Меры длины — Меры площади — Меры объёма — Меры сыпучих тел («хлебные меры») — Меры жидких тел («винные меры») — Меры веса — Меры веса (массы) аптекарские и тройские 1 страница
Знак титла ставится над особыми, сакральными словами, чтобы подчеркнуть их священный смысл. Иногда проводится параллель между титлом в языке и нимбом в иконописи - и то, и другое указывают святость. Как отличить в тексте Бога истинного и языческих богов, ведь означаются они одним словом? Языческий "бог" будет написан целиком, без знака титла.
Вопрос 7. Внешние признаки рукописных источников Древней Руси.
Материалдляписьма Основным материалом для письма до 14 в. был пергамен. Пергамен получил свое название от города Пергама (ныне Бергама), расположенного в Малой Азии, где во 2 в. до н. э. была усовершенствована технология его изготовления. Он представлял собой особым способом обработанную кожу животных, причем считалось, что лучшие сорта пергамена получались из кож новорожденных телят, поскольку их кожа была тонкой и не испорчена укусами оводов и слепней. Снятую шкуру животного обрабатывали: счищали острым ножом шерсть и мясо, затем натягивали на раму, выстругивали, золили и обрезали для получения листов. Выделанный пергамен был белого или желтоватого цвета. Слово "пергамен" вошло в употребление в 17 в., проникнув в Россию через польский язык.
Пергамен был дорогим материалом, и именно его дороговизной объясняется тот факт, что одни и те же листы пергамена могли использоваться два, три и более раз после предварительного соскабливания и смывания ранее написанного на них текста. Рукописи, написанные несколько раз на одном и том же материале, называются палимпсестами. Для прочтения палимпсестов разработаны разные способы. Наиболее ранний по времени и эффективный сводился к обработке их химическими реактивами. Этот способ был не безвреден для источников и мог привести к их безвременной утрате. В настоящее время широко используются рентгеноскопия, инфракрасное и ультрафиолетовое просвечивание и фотографирование.
В качестве материала для письма Древняя Русь использовала также бересту. Грамоты из бересты были обнаружены в ходе археологических раскопок в Новгороде, Пскове, Витебске, Москве. Береста – кора берез, менее прочный, но более дешевый, чем пергамен, материал. Она лучше пергамена сохраняется в земле. Перед употреблением береста обрабатывалась и обрезалась сверху, снизу и с боков. Берестяные грамоты, найденные в земле, промывались в горячей воде с содой, затем расправлялись и помещались между стеклами, где высыхали. Береста была дешевым материалом для письма. Поэтому на ней редко писали деловые документы (акты). Чаще она использовалась для бытовой переписки, обучения грамоте, написания текстов по хозяйственной отчетности и подсчетам и т. д.
Графикаписьма Общим каноном уставного письма являлась геометричность графики букв, отсутствие их наклона и расстояний между отдельными словами в строке. Вертикальные части букв стояли перпендикулярно, горизонтальные – параллельно строке. Буквы почти не выходили за линию строки. Лист, написанный уставом, имел справа и слева поля и разлиновывался. Устав знал знак препинания – точку, употребление которой в строке было произвольным. Точками с двух сторон могли выделяться и буквы-цифры. На протяжении своего развития графика устава не была однородной. Различался устав древнейший и поздний. Источники 11 – 12 вв. писались древнейшим уставом, который в большей степени, чем поздний устав, соответствовал правилам, принятым для уставного письма.
Уставом писали рукописные книги и деловые бумаги. Сохраняя в своей основе главные уставные принципы, графика рукописных книг и документов все-таки отличалась в силу функционального назначения этих источников и условий их написания. Книги, предназначенные для чтения и церковной службы, созданные в монастырских книгописных мастерских, были написаны более аккуратно, нежели деловые бумаги, в которых даже в 12 в. встречается неровность и скошенность элементов букв, известная небрежность. Именно в деловом письме раньше, чем в книжном, происходили ускорение написания букв и эволюция древнейшего устава к позднему уставу, а в последующее время – к полууставу и скорописи.
