На примере Санкт-Петербурга
Городской историко-культурный контекст и новая форма
на примере Санкт-Петербурга
Контекст времени и контекст места – неизбежность компромисса
(к проблеме современной контекстуальной[1] архитектуры в исторической среде на примере Санкт-Петербурга)
В наши дни самая сложная проблема формообразования контекстуальной архитектуры в исторической среде – взаимодействие контекста времени и контекста места. Эти аспекты обладают противоположными векторами воздействия на форму. Контекст времени – это взгляд в настоящее и будущее. Контекст места или Genius Loci – взгляд в прошлое.
Взаимодействие между противоположными тенденциями требует высокой профессиональной культуры, безупречного вкуса и эстетики. Такое взаимодействие удаётся не всем и не всегда. Более того до сих пор существуют противоположные - воинствующие точки зрения, всё более деформирующие содержание того, что нужно. Так самые активные градозащитники требуют почти полного подчинения среде, что приводит к архаизации облика новой формы. Это умертвляет среду. Напротив, некоторые архитекторы-новаторы стремятся к доминированию новизны, что взрывает исторический контекст. Вместо противоположных крайностей, или вместо формулы «или-или» должен быть компромисс между ними, решающий частично «и то-и другое».
Между тем, результат решения «и того – и другого» могут напомнить нам в какой-то мере определенные формы историцистской архитектуры[2], содержание которой раскрыл и обосновал академик Андрей Владимирович Иконников.
Для сохранения исторической памяти на протяжении всего эволюционного процесса развития архитектуры зодчим, как мы знаем, приходилось использовать компромисс, соединяя новизну функциональных, технологических и технических достижений актуальной культуры со ссылками на язык наследия. Наше время не является, в этом смысле, исключением. (Непрерывность этого процесса показана в блистательной монографии академика А.В. Иконникова «Историзм в архитектуре», М., Стройиздат , 1997 год, 559 с., илл.)
«Историзм в нашем понимании не название конкретного направления в практике определённого времени, и тенденция, проходящая все периоды развития архитектуры, начиная с Возрождения. Историзм определяется обращением к культуре прошлого (как правило, такого, с которым его время уже не сохраняет прямой преемственности) для решения проблем настоящего. Он использует в своём языке знаки, свидетельствующие об обращении к исторической памяти в системе, принадлежащей к актуальной культуре» (А.В. Иконников «Историзм в архитектуре», М., Стройиздат, 1997г., с.10).
Однако, от историцизма, как закономерного эволюционного процесса, опирающегося на отбор прообразов прошлого, для включения в актуальную культуру настоящего; историцизм, который анализируем мы – одно из плюралистических направлений местного значения, формы которого включаются в исторической контекст с целью сохранения его непрерывности и целостности.
В связи с тем, что термин историцизм вызывает порой неприятие у архитекторов новаторов, добавим ему прилагательное – контекстуальный, уточняющее его целевое назначение.
Сегодня определенные формы современной контекстуальной архитектуры, представляющие исключительный интерес для центра Санкт-Петербурга (сохранение его целостности и исторической памяти), становятся все более актуальными и востребованными. Первоначальная боязнь архитекторов утратить свой имидж крутой современности и отказаться от антиконтекстуальной новизны – уходят в прошлое. Накоплен большой и разнообразный опыт, объекты которого позволяют отметить появление различных форм историцизма. Наша цель - показать разнообразие форм историцизма, обозначить истоки их формообразования и степень уместности в контексте исторической среды.
7.1 Стилизаторско – описательный контекстуальный историцизм
Этот тип историцизма характерен подражанием и копированием образца, что иногда перерастает в перечисление. Такой историцизм, исключая современность, обедняет среду. Назовем наиболее яркий пример:
Жилой комплекс на Каменном острове, Набережная Большой Невки(рис.1) – архитектурная мастерская Евгения Подгорного. Образцами для подражания служили загородные особняки в неоклассичесом стиле. Новое здание, украшенное тосканским ордером – хорошее повторение прошлого, вполне уместное для Каменного. Однако, новизна в облике нового «Дворца» и в его выразительном языке почти незаметна. А потому и незаметна дистанцияя во времени – знак эволюции и развития.
7.2 Ассоциативный контекстуальный историцизм
Подобная форма историцизма исключает подражание или копирование. Связь с образами прошлого определяется ассоциациями. Они, как правило, результат воздействия художественно – обобщённых свойств исторического объекта на художественно-обобщённые свойства новой формы.
