Историческая типология культуры

Историческая типология культуры - это основание классификации культурной формы. Существует огромное количество оснований для классификации и в виду этого огромное количество различных типов культуры. Историческая типология выделяет три основных исторических типа культуры: архаический, традиционалистский, индивидуально-творческий.

Эта типология неслучайно получило название исторической, это означает, что вышеуказанные типы культуры возникли не одновременно. Их можно представить как основные этапы исторической культуры, ее ступени. В основе выделения этих типов лежит сознание:

Архаическая культура, на основании этого критерия приобретает несколько иное название - мифопоэтическая, так как сознание на этом этапе реализуется через две основные формы: миф и эпос.

Традиционалистская, по новому критерию нормативная или риторическая, так как главная культурная форма - риторика.

Индивидуально-творческая, собственная. Культурология. ХХ век. Энциклопедия в 2 томах, СПб., «Университетская книга», 1998, т.1, с. 473

Помимо этого необходимо при анализе этой типологии ввести два важных понятия: традиция и рефлексия (осознанность). Каждый из типов культуры будет соотноситься с этими двумя понятиями. Традиция передаётся из поколения в поколение и предполагает, что опыт предков можно определить как ориентир. По соотношению с двумя вышеуказанными понятиями наблюдается такая картина:

Архаическая. Нерефлексивная и традиционалистская. Этот тип культуры не ориентируется на новаторство, наблюдается стремление к консерватизму, особенность в том, что делается это не осознанно.

Традиционалистская. Характеризуется традиционализмом и рефлективностью. Теперь уже осознанный традиционализм, в виду этого вырабатываются особые формы для сохранения традиций.

Индивидуально-творческая. Рефлексивная и нетрадиционная. Традиции на данном этапе подвергаются критике и ломке. Человек остаётся один на один с самим с собой, но теперь это не вызывает затруднений, наоборот, непохожесть на других только приветствуется. Новации происходят в результате осознанных усилий.

В европейском культурном материале имеют место все три типа. Можно привязать конкретные периоды в европейской истории к трем типам культуры:

Архаический - первобытность.

Традиционалистский - античность, средневековье, эпоха возрождения.

Индивидуально-творческий - новое и новейшее время.

Легче всего характеризовать второй тип, так нет большого разнообразия. Трудно первый, поскольку имеется слишком мало фактов, реальность аморфна. Но труднее всего третий, поскольку он слишком разнообразен. При рассмотрении этих типов можно выделить две позиции организации. 1 - линейная позиция, 2 - кумулятивная.

Линейный подход в соотношении исторических типов культуры предполагает, что каждый последующий тип сменяет предыдущий, при этом предыдущие типы полностью уходят из жизни, забываются, теряют какой-либо смысл. Согласно этому подходу третий тип (в котором мы живем) это конечный этап в развитии культуры.

Кумулятивный подход предполагает, что с возникновением очередного типа культуры не происходит смена, удаление предыдущего типа, происходит только надстраивание нового типа на старый. Образуются новые слои сознания, они наращиваются сверху на старые, причем старые при этом не теряют своей актуальности. Каждый последующий тип становится более сложным.

Выделяют следующие основные исторические типы организационных культур:

 органическую;

 предпринимательскую;

 бюрократическую;

 партиципативную.

Краткое описание организационных культур представлено в табл. 6.1

Таблица 6.1. Характеристика основных типов организационных культур.

