Древний, но не примитивный
В ходе экспедиции, исследовавшей одну из стоянок первобытных людей в пещере Бломбос, находящейся к востоку от Кейптауна, археологи обнаружили несколько десятков камней, покры-
тых затейливой гравировкой и многочисленными символами, вызвавшими немалое восхищение и удивление ученых.
Научная ценность этих находок определяется в первую очередь тем, что эти «каменные рисунки», выполненные примерно 75 тыс. лет назад, со всей очевидностью доказывают, что для первобытных людей этого времени были свойственны и весьма многообразные поведенческие реакции, и умение мыслить абстрактными категориями.
По сути, эти рисунки позволяют «передвинуть» планку формирования человеческого интеллекта и психики на несколько десятков тысяч лет назад, поскольку ранее предполагалось, что на подобные «достижения» человек оказался способен значительно позже — с IV тысячелетия до н.э. Причем не в Африке, а в Европе. Именно к наскальным изображениям, найденным в пещерах Европы, впервые было отнесено определение «современного психического типа» в истории развития человечества. Теперь ученым придется, судя по всему, пересмотреть многие даты и вехи древней истории.
Источник: MIGnews.com.
Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 237—238; он же. Очерки теории этноса. М., 1983.
предлюдей, по всей видимости, нельзя еще считать началом общества. За ней последовала другая стадия — стадо людей, которое тоже не совсем корректно причислять к началу общественного развития в строгом смысле. Специалисты предлагают для нее несколько терминов, в частности протообщество, предобщество, праобщество и др. Стало быть, это еще не общество в собственном смысле слова. Родоплеменная организация, с которой целиком и полностью историки связывают первобытно-общинную формацию, сложилась позже — после прохождения человечеством первых двух стадий и, возможно, хронологически относится к позднему палеолиту. Так что свое общество человек в буквальном смысле выстрадал как награду за многомиллионнолетнее существование в лоне слепой биологической стихии.
О своих человеческих прародителях мы можем судить сегодня только на основе ископаемых останков.
Антропосоциогенез относится к разряду всемирно-исторических процессов, охватывающих не отдельные общества, страны или регионы мира, а все население планеты. Антропосоциогенезом называется процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. К основным вопросам антропогенеза относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, движущие силы антропогенеза на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи. Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII в. До этого времени господствовало представление, что человек и народы всегда были и являются такими, как их создал творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу.
Сегодня исследование проблем антропогенеза осуществляется с помощью данных антропологии (прежде всего палеоантропологии) и родственных ей наук — эволюционной морфологии и эмбриологии, приматологии, палеонтологии приматов, археологии, исторической социологии, психологии и физиологии, геологии палеогена, неогена и антропогена, археологии палеолита, палеогенетики, этнографии и лингвистики.
В биологическом смысле антропогенез представляет собой растянувшийся на исторически необозримый срок процесс адаптации человека и его ранних форм к искусственной среде. Он происходил так: местные архаичные формы гоминид время от времени заменялись пришлыми формами, которые были менее специализированными, но обладали большим потенциалом для дальнейшего развития. В результате современный человек оказался самым неспециализированным организмом на Земле, и ему удалось заселить все экологические ниши, сохранив видовое единство5.
Из всех видов гоминид, когда-либо существовавших на Земле, Homo sapiens — единственный, чью эволюционную судьбу можно рассматривать в перспективе, поскольку только этот вид дожил до настоящего времени, широко расселившись по земному шару. На протяжении развития рода Homo более высокоорганизованные виды гоминид, расы и народы, находившиеся на так называемой оси эволюционной магистрали, вытесняли тех, чья орга-
5 Козлова М. С. Эволюционная судьба homo sapiens // Человек. 2000. № 1.
низация была ниже или даже упрощалась в процессе адаптации к специфическим средам обитания, таким, например, как горы или тропические леса. Представители рода Homo изначально отличались стремлением к широкой экспансии6, и закономерным следствием такого пути развития стало зарождение в Европе техногенной цивилизации, которая оказалась поистине универсальной, ориентированной на самый широкий спектр климатических и географических условий.
Во время крупных геологических преобразований в истории планеты, когда условия существования становились крайне нестабильными, преимущество в выживании получали универсальные формы живых существ, наименее специализированные и наименее зависимые от окружающей среды. Именно такие формы давали начало новым, более высоким таксонам организмов — типам или классам7.
Окончание эволюции человека означает, что появившаяся речь (язык), вклинившись между ним и окружающей средой, неимоверно ускорила разрыв с природой. Впервые культурная эволюция, начавшаяся 40 тыс. лет назад, стала обгонять биологическую: инстинкт и эмоции уравновесились обычаем и мыслью. Именно речь стала основой коллективной деятельности, от которой в свою очередь зависело, каким группам первобытных людей суждено было выжить в борьбе за существование, а каким — погибнуть. Таким образом, те, кто обладал более развитой речью, систематически выходили из этой борьбы победителями, что давало эволюционное преимущество особям с более развитым мозгом и тем самым способствовало его ускоренному росту.
