Творчество Луи Арагона Поля Элюара и др.
Арагон (Aragon) Луи (р. 3.10.1897, Париж), французский писатель и политический деятель. Член Французской компартии с 1927; член ЦК ФКП с 1954. Учился с 1915 на медицинском факультете в Париже. Участвовал с 1917 в 1-й мировой войне санитаром. Первые стихи написал в 1917. В начале 20-х гг. примкнул к дадаизму (сб. стихов «Фейерверк», 1920), позднее - к сюрреализму. Но уже в ранних стихах резко выражена критика буржуазного мира. В дальнейшем творчество А. развивалось в направлении к реализму. Советский Союз стал для него символом нового мира: поэма «Красный фронт» (1931, рус. пер. 1931), сб. стихов «Ура, Урал!» (1934). В цикле романов «Реальный мир» (1934 - 51) рабочий класс показан как восходящая сила нации. В годы немецко-фашистской оккупации А., один из организаторов и певец французского Сопротивления (1940 - 44), сотрудничает в подпольной газете «Летр франсез». В сборниках стихов «Нож в сердце» (1941), «Глаза Эльзы» (1942), «Паноптикум» (1943), «Французская заря» (1945), в сборнике рассказов «Падение и величие французов» (1945) и др. горечь поражения Франции неотделима от призыва к борьбе. В 1946 - 53 вышли 2 книги документальной прозы «Человек-коммунист». В сборнике стихов «Снова нож в сердце» (1948) А. резко критикует проникновение империализма США в Европу. Цикл «Реальный мир» в 1949 - 51 завершен романом «Коммунисты» (рус. пер. 1953, новое доработанное французское изд. 1967). Поэма «Глаза и память» (1954) - опыт поэтического осмысления путей развития человечества. А. много сделал для популяризации во Франции советской литературы, опубликовал книгу «Советские литературы» (1955), в которой писал о расцвете многонациональной культуры СССР. Поэма «Неоконченный роман» (1956) посвящена политическим событиям 20 в., в которые вплетается биография поэта. В романе «Страстная неделя» (1958, рус. пер. 1960) на широком общественно-историческом фоне изображен путь художника к народу. А. - автор поэмы «Поэты» (1960), экспериментально-лирических романов «Гибель всерьёз» (1965) и «Бланш, или Забвение» (1967). Опубликован ряд книг и статей по проблемам современной литературы, в которых выступал против догматических толкований социалистического реализма; в то же время он высказывал и некоторые спорные мысли.
А. - член Всемирного Совета Мира. Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1957). Удостоен почётной степени доктора наук Московского и Пражского университетов.
Начинал как авангардист, под влиянием дадаизма, сюрреализма стал приверженцем соцреализма. Выпускал поэтические сборники. Сборник статей «За соцреализм» формировал задачи искусства, отражал процесс движения человечества к соц-му. Цикл романов «реальный мир» - вопросы соцборьбы. В его тв-ве много политики. В гг 2МВ выходят сборник: 41 – «Нож в сердце», 42 – «Глаза Эльзы», 45 – «Фр заря» – везде создает поэтический образ родины – любимой женщины или сорванной розы. Также выпустил книгу «Советские литературы».
Элюар (Eluard) Поль (псевдоним; настоящее имя - Эжен Эмиль Поль Грендель, Grindel) (14.12.1895, Сен-Дени, департамент Сена, - 18.11.1952, Шарамтон), французский поэт. Член ФКП (с 1942). В 1914 призван в армию. Фронтовые впечатления Э. легли в основу сборника «Долг и тревога» (1917); в 1918 опубликовал «Стихи для мирного времени». В 1919 примкнул к дадаизму. В сборниках «Животные и их люди, люди и их животные» (1920) и «Примеры» (1921) много загадочных, заумных стихов. В конце 1924 вместе с А. Бретоном, Л. Арагоном и другими возглавил группу сюрреалистов; не вполне разделяя их платформу, примыкал к сюрреалистам до 1938. Творчество Э. всё больше наполнялось демократическим содержанием, ему был во многом чужд сюрреалистский «бунт» против разума, языка, культурного наследия. В интимной и философской лирике 20 - 30-х гг. (сборники «Град скорби», 1926; «Сама жизнь», 1932, и др.) Э. стремится осмыслить реальность в духе утопической мечты о всесильном человеке-чудотворце. В 1936 выступил против франкистского мятежа в Испании. В 1939 мобилизован; вернувшись в оккупированный Париж, писал патриотические стихи (сборники «Открытая книга I, 1938 - 1940», 1940; «На нижних склонах», 1942; «Открытая книга II», 1942). Вступив в компартию, активно работал в подпольной печати. Стихотворение «Свобода» из книги Э. «Поэзия и правда 1942 года» (1942) стало поэтическим знаменем Сопротивления. В сборниках «Лицом к лицу с немцами» (1942 - 45) и «Достойные жить» (1944) гражданская лирика неотделима от лирики любовной. После войны Э. участвовал в движении борцов за мир. В сборниках «Посвящение» (1950), «Суметь всё сказать» и «Феникс» (оба 1951) развиваются темы любви, братства, утверждается гражданская позиция поэта. В 1951 совместно с П. Пикассо ыпустил сборник «Лик всеобщего мира». Дважды (1950 и 1952) приезжал в СССР. Международная премия Мира (1953).
Главное произ – стих. «Свобода» (21 строка). 1942 – сборник «Поэзия и правда». Стих «Свобода» расклеивали как листовки. Каждая строфа заканчивалась «Имя твое пишу…», только в конце произносится имя «Свобода».
Участник двух войн, активист подпольной деятельности, много стихов с полит уклоном. 1917 – «Долг и тревога», «20 – «Животные и их люди», 44 – «Мужество», 51 – «Лицо мира». Стихи отличает богатая образность, «прошел путь от горизонта одиночки у горизонту всех людей». Сборники проиллюстри-рованы знаменит худ-ами Пикассо, Марк Шагал («Жаркая жажда жить» 44