Графика берестяныхграмот этого периода отличалась от графики букв, написанных на пергамене. Поскольку на бересте буквы не писались, а выдавливались, их графика характеризовалась большой заостренностью, угловатостью, наклоном к строке, выходом сверху и снизу за ее пределы. Наличие этих особенностей позволило утверждать, что графика букв берестяных грамот 11 – 12 вв. напоминала прототип полуустава и даже ранней скорописи.
Чернила, которыми писались древние русские рукописи, были плотными, густыми, обычно коричневого или бурого оттенка. Они глубоко проникали в пергамен и с трудом размывались, даже если смочить письмо. В основе их приготовления лежала реакция между солями, железистыми и дубильными веществами. В практике встречались и черные чернила. В этом случае в их состав добавлялась сажа. Чтобы чернила не стекали с пера и были вязкими, в них добавляли камедь – клейкое вещество растительного происхождения. Кроме чернил использовались краски, которыми писались заголовки, заглавные буквы и различные украшения. Древние писцы знаки киноварь – краску оранжево-красного цвета, охру – краску желтого цвета, черную краску, свинцовые белила, лазурь. В богато украшенных рукописях использовалась золотая краска, приготовляемая из истертого в порошок золота, замешанного на камеди. Это было т. н. "твореное золото".
Орудия письма В качестве орудийписьма древние писцы использовали птичьи, преимущественно гусиные перья. Способ приготовления гусиных перьев был устойчивым и дожил до 19 в. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячие и влажные песок или золу. Затем с помощью ножа очинивали: делали надрез с двух боков, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила. Для удобства нажима желобок расщепляли. Для написания красками заглавных букв и заголовков пользовались кисточками. На берестяных грамотах записи выдавливались острым костяным или железным предметом.
Украшения рукописей Основными средствами украшения русских рукописей были орнамент, в стиле которого выполнялись заставки, концовки, инициалы, а также вязь, миниатюры и полевыецветки. Заставка – это рисунок, который находился над текстом, в начале отдельной главы или страницы. Концовка – рисунок над текстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон, представляющий собой сведение конечного текста в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки. Инициалом называлась начальная буква, которая открывала абзац, была по размеру больше остальных строчных букв и отличалась от них красивым оформлением. Полевой цветок – украшение на поле рукописи в виде цветка или узора.
Древнейшим орнаментом русских рукописей является старовизантийский, или древнерусский (иногда его называют геометрическим). Он держался в рукописях на протяжении 11 – 12 вв. и совпадал по времени с пергаменом и древнейшим уставом. В основе древнерусского орнамента лежат два мотива: растительный и геометрический. Заставка орнамента очерчена рамкой характерной геометрической формы: в виде квадрата, прямоугольника, буквы "П", в виде схемы храма в разрезе. Внутреннюю часть рамы заполняют простейшие геометрические фигуры: прямоугольники, четырехугольники, ромбы, круги, полукружия, в которые врисовываются растительные мотивы: цветы и листья. Непременным мотивом этого орнамента является изображение византийского цветка "крин".
Сочетание геометрических и природных мотивов было характерно и для оформления инициалов, которые четки по форме и легко узнаваемы. Часто на полях за пределами заставки рисовались разные птицы и звери, имеющие реалистические изображения (куропатки, зайцы, львы). В простых рукописях орнамент рисовался одной киноварью, в роскошных он был многоцветным, с использованием золота: золотой фон, обводка или написание букв и цветов – золотом. Кроме орнамента, древнейшие рукописи украшались миниатюрами, т. е. иллюстрациями. Простейшими формами миниатюр т. н. выходные, на фронтисписе. Согласно еще античной традиции, на выходной миниатюре давалось изображение автора, а иногда и заказчика. Отличительной особенностью древнейших миниатюр является их статичность, простота изображения и композиции, небольшое количество фигур.
