Культура древней и средневековой руси

VIII в. До образования государства жизнь была организована по законам патриархального или родового быта. Религиозные верования представляли собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой – культ предков. Главные языческие боги славянского Олимпа: Даждьбог – бог солнца, Перун – бог грома и молнии, Велес – покровитель скотоводства. Природа представлялась одушевленной или населенной множеством духов (в лесах – лешие, в реках – водяные). У славян существовала оригинальная система письма – узелковая письменность. Определяющую роль в жизни славян играли три фактора – лес, река и степь
VIII – IX вв Возникло государство Киевская Русь
988 г. Произошло Крещение Руси, в результате которого культура становится неотделимой от церкви, культурное пространство заполняется высокодуховными храмовыми искусствами: зодчеством, иконописью, пением, строительство получило широкий размах (только в Киеве в начале XI в. было 400 церквей); развивается скульптура (мраморные саркофаги в Софийском соборе в Киеве, барельефы св. Георгия и св. Михаила, резьба по камню на стенах Дмитриевского собора во Владимире); широкое распространение получила станковая (иконы) и монументальная (фрески, мозаики) живопись; разнообразное декоративно-прикладное искусство (ювелирное искусство, техника эмали, искусство вышивки, изделия из кости и др.). Наряду со светской литературой широкое распространение получила церковная литература. Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI – XII вв. невелико: летописание («Повесть временных лет»), житие (жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов), поучение («Поучение Владимира Мономаха») и слово («Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве»)
Конец IX в.– начало X в. Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит, первые памятники славянской письменности и старославянского литературного языка. В это время грамотность на Руси была достаточно распространена, обучение велось в светских, городских, церковных и монастырских школах
XI в. Ярослав Мудрый написал устав «Русская Правда», дополненный впоследствии его сыновьями. «Русская Правда» стала основным письменным законом Киевского государства, она допускает частную месть, преследование убийцы родственниками убитого, испытание раскаленным железом и кипятком
XI в. Киев по богатству и значению считался третьим городом в Европе после Константинополя и Кордовы. Однако Киев был не единственным городом Древней Руси, их насчитывалось почти 90 и рост продолжался стремительными темпами, в результате Древнюю Русь называли «страной городов» – «Гардарик»
XI в. Продолжительное время духовная жизнь на Руси определялась явлением, которое принято обозначать как православно-языческий синкретизм. Возникшая на Руси ситуация двоеверия сказывалась на всех уровнях средневекового общественного сознания. В результате, несмотря на все возрастающее влияние православия и постепенное изживание прежней мифологической системы взглядов, на Руси утверждался иной, чем в Византии, религиозно-мировоззренческий идеал, который далеко не во всех чертах повторял свой исходный прототип. Синтез славяно-русской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием христианства из Византии и приобщал страну к византийской и славянской христианской культурам, а через них – к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры
XII – XIII вв. Могущество Киевской Руси приходит к упадку, начинается период феодальной раздробленности, единое культурное пространство разбивается на локальные культурные центры, в которых формируются местные художественные школы, к ведущим относятся владимиро-суздальская, новгородская, московская
1237 – 1341 гг. Татаро-монгольское нашествие застигло Киевскую Русь цветущей державой, однако постоянные междоусобицы подточили ее могущество, прервался тот блестящий расцвет культуры, который запечатлен в архитектуре, живописи, скульптуре

Наши рекомендации