Культура в средневековой интерпретации
Понимание культуры в эпоху античности
Современное понимание культуры, несмотря на его многозначность, стало результатом его длительного формирования, которое длилось в течение многих сотен лет. Возникновение понятия «культура» уходит корнями глубоко в историю, в античность, во времена древних греков и древних римлян. История культурологической мысли представляет собой совокупность различных представлений о культуре, которые сложились в различный исторический период.
Первоначально термин «культура» дословно означал уход, улучшение, обработка, возделывание, и он тесно был связан с земледельческим трудом. В связи с этим культурным первоначально считался человек, который знал, как возделывать землю.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
В Древней Грециипостепенно термин «культура» стал применяться по отношению к человеку. Первым значением термина «культура» стало отождествление его с воспитанием и образованием, которые развивают в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного, что позволяет ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и личных.
Так, например, знаменитый древнегреческий философ Аристотель в своем труде «Политика» говорит, что так как государство в целом имеет одну конечную цель (приумножение числа граждан, которые могли бы защитить государство от врагов, охранять его границы), то для всех нужно единое одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом, т. е. Аристотель хотел, чтобы существовали определенные законы о воспитании, которое должно быть общим. Целью воспитания является развитие умственных способностей или нравственных качеств.
Помимо понятия «идеального гражданина», «чувства прекрасного», в понятие «культура» в качестве обязательного элемента входило «благочестие» – необходимость участия в религиозном культе, в поклонении Богам. Античные Боги – это природные стихии в человеческом облике. Первобытный человек судил о внешних предметах по себе самому, а так как он чувствовал в себе свободную личность, то ему казалось, что все окружающие его части Вселенной были такими же живыми лицами, как и он. Сам он приписывал им мысль, волю, признавал их господство, молился и поклонялся им, он сделал из них Богов.
Этим представлениям соответствовало циклическое переживание времени, основанное на идее вечности. В истории греки видели постоянное повторение, воспроизведение общих законов, независимых от специфики общества.
В Древней Греции идеальным человеком считалась гармонически развитая личность, в которой достигнуто единство, равновесие духа и телесного начала. В античном мире процесс подготовки гражданина, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка был очень важным. В этот процесс включалось как непосредственно воспитание, обучение, так и образованность, просвещение, культуру в широком смысле. Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а личность с определившейся системой ценностей[1].
Воспитание, возделывание, культ, означало не что иное, как подготовка личности к гражданину, формирование зрелого мужа из ребенка, что называлось термином «пайдейя». Пайдейя – это приобщение к куьлтурности в самом широком смысле слова: восписание, образвоание, просвещение, приобщение к нормам и ценностям древнегреческого общества.
Прежде всего, в обращенности к внутреннему миру человека и состоит античное понимание культуры. Целькультуры состояла в том, чтобы развить в человеке разумную способность суждений и чувство прекрасного.При этом античный человек не терял своего единства с природой.
ДРЕВНИЙ РИМ
В Древнем Риме понятие «культура» приобрело новые оттенки.
Согласно Цицерону, римскому оратору и философу, культура – это нечто облагороженное, усовершенствованное. Этим словом он стал обозначать все, созданное человеком, в отличие от мира, созданного природой.
Важным аспектом цицероновского понимания культуры было осознание ее как идеального единства личности и государства. Смыслом культуры он считал воспитание в человеке потребности быть идеальным гражданином, четко осознающим свой долг по отношению к обществу и государству.
В эпоху Древнего Рима культура стала пониматься как особого рода воспитанность, позволяющая отличать цивилизованный народ от варваров, что связывалось с латинским понятием «civitas» - государство, сосредоточенное в городе, и «civilis», характеризующего «гражданина» как «городского жителя».
Цивилизованный человек – это человек «привитый», который сам себе делает прививки, с тем чтобы приносить плоды более питательные и сочные. Цивилизация представляет собой совокупность изобретений и открытий, имеющих целью защитить человеческую жизнь, сделать ее менее зависимой от сил природы. Однако, помимо защиты жизни, цивилизация призвана еще ее украсить, увеличить всеобщее благосостояние, умножить радость жизни в обществе.
Культура как таковая символически связывалась с цивилизованным поведением, основанном на соблюдении законов, на владении гуманитарными знаниями и искусствами.
В Древнем Риме считалось, что «культурность» предполагает гражданские доблести и политическую зрелость, способность занять любой государственный пост в сочетании с постоянным стремлением к постижению космической гармонии, творческой утонченностью.
Античное понимание культуры – гуманистично, в его основе лежит идеал человека, т. е. человек – гражданин, подчиняющийся законам своего полиса и выполняющий все гражданские обязанности, человек – воин, человек, способный наслаждаться прекрасным. Достижение этого идеала и было целью культуры. Поэтому культура понималась как определенные моральные нормы, а также характер усвоения этих норм.