Рукописи 11 – 12 вв., написанные на пергамене, дошли до нас в виде отдельных листов и книг. Формат, или размер, листов зависел от объема текста и назначения памятника письменности. Книги, как правило, состояли из отдельных тетрадей, переплетенных вместе. Переплет книги делался из деревянных досок, которые обтягивались кожей и тканью. Переплет дорогих книг мог быть окован серебряным или золотым окладом, украшен драгоценными камнями. Радикальным средством от деформации книги были застежки, плотно стягивающие блок книги и прессующие его досками переплета. Для предохранения переплета от повреждений на его углах вбивались гвозди с широкими круглыми головками. Иногда эти головки делались в виде узорных блях – жуковин. В богатых книгах жуковины заменялись угольниками и середниками, сделанными из меди, золоченой бронзы, серебра, золота, украшенными изящной чеканкой, резьбой, эмалью.
Вопрос 8. Внешние признаки рукописных источников 13 – 15 вв.
Материал для письма Вплоть до 14 в. основным материалом для написания документов и книг был пергамен. Рядом с ним сосуществовал более дешевый материал – береста. В 14 в. в делопроизводстве появилась бумага, которая стала медленно вытеснять пергамен сначала в центре страны, а затем и на ее окраинах. До 18 в. бумага была преимущественно привозной. Попытки наладить ее отечественное производство, сделанные в 16 и 17 вв., были малоуспешными. Наиболее ранней по времени (14 в.) импортной бумагой была итальянская. К концу 14 в. стала поступать французская бумага, широкое распространение которой на русском рынке относится к 15 и 16 вв. С конца 15 в. появилась немецкая бумага. Импортная бумага привозилась в Русское государство через Кафу (Феодосию), Сурож (Судак), Ригу, Новгород и Смоленск.
Бумага имеет ряд особенностей, могущих служить показателем ее датировки. Одной из таких особенностей являются т. н. водяныезнаки. Водянойзнак – любая прозрачная линия, фигура, буква (литера), полученная на листе бумаги вследствие истончения бумажной массы в местах ее соприкосновения с выступающими проволочками дна бумажной формы. Водяной знак, оставленный на бумаге проволочной сеткой в виде вертикальной линии, получил название пантюзо, а в виде горизонтальной линии – вержер. Водяной знак бумаги, содержащий полное или частичное сюжетное или буквенное (литерное) изображение, образуемое проволочным рисунком, называется филигранью. Водяные знаки появились на бумаге европейского производства в 13 в. и продержались до настоящего времени на государственных бумагах и деньгах. Существует понятие "черной" и "белой" даты. "Черная" дата – написана, воспроизведена на материале для письма (бумаге). "Белая" дата – получена в результате обработки бумажного водяного знака (филиграни, вержера, пантюзо) с помощью справочников водяных знаков.
Графика Древнейшие устав был медленным письмом. Ускорение написания привело к некоторому изменению его графики, которая в 13 – 14 вв. может характеризоваться как поздний устав. Буквы позднего устава теряют строгую геометричность начерка, свойственную древнейшему уставу. Они становятся более вытянутыми. В деловом письме поздний устав переходит в новый тип письма – полуустав. Полуустав был распространен в деловых бумагах со второй половины 14 – 15 вв. Основные черты полуустава следующие: более мелкое по сравнению с уставом написание букв, появление наклона букв, нарушение геометричности их графики, появление лигатур, частичного разделения фраз на слова, новых приемов сокращения слов, увеличение числа выносных букв.
Кроме графических признаков, отличительной особенностью полуустава является наличие большего разнообразия приемов сокращения. Сокращение достигалось пропуском гласных и согласных не только в словах духовного, но и гражданского содержания. На сокращенным словом ставилось титло. Способ сокращения слова – вынос букв, причем выносные буквы также писались под титлом. Способом сокращения было усечение слова до нескольких букв и даже одной (начальной) буквы. Усеченные части слов обводились кружком. В полууставе 15 в. появляется запятая, которая была принесена болгарскими книжниками. На рубеже 14 – 15 вв. на базе полуустава развивается новый тип письма – скоропись, которая стала господствующей в деловом письме единого Российского государства. Что касается полуустава, то он стал преимущественно книжным письмом.