Типы организационных культур
Органическая Предпринимательская Бюрократическая Партиципативная
Организация направляется
согласием с общей идеей свободной инициативой сильным руководством всесторонними обсуждениями
Проблемы решаются на основе
исходного согласия с целями и задачами индивидуального творчества ясного и сосредоточенного продумывания открытого взаимодействия
Лидерство основывается на
разделяемых взглядах о направлении общего движения наличии авторитета и признания власти и положении содействии контактам и сотрудничеству
С хроническими проблемами справляются с помощью
непридания им значения и отказа от обсуждения поиска новых творческих подходов укрепления руководства и следования правилам более напряженной дискуссии и выработки способов решения
Повседневная работа
осуществляется при минимальном вмешательстве в нее выполняется и видоизменяется каждым по-своему зависит от неизменности курса и активности руководства постоянно перепроверяется для большего совершенства
Функции и ответственность
реализуются с почти автоматической точностью получаются такими, какими их делают люди предписываются и закрепляются разделяются и сменяются по необходимости
Желания и интересы отдельных людей
оцениваются по степени их согласованности с целями организации считаются более важными, чем интересы организации подчиняются интересам организации согласуются с интересами организации путем договоренностей
Руководство
задает контекст и цель, сводя к минимуму остальное вмешательство дает людям возможность делать так, как они считают нужным определяет лидеров и возможные направления развития действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества
Разногласия и конфликты
отражают факт расхождения с общими целями и задачами являются продуктивным выражением индивидуальных особенностей и различий угрожают стабильности организации и мешают работе считаются жизненно необходимыми для эффективного решения проблем
Коммуникации (общение)
ограничены и несущественны меняются по интенсивности и непредсказуемы формальны и подчиняются правилам открыты и насыщенны
Информация и данные (как правило)
расцениваются как совместное знание, которое не нужно выносить вовне используются для индивидуальных достижений контролируются, и доступ к ним ограничен оцениваются и распределяются открыто
           

Одной из исторически первых сформировавшихся классификаций культуры по типам является историко-этнографическая типология, сложившаяся в рамках этнографии – науки о происхождении и этнической истории народов, что вполне не случайно, если вспомнить, что становление и выделение культурологии как самостоятельной области знания начиналось в лоне этнографии. В основе историко-этнографической типологии культуры основным критерием является выделение общих для той или иной группы культур особенностей образа жизни во всей полноте его проявления у различных народов и этносов.

28. Понятия "цивилизация" и "культура" как два способа определения конкретно исторического типа развития культуры

Самым крупным культурным комплексом выступает цивилизация, которую часто отождествляют с культурой. В каких-то случаях так оно и есть, но не всегда они выступают синонимами. Цивилизация понимается учеными в двух значениях.

В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену "варварству", иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества.

Во втором случае цивилизацию связывают с географическим место, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизация различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

Оба слова - культура и цивилизация - относительно недавнего происхождения. В широкий научный оборот они вошли в 19 в. усилиями антропологов, историков и деятелей литературы. С тех пор они употребляются практически как синонимы, обозначающие одни и те же вещи, но отражающие их с разных сторон.

Оба термина имеют латинские корни. Слово "цивилизация" происходит от латинского "civis", обозначающего "жителей города", или "горожан". В средневековье оно носило юридический смысл и относилось к судебной практике. Затем его значение расширилось. "Цивильным" стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а "цивилизовать" ? означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низшие сословия, к примеру крестьян. В светском обществе "цивильность" означала учтивость.

Первым употребил слово "цивилизация", по мнению Л.Февра, барон Гольбах в 1766 г. Руссо еще не пользовался им или не знал его. Хотя оно его могло бы здорово выручить. Ведь критиковал он на самом деле не культуру, а именно цивилизацию. Но за неимением подходящего слова, досталось культуре. Однако слово "цивилизация" появилось при жизни Руссо и в самое нужное время - когда завершилось издание "Энциклопедии" Просветители связывали цивилизацию с разумом, а культуру с духом. Немецкое слово "Geist" с самого рождения вошло в новое понятие и долго сопутствовало ему. "Понятие "культура" вырабатывалось именно с целью разбить идею единой для всех цивилизации, чтобы сделать возможным употребления слова во множественном числе, уравнивая их с точки зрения духовности - Geist. Так что не случайно именно в Германии последовательность цивилизации и культуры будет увидена совсем иначе, чем она по сей день видится во Франции" 1)

