Целью курса по литературному чтению является формирование, развитие и воспитание квалифицированного читателя
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя (полная) общеобразовательная школа №10»
РАССМОТРЕНОна заседании методического объединения учителей начальных классов Руководитель ________/С.М.Чмыхало / Протокол № 1 от «28» августа 2014 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/В.Г.Величко/ «28» августа 2014г. | УТВЕРЖДЕНО Протокол заседания педагогического совета № 1 от «29» августа 2014 г. Председатель педсовета __________/Л.Г.Коган/ |
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ
приказом директора
по МБОУ
средней школе №10
№ 48/8
от 01.09.2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Чмыхало Светланы Михайловны,
высшая квалификационная категория
По литературному чтению
базовый уровень
ДЛЯ 3 КЛАССА
УМК «Начальная инновационная школа»
на 2014/2015учебный год
г. Рославль
2014 год
СО Д Е Р Ж А Н И Е:
I. Пояснительная записка с. 3-7
II. Содержание учебного предмета с. 7-29
III. Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предметного содержания курса «Литературное чтение» в 3 классе c. 30-35
IV. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся с. 35-76
V. Материально-техническое обеспечение учебного
процесса с. 77-78
VI. Список литературы с. 79
VII. Календарно-тематическое планирование с. 79-86
I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе
· Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
· Примерной основной образовательной программы начального общего образования (авт.-сост. С.А. Болотова – М.: Русское слово, 2012), разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения и рекомендациями Координационного совета при Департаменте общего образования Минобрнауки России по использованию примерной основной образовательной программы (Письмо № 03-48 от 16 августа 2010 г.);
· Авторской программы Г.С.Меркина, Б.Г.Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово», 2013г.
В авторскую программу изменения не внесены. Электронная версия на сайте издательства.
· Учебного плана МБОУ «Средняя (полная) общеобразовательная школа № 10» на 2014 – 2015 учебный год.
· Учебника, включённого в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год: Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова «Литературное чтение»: учебное пособие по литературному чтению издательство: М.: ООО «Русское слово», 2013г.
Литературное чтение как учебный предмет в младших классах предшествует курсу литературы в основной школе, который, в свою очередь, продолжается в старших классах средней школы курсом, построенным на историко-литературной основе. В связи с этим можно сказать, что литературное чтение является первым этапом в непрерывном литературном образовании школьника.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка.
Перечисленные выше особенности нашли свое отражение в цели данного учебного курса.
Целью курса по литературному чтению является формирование, развитие и воспитание квалифицированного читателя.
Под квалифицированным читателем мы понимаем ребенка, осознающего себя читателем, у которого развит интерес к чтению и книге, сформированы полноценный навык чтения и читательские компетентности, заложены основы коммуникативной и духовно-нравственной культуры. Процесс формирования, развития и воспитания квалифицированного читателя приводит к тому, что младший школьник осознает литературу как вид искусства.
Выдвинутая цель и требования федерального государственного образовательного стандарта нового поколения определили следующие группы задач, решаемые в курсе литературного чтения.
Задачи, направленные на личностное развитие младшего школьника:
· формировать понимание важности процесса обучения;
· формировать понимание значимости чтения и литературы для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
· формировать понимание значимости чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя;
· формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
· формировать чувство гордости за литературное достояние России и народов мира;
· формировать основные нравственные нормы и ориентировать детей на их соблюдение;
· развивать эстетические чувства на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;
· развивать полноценное восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.
Задачи, направленные на получение метапредметных результатов обучения детей:
· формировать осознание школьником самого себя как человека, обладающего миром чувств, стремлений, желаний, замыслов, мыслей, суждений;
· формировать умение принимать, сохранять и решать учебную задачу в процессе работы с литературными произведениями;
· формировать умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу;
· формировать умение оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
· развивать умение выбирать средства для успешного решения поставленной учебной задачи;
· развивать умение предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
· развивать умение начинать и заканчивать действие в нужный момент;
· развивать логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация, доказательство, вывод) при работе с содержанием прочитанных литературных произведений;
· формировать умение осознанно читать и осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели;
· развивать умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;
· развивать умение свободно ориентироваться в различных видах текстов и воспринимать тексты художественные, научно-популярные, учебные;
· развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи);
· развивать умение слушать одноклассников и вступать в учебный диалог;
· развивать умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
· развивать умение выявлять и пояснять авторскую позицию по отношению к изображаемому;
· развивать умение вести диалог с автором произведения;
· развивать умение высказывать и пояснять свое мнение о прочитанном произведении и уважение к мнению собеседника.
Задачи, направленные на получение предметных результатов обучения:
· формировать полноценный навык чтения;
· формировать умение вчитываться в литературный текст;
· формировать умение использовать различные виды чтения в соответствии с целью чтения;
· формировать умение читать выразительно прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения;
· формировать умение читать по ролям литературное произведение;
· формировать умение различать на практическом уровне виды текстов (художественный, научно-популярный, учебный, справочный;
· формировать умение ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его;
· развивать умение сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных видов текстов, используя литературоведческие понятия;
· развивать умение отличать прозаический текст от стихотворного;
· развивать умение распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы и др.;
· развивать умение использовать простейшие приемы анализа различных видов;
· развивать умение использовать различные формы интерпретации содержания текстов;
· развивать умение оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение);
· развивать умение создавать собственный текст;
· развивать умение реконструировать текст;
· развивать умение писать изложение и сочинение по картине;
· развивать умение вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета;
· развивать умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
· развивать умение пересказывать содержание текста (полного, краткого или выборочного);
· развивать умение участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста;
· развивать умение ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений разных авторов от книги одного писателя;
· развивать умение самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
· развивать умение составлять краткую аннотацию или отзыв о прочитанном произведении;
· развивать умение пользоваться алфавитным каталогом, словарями и справочной литературой.
В соответствии с требованиями нового образовательного Стандарта перечисленные выше задачи курса отражают планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения младших школьников.
Программа включает следующие разделы: 1 раздел – «Виды речевой и читательской деятельности», 2 раздел – «Литературоведческая пропедевтика», 3 раздел – «Творческая деятельность», 4 раздел – «Круг детского чтения».Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в круг чтения младших школьников целостных литературных текстов, а также фрагментов отдельных эпических произведений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 4 часа в неделю. Таким образом, в течение учебного года этот курс изучается в количестве 136 ч.