Украшения рукописей Время позднего устава и его эволюции в полууставное письмо совпадает с распространением нового художественного стиля, получившего название тератологического, чудовищного или звериного орнамента. Этот орнамент был распространен в 13 и особенно в 14 вв. Книги этого периода, как правило, написаны на пергамене. Наибольшее число книг, украшенных орнаментом тератологического стиля, сохранилось в Новгороде и Пскове. Тератологический орнамент был известен во всех рукописных центрах Руси, но подлинного расцвета он достиг в 14 в. в Новгороде. Переход к тератологии был постепенным. Уже в 12 в. нарушается строгость старовизантийского стиля. Рядом с натуралистическими изображениями животных появляются фантастические звери, о которых нельзя сказать, кто это – птица, собака или лев. На смену растительным и геометрическим мотивам приходят тератологические комбинации животных и форм и плетений из ремней и змеиных хвостов. Заставка тератологического орнамента не имеет правильной геометрической формы. Она напоминает изображение ткани, на которой "стелется" плоскостной орнамент. Сверху заставку часто венчает цветочный узор – навершие, углы заставки оформлены византийской веткой. Узор заставки мог состоять из двух симметрично расположенных друг к другу живых существ – чудищ, запутавшихся в ремнях. Ремни исходили из клювов, пастей, крыльев, хвостов, ног чудищ, оплетали их туловище и переходили в "средник" – вертикальное плетение, спускающееся в заставку с навершия и разделяющее ее как бы на левую и правую части.
Из таких же ремней, плетений, нередко завершающихся головами чудищ, образовывались инициалы. Для облегчения чтения инициалов, которые потеряли рельефность, живописцы стали давать цветной силуэт буквы. В 13 в. в тератологии появился мотив человеческой фигуры. Это т. н. тератологические человечки. В 14 в. они одеты в шапку конической формы. В 14 в. более интересными, чем заставки, стали инициалы, в которых появились целые жанровые сценки с использованием изображения людей. Так, буква "М" изображается в виде двух людей, тянущих сеть с рыбой. Букву сопровождает текст, написанный над фигурами людей и представляющий их перебранку. Основу цвета тератологического орнамента составляет киноварь – краска ртутного состава, огненного оттенка. Применялись также синяя, зеленая, желтая, серая краски и цвет чернил. Для передачи белого цвета использовался естественный цвет пергамена.
Золотая и серебряная краски в тератологии не применялись. Тератологический орнамент имел свои местные особенности. Для новгородской тератологии был характерен серо-синий или голубой фон. Псковской тератологии были свойственны более крупные по величине, чем новгородские, инициалы, преимущественно зеленый колорит фона, использование желтого цвета в контурах рисунка. В рязанских рукописях в качестве фона инициалов использовался зеленый цвет.
В 15 в. тератология угасает. В заставках исчезают изображения зверей, остаются только плетения. Так же как и устав, тератология медленно уходит из пергаменных книг. В конце 14 – начале 15 вв. получают распространение новые типы орнамента: балканский и нововизантийский. В 15 в. был распространен главным образом балканский (плетеный, или жгутовой) орнамент. В 16 в. он сохраняется на территории Юго-Западной Руси. Ранний балканский орнамент был простым, без деталей наполнения и, так же как тератологический, рисовался от руки. Со второй половины 15 в. он усложняется. Характерные особенности балканского орнамента: четкие геометрические круги, вплетенные друг в друга, в несколько ярусов, бесконечная восьмерка, прямоугольные решетки, переплетенные между собой, плетения, образующие сложный без просвета рисунок, напоминающий ткань – рогожку или ковер. Деталями наполнения орнамента были жемчужины, ромбики, точки, крестики, квадраты. Заставка орнамента не имела рамы. Но ее могло венчать навершие в виде изображения букета цветов. Углы заставки украшались стилизованными цветами, шишками, бутонами. В стиле сплетения выполнялись и инициалы, которые стали четкими и легко читаемыми. Богатые книжные переплеты 13 – 15 вв. имели серебряные оклады, украшенные тисненым рисунком, чернью, сюжетными средниками и наугольниками.
