Историческая типология культуры
Как отмечалось выше, культура – это вторая природа, все, что создала и создает человек в процессе своей жизнедеятельности. Если этот процесс рассмотреть во времени и пространстве, окажется, что в нем существуют длительные исторические промежутки времени, в течение которых культура находится в относительно спокойном состоянии. Назовем его агрегатным. В этом агрегатном состоянии не происходит глубоких содержательных изменений. Здесь напрашивается аналогия с явлениями физики. В частности, вода в определенных пределах температур находится в твердом, жидком и газообразном агрегатном состояниях. Так и культура: проходят века, тысячелетия, меняются поколения, исчезают целые народы и цивилизации, а с точки зрения исторического развития – никаких изменений. Но наступает момент, «что-то» происходит и развитие культуры переходит на длительный период в другое агрегатное состояние. И снова все повторяется. Такие агрегатные состояния и определяют исторические типы культуры, характерными признаками которых есть определенный устоявшийся способ создания материальных ценностей, отношение к природе, неписаные правила поведения, самосознания и самоидентификация, мировоззрение, восприятие других народов, общественная форма организации индивидов и тому подобное.
Характерные черты исторического типа культуры:
1. Способ создания материальных ценностей;
2. Отношение к природе;
3. Неписаные правила поведения;
4. Самосознание и самоидентификация;
5. Мировоззрение;
6. Восприятие других народов;
7. Общественная форма организации индивидов.
Отметим, что в процессе исторического развития отдельные черты, определяющие тип культуры, или их группы могут видоизменяться. Это подтверждает, что определенные исторические типы культур существуют в пределах еще более обобщенного исторического разделения. Если в основе исторического разделения культуры положить следующие три определяющие ее детерминанты, как:
1. способ освоения мира,
2. мировоззрения,
3. формы социальной организации, то историческое развитие мировой культуры будет делиться на культуру первобытного, раннеклассового, средневекового (феодального), буржуазного (Новое время) общества и социалистического общества.
Однако первобытная, раннеклассовая, феодальная культуры имели одну существенную общую черту – это были аграрные культуры. Менялись эпохи, средства производства, но суть оставалась прежней. Существовала пара: «физическая сила человека – природа». Вокруг этой взаимодополняющей «пары» и разворачивались в длительном времени и очень большом пространстве все исторические события. Но в самой «паре» происходили процессы накопления информации о мире и самом человеке, которые позволяли перейти аграрной культуре с одного уровня на другой, ее восхождение было связано с переходом к более производительным средствам производства. На основе их классификации К. Томпсон ввел понятие трех веков: каменного, бронзового, железного. Отметим, что впервые эта идея встречается в поэме «О природе вещей» римского философа, поэта К. Лукреция.
С первой попыткой целенаправленного выращивания сельскохозяйственных культур начинается наиболее длительный исторический этап – этап аграрной культуры. Радиоуглеродный анализ предметов из стоянок первобытных людей (остатков материальной культуры) свидетельствует, что это произошло более семь тысяч лет назад. В 30-е годы XX в. английский археолог Гордон Чайлд предложил назвать переход человеческого общества к земледелию и скотоводству неолитической революцией.
Время зарождения аграрной культуры и культуры вообще хронологически не совпадают. Культура как таковая возникает там, где впервые человек пользуется вещью, созданной не природой, а самим индивидом из природного материала.
Вопрос о времени возникновения локальной разницы в таких предметах современная наука полностью не решила и ориентировочно датирует его средним палеолитом.
Переход к земледелию положил начало общественной богатству, оседлого образа жизни. Раннеземледельческие общества стали социальной базой первых цивилизаций. Большинство ученых считает, что раннеземледельческих (аграрная) культура зародилась на Ближнем Востоке в период докерамического неолита Иерихона (Иерихон – город, упоминается в Библии, расположенный в долине р. Иордан на холме Тель-эс-Султан). Однако современные археологические исследования свидетельствуют, что раннеземледельческих культуры Европы такие же древние, как и культуры Ближнего Востока. Была ли самобытной древнейшая в Европе земледельческая культура Балкан, или она была принесена из Малой Азии – однозначного ответа нет. Но памятники этого географического района (VI тыс. до н.э.) свидетельствуют о высоком уровне аграрной культуры.