Однако уже в период эллинизма, а затем в эпоха Римской империи идеалы античной культуры стали разрушаться. Общество перестало нуждаться в гармонично развитых и совершенных гражданах, т.к. в условиях экономической и политической нестабильности актуальными стали другие человеческие качества. Все большей становилось потребность античного человека в чуде. Появление христианства, давшего человеку эту веру, последовавший кризис и разрушение античного мира завершили развитие этих тенденций, отразившихся в средневековых представлениях о культуре.
Культура в средневековой интерпретации
СРЕДНИЕ ВЕКА
в эпоху средневековья, когда возникает и распространяется одна из мировых религий – христианство, формируется новое видение мира, основанное на теологической концепции истории ("теос" - иначе Бог).
Поскольку в средние века (приблизительно V-XVII вв.) господствовало религиозное мировоззрение, то для верующего было обязательным в земной жизни подготавливать себя к пребыванию в вечном загробном мире. Аскетизм (победа духа над телом) стал официальной идеологией, которая декларировалась с церковных кафедр и стала неотъемлемой чертой такой специальной литературе того времени, как "жития святых".
Согласно теологической концепции Бог выступ центром мироздания, его творческой силой, а ход мировой истории и жизнь человека определялись Божественным проведением. В связи с этим и понятие культуры неразрывно связано с почитанием Бога, с поклонением Божеству.
В средневековье толкование слова «культура» приближается к понятию «вера» - к постижению священного. Поэтому и культурность в целом рассматривается как естественное продолжение божественного порядка , а не как собственно человеческого.
При этом значительно чаще употребляется слово «культ» - то есть выражение способности раскрыться Богу. Впрочем и сегодня в христианской традиции «духовная культура» отождествляется преимущественно с формами служения Богу, «обожением» в молитве, строительстве церковных храмов, иконографии и т.д.
В средние века теряется античный смысл культуры, поскольку ни природа ни человека не являлись самостоятельными, ведь мир сотворен Богом и только он действует на основе собственной воли.
В Средние века слово "культура" ассоциировалось с личными качествами, с признаками личного совершенствования. Человек обнаружил уникальность и неисчерпаемость личности. В средневековье прослеживается постоянное стремление к совершенствованию и избавлению от греховности. Культура продолжала требовать от человека постоянного "возделывания" собственных способностей, в том числе и разума, от природы неиспорченного и дополненного верой. Счастье заключалось не в познании себя, а в познании Бога.
Вера помогала человеку спокойно смотреть на хаотичность окружающего мира. Культура в средневековую эпоху осознается не как воспитание меры и гармонии в человеке, а как преодоление ограниченности, культивирование неисчерпаемости личности, ее постоянное совершенствование.
Смысл мира отныне заключался только в Боге, а сам мир виделся огромным хранилищем символов (все предметы и явления материального мира были лишь письменами в божественной книге природы).
Кроме того, Средневековье отказалось и от циклического представления о времени, основанного на идее вечности, которое сложилось в эпоху Аантичности.
Культура, с точки зрения средневекового человека, не творится, но «открывается» подобно материальным предметам, причем, как и они, она может передаваться из одних рук в другие, перевозиться из страны в страну. Она понимается не как нечто локальное, созданное тем или иным этносом, а как нечто единое, обладателями которого являются все те, кто живет в этом лучшем из миров. Но единство культуры трактовалось совсем не так, как в античности. Если в античности на первый план выступал момент действенности и культура мыслилась как творчество и как процесс, то Средневековье понимало культуру как нечто ставшее, как результат деятельности, запечатленный в кодексах, овеществленный в определенных учреждениях, прежде всего университетах.
«Вместилищем» культуры для средневекового человека являлся город, рыцарский замок и в особенности монастырь, где хранились и создавались рукописи, где сосредоточивалась тонкая прослойка образованных людей, способных понять глубину мысли античных философов и оценить по достоинству совершенство стихотворной формы античных поэтов[1].
Крупнейший средневековый мыслитель Августин Блаженный (354-430) ввел понятие «стрелы времени» — движения истории от начала к концу, что разрывало временной круг античности. Отныне признавалось, что история и культура имеют смысл, данный им Богом и доступный человеческому пониманию. Августин говорил о развитии культуры как о постепенном пути к царству Божьему через внутреннее откровение Бога в человеке. Тогда же появилось понятие исторического прогресса, усложнения культуры, ее развития от низших форм к высшим. Критерием прогресса стало соответствие культуры высшим моральным ценностям. Культура любого народа также оценивалась с позиции се соответствия христианским моральным ценностям, которые считались универсальными.