Миниатюра В период феодальной раздробленности содержание миниатюр стало более разнообразным. Наряду с сюжетами, изображающими святых, появились сюжеты из области быта и политической жизни. В конце 14 – начале 15 вв. фигуры людей в отдельных миниатюрах стали приобретать подвижность, живость, реалистичность. Характер нового материала для письма (бумага) отразился и на внешнем облике миниатюр. С исчезновением гладкости и прочности пергамена исчезают гладкость, плотность, блеск красок, контрастность темных и светлых тонов в миниатюрах. Впитываясь в бумагу, краски выглядели более жидкими, блеклыми, напоминали акварель. При акварельной манере рисунок теряет монументальность, выглядит более детальным.
Тайнопись В рукописях 13 – 15 вв. встречается т. н. "тайное письмо" – криптография. Криптография была понятна только посвященным. Сначала по разным причинам она использовалась для зашифровки имени автора. Со временем тайнописью стали пользоваться по политическим, дипломатическим и иным соображениям. Русская тайнопись 13 – 15 вв. знала несколько систем: 1) систему "чуждых письмен", суть которой сводилась к замене букв кирилловского алфавита буквами других алфавитов, например глаголическими, латинскими, греческими; 2) систему измененных знаков кирилловского алфавита, при которой некоторые детали букв не дописывались или, напротив, путем добавления новых деталей буквы изменялись до неузнаваемости; систему замены одних букв кирилловского алфавита другими буквами этого же алфавита, или т. н. литорею, которая подразделялась на "простую" и "мудрую"; счетная (цифровая) система тайнописи основывалась на использовании цифрового значения букв кирилловского алфавита: а) цифровой разряд, в котором цифра разлагалась на слагаемые. В сумме они давали число, обозначающее зашифрованную букву; б) описательный разряд, при котором значение букв-цифр передавалось словами; в) значковый разряд, в котором некоторые буквы-цифры зашифровывались условными значками. Например, кирилловские буквы из разряда единиц заменялись соответствующим числом точек.
Вязь Начиная с конца 14 в. для украшения рукописей русские книжники стали использовать особое декоративное письмо – вязь. В рукописях вязью украшались заголовки, начальные строки глав, разделов, расположенные под художественным украшением – заставкой. Вязь характеризовалась двумя приемами: сокращением деталей букв и буквенными и межбуквенными украшениями. Если для большого заголовка места было мало, писцы прибегали к сокращениям букв и слов. Если пространство для письма было значительным, то пустоты между буквами заполнялись украшениями в виде веточек, крестиков, листиков, усиков, хоботков и т. д. вязь выполнялась красной и черной красками, а в более позднее время – золотой краской (твореным золотом). Основные приемы вязи:
1) совпадение сходных частей букв;
2) подчинение одной буквы другой, при котором одна из букв уменьшается и вписывается – "прячется" между деталями большей по размеру буквы;
3) сокращение частей буквы в целях их сближения;
4) соподчинение двух букв, при котором две смежные буквы уменьшаются и становятся одна на другой.
Наблюдения над вязью, так же как и другие палеографические признаки, служат для датировки, установления подлинности источника. Для этих целей используют показатель вязи, т. е. соотношение высоты буквы к ее ширине. Показатель, равный двум, свидетельствует о соотношении высоты к ширине как двух к одному. Эти показатели соответствовали раннему периоду использования вязи. Вязи с показателем три и четыре была распространена в 15 в.
Вопрос 9. Внешние признаки рукописных источников 16 – 17 вв.