Рис.1. Жилой комплекс на Каменном острове,
Набережная Большой Невки
· Весьма удачный пример ассоциативного историцизма – недавно построенный комплекс Galeria на Лиговском проспекте(рис.2)– архитектурная мастерская «Григорьев и партнеры» 2010г.
Рис.2. Комплекс Galeria на Лиговском проспекте
Этот грандиозный комплекс, вытянутый по Лиговскому проспекту на 230м, безусловно, хорошее дополнение исторического контекста Санкт-Петербурга. И дело не только в уместной конфигурации и профессионально решенной функции.
Огромная заслуга мастерской «Григорьев и партнеры» – блистательный внешний облик комплекса. В нем мы не видим конкретных ссылок на тот или иной образец прошлого. История для авторов не расчленяется на части, а как бы сливается в некие обобщенные образы изысканной ордерной архитектуры. Фасады здания традиционно расчленены на три части: цоколь, основное тело и аттик удачно дополнены хорошо нарисованными современными проемами. С полным основанием можно вспомнить положения известного теоретика и архитектора ХХ века – Роберта Вентури о сложностях и противоречиях в архитектуре включающего типа и его метафору: «не только, но и ….» – вместо «или-или».
Отсутствие четкого характера в рисунке ордера делает такую разновидность ассоциативного историцизма весьма приемлемой для вписывания почти в любой контекст изящной ордерной архитектуры.
· Другой пример менее удачного ассоциативного историцизма, к сожалению, сочетающегося с некоторым копированием – гостиница на пл. Островского, 2(рис.3) – архитектурная мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Ориентация на тему итальянского палаццо эпохи Возрождения, а затем и на Петербургский неоренессанс появилась не мгновенно. Вначале был конкурс Союза архитекторов СПб. В нем – первое место.
Рис.3. Гостиница на пл. Островского, 2
Но тогда это был проект, своим внешним обликом напоминающий здание советского Научно-исследовательского института 1980-х годов. Не все архитекторы одобрили его [3]. Но от конкурса до рабочего проекта был длительный период, когда менялись заказчики, а главное, у авторов было время подумать и осмыслить контекст. В то же время это был динамичный период профессионального и интеллектуального роста наших архитекторов. Так появился отель, завершивший один из лучших классицистических ансамблей Санкт-Петербурга. Согласованность новой архитектуры с контекстом, руководитель авторского коллектива Е.Л. Герасимов, выразил метафорой: «Незачем кричать в Музее[4]».
Ассоциативный историцизм характерен для многих объектов «Архитектурной мастерской М.А. Мамошина».
• Гостиничный комплекс «NOVOTEL»
Внешний облик его овальных объемов несёт ссылки на образы Древнего Рима (рис.4). В них угадывается ассоциативная связь с аркадой и ордерной системой Колизея, акведуков, библиотек, в частности с библиотекой Цельсия в Эфесе. Такие связи спровоцированы Итальянским садом, примыкающим к «NOVOTEL». Но композиция целого и ее детализация обусловлены, прежде всего, творческой концепцией академика М.А. Мамошина: «…. я пытаюсь в самой традиционной составляющей симбиоза старого и нового искать новацию»[5].
Комплекс возвращает нас к основам всей Европейской и Российской ордерной архитектуры. Именно поэтому такая архитектура весьма уместна для классицистического Санкт-Петербурга.
• Удачный пример мягкого ассоциативного историцизма – жилой дом на проспекте Динамо(рис.5) – архитектурная мастерская О.С. Романова.
Рис.4. Гостиничный комплекс «NOVOTEL»
Рис.5. Жилой дом на проспекте Динамо
Современное тело здания органично переплетается со знаками и деталями неоисторизма Петербурга XIX и XX веков. Несущего смешение различных стилей, подчиненных новому радикальному целому, в котором угадываются черты надвигающегося модерна.
· Столь же интересны примеры ассоциативного северного модерна в работах мастерской И.А. Солодовникова. Для них характерна привязанность не только к модерну и его времени, а к более широкому, эволюционному: к культурным пластам переходного периода от неоклассицизма к модерну, и от модерна к авангарду. Именно поэтому, облик этих зданий не дистанцируется от современности, а хорошо существуют с ней. К таким объектам мастерской следует отнести прежде всего – жилые комплексы на Крестовском острове(рис.6).
Рис.6. Жилые комплексы на Крестовском острове
· К ассоциативному северному модерну можно отнести и Театрально-развлекательный комплекс - «Лицедеи» - ул. Льва Толстого дом 9– архитектурная мастерская «Студия 17», рук. Гайкович С.В.