядывать, но кусочек простого металла бесконечно сложней этой решетки, и если начать его изучать, выйдешь к тайнам микро- и макромира. Стихи не стоит анализировать, разбирать на составляющие,— говорит поэт,— их надо просто любить, а значит — понимать. Читатель легче услышит поэта, если имеет свой запас мыслей, чувств, а также стихов.
Б. Заходер пользуется всей палитрой комического — от мягкого юмора до иронии и сатиры,— смешивая их во всевозможных пропорциях. Смех его всегда звучит как здоровый и веселый. К тому же речь от лица ребенка, сообщает стихотворному повествованию энергию детского оптимизма, а воображению — раскованность.
Разумеется, среди героев Заходера не одни только животные. Есть цикл стихов о школьниках — «На задней парте». Уже по названию можно судить о тех, кто вызывает авторскую симпатию: на задней парте — озорники с добрым сердцем и живым умом.
«Переменка, перемена!» —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог —
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова.
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Несколько лет назад поэт решительно заявил: «Все. Детских стихов больше не пишу». Жаль, конечно. Но читатели все-таки будут ждать».
4. Знакомство со сказкой Б. Заходера «Серая Звёздочка»
Чтение учителем сказки Б. В. Заходера «Серая звёздочка».
После чтения сказки не обсуждаем её, не выявляем первичное эмоциональное восприятие — пусть дети переживут, осмыслят её самостоятельно. Предлагаем всем вместе разделить сказку на логически завершенные части (первая часть до слов «Папа, а мы... мы полезные», вторая от «Так вот, как я уже сказал...» и дальше).
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:прочитать 1 часть сказки
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Б. Заходер «Серая Звёздочка»
Цели: развивать читательский интерес; совершенствование навыков чтения и анализа произведения; совершенствование умения оценивать героя, за поступком видеть его мотивацию; развивать навык подробного пересказа; активизировать эмоциональную сферу; воспитывать любовь ко всему живому на земле.
Организационный момент