Материал для письма Основным материалом для письма в 16 – 17 вв. становится бумага. Поскольку первые попытки завести отечественное производство бумаги в 16 в. окончились неудачей, а основанные в 17 в. мануфактуры (бумажные мельницы) не могли обеспечить страны в писчем материале, Россия вплоть до первого десятилетия 18 в. пользовалась преимущественно привозной бумагой. До середины 16 в. это была главным образом итальянская бумага с водяными знаками в виде перчатки, кувшина и др. С конца 16 – в 17 вв. распространилась бумага французских фабрик, показателем которой были филиграни "виноградная кисть", "кувшин", гербы французских городов. Среди последних часто встречалась филигрань с гербом города Базеля, более 500 вариантом которой было дано в работах Ш. Брике, П. Хейца, А. А. Гераклитова. В 17 в. стала использоваться голландская бумага, потеснившая во второй половине 17 в. французскую. Наиболее распространенной для этой бумаги с 1650 г. была филигрань "герб Амстердама", максимальное использование которой относится к 1701 – 25 гг. Такой же распространенной филигранью голландской бумаги был знак "шут". Появившись впервые на бумаге немецкого происхождения в 16 в., филигрань "шут" стала использоваться в 17 в. в несколько усложненном варианте и голландскими мастерами. Следует отметить, что, поскольку отечественные мануфактуры в 17 в. находились в руках голландских мастеров, филиграни русской бумаги сначала подражали голландским знакам. Поэтому голландские филиграни "герб Амстердама" и "шут" появились на бумаге отечественного производства.
В 16 – 17 вв. в качестве материала для письма продолжали использовать и бересту. Правда, на бересте в этот период писали уже на окраинах и притом в тех случаях, когда долгое время не было привоза бумаги.
Графика письма Большой объем работы в государственных учреждениях, связанный с написанием деловых бумаг, заставил писцов искать варианты более убыстренного написания букв и отойти от полууставных начерков. Внешним выражением этого процесса явился переход в 15 в. полуустава в скоропись. В 16 и особенно в 17 вв. скоропись становится главным типом письма в делопроизводстве, повсеместно вытеснив из него полуустав. Полуустав же стал письмом рукописных книг.
Скоропись – это беглое. Ускоренное письмо, отличающееся раскованностью написания букв. Путь к ускорению письма лежал в первую очередь через слитное написание букв в слове. Раскованность написания, поиск лучших вариантов графики стали возможны только при наличии более дешевого и распространенного по сравнению с пергаменом, более прочного по сравнению с берестой материала, каким стала бумага. Поэтому скоропись и бумага – два сопутствующих друг другу палеографических признака. Графика каждой из букв скорописи прошла длительный путь развития. Она имела в определенные отрезки времени свои особенности, которые могут служить датирующими показателями. Ускоренное написание скорописного текста достигалось большим, чем в полууставе, числом выносных букв. Особенно много выносных букв в текстах 17 в., который считается временем расцвета скорописи в период единого Русского государства. Иногда в одном слове выносилось сразу несколько букв. Как правило, выносились согласные: В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, Р, С, Т, Х, Ч. некоторые писцы практиковали вынос и отдельных гласных. В первой половине 15 в. над выносными буквами ставилось титло. Во второй половине 15 в. титло стало исчезать. В скорописи 16 – 17 вв. оно не ставилось уже над большинством выносных букв, поскольку их начерки в какой-то степени стали напоминать форму титла. Наблюдения за наличием или отсутствием титла могут также оказать помощь в датировке.
В 16 в. в скорописи начали появляться скорописные лигатуры. Прослеживается слитное написание двух рядов стоящих строчных букв, двух рядом стоящих выносных букв (надстрочных). Разновидностью лигатур стали взметы, характеризующиеся слитным написанием строчной буквы с надстрочной. Причем взметом писались преимущественно буквы, стоящие последними в слове: З, М, Т, Р, Х. В скорописи еще больше, чем в полууставе, слов, сокращение которых достигалось путем пропуска гласных букв. Это слова духовного, социально-экономического и бытового содержания. Сокращение слов практиковалось через их усечение до нескольких букв. Усечение слов особенно часто стало практиковаться в документах экономико-статистического характера: писцовых, переписных, дозорных книгах. Причем часто повторяемые в практике письма слова могли условно заменяться их начальной буквой, которую обводили кружком.
Благодаря разнообразию графики отдельных букв, приемов написания и раскованности письма скорописи свойственно уже более четкое проявление почерков отдельных писцов. Почерк – это индивидуальная особенность письма. Кроме того, следует иметь в виду, что в скорописи графика одних и тех же текстов приобретает большую зависимость т назначения документов. Чистовики писались с большим старанием и тщательностью и поэтому были более четкими и понятными, чем черновики этих же документов. