Назовите основные фонетические процессы, происходящие в области гласных
А) оглушение в абсолютном конце слова
В) ассимиляция по глухости
С) опрощение
Д) нет правильного ответа
Задание 45.
Назовите основные фонетические процессы, происходящие в области согласных.
А) сокращение
В) ассимиляция по мягкости
С) диссимиляция
Д) нет правильного ответа
Задание 46.
Укажите вариант букв, которые в ряде случаев могут обозначать два звука.
А) я, ю, е, ё
В) я, у, е, о
С) а, у, ы, е
Д) нет правильного ответа
Задание 47.
Что в переводе с греческого языка обозначает слово «орфоэпия»?
А) правильная речь
В) словообразование
С) языковые нормы
Д) нет правильного ответа
Задание 48.
Назовите основные фонетические нормы современного русского литературного языка в области гласных.
А) аканье
В) иканье
С) диссимиляция
Д) нет правильного ответа
Задание 49.
На каких по счету слогах ставится ударение в следующих словах: договор, положить, позвонишь, документ?
А) 1
В) 2
С) 3
Д) нет правильного ответа
Задание 50.
Выберите правильный вариант употребления слов.
А) ложить книгу на стол, пойду поброюсь, это их проблемы
В) класть книгу на стол, пойду побреюсь, я надел теплое пальто
С) поклади книгу на стол, я одел теплое пальто, я люблю черный кофе
Д) нет правильного ответа
Контрольные задания по современному
Русскому языку
(разделы: Словообразование. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Пунктуация)
(для студентов заочной формы обучения специальности «Журналистика»)
Задание (орфография)
Вставьте пропущенные орфограммы:
Под…рок, св…зать, сож…ление, пл…сать, ф…нтазия, …нт…(лл, л)…генция, к…снуться, заг…реть, з…ря, р…сток, отр…щивать, вра…, гара…, чу…ство, вкус…ный, п…купка, и…чезнуть, р…(с, сс) ыпать, пр…клеить, пр…ви(л, лл) егия, пр…зидент, пр…небрежение, апе (л, лл) яция, во (с, сс) тание, пе (р, рр) он, борц…, сестриц…н, ц…тата, ц…ц, танц…р, ч…рточка, смеш…н, витяз…, мощ…, пред…билейный, с…грать, , назнач…те.
Задание (орфография, пунктуация)
Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания.
Лес
(В)даль окута...ую голубой дымкой уходит сосновый бор который затем переходит в смеша…ый елово-листве…ый лес. На протяжении… нескольких сотен километров равнина сплош… покрыта (темно)зеленой стеной.
Обширны ма…ивы брянских лесов (не)уменьшающиеся а увеличивающиеся год от году. Особенно богата лесами Пинега – северная (река)красавица где есть еще много совершенно (не)изученных районов. Вдали от реки простирается глухая (не)обжитая тайга с (не) хоже…ыми тропами и (не)езже...ыми дорогами. Там стоят никем (не)рубле…ые леса в которых бродят лоси и свистят рябчики никогда (не)видевшие человека.
Вывезти лес срубленный в этой глухомани это (не) легкая задача. Весной в реку сбрасывают весь запас бревен вывезе…ый в продолжении… зимы к берегам. Ми…ионы бревен проплывают по реке и на много километров от берега до берега ложится плавучая дорога моще…ая бревнами.
Каких только деревьев не встретишь в лесу! Корабельная сосна например зреет в течени... ста пятидесяти лет. Это гиган..ская (бледно)серая сосна с обветре…ой и омытой дождями древесиной. Она ничуть (не) старая и ствол ее отзывается на стук топора звонким гулом.
Ресурсы зеленого золота в нашей стране считаются (не) исчерпаемыми но для их сохранения нужен план и строгий ра…чет. Лесоводы уже не могут довольствоваться только теми видами деревьев которые создала сама природа. Они стараются выводить и новые до сих пор еще (не)существовавшие породы.
Задание (словообразование)
1. Произведите словообразовательный разбор слов и определите тип словообразования, представив словообразовательную цепочку и называя составные части слов, служащих для образования новых слов (словообразующие) или форм одного слова (формообразующие):
Жизнь
Самовар
2. Разберите слова по составу, выделив чередование:
Увидав
Вдалеке
Вынимать
Оскорбленное
Увижу
Невыносимо
3. Определите морфемный состав слова, назовите каждую часть в порядке разбора:
Рассерженный
Задание (словообразование)
Из газетных текстов выписать:
- 10 существительных и 10 прилагательных, образованных суффиксальным способом;
- 3 существительных и 3 прилагательных, образованных префиксальным способом;
- 3-5 существительных, образованных префиксально-суффиксальным способом;
- 3 существительных, образованных безафиксным способом;
- 3 существительных, образованных способом основосложения;
- 3 аббревиатуры, образованных буквенным и звуковым способами.
Каждое слово (кроме аббревиатур) разобрать по составу.
Задание (фонетика)
Расставьте знаки препинания. Затранскрибируйте текст:
Мне раньше приходилось видеть как заяц переворачиваясь на спину успешно отбивался от хищной птицы задними более сильными ногами. А тут редкий случай – передними защищался не останавливаясь на полном ходу.