Количественный анализ и его место в исторических исследованиях
При научном изучении любых объектов, явлений и процессов, в том числе и исторических, основной целью является раскрытие их внутренней сущности посредством качественного, т. е. содержательногоанализа. Качественный анализ - совокупность аналитических и синтетических процедур, имеющих своей целью выявление коренных свойств, основных закономерностей и особенностей возникновения и функционирования исследуемых объектов и явлений, что позволяет раскрыть их истинную внутреннюю суть и роль в объективной реальности. Качественный анализ всегда основывается на определенных теоретических посылках. Он играет ведущую роль на всех этапах научного исследования.
На основе качественного анализа происходит выбор объекта и предмета изучения и ставится исследовательская задача. Посредством качественного анализа определяется круг тех признаков и свойств рассматриваемых явлений и процессов, которые должны быть учтены и изучены, чтобы была решена исследовательская задача. На нем базируется выбор необходимых источников и методов исследования, а также выявляется соответствующая система фактов. Обработка и анализ этих фактов, обобщение полученной в результате информации и формулирование выводов и наблюдений также основываются на качественном, содержательном подходе.
Поскольку объектом исторического познания является прошлое, которое невозможно наблюдать непосредственно, информация о нем извлекается из исторических источников. К ним относится вся совокупность вещественных, письменных, изобразительных и фонических памятников и материалов, в которых так или иначе отражено прошлое.
Существует два способа выражения информации об объективной реальности — описательный и количественный.Сами по себе описательный и количественный методы могут лишь охарактеризовать те или иные видимые черты и свойства исследуемых объектов, но не их внутреннюю суть. Эта суть на основе информации, представленной в описательном или количественном виде, раскрывается в результате сущностно-содержательного, качественного анализа.
Таким образом, описательный и количественный анализ характеризуют явление, а качественный анализ — сущность. В этом состоит их функциональное различие в процессе научного познания. Фактически в научном исследовании имеет место либо сущностно-описательный,либо сущностно-количественныйанализ. Никакого чистого качественного или самостоятельного описательного, или количественного анализа не существует. Может быть лишь их единство в указанном сочетании. В этой связи необходимо обратить внимание на необоснованность широко распространенного толкования качественного и количественного анализа как альтернативных методов исследования. В действительности же количественный анализ можно рассматривать как альтернативу не качественному, а описательному анализу. Между ними, действительно, имеют место существенные различия, к характеристике которых мы и переходим.
Описательные методы являются вполне правомерной и наиболее широко распространенной формой исторических исследований. Это имеет свои объективные основания. Во-первых, подавляющая часть сохранившихся письменных источников имеет описательный характер.
Во-вторых, многие явления общественной жизни на данной стадии развития науки либо не поддаются измерению вообще, либо это измерение может быть весьма приближенным и даже условным.
Описательный анализ может использоваться при изучении любых проявлений общественной жизни. Наиболее эффективным и незаменимым описательный анализ является при освещении всякого рода индивидуальных явлений общественной жизни, ибо здесь имеет существенное значение учет деталей и нюансов, а также сложных, интегральных по своей сути явлений.
Описательные методы позволяют выделить многие существенные черты исторических явлений и процессов, раскрыть их качественное своеобразие и причинную обусловленность, показать типичные и специфические формы их проявления и т. д.
Плюсом описательных методов является возможность последовательного и детального отражения явлений общественной жизни, яркой характеристики исторической эпохи, присущих ей настроений, убеждений и устремлений, а также массовых и индивидуальных исторических персонажей.
К достоинствам описательного анализа следует отнести и его техническую простоту. Доступность многих описательных по своей форме исторических источников и несложность простого воспроизведения их содержания порождают иллюзию, будто бы историческим исследованием может заниматься любой образованный человек. Причиной подобного заблуждения является непонимание или забвение того, что в исторической науке, как и во всех других науках, кроме описания явлений необходим еще анализ, раскрывающий их внутреннюю суть.