Слово "культура" происходит от латинского "colere" и переводится как возделывать почву, обрабатывать, пахать землю. Не случайно в древности cultus ассоциировался с культивированием (cultivate). Но помимо того "colere" имеет и множество других значений. Как и слово "civis", этот термин может обозначать жителей города или деревни. Тем не менее большинство смыслов данного слово связано с вполне определенными процессами, а именно развитием, началом какого-либо мероприятия и его продолжением. Так, можно заниматься культивацией (обихоживанием, приведением в порядок и обработкой) сада. Можно также культивировать какие-либо занятия, виды деятельности, хобби, интересы, в том числе культивировать прекрасное и разумное (отсюда связь этого термина с воспитанием человека). В современном языке слово "культура" подразумевает исключительно или преимущественно позитивные процессы и достижения человечества, связанные с гуманизмом. Именно благодаря этому оно отличается от животного мира. В итоге культура выражает проявление творческого начала в человеке и человечестве, связанное с рождением каких-либо уникальных вещей[3].

В определенном смысле Францию можно считать родиной цивилизации, как Германию следует называть духовной родиной культуры. По своему содержанию "цивилизация" в одной стране обозначало то же самое, что "культура" в другой. Во Франции новому термину пришлось конкурировать с близкими по смыслу словами, в частности, police - учреждение по поддержанию правопорядка и нравов, и civilite, означавшим способность открыто, мягко и вежливо держать себя, вести беседу. Свободной ниши для нового слова не было подготовлено. Однако оно успешно выдержало соперничество и утвердилось в языке во многом благодаря тому, что несло в себе несколько иной оттенок, новое, более широкое значение. В слове civilisation, которое поначалу было обычным неологизмом, содержались такие значения, как ученость, искусственность, насильственность. В новом слове слышался принудительный и единый для всех идеал, так радовавший просветителей, как универсальная, общечеловеческая цель победы грамотности над невежеством французское слово "цивилизация" на протяжении нескольких десятилетий не знало множественного числа. "Как считает французский лингвист Э.Бенвенист, слово "цивилизация" берет свое начало от Zivilisation (благовоспитанность) и буквально означает воспитанное, развитое, облагороженное общество (в противоположность варварству)" 2)

По мнению крупнейшего специалиста в области социальной истории европейской культуры Л.Февра, слово "цивилизация" родилось во французском языке и, пожалуй, нигде больше оно и не могло родиться. В глазах соседних народов это понятие соединилось как раз с тем культурным типом, который сложился именно во Франции. Л.Февр приводит мнение Ф.Ницше, высказанное в письме к А.Стриндбергу: "Нет никакой цивилизации, кроме французской" 3)

Цивилизация ассоциировалось в Европе ХУ111-Х1Х веков с социальными установлениями, правами и свободами, а также мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала духовный мир. Скорее она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека.

Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил два понятия немецкий философ Иммануил Кант, а в начале XX века другой немецкий философ Освальд Шпенглер в своем знаменитом труде "Закат Европы" и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. "Культура - это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста", - писал известный французский историк культуры Ф.Бродель, как бы соглашаясь с высказыванием О.Шпенглера 4)

Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой ? духовный мир человека. Второе значение термина "цивилизация" восходит к его латинскому корню: civis ? не только гражданин, но и горожанин. Поэтому цивилизация означает городскую культуру. В этом смысле все примитивные народы, не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя понятие "культура" распространяется и на них.

В культурологии так и не сложилось единого понимания цивилизации. В частности, она понимается как степень культурного развития, которой достигли далеко не все страны. Существует множество показателей цивилизованности: уровень смертности (особенно детской), санитарное состояние городов, экология и т.п. Самым важным показателем считается наличие письменности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью. В одном из самых авторитетных изданий по культурологии, а именно в книге Р.Уильямса "Ключевые слова: словарь по культуре и обществу" , сказано, что культура явилась некоей альтернативой "цивилизации", которая тесно ассоциировалась с социальным прогрессом. В понятии "культура" воплотилась идея национальных и традиционных культур, всего комплекса явлений, обычно связываемых у нас с народной культурой 5)

Российские этнографы, в частности Ю.И.Семенов, считают, что признаками перехода к цивилизации являются: в области материальной культуры - появление монументальных каменных или кирпичных строений (дворцов, храмов и т.п.), в области духовной культуры - возникновение письменности. И монументальное зодчество, и письменность представляют собой яркое проявление культуры "верхов", или элитарной культуры6) .

