Первый директор Нарвского музея И.Г. Фаронов

<…Там-то, в деревне Переволок, в крестьянской семье 6 сентября 1916 года и родился Иван Григорьевич Фаронов - первый послевоенный директор музея г. Нарвы. Ваня, как все деревенские дети, сначала учился в начальной школе в своей деревне, а потом продолжил учёбу в деревне со странным названием - Скамья, где получил неполное среднее образование. Мальчик он был любознательный, много читал, участвовал в спектаклях, а когда подрос, стал душой молодёжи, которая собиралась в народном доме. Эти дома были не только очагом русской культуры в годы независимости Эстонской Республики, но и центрами досуга. Молодёжь, которая группировалась вокруг Ивана, готовила концерты, праздники, спектакли.

В 1937 году И. Фаронов был призван в эстонскую армию, где прохо­дил службу в течение 15 месяцев. Отслужив в армии, связал свою судьбу с Нарвой, где требовалась рабочая сила. Деревенский люд направлялся тогда в город на заработки. И. Фаронов устроился работать на текстильной фабрике «Виль».

22 июня 1941 г. - начало войны. 15 июля 1941 года шесть бомбардировщиков бомбили железнодорожную станцию и жилые районы.

Сильный дождь не дал распространиться пожару - в городе было много деревянных домов. Зрелище было ужасное: многие дома разрушены, телефонные линии оборваны, на улицах - тела убитых и раненых.

Фронт приближался к Нарве. Эвакуация: Кингисепп, Ульяновск, Сара­ев, Соль-Илецк (Чкаловская область), Чарджоу (Туркмения) - это был тоже фронт, но трудовой. На рабочую продуктовую карточку на день выдавали 600 граммов хлеба, его съедали с солью и кипятком.

В июне 1942 Фаронова призвали в армию. Фронт - слово короткое, но многозначное. Это наступления и отступления, атаки и контратаки, бомбёжки и обстрелы, голод и холод, кровь, смерть, ранения, болез­ни... С наступлением весны, в апреле 1943 года, начались месяцы бо­лезней: сначала сыпной тиф, затем дизентерия. После долгих болез­ней солдат Фаронов весил 34 килограмма при росте 173 см. Жизненные силы молодого организма преодолели болезни и вернули его в строй. Снова фронт, полк бронепоездов. Было тяжело, но остался жив.

После окончания войны, летом 1945 года Иван Фаронов вернулся на родину. Деревня Переволок имела жалкий вид: пожарища, чёрные обгоревшие стволы деревьев, домики маленькие, построенные из брё­вен, добытых при разборке военных бункеров, крыши соломенные. Но главное: долгожданная встреча с родителями, они, пережив войну, ос­тались живы. Люди возвращались к мирной жизни.

В конце 1945 года Иван Григорьевич женился на замечательной де­вушке Нине Петровне, которая жила с ним в одной деревне и в дальней­шем разделила его жизненный путь. Они перебрались в Нарву, в 1946 году у них родился сын Валерий. Так постепенно складывалась новая дружная семья, а в 1955 году появилась на свет дочь Светлана.

1 июня 1948 года Иван Григорьевич стал директором городского Дома культуры №1, а 22 марта 1950 года был переведён в городской музей директором. Здесь он проработал свыше 10 лет. Это были луч­шие годы его жизни. В то время из Таллинна привозили экспонаты, ими занимался Николай Герасимович Минин. Он доставлял из Тал­линна экспонаты нарвских довоенных музеев: домика Петра Великого и музея Лаврецовых. Все эти ящики и сундуки стояли в бывшей солдатской бане в Германовской крепости. В каждом ящике согласно актов приёма-передачи было определённое количество экспонатов. только потом стало известно, насколько ценными они были с исторической точки зрения и с художественной. Там были фарфор русский и заграничный, вышивка бисером, резьба по кости и по дереву, бронзовые изделия, иконы, картины, китайские и японские экспонаты, гобелены, портреты царской фамилии, керамика, этнографические материалы и многое другое. Но чтобы состоялось открытие музея, по крайней мере его одной комнаты, потребовалось очень много труда, хлопот, энергии и волнений.

Интересно представить каким было помещение музея и территории вокруг него. На всей этой территории стояли на подставках пол сотни «гробов» - грузовых автомашин без колёс и покрышек. У ворот при входе на территорию крепости, стоял солдат-часовой. Налево от ворот - разрушенное здание бывшей казармы. Рядом был дровяной склад, а позднее - склад битума. Вокруг здания валялись камни, пли­ты, битый кирпич, металлическая стружка, колючая проволока. Крыша была толевая и во многих местах протекала. В самом здании полы цементные, двери узкие. Нужно было всё приводить в порядок На памяти Ивана Григорьевича остался такой факт: «Рано утром 22 марта 1950 года я пошёл на работу. В музее уже была старушка-уборщица. У входа в музей, у самого порога, стояло корыто с извес­тью. Поприветствовав своего работника, я говорю: «Ну-ка, бабуся, да­вайте оттащим в сторону это корыто». Вот это было первое, к чему я приложил руки. Оттащив корыто, бабуся мне и заявляет: «Иван Григо­рьевич, надо вытаскивать весь этот мусор, а я этого сделать не могу. Мне тяжело». Ну, что ж, сбросил я пальто и шапку, два ведра - в руки и вытащил весь кирпич и сор. Уже в конце апреля нужно было присту­пить к уборке территории, и ради бога, не сочтите за хвастовство, но добрая половина этого мусора была убрана моими руками».

Первым научным сотрудником музея стала Тапильченко. Может, это и был прекрасной души человек, но она была больна - парализо­вана. И проработала недолго.