МИНУСЫ
Во-первых, описательные методы малопригодны для обобщенной характеристики исследуемых объектов, что при изучении массовых явлений и процессов может приводить либо к иллюстративности, т. е. к сосредоточению внимания лишь на отдельных из этих объектов, либо к фактографизму и детализации, т. е. к трудно реализуемому стремлению максимально детально описать как можно большее число их. В первом случае это может породить бездоказательность наблюдений и выводов, а во втором — смешение главного и второстепенно, существенного и несущественного, типичного и случайного.
Во-вторых, позволяя установить те или иные признаки и свойства рассматриваемых объектов, описательный анализ не показывает их абсолютной и относительной меры.
В-третьих, описательный анализ, допуская возможность выявления взаимосвязей тех или иных явлений или черт и свойств определенных объектов, не измеряет силы воздействия одних факторов на другие.
В силу указанных причин описательные методы в тех случаях, когда необходимо оценить масштабы, удельный вес и уровень развития, а также степень сходства и различия, тесноту и силу взаимосвязи и взаимодействия тех или иных объектов, явлений и процессов или их черт и свойств, обрекают исследователей на неточные, весьма приблизительные и даже неопределенные оценки типа «больше — меньше», «сильно-слабо», «существенно-несущественно» и т. д. В общем описательные методы не позволяют выявить количественную меру соответствующих качеств. Таковы сильные и слабые стороны описательного анализа.
Сущность количественного анализа состоит не в том, что исследователь оперирует определенными количественными, цифровыми показателями, как нередко полагают. Те или иные количественные показатели могут использоваться и при описательном анализе. Количественный анализ — это выявление и формирование системы численных характеристик изучаемых объектов, явлений и процессов, которые, после определенной математической обработке, создают основу для раскрытия количественной меры соответствующего качества.
Количественный анализ позволяет установить абсолютную и относительную меру рассматриваемых черт и свойств объектов и явлений и выявить степень или силу их проявления.
Количественный анализ, как и описательный, имеет сферы, в которых без него просто невозможно обойтись и где он может дать наибольший эффект. К таким сферам в историческом развитии относятся прежде всего всякого рода массовые явления и процессы. Они представляют собой различные экономические, демографические, социальные, политические, культурные и другие системы с присущими им структурами, включающими большие совокупности объектов, обладающих многообразными свойствами.
Массовые явления и процессы представляют собой ту сферу проявлений общественной жизни, изучение которых непременно требует применения количественных методов. Но эти методы могут быть эффективными и при исследовании многих индивидуальных явлений. Такой эффект достигается в тех случаях, когда эти явления изучаются системно, т. е. рассматриваются как определенная совокупность элементов с соответствующими взаимосвязями. Подобными системными свойствами обладают очень многие индивидуальные явления общественной жизни.
Следовательно, практические возможности применения количественных методов в исторических исследованиях очень обширны, а открываемые этим применением перспективы углубления анализа исторических явлений и процессов — весьма существенны.
Наряду с этим и количественные методы анализа исторических явлений и процессов имеют свои минусы. Главный из них состоит в том, что широко применяемое при количественном анализе усреднение данных и отвлечение от частных черт и свойств исследуемых объектов сопряжено с потерей информации и может привести к чрезмерному абстрагированию.
Количественные методы значительно более трудоемки и сложны в применении и понимании, чем методы описательные. Это требует дополнительных усилий от исследователей. Впрочем, они многократно окупаются теми результатами, которые получаются при их применении.
В целом количественные методы являются несомненно более мощными, чем описательные методы анализа исторических явлений и процессов, ибо создают основу для более глубокого раскрытия их внутренней, качественной сущности.
Таким образом, и описательные, и количественные методы исследования исторических явлений и процессов представляют собой вполне правомерные и равнонеобходимые формы исторических исследований. Каждый из этих методов имеет свою сферу, в которой его применение является непременным или наиболее эффективным. Сильная сторона описательных методов — их конкретность и образность, а количественных — глубина и точность. Эти методы не противостоят один другому, а дополняют друг друга. Поэтому неправомерна абсолютизация того или иного из них и их противопоставление. В практике научных исследований наибольший успех достигается тогда, когда оба эти метода гармонично сочетаются.