Следующий этап в развитии аграрной культуры связан с формированием первых раннеклассовых государств. Древнейшая мировая цивилизация Египта зародилась в Северо-Восточной Африке. «Даром Нила» называли Египет в древности, так его называл и Геродот. В третьем тысячелетии до Р.Х. в долине Нила уже существует единое государство. В период Древнего Царства (2800–2300 гг. до Р.Х.) Египет распространил свое влияние на территории Синайского полуострова, Южную Палестину и Нубию. В частности, поход в Нубию (2800 до н.э.) дал Египту 7 тыс. пленных, 200 тыс. голов скота. В этот период развивается садоводство, огородничество, виноградарство, пчеловодство. Зерно (ячмень, пшеница) – главное богатство аграрной культуры Египта. При правлении III царской династии быстро распространяется каменное строительство с применением предметов труда из меди. В период Среднего Царства (2200–1800 гг. до Р.Х.) используются предметы из бронзы, разрабатываются залежи меди на Синае, золота – в Северной Нубии. В эпоху Нового Царства (1580–1085 гг. до Р.Х.) Египет занимает ведущее положение в Восточном Средиземноморье. В страну ввозится большое количество сырья, скота, золота, пленных. В VII–VI вв. до Р.Х. повсеместно применяются предметы труда, изготовленные из железа. К этому времени относится изобретение шадуф (рычаг, журавль у колодца), способов мумификации, выработка стекла. Рабы становятся основной производительной силой (за 30 лет Рамзес III подарил храмам 100 тыс. пленных и более 200 тыс.га плодородных земель). С завоеванием Египта Александром Македонским (322 гг. до Р.Х.) закончилась эпоха фараонов, начался период эллинизма.
До сих ученые мира ведут дискуссии относительно источников египетской культуры. Открытая в конце XIX в. доисторическая культура на территории Верхнего Египта, которая не была похожа на культуру Царских династий, породила теории внеземного происхождения египетской цивилизации.
Позже возникают культуры древних цивилизаций Африки, Южной Аравии, Месопотамии, Малой Азии, Ирана, Закавказья, скифов, Средней Азии и другие. Они существовали в период III тыс. до Р.Х. – IV в. н.е. Непохожие между собой, разбросанные во времени и пространстве, все они имели единую общую черту – это были цивилизации аграрных культур.
В IV в. н.э. некогда могущественная Римская империя распадается на западную и восточную части. На востоке, где в конце III в. утвердилось христианство, возникает новая империя, позже получила название Византийской. На западе в течение нескольких столетий продолжался процесс формирования государств, позже составивших западноевропейское средневековое общество. Период культурного развития Западной Европы (V–XIV вв.) делят на три части: раннее, классическое, позднее средневековье.
Возникновение византийской и западноевропейской культур имело объективные причины. Развитие городов, появление новых, более производительных, средств производства в аграрном секторе сдерживались существующей общественной организацией, политеистическим мировоззрением, низким уровнем производительности труда. Новые формы проживания образовались еще в период стихийного зарождения феодальных отношений внутри рабовладельческих. Указом императора Каракаллы (212 г.) все население, которое проживало на землях городов, приобретало право римского гражданства. Это привело к перераспределению и концентрации земельной собственности, создало условия для закрепощения части населения. Начинает игнорироваться определяющий принцип римского права – равенство всех граждан перед законом. Сначала это была относительно безболезненная форма решения острых социальных проблем. Идейные основы этого процесса были заложены распространением христианства в начале I в. После жестокого противостояния язычеству в III–IV вв. христианство получает императорское признание. Общий распад рабовладения и начало формирования феодальных отношений в Византии приходится на середину IV–VII вв., в Западной Европе – на века позже. Как видим, средневековая культура, как и первобытная и раннеклассовая, по своей форме была аграрной.
Зарождение буржуазных отношений в итальянских городах в первой половине XV в., научная революция XVII в., перерастания ремесла в мануфактуру начали глубинные изменения в жизни тогдашнего общества. Пара «человек – природа» трансформировалась в новое, чрезвычайно сложное, системное, образование – треугольник: человек – природа – машина. Произошел переход от аграрной культуры к технической.