В 1950 году перед работниками музея была поставлена задача - к 21 июля открыть музей. На помощь прислали научного сотрудника Таллиннского исторического музея. Из всех имеющихся экспонатов он отобрал около 150. Была построена экспозиция в самом большом зале, вернее сказать, это была лишь выставка картин с видами Нарвы. В этот день собралась общественность города.

Заместитель председателя исполкома выступил с речью: «Товари­щи, само помещение для музея, конечно, ни в какой степени не при­годно, но это явление временное, через два-три года музей получит новое прекрасное здание». Прошло более 30 лет, прежде чем му36 покинул бывшую солдатскую баню, построенную во второй половин XIX века.

Вторым старшим научным сотрудником был историк школы рабочей молодёжи Василий Андреевич Зубов. Он работал по совместительству. По штатному расписанию была должность младшего научного сотрудника, но поскольку нужно было оформлять экспозицию музея; то на этой должности долгие годы работали художники И. Смирнов, И.Фрейманис, А.Кузовкин.

Второй отдел открыли к осени 1950 года. Это была экспозиция «Наш край с IX по XIII века».

Одновременно проводилась работа по сбору экспонатов. Так были привезены нарвские экспонаты из Таллинна, Раквере, Пайде и Ленин­града. Музейные фонды росли также за счёт сбора материалов в горо­де. Из развалин старого города архитектором Баном были извлечены голландские изразцы, пушечные стволы, ядра, фрагменты церковной утвари. Из Силламяэ поступил клад шведских монет - 1600 штук, око­ло 200 медалей - от нарвитянина-нумизмата Мято, их нашли в районе Кренгольма при земляных работах.

После Василия Андреевича Зубова старшим научным сотрудником работала Лидия Ивановна Иванова. А в 1953 году на работу пришёл Евгений Петрович Кривошеев, который со временем и принял бразды правления музеем.

Экспозиция музея пополнялась, посещаемость с каждым годом увеличивалась. Музей набирал силу.

Бывали такие случаи: поступил сигнал, что с бастиона Хонор увез­ли пушку-гаубицу 1893 года, отлитую в Перми. Были приняты сроч­ные меры, и эта пушка стоит на постаменте у музея. Такая же история была с колоколами из Спасо-Преображенского собора. Два колокола успел спасти Иван Григорьевич, и они тоже стоят у городского музея.

Это лишь немногие случаи и истории, связанные с созданием му­зея, которому Иван Григорьевич Фаронов отдал много сил и энергии. Во всех начинаниях его помогала и поддерживала жена Нина Петров­на. Она тоже долгие годы проработала в музее смотрительницей. При­ходила с утра пораньше, чтобы привести в порядок залы. Маленького сына с собой брала - детские сады в такую рань ещё не работали. Вот и были для Валеры скамейки мягкими диванами, ведь детский сон такой сладкий. Видимо атмосфера навевала, и здесь ему снились удивительные сны, а героями были средневековые рыцари.

В музее Иван Фаронов проработал до 1960 года. Как говорил сам Иван Григорьевич: «Музей - это моё детище!»

Это была очень деятельная неугомонная личность. После войны, ужe в зрелом возрасте, получено среднее образование. Поступил в Ленинградский институт Культуры, который окончил в 1964 году, получив профессию клубного работника высшей квалификации. После этого - самообразование. Знаток истории Нарвы и Принаровья. Экскурсовод. Увлекался литературой и сам писал, оставив литературное наследие в виде интересных дневников

Умер Иван Григорьевич Фаронов 8 октября 1993 года на 78-м году жизни. Пройдут годы, уйдут многие поколения, но в истории города навсегда останется его имя - первого послевоенного л ректора музея Нарвы.>

А. Розман.

Сборник Нарвского музея. Нарва. 2000.

ПАМЯТИ И.Г.ФАРОНОВА

<8 октября 1993 года завершился жизненный путь одного из созда­телей музея города Нарвы в послевоенные годы — Ивана Григорьеви­ча Фаронова.

Родился Иван Григорьевич 6 сентября 1916 года в деревне Пере­волок (Ида-Вирумаа, Эстония). Здесь же он окончил начальную шко­лу, а неполную среднюю — в деревне Скамья. После завершения ар­мейской службы И.Г.Фаронов связал свою судьбу с Нарвой. В городе он прожил до 1941 года, когда военные действия заставили его поки­нуть Эстонию и эвакуироваться в Россию. Пройдя долгий военный путь в рядах Советской Армии по полям II Мировой войны, И.Г.Фа­ронов в 1946 году вернулся в Нарву. С июня 1948 по март 1950 года занимал должность директора Дома культуры №1, а затем стал ди­ректором городского музея. На этом месте И.Г.Фаронов проработал с 22 марта 1950 по 7 января 1960 года.

Именно в эти годы происходило становление музея города Нар­вы: возвращались экспонаты довоенных нарвских музеев, открыва­лись новые демонстрационные залы, организовывались выставки, со­бирались сведения по нарвской истории. Музей развивался.

Впоследствии, будучи пенсионером, Иван Григорьевич с нескры­ваемой грустью вспоминал годы работы в музее, называя их лучши­ми годами своей жизни. На всю оставшуюся жизнь он сохранил па­мять об этом времени.

Пройдут годы, уйдут многие поколения, но в истории города на-всегда останется имя Ивана Григорьевича Фаронова—первого после­военного директора музея Нарвы.>

Ты нарвитянин, и гордиться ты вправе городом своим. I. Нарва.2002.

Из редакционной почты.

Наши рекомендации