Исследование темы
Каждый автор работает над исследованием темы по-своему, но есть и общие правила. Вы увидите, что исследования зависят не только от направления Ваших действий, но и от характера материала — "материал определяет метод". В определении темы следует отдать приоритет практичности: решите, действительно ли нужен фильм на эту тему, нет ли серьезных препятствий для реализации замысла, располагаете ли Вы возможностью подобрать стоящий материал для съемок. Напишите на руке: "Фильм может быть снят из того, что можно снять, а не из добрых побуждений". Обстоятельства могут изменять последовательность подготовительных действий, но всегда нужно держать в голове главную цель Вашей работы.
Несколько правил исследования:
• Определите интересующие Вас аспекты темы.
• Обдумайте изобразительный ряд так, как будто Вы делаете немой фильм.
• Контролируйте реальность. Набросайте предварительный перечень необходимого реквизита. Помните о ценах и финансовых возможностях. Неоднократно проверяйте наличность в течение предварительной работы.
• Обращайтесь к письменным источникам — статьям, журналам, книгам по теме, анализируйте их, отбирайте важное для вас. Посмотрите уже снятые фильмы на ту же тему, чтобы знать, чего следует избегать.
• Ознакомьтесь ближе с миром, о котором будете снимать, с людьми, местами, взаимоотношениями, отметьте, что нормально для этого мира, а что нетипично.
• Постарайтесь завоевать доверие будущих героев фильма. Обобщенно разъясните им Ваши цели, мотивы, возбудите интерес к проекту.
• Развивайте рабочую гипотезу — к этому этапу она серьезно изменится. Чем полнее Вы определите цель, тем лучше будете знать, что именно нужно снимать.
• Делайте пробы, снимайте и записывайте предварительные разговоры с теми, кого Вы хотели бы видеть участниками фильма. Это поможет Вам не ошибиться в выборе персонажей.
• Сделайте окончательную проверку заявки на работу — даже если это нужно только Вам лично — будет нелишним перепроверить все еще раз до начала съемок.
• Напишите "тритмент" (сценарный план) — письменное изложение фильма, как Вы его видите — это бывает нужно при обращении за финансовой поддержкой и, кроме того, поможет Вам упорядочить собственные идеи.
• Получите письменное разрешение у тех, кого Вы хотите снимать, особенно если это касается зон особого режима.
• Определите состав съемочной группы.
• Составьте расписание съемок и список ожидаемых трудностей.
• Составьте бюджет (смету).
• Спланируйте стратегию съемок для обеспечения результата, которого Вы ожидаете.
• Проведите "пристрелочные" съемки, чтобы члены Вашей команды нашли общий язык.
Заявка
Добиться точности заявки помогают организационно-тематические исследования темы.
Четко определенная цель и план работы, в свою очередь, способствуют взаимопониманию внутри съемочной группы. Заявка и сценарный план — то и другое убеждает тех, кто их будет читать (например, потенциальных спонсоров) в том, что готовится фильм впечатляющий и стоящий. Очень оживляет заявку использование цитат из речи персонажей будущего фильма. Заявка должна показать, что в основе замысла лежит оригинальный взгляд на сложные аспекты реальной жизни.
Освещая большие и малые жизненные проблемы, документалисты используют арсенал приемов художественного кино: ярко очерченные характеры, завязка, развитие, нарастание напряжения противостоящих сил, кульминация и развязка. Заявка должна показать, как и для чего используются эти средства.
Ниже предлагается образец заявки. Постарайтесь, заполняя пункты, не дублировать информацию — заявка должна быть ясной, сжатой, свободной от повторений.
Образец заявки:
Рабочее название_____________
Режиссер____________ Оператор____________
Звукооператор_______________ Редактор_____
Другие члены съемочной группы (их фамилии)_____
______________________________________________
1. Рабочая гипотеза и интерпретация.
Ваше восприятие того мира, о котором вы хотите рассказать.
В жизни я верю в…
Мой фильм покажет это так… через...
Главный конфликт между … и ...
В целом я хочу, чтобы зритель понял...
2. Тема.
— объекты фильма (люди, группа, окружение, социальные условия и т. д.);
— необходимая звуковая информация для понимания внутренней сущности мира, который Вы хотите открыть зрителю.
3. Согласование действий.
Включите следующие пояснения:
а) какой конфликт выражен действием?
б) какова ожидаемая последовательность событий?
в) что вносит данный фрагмент в общую концепцию фильма?
г) какие факты предназначены для восприятия аудиторией?
д) какой символический ключ к проблеме Вы предлагаете?
4. Главные герои.
О каждом напишите короткий параграф, включающий следующее:
а) кто — имя героя, отношения с другими действующими лицами;
б) где — место действия;
в) что — роль героя, чем он интересен.
5. Конфликт:
— к чему стремится каждый из героев?
— каковы принципиальные разногласия героев?
— противопоставляются ли в фильме разные мнения, взгляды?
6. Убеждения аудитории.
Нужно не только раскрыть диалектику авторской мысли, но и показать те предрассудки, мнения и ожидания аудитории. Опишите:
— убеждения, взгляды зрителей;
— какие аргументы Вы собираетесь предъявить зрителю.
7. Интервью:
— имя интервьюируемого, его роль в жизни, роль в структуре фильма.
8. Построение фильма:
— как и откуда появляется необходимая по ходу фильма информация?
— какова последовательность действий?
— как последовательность действий соответствует логике развития сюжета?
9. Форма и стиль.
Сделайте специальные заметки о съемке в соответствии с обозначенными Вами стилевыми особенностями, влияющими на развитие действия: тип и количество перебивок, движение камеры и др.
10. Итог. Финал.
Опишите, как должен окончиться фильм. Сравните конец и начало — получается ли связанное повествование?
11. Бюджет. Перечень расходов на производство фильма (смета) прилагается к заявке.
Начните составлять список возможных последовательных видеопланов и встречаться с героями для неформального общения.
Представим, что Вы делаете фильм о школьном музыкальном ансамбле. Вы не просто перечисляете события в жизни коллектива, например, перемены в составе или нечто подобное, Ваша цель — показать фанатизм и полувоенную дисциплину музыкантов как причину успеха.