Положив в основу типологии культуры общественно-экономические формации, можно выделить четыре ее исторических типа. Однако бурное развитие машинного производства, освоение новых видов энергии, революция в средствах коммуникации внесли в эту структуру свои коррективы. Новая экономическая формация, которая окончательно победила в XVII в. и положила начало «Золотого возраста» буржуазных отношений (XVIII в.), оказалась настолько динамичной, что не только научный, но и рядовой гражданин в течение жизни своего поколения фиксирует глубокие структурные и содержательные изменения в культуре. Поэтому ряд научных школ Запада, руководствуясь социально-экономическими критериями периодизации, выделяют новые структурно-хронологические границы в развитии культуры.
Структуризация (группировка) происходит не по типу и значимости продукта (аграрная культура, техническая культура), а по способу присвоения и производства (производство как технический термин машины и их виды по энергетическим параметрам).
Как видно из структурной схемы, эгалитарное общество отвечает уравнительному типу распределения продукта и тождественно первоначальному. Дифференцированное общество (или стратифицированное, иерархическое) тождественно раннеклассовое, феодальном и современному обществу.
Научные исследования культуры, начались в эпоху Возрождения и продолжались в эпоху Нового времени, в основу которых положен принцип распределение материальных благ, носили поисково-гипотезный характер. В частности, Ж. Кондорсе, рассматривая генезис уровней хозяйственной деятельности, выделял культуру охоты, рыболовства, земледелия. А. Фергюсон делит весь исторически-культурный период на дикость – варварство – цивилизацию.
В изучении эволюционного развития Земли на основе археологических исследований используют геологическую периодизацию.
Эры исторического развития Земли: архейская, палеозойская, мезозойская, кайнозойская.
Возникновение человека приходится на кайнозойскую эру. Исследование этого периода позволяет выделить определяющие детерминанты, которые обеспечили дальнейшее развитие такого уникального явления природы, как человек и его культура.
Новые знания в области фундаментальных наук конца XX в. стимулировали внимание исследователей к проблеме культурно-исторической периодизации по уровню духовного восприятия мира. Научный поиск здесь в основном сосредоточен на культурных закономерностях перехода социальных обществ от одной системы мировосприятия к другой. Однако авторы исследования не учитывают одной важной особенности проблемы. Переход к монотеистическому мировоззрению состоялся в рамках отдельных народов, регионов, а не всего человечества. Политеистическое мировоззрение трансформировалось в монотеистическое как по содержанию, так и по форме на уровне представлений конкретного индивида, группы. На уровне всего человеческого общества монотеизм проявляется только в одном – признании Творца. Сегодня человеческое общество Земли исповедует сотни различных религий и является такой же «языческой», как и две тысячи лет назад.
С одной стороны общечеловеческие ценности нуждаются в монотеистическом мировосприятии (в широком смысле), а с другой –социально-исторические противоречия между современными «племенами» (читай государствами) уже не адекватны уровню общечеловеческих потребностей. Итак, периодизация культурно-исторического процесса, основанная на хронологии духовных начал, может быть наиболее плодотворным при изучении отдельных отраслей человеческой культуры, особенностей ее содержания и формы, распространения среди народов – соседей и тому подобное.
Как отмечалось выше, определяющим элементом культуры является человек, который одновременно выступает ее субъектом и объектом. Понятно, что совокупность созданного человеком (материальные и духовные ценности) в разные исторические времена была разной как по форме, так и по содержанию. Общественные науки, учитывая это обстоятельство, выделили определенные особенности развития социокультурного поля в разные исторические периоды.
Прежде всего, с поступательным развитием человечества формировался определенный культурно-исторический тип человека, которому был присущ свой тип культуры. Следует обратить внимание на то, что вопрос первичности или вторичности в системе человек – культура является некорректным. Первичными являются одновременно и культура, и человек. Культура существует постольку, поскольку существует человек, а человек самореализуется в поле культуры. Самореализация человека на протяжении длительного исторического периода ведет к формированию определенного стиля как формы этой самореализации. Поэтому историческая типология культуры посредством ее основных стилей (романский, готический, барокко, классицизм) позволяет проследить и зафиксировать культурно-исторические периоды на уровне их прогрессивного значения в истории человечества.