Для антропологов цивилизация - всего лишь более сложный, или наивысший тип культуры. А если придерживаться этимологии, то окажется, что цивилизация - это культура людей, живущих в городах. Горожанам присущи сложный образ жизни и письменный язык. Иного различия между культурой и цивилизацией антропологи, в отличие от социологов, не проводили. "Цивилизация" - совокупность созданных человеком "средств", а "культура" - совокупность всех человеческих "целей".

Врезка

А.Грин

Дописьменные культуры и цивилизация

Культура становится цивилизацией только тогда, когда у нее появляются письменный язык, наука, философия, высоко специализированное разделение труда, сложная технология и политическая система. Дописьменные культуры не обладают этими чертами. Но главный их недостаток - отсутствие письменности. Важность данного фактора следует из самого названия культур, которые не являются цивилизациями, - дописьменные.

Дописьменные общества являются также донаучными, доиндустриальными и доиндивидуальными. У них нет истории, но есть только легенды. Время и пространство ограничены. Они крайне плохо осведомлены о других народах. В строгом смысле они не имеют теологии и космологии. Они не могут создать науку, ибо она предполагает продвижение постепенное накопление верифицированных знаний, что в свою очередь требует записи результатов наблюдений и опытов". Благодаря этому последующие поколения создают систематическое знание на прочном экспериментальном фундаменте. Культура здесь развивается медленно, она не знает прогресса.

Сокращено по: Green Arnold W. Sociology. An Analysis of Life in Modern Society. N.Y.: McGraw-Hill Book Co., 1968.Р.89

Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Она явилась вершиной социального прогресса человечества. Возникновение земледелия 10-12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в социальном и культурном развитии. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность труда и размеры прибавочного продукта. Увеличение размеров прибавочного продукта дало скачок развитию института торговли - из случайного и нерегулярного обмена между локальными группами торговля превратилась в систематическое профессиональное занятие большой группы людей, вскоре подчинившей себя всю структуру экономической жизни общества. Именно с возникновением земледелия фигура торговца стала главным экономическим и культурным агентом человеческого общества. Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации, если таковую понимать как совокупность не только духовных, но и материальных, научно-технических достижений человечества. Благодаря ему стали возможными наемные армии и возведение пирамид, дворцов и храмов, создание городов и развитие системы управления. Торговец, купец и промышленник на протяжении всей человеческой истории выступали постоянными меценатами, жертвователями, спонсорами культуры.

Считается, что бизнесу мы обязаны возникновением письменного языка. Действительно, необходимость записи собранных и хранящихся продуктов труда, регистрирования тех, кто привез зерно, когда он это сделал, в каком объеме, кто чем владеет, ведение деловой документации и управление государством в конечном итоге привели к возникновению письменности, а позже и книгопечатания.

Именно с земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизации. Среди таких признаков следует назвать и зарождение религии, но не как случайного и непрофессионального занятия, связанного с преклонением перед сверхъестественными силами природы, а как мощного социального института, который покоится на систематических ритуалах и церемониях, развернутой доктрине сакральных культов, деятельности и влиянии мощной профессиональной группы профессиональных жрецов.

Сегодня ученые согласились, что первый и второй подходы, о которых говорилось в самом начале параграфа, применимы только к обществам, стоящим на достаточно высокой ступени различия, где бы географически они ни размещались. В таком случае вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет. (Там, где нет письменности, нет и цивилизации). Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования в условиях цивилизации человечество жило не более 2% времени.

Соединение места и времени дает поразительно богатую палитру цивилизаций. Исторически известны, в частности, евразийская, восточная, европейская, западная, мусульманская, христианская, античная, средневековая, современная, древнеегипетская, китайская, восточнославянская и другие цивилизации.