Способность к общению, развивавшаяся у доисторических предков человека очень медленно, сделала гигантский скачок в последние 30—40 тыс. лет — от рисунков кроманьонцев на стенах пещер до современной письмен-
Рис. 1. Эволюция человека
6 Козлова М.С. Путь гоминид как адаптивная стратегия // Человек. 1999. № 1. С. 25-35.
Зубов А.А. Антропогенез как фаза эволюции живого мира // Биологические предпосылки гоминиза-ции. М., 1976. С. 7-19.
ности. Все достижения цивилизации являются следствием того, что человеку свойственно образное и абстрактное мышление.
Известно, что у раннего примата Afarensis объем черепа равен примерно 500 куб. см, у Habilis Australopithecus — около 700, у питекантропа — 900, у Homo erectus он увеличился до 900— 1000, у синантропа — около 1200, у неандертальца — до 1400, у кроманьонца—примерно 1600 куб. см. Таким образом, за многомиллионнолетнюю эволюцию размеры человеческого мозга увеличились в 3 раза. Если учесть, что за тот же период средние показатели роста человека и окружности его грудной клетки возросли всего лишь на 20—40%, то увеличение объема мозга на 200% наводит на мысль, что эволюция человека шла прежде всего в области развития мозга.
Мозг человека — это гигантское скопление нервных клеток (нейронов) и волокон (дендритов), которые представляют собой ветвящиеся отростки клеток, воспринимающие сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от раздражителей.
Второе не менее важное обстоятельство — постоянное ускорение эволюционного процесса. От появления первых млекопитающих до ответвления от них приматов прошло примерно 200 млн лет. Спустя еще 20 млн лет появились австралопитеки. От них до первых питекантропов прошло около 1,5 млн лет. Переход к неандертальцу занял всего несколько сотен тысяч лет. Прошло еше 200 тыс. лет — и на Земле появился человек разумный. Таким образом, появление человека было не просто появлением нового вида. Произошел великий качественный скачок в истории Земли. Возник не просто человек — возникло человеческое общество, жившее не только по биологическим законам. Началась человеческая история, подчиняющаяся особым, социальным, законам9. Этим изменениям предшествовал длительный процесс эволюции человека и главным образом его головного мозга. Это позволило людям значительно обогнать в развитии всех других обитателей планеты.
По мнению специалистов, современный тип человека возник на рубеже раннего и позднего палеолита. Господство биологических законов естественного отбора кончается. Человек расселился по всем климатическим зонам Земли. Появляются одежда, жилище и очаг, климат становится постоянным. Род — дисциплинированный и организованный коллектив, создавший постоянные условия жизни. Отныне главным стало не приспособление к среде, а адаптация к законам и нормам коллектива.
8 Dean С. et al. // Nature. 2001. Vol. 414, № 6864. P. 628-631.
4 Шестопалов И.П. Биосфера и ноосфера В.И. Вернадского. — http://advsoft.lseplember.ru/fiz/1999/ по46 l.htm.
Начинается социализация в подлинном смысле слова. В мозге человека того исторического периода были наиболее развиты как раз те участки, которые сориентированы на общественную жизнь. Они регулировали взаимоотношения и тормозили проявления зоологического индивидуализма.
Некоторые специалисты уверены, что это без сомнения был материнский род. В палеолите почти не встречается изображений мужчин, зато во множестве обнаружены статуэтки беременных женщин — родоначальниц и продолжательниц человеческого рода. Крупные родовые общины обитали в больших удлиненных домах. В каждом проживало не менее 50 человек. Источником пищи служила охота на крупных животных, которая требовала много участников. Площадь одного поселения составляла от 20 до 40 тыс. кв. м. Жили на одном месте долго, оседло.
Интенсивное развитие центральной нервной системы оказало глубокое воздействие не только на среду обитания человека, но и на численность народонаселения мира: в 1000 г. оно составляло порядка 300 млн, к 1900 г., т.е. 9 веков спустя, возросло до 1,5 млрд, а в 2000 г. превысило 6 млрд. Таким образом, только за XX в. численность народонаселения мира возрастает на 4,5 млрд человек10. Марк Стоункинг, изучив различные варианты ДНК 120 человек разных рас, пришел к выводу, что размер популяции в плейстоцене составлял порядка 18 тыс. человек".
Keiin Р. Мозг человека и беспомощность престарелых//Третий возраст. Импакт: Наука и общество. 1990. № 1.С. 31. " AmerJ. Phys. Anthropol. 1997, Suppl. № 24. P. 210.