Исследование темы

Каждый автор работает над исследованием темы по-своему, но есть и общие правила. Вы увидите, что исследования зависят не только от направления Ваших действий, но и от характера материала — "материал определяет метод". В определении темы следует отдать приоритет практичности: решите, действительно ли нужен фильм на эту тему, нет ли серьезных препятствий для реализации замысла, располагаете ли Вы возможностью подобрать стоящий материал для съемок. Напишите на руке: "Фильм может быть снят из того, что можно снять, а не из добрых побуждений". Обстоятельства могут изменять последовательность подготовительных действий, но всегда нужно держать в голове главную цель Вашей работы.

Несколько правил исследования:

• Определите интересующие Вас аспекты темы.

• Обдумайте изобразительный ряд так, как будто Вы делаете немой фильм.

• Контролируйте реальность. Набросайте предварительный перечень необходимого реквизита. Помните о ценах и финансовых возможностях. Неоднократно проверяйте наличность в течение предварительной работы.

• Обращайтесь к письменным источникам — статьям, журналам, книгам по теме, анализируйте их, отбирайте важное для вас. Посмотрите уже снятые фильмы на ту же тему, чтобы знать, чего следует избегать.

• Ознакомьтесь ближе с миром, о котором будете снимать, с людьми, местами, взаимоотношениями, отметьте, что нормально для этого мира, а что нетипично.

• Постарайтесь завоевать доверие будущих героев фильма. Обобщенно разъясните им Ваши цели, мотивы, возбудите интерес к проекту.

• Развивайте рабочую гипотезу — к этому этапу она серьезно изменится. Чем полнее Вы определите цель, тем лучше будете знать, что именно нужно снимать.

• Делайте пробы, снимайте и записывайте предварительные разговоры с теми, кого Вы хотели бы видеть участниками фильма. Это поможет Вам не ошибиться в выборе персонажей.

• Сделайте окончательную проверку заявки на работу — даже если это нужно только Вам лично — будет нелишним перепроверить все еще раз до начала съемок.

• Напишите "тритмент" (сценарный план) — письменное изложение фильма, как Вы его видите — это бывает нужно при обращении за финансовой поддержкой и, кроме того, поможет Вам упорядочить собственные идеи.

• Получите письменное разрешение у тех, кого Вы хотите снимать, особенно если это касается зон особого режима.

• Определите состав съемочной группы.

• Составьте расписание съемок и список ожидаемых трудностей.

• Составьте бюджет (смету).

• Спланируйте стратегию съемок для обеспечения результата, которого Вы ожидаете.

• Проведите "пристрелочные" съемки, чтобы члены Вашей команды нашли общий язык.

Заявка

Добиться точности заявки помогают организационно-тематические исследования темы.

Четко определенная цель и план работы, в свою очередь, способствуют взаимопониманию внутри съемочной группы. Заявка и сценарный план — то и другое убеждает тех, кто их будет читать (например, потенциальных спонсоров) в том, что готовится фильм впечатляющий и стоящий. Очень оживляет заявку использование цитат из речи персонажей будущего фильма. Заявка должна показать, что в основе замысла лежит оригинальный взгляд на сложные аспекты реальной жизни.

Освещая большие и малые жизненные проблемы, документалисты используют арсенал приемов художественного кино: ярко очерченные характеры, завязка, развитие, нарастание напряжения противостоящих сил, кульминация и развязка. Заявка должна показать, как и для чего используются эти средства.

Ниже предлагается образец заявки. Постарайтесь, заполняя пункты, не дублировать информацию — заявка должна быть ясной, сжатой, свободной от повторений.

Образец заявки:

Рабочее название_____________

Режиссер____________ Оператор____________

Звукооператор_______________ Редактор_____

Другие члены съемочной группы (их фамилии)_____

______________________________________________

1. Рабочая гипотеза и интерпретация.

Ваше восприятие того мира, о котором вы хотите рассказать.

В жизни я верю в…

Мой фильм покажет это так… через...

Главный конфликт между … и ...

В целом я хочу, чтобы зритель понял...

2. Тема.

— объекты фильма (люди, группа, окружение, социальные условия и т. д.);

— необходимая звуковая информация для понимания внутренней сущности мира, который Вы хотите открыть зрителю.

3. Согласование действий.

Включите следующие пояснения:

а) какой конфликт выражен действием?

б) какова ожидаемая последовательность событий?

в) что вносит данный фрагмент в общую концепцию фильма?

г) какие факты предназначены для восприятия аудиторией?

д) какой символический ключ к проблеме Вы предлагаете?

4. Главные герои.

О каждом напишите короткий параграф, включающий следующее:

а) кто — имя героя, отношения с другими действующими лицами;

б) где — место действия;

в) что — роль героя, чем он интересен.

5. Конфликт:

— к чему стремится каждый из героев?

— каковы принципиальные разногласия героев?

— противопоставляются ли в фильме разные мнения, взгляды?

6. Убеждения аудитории.

Нужно не только раскрыть диалектику авторской мысли, но и показать те предрассудки, мнения и ожидания аудитории. Опишите:

— убеждения, взгляды зрителей;

— какие аргументы Вы собираетесь предъявить зрителю.

7. Интервью:

— имя интервьюируемого, его роль в жизни, роль в структуре фильма.

8. Построение фильма:

— как и откуда появляется необходимая по ходу фильма информация?

— какова последовательность действий?

— как последовательность действий соответствует логике развития сюжета?

9. Форма и стиль.

Сделайте специальные заметки о съемке в соответствии с обозначенными Вами стилевыми особенностями, влияющими на развитие действия: тип и количество перебивок, движение камеры и др.

10. Итог. Финал.

Опишите, как должен окончиться фильм. Сравните конец и начало — получается ли связанное повествование?

11. Бюджет. Перечень расходов на производство фильма (смета) прилагается к заявке.

Начните составлять список возможных последовательных видеопланов и встречаться с героями для неформального общения.

Представим, что Вы делаете фильм о школьном музыкальном ансамбле. Вы не просто перечисляете события в жизни коллектива, например, перемены в составе или нечто подобное, Ваша цель — показать фанатизм и полувоенную дисциплину музыкантов как причину успеха.

Наши рекомендации