Итак, цивилизация - глобальное понятие, обозначающее степень и своеобразие культурного развития общества или обществ. Ее понимают в двух смыслах: как историческое (время) и географическое (место) образование.

Но это лишь один из возможных вариантов понимания такого сложного явления, как цивилизация. Ученые не пришли к единому мнению о том, что есть цивилизация. Одни относят это понятие к историческим эпохам и говорят об античной, средневековой и современной цивилизациях, другие связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальную цивилизации. Третьи опираются на религиозные и социокультурные критерии и анализируют евразийскую, мусульманскую, христианскую, восточную, европейскую, западную и т.д. цивилизации.

Иногда культуру понимают не как синоним цивилизации, т.е. нечто равное ей, а как ее аспект, часть, сторону. Поэтому говорят о культуре как о символическом коде цивилизации, неважно, материализованным (в книгах, памятниках и т.д.) или нематериализованным (нормы, этикет, знания).

Древний Китай, Древняя Греция, Древний Египет, Вавилония, средневековая Европа и Россия принадлежат к одному и тому же историческому типу общества, а именно традиционному. Несомненно, каждая страна обладала собственной, непохожей на другие, культурой. А цивилизация? В рамках традиционного общества мы встречаем многообразие цивилизаций: античную, средневековую, христианскую, восточную, древнеегипетскую, евразийскую.

Что же такое цивилизация, в таком случае? Чем она отличается от двух других фундаментальных понятий - общества и культуры? Когда мы говорим об обществе, то вспоминаем социальную структуру, социальные институты, социальную стратификацию. А под культурой подразумевают среду общества - нормы, законы, манеры, этикет, обычаи, традиции и т.д.

А что же остается на долю цивилизации? Какие важные аспекты жизнедеятельности людей охватывает понятие "цивилизация"? Спросим себя, что отличает, например, восточную цивилизацию от западной? Скорее всего, понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, места труда и досуга и т.д.

Обе цивилизации основываются на различных системах социальных ценностей, определенной философии, определенных образе жизни и принципах, отношении к природе. Это первично, а их воплощение - в типах жилища, образе жизни, способах общения - вторично. В понимание цивилизации следует, видимо, включить отношение к прогрессу, рациональной науке и технике, трактовку природы человека.

Ученые применяют одно и то же понятие к противоположным явлениям. В частности, социологи уверены, что народы, стоящие на дописьменной стадии развития, нельзя считать цивилизованными. А историки говорят о своеобразии цивилизации скифов, не имевшей собственной письменности.

Делая исключения для некоторых письменных цивилизаций, ученые, тем не менее, согласны в одном: первобытное общество, где не было не только письменности, но и классов, городов и государств относить к цивилизации нельзя. Речь может идти только о доцивилизационном состоянии человечества. Отсюда следует, во-первых, что общество возникло раньше, а цивилизация позже, во-вторых, что понятия "цивилизация" и "культура", вопреки распространенному мнению, не синонимы. В самом деле, у примитивных обществ Полинезии и Океании, до сих пор ведущих первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государств, но культура у них есть. Антропологи начала XX века, введшие в социологический оборот понятие "культура", изучали именно такие общества.

Знания, мифы, культ, церемонии, верования и т.п. - несомненные элементы культуры. Они универсальны. Но их содержание и роль в обществе, характер передачи и исполнения, удельный вес - скорее признаки цивилизации. В результате, не только культура - аспект цивилизации, но и цивилизация - сторона, срез культуры. Оба подхода одинаково правильны.

Итак, цивилизация - определенная часть или степень развития культуры. Большинство исследователей согласны в том, что цивилизация предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень очеловечивания народов. Прогресс культуры идет от варварства и цивилизации.

В самом общем смысле цивилизация обозначает способность и умение людей уживаться вместе в пределах городской общности. При таком понимании сути дела цивилизованными следует назвать способ жизнедеятельности общественных животных, в частности муравьев и пчел. Они существуют и добывают средства к жизни в социальных группировках, называемых семьями, колонами и роем. То же самое относится к колониям многих микроорганизмов[4].

Пожалуй, наиболее ярко близость цивилизации и культуры проявляется в способности изготовлять орудия труда. Именно с их помощью созданы техника и технология, позволившие человечеству вырваться из пут животного царства и достичь невиданного прогресса. Оно прошло гигантский путь от изобретения первого колеса до новейших марок автомобилей, компьютеров и мобильных телефонов благодаря прежде всего цивилизации и культуре.

В изготовлении орудий труда раньше, чем в возделывании почвы и земледелии, человек проявил свои цивилизованные и культурные навыки. Недаром человека называют изготовителем орудий - toolmaker. Обезьяна способна применять только сподручные средства, например для того чтобы достать с дерева банан, не прибегая к их изменению, творческому преобразованию. Животные, не способные стать тулмайкерами, никогда не будут обладать развитой речью, письменностью, никогда не смогут сочинять музыку, строить города, прокладывать акведуки или рисовать автопортреты. Как и многие животные, человек начинал свое существование со строительства примитивных гнезд, шалашей и захвата пещер, отбивая их у диких животных или временно пользуясь оставленными жилищами. Но в отличие от них человек не остановился на достигнутым и смог шагнуть далеко вперед, создавая сложные орбитальные станции в космосе.

Таким образом, цивилизация воплощает не просто местопребывание в пределах города, как это может показаться, исходя из ее этимологии. Она символизирует определенный образ жизни и достижение общественного развития - городскую цивилизацию со всеми ее техническими достижениями, преимуществами в комфорте и материальных благах. Цивилизация как высшая стадия в эволюции человека связана также с развитием религии и искусств, технологии, науки и политики. Каждая из них отражает ту или иную сторону цивилизации. А поскольку цивилизация (civilization) на заре человеческой истории концентрировалась в определенных местах, а не была распространена, как ныне, по всему земному шару, ее связь - историческая, социологическая и этимологическая - с термином "город" (city) уже не должна вызывать удивления. Города поистине возникали как очаги цивилизации в бескрайнем мире дикости и не-культуры. Да и современную западную культуру следует считать порождением античной городской культуры и античной же цивилизации. Разумеется, при этом не следует забывать о существовании других, вовсе не западных, городских цивилизациях, например, в Иерусалиме, Александрии или Константинополе. Более поздние городские цивилизации Флоренции, Милана, Венеции, Парижа, Лондона, Вены, Амстердама и Бостона обязаны влиянию не только Афин и Рима, но и этих, преимущественно восточных, городских цивилизаций.

Для большинства антропологов цивилизация - всего лишь тип - сложный или высший - культуры. А если мы последуем за этимологией, то окажется, что цивилизация - это культура людей, живущих в городах. Горожанам присущи сложный образ жизни и письменный язык. Иного различия между культурой и цивилизацией антропологи, в отличие от социологов, не проводили. "Цивилизация" - совокупность созданных человеком "средств", а "культура" - совокупность всех человеческих "целей"[5].

Огромную роль в зарождении человеческой цивилизации сыграли экономика, хозяйство и производство. Стремясь добыть себе пропитание, укрыться от непогоды, согреть свое тело, Homo sapiens начал изготовлять орудия труда, добывать пищу, шить одежду и строить жилища. Удовлетворение базовых потребностей, которые в иерархии потребностей современного американского психолога и социолога А.Маслоу, занимают два нижних этажа (потребность в существовании и потребность в безопасности), послужили стимулом к развитию как цивилизации, так и культуры.

Уже на первых порах человек принялся заботиться не только о надежности, но и о красоте своего жилища. В теплых странах он раньше надел украшение, нежели прикрыл от холода свое тело. Украшение оружия и орудий труда также началось издревле.

Таким образом, цивилизация как забота о своем материальном комфорте и культура как проявление высокоразвитого эстетического вкуса с самых первых пор шли рука об руку.

