III. О хитростях при столкновении
I.Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперед передовых застрельщиков, у которых нет с собой ничего, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они ничего не грабят, не жгут домов, не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного, обращают их в бегство. За ними следует войско, которое, наоборот, забирает всё, что находит; также и людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают. Тем не менее, все же стоящие во главе войска посылают после этого глашатаев, которые должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках... <...>
III. Надо знать, что всякий раз как они завидят врагов, они
идут на них, и каждый бросает в своих противников три или
четыре стрелы; и если они видят, что не могут их победить, то
отступают вспять к своим; и это они делают ради обмана, чтобы
враги преследовали их до тех мест, где они устроили засаду; и
если их враги преследуют их до вышеупомянутой засады, они
окружают их и таким образом ранят и убивают. Точно так же,
если они видят, что, против них имеется большое войско, они
иногда отходят от него на один или два дня пути и тайно на
падают на другую часть земли и разграбляют ее; при этом они
убивают людей и разрушают и опустошают землю. А если они
видят, что не могут сделать и этого, то отступают назад на десять
или на двенадцать дней пути. Иногда также они пребывают в
безопасном месте, пока войско их врагов не разделится, и тогда
они приходят украдкой и опустошают всю землю. Ибо в войнах
они весьма хитры, так как сражались с другими народами уже
сорок лет и даже более.
IV. Когда же они желают приступить к сражению, то распо
лагают все войска так, как они должны сражаться. Вожди или
начальники войска не вступают в бой, но стоят вдали против
войска врагов и имеют рядом с собой на конях отроков, а также
женщин и лошадей. Иногда они делают изображения людей и
помещают их на лошадей; это они делают для того, чтобы за
ставить думать о большем количестве воюющих. Пред лицом
врагов они посылают отряд пленных и других народов, которые находятся между ними; может быть, с ними идут и какие-нибудь татары. Другие отряды более храбрых людей они посылают далеко справа и слева, чтобы их не видали их противники, и таким образом окружают противников и замыкают в середину; и таким путем они начинают сражаться со всех сторон. И, хотя их иногда мало, противники их, которые окружены, воображают, что их много. А в особенности бывает это тогда, когда они видят тех, которые находятся при вожде или начальнике войска, отроков, женщин, лошадей и изображения людей, как сказано выше, которых они считают за воителей, и вследствие этого приходят в страх и замешательство. А если случайно противники удачно сражаются, то татары устраивают им дорогу для бегства, и как только те начнут бежать и отделяться друг от друга, они их преследуют и тогда, во время бегства, убивают больше, чем могут умертвить на войне.
Документ № 27 Из «Никоновской летописи» (XVI-XVII вв.): о разорении Рязани Батыем
Вопросы и задания к документу № 27:
1. Объясните, почему татары пришли на Русь зимой?
2. Что означало для князя и дружины требование десятины «доспехами и конями»?
3. Каково отношение летописца к Владимирскому князю Юрию Всеволодовичу? Разделяете ли вы его мнение? Свой ответ аргументируйте.
4. Чем вы объясните жестокость действий татар?
5. О чем свидетельствуют события на реке Сити?
6. Чем вы можете объяснить военные успехи завоевателей?
В год 1237. В ту зиму пришли из восточных стран лесом на Рязанскую землю безбожные татары с царем Батыем. Оттуда они
отправили своих послов — женщину-чародейку и двух мужей с нею — к князьям рязанским, прося у них десятины во всем: в князьях, и в людях, и в конях, и в доспехах. Не допустив послрв в город, рязанские князья Юрий Игоревич и его брат Олег ответили: «Когда нас не будет, то все ваше будет».
Рязанские князья послали ко князю Юрию Владимирскому с просьбою, чтобы он прислал помощь или сам пришел. Князь же Юрий не пошел, не послушал просьбы рязанских князей, но хотел сам дать бой татарам.
И пришли окаянные иноплеменники под стольный град Рязань, обступили град 6 декабря и огородили его острогом. Рязанские князья затворились в городе с людьми, бились крепко и изнемогли. Татары взяли город Рязань в тот же месяц, 21, весь сожгли, убили князя Юрия Игоревича, его княгиню, перебили других князей, а мужчин, женщин, детей, похватав, одних рассекали мечами, других убивали стрелами и бросали в огонь, а некоторых, схватив, связывали, вырезывали грудь и вынимали желчь.
Татары предали огню много святых церквей, пожгли монастыри и села и забрали их имущество.
Документ № 28
Из «Ипатьевской летописи»:
О взятии Киева Батыем
Вопросы и задания к документу № 28:
1. Кратко изложите смысл рассказа. Какие художественные средства использует летописец, изображая силу врага?
2. Найдите в летописном рассказе примеры стойкости защитников Киева. Чем вы это можете объяснить?
3. Определите причины поражения киевлян.
В год 6748 (1240). Пришел Батый к Киеву с большой силой. Был Батый у города, а воины его окружали город. И нельзя бы-
ло голоса слышать от скрипения телег его, от рева множества верблюдов его, ржания стад коней его.
Поставил Батый пороки около города, у Ляшских ворот. Пороки непрестанно били день и ночь и разрушили стены. Вышли горожане на остатки стены, и было видно, как тут ломались копья, разбивались на куски щиты, стрелы помрачили свет. Горожане были побеждены, и Дмитр ранен, а татары взошли на стены и там засели. Но в тот же день и ночь горожане построили другие стены около церкви Святой Богородицы. На другой день татары начали приступ, был большой бой между ними и защитниками. Люди укрылись в церкви, влезли на церковные своды со своим добром, и от тяжести рухнули вместе с ними стены церковные. Так город был захвачен воинами. Дмитра вывели раненым и не убили мужества его ради.
Документ № 29
Из «Симеоновской летописи»:
О Невской битве
"7
Вопросыи задания кдокументу № 29:
1.Выберите в тексте факты, говорящие о героизме русских воинов; об итогах битвы.
2. Определите причины победы новгородской дружины.
3. Сформулируйте значение Невской битвы для судеб русского народа.
[Правитель Швеции Биргер] услышав о храбрости великого князя Александра Ярославича, задумал победить его или в плен взять и Великий Новгород захватить и его пригороды и славянских людей обратить в неволю. И сказал он: «Иду и покорю всю землю Александрову». Король собрал великую силу, начальников и епископов своих, и шведов, и норвежцев, и сумь, емь, и наполнили корабли множеством своих полков и двинулись с великой силой, обуреваемые воинственным духом, и пришел в реку Неву
и стал на устье Ижоры, желая в безумии своем захватить Ладогу и даже Новгород и всю область Новгородскую. Тогда пришла весть, что шведы идут на Ладогу, а король в то же время прислал с гордостью послов к великому князю Александру Ярославичу в Новгород со словами: «Если можешь мне сопротивляться, то я уже нахожусь здесь и покорю землю твою»...
И пошел Александр на шведов с мужественными воинами своими, не со многою дружиною, потому что не было времени собрать многочисленное войско. Отец же его, великий князь Ярослав Всеволодович, не знал о нападении на сына Александра, некогда было послать весть к отцу, потому что враги уже приближались. И многие новгородцы не успели собраться в войско, потому что великий князь Александр поспешил пойти против врагов.
И пришел на них в воскресенье 15 июля [1240], и была сеча великая со шведами. Избили множество шведов, и самому королю нанес Александр рану на лице острым своим мечом. [В некоторых редакциях летописи — копьем].
Гаврило Алексин наехал на корабль и, увидев королевича, быстро помчался и въехал по сходням до самого корабля, а шведы вбежали перед ним на корабль, но, снова обернувшись, сбросили его вместе с конем со сходен в море. Божиим же заступничеством он вышел невредим и, опять напавши, ожесточенно бился с самим воеводою посреди полка их, и тут были убиты воевода шведов Спиридон и епископ их.
Миша напал пешим с дружиною своею и погубил три корабля шведов. Савва, напав на великий златоверхий шатер, подсек его столб, шатер упал, а полки Александровы, увидев падение шатра, возрадовались. Ратмир, бился пешим, был окружен многими шведами, пал от многих ран и скончался.
Уцелевшие же (из шведов) побежали посрамленными, а трупами своих убитых великих воевод наполнили три корабля и вместе с ними потонули в море, а для остальных выкопали ямы и побросали в них бесчисленное количество трупов, а многие другие были ранены и побежали той же ночью.
Новгородцев же пало 20 мужей вместе с ладожанами.
Документ № 30
Из «Симеоновской летописи»:
О Ледовом побоище
Вопросы и задания к документу№ 30:
1.Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: исторические факты или художественное описание события.
2. Сформулируйте причины победы русских воинов.
3. Почему тактика рыцарей, приносившая им успех в войнах в Европе, не привела их к победе на Чудском озере?
4. В чем значение победы Александра Невского?
И пошел с братом своим Андреем и с новгородцами и с суз-дальцами на немецкую землю с великой силой, чтобы немцы не хвалились, говоря «унизим словенский язык».
Уже город Псков был взят и тиуны немецкие посажены в городе. Великий же князь Александр занял все пути ко Пскову и взял внезапно город, и, захватив немцев и чудь и наместников немецких, в оковах заточил в Новгороде, а город Псков освободил от плена, а землю немецкую повоевал и пожег и взял много пленных, а иных перебил. Они же собрались, говоря с гордостью: «Пойдем на Александра и, победив, возьмем его в плен». Когда немцы приблизились, стража великого князя Александра удивилась силе немецкой и ужаснулась. Князь же великий Александр, помолившись в церкви святой Троицы, пошел в землю немецкую, желая отомстить за кровь христианскую... Услышав об этом, магистр пошел против них [полков Александра] со всеми своими епископами и со всем множеством их народа и силы их, какая только ни была в их области, вместе с королевской помощью; и сошлись на озере, именуемом Чудским. Великий князь Александр возвратился назад.
Немцы же и чудь пошли за ним. Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех И других большое множество. Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у Александра множество храбрых, сильных и крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них
сердца подобны львиным. И сказали: «Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя».
Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска.
И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело ранеными. Был же этот бой 5 апреля [1242 года].
Документ № 31
Из «Сказания о Мамаевом побоище»:
О Куликовской битве
Вопросы и задания к документу № 31:
1. Найдите в сказании образные черты. Как вы думаете, с какой целью автор использовал этот прием для описания исторического события?
2. Как надо понимать выражение «старец Пересвет»?
3. С какой целью князь Дмитрий Иванович обменялся доспехами с Бренком?
4. На основании фрагмента «Сказания» сделайте выводы о причинах победы русских воинов на Куликовом поле. В чем значение этой победы?
Уже близко сходятся сильные полки, выехал злой печенег из великого полку татарского, показывая свое мужество перед всеми. Подобен он был древнему Голиафу: пять сажен* высота
* Сажень — русская мера длины. Известны маховая = 1,76 м; косая = 2,48м.
его, а трех сажен ширина его. Увидев его, старец Александр Пересвет, который был в полку Владимира Всеволодовича, выехал из полка. Бросился он на печенега, говоря: «Игумен Сергий, помогай мне молитвою». Печенег же устремился против него. И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними. И упали оба с коней на землю и скончались.
Дмитрий и Андрей Ольгердовичи прибыли быстро на Дон, и застали великого князя Дмитрия Ивановича Московского еще на этой стороне Дона, на месте под названием Березуй, и тут соединились. Князь же великий начал советоваться с братом своим и g новонареченною братьею, с литовскими князьями: «Здесь ли останемся или переправимся через Дон?» И сказали ему Ольгердовичи: «Если хочешь крепкого войска, то вели переправиться через Дон, и да не будет ни у кого ни единого помышления об отступлении. А о великой силе татар не думай, потому что не в силе Бог, а в правде».
Укрепив полки, он снова пришел под свое черное знамя, и сошел с коня, и сел на иного коня, и снял с себя царскую одежду, и надел другую. Своего же коня дает Михаилу Андреевичу Бренку и ту одежду возложил на него, потому что он любил Бренка чрезвычайно, и то черное знамя велел своему оруженосцу возить над ним. Под тем знаменем Бренк и убит был за великого князя.
И сошлись грозно оба великих войска, крепко сражались, жестоко друг друга уничтожали, не только от оружия, но и от великой тесноты под конскими ногами умирали, потому что нельзя было вместиться на том поле Куликовом: место то между Доном и Мечею было тесным. И третий, и четвертый, и пятый, и шестой час крепко. Неослабно бьются христиане с погаными татарами.
Когда же настал седьмой час дня, божьим попущением, наших ради грехов, начали поганые одолевать. Многие сыны русские погибли. Самого великого князя тяжело ранили и сбили с коня. Многажды подсекали знамена великого князя, но не истребили их божьей милостью, еще больше они укрепились.
Пришел восьмой час дня, южный ветер потянул позади нас. И закричал Волынец громким голосом: «Князь Владимир, наше время приспело и час подходящий пришел!» Единомысленные же
друзья выехали из дубравы зеленой на великую силу татарскую и начали поганых татар немилостиво убивать. И обратились поганые в бегство и побежали. Сыны же русские гнались и убивали их.
Стоял князь великий за Доном на костях восемь дней, пока не отделили христиан от нечистивых. Христианские тела в землю закопали, а нечестивых тела бросили зверям и птицам на расхищение. Погибло у нас всей дружины двести пятьдесят тысяч и три тысячи, а осталось у нас дружины пятьдесят тысяч.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XV-XVI вв.
Документ № 32
Из «Софийской второй летописи»:
О конце татарского ига
Вопросы и задания к документу № 32:
1.Выделите в тексте и выпишите в тетрадь основные исторические факты.
2. Определите причины победы русских воинов.
3. Дайте оценку действиям Великого князя.
4. Какое значение имела эта победа для России?
5. В историю это событие вошло как «Стояние на реке Угре». На основании летописного рассказа, сделайте вывод о соответствии событий названию.
6. Как вы думаете, каково отношение летописца к Великому князю? Приведите обоснования своему мнению из текста.
В 1480 году к великому князю пришла весть, что царь Ахмат доподлинно идет [на него] со всею своею ордою, а также и с королем Казимиром в общей думе. Великий князь пошел к Коломне и сам стал в Коломне, а своего сына, великого князя Ивана, поставил в Серпухове, князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, а других князей и воевод по иным местам по берегу Оки. Услышав, что великий князь стоит на берегу со всеми силами, царь Ахмат пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и поджидая к себе на помощь короля или его войска; проводники вели царя к реке Угре, на броды. Тогда великий князь послал на Уфу сына, брата и своих воевод со всеми силами. Придя, они стали на
Угре и заняли броды и перевозы. А сам великий князь поехал из Коломны в Москву на совет и думу к своему отцу митрополиту Геронтаю ко всем своим боярам; все они тогда сидели в Москве в осаде.
Царь же со всеми своими татарами пошел по Литовской земле, ожидая помощи от короля. Король же ни сам не пошел к нему, ни помощи не прислал, потому что у него были свои дела: в это время Менгли-Гирей, царь Перекопский, воевал Волынскую землю, служа великому князю. Пришли татары и начали стрелять в наших, а наши по ним. Наши побили многих стрелами и пищалями, а их стрелы падали между нашими людьми и никого не ранили. И отбили татар от берега. И много дней татары начинали наступать с боем и ничего не могли. Ждали, когда станет река: тогда были большие морозы, и река начала становиться. Были в страхе и те и другие; одни других боялись. Пришли тогда из Великих Лук к великому князю на помощь в Кременец и братья его, князь Андрей и князь Борис, великий же князь принял их с любовью.
Когда наши отступили от берега, тогда и татары побежали, одержимые страхом, думая, что Русь уступила им берег, чтобы с ними биться. И ужас напал на великого князя, и он решил бежать от берега, а свою великую княгиню, римлянку, и с нею казну послал на Белоозеро. А его мать, великая княгиня, не захотела бежать, но пожелала сидеть в осаде... Да сидел [в осаде] здесь же владыка Ростовский Вассиан. Услышав, что великий князь хочет бежать от берега, он написал к великому князю на берег грамоту.
А татары искали дороги, где бы им тайно перейти [реку] и идти спешно к Москве. И пришли они к реке Угре, близ Калуги, и хотели перейти ее вброд. Великий же князь, сын великого князя не дал татарам перейти на эту сторону. С Дмитриева дня наступила зима, и все реки стали: и наступили большие морозы, каких и не видывали. Тогда царь убоялся и побежал с татарами прочь, 11 ноября; потому что татары были наги и босы, ободрались. Когда же царь приехал в Орду, то был там убит ногайцами.
Документ № 33