Удовлетворив свои базисные или, как их называл А.Маслоу, первичные потребности, человек задумался о способах, формах и месте удовлетворения вторичных потребностей - в социальном общении, карьерном росте и духовном самовыражении. Автор иерархической теории потребностей так и говорил: первичные потребности биологичны, ибо предзаданы человеку самой природой, а вторичные социальны, поскольку порождены самим человеком и способом его коллективного бытия.

За 6-7 млн. лет человеческого существования, с тех пор как предлюди выделились из мира приматов, способы, формы и место удовлетворения первичных потребностей по существу не изменились. Человек все также нуждается в пище, пусть и более разнообразной или калорийной, в одежде, хотя и более экстравагантной, жилище, пусть даже более многоэтажном, архитектурно совершенном и уютном. С течением веков и тысячелетий содержание механизма удовлетворения базовых потребностей не изменилось: нам надо что-то выращивать, пахать, рубить или кого-то убивать, чтобы это использовать в пищу, для изготовления одежды или строительства жилья. Преобразилась лишь форма, т.е. культурное оформление.

Вместе с тем значительную эволюцию претерпели вторичные потребности. Потребность в социальном общении уже не ограничивается танцами у костра, отправлением коллективных ритуалов, подчинением первобытной группе. Сегодня общество нацелено на защиту индивида, а не наоборот. Широкий круг прав и свобод человека, защищаемых всей мощью современной демократии (разумеется, там где она есть), превратили индивида в высшую ценность, обслуживать и служить которому призваны и общество, и государство.

Историческая типология культуры - student2.ru

Социальное взаимодействие, коммуникация и формы общения, равно как и отношения между обществом и индивидом, сегодня стали качественно иными, чем в далекие времена. Еще более революционные изменения ожидали высшую, в иерархии А.Маслоу, пятую потребность - в духовном самовыражении. Сегодня уже трудно представить, какие материалы, формы или какие места не подошли бы человеку, стремящемуся к творческому самовыражению - от свадьбы под водой и экстремальных видов отдыха до аудиовидеомобильной скульптуры и лазерной галлографии.

А.Маслоу (1908-1970) расположил потребности в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:

1. Физиологические потребности - в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе, предохранении себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода и т.д.). Их еще называют витальными, т.е. ответственными за сохранение жизни человека.

2. Потребности в безопасности выражают стремление сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Физическая безопасность - потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего социума, например, в безопасности на улицах, в отсутствии войн и конфликтов, а также о стремлении избежать несправедливого обращения. Экономическая безопасность - потребность в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок).

3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что человек - существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы жаждем дружбы, привязанности, любви, принадлежности к сообществу, общения, участия в организациях, заботы о другом и помощи близких. Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим.

4. Престижные потребности, напротив, показывают, что человеку вместе с тем присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, быть не равным им, обращать на себя особое внимание и искать преимуществ. Стремление выделиться движет служебным ростом, желанием сделать карьеру, получить более высокие статус, престиж, признание, оценку. Их называют еще эгоистическими, или потребностями в оценке, ибо они ориентированы на самого себя. Стремление, мотивация к успеху, достижениям, соперничеству относятся именно сюда.

5. Духовные потребности - это стремление к самореализации, выразить через творческую активность все, на что способен человек, осуществить себя. Однако духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека. А.Маслоу называл их основными, или базисными потребностями, а за их роль в стимулировании человеческой деятельности - мотивационными переменными (но не мотивами в строгом смысле слова).

Первые два типа потребностей названы первичными (врожденными), три других - вторичными (приобретенными). Взрослея, человек все большее значение придает вторым. Таким образом, процесс духовного взросления это процесс возвышения потребностей, т.е. замещения первичных вторичными.

Для прояснения нашей темы обратимся к схематическому отображению иерархической теории потребностей А.Маслоу и спроецируем на нее два понятия - цивилизации и культура.

  Духовные потребности  
  Престижные потребности  
  Социальные потребности  
  Потребности в безопасности  
  Физиологическиепотребности  
Рис.2. Цивилизация и культура на шкале потребностей А.Маслоу
                     

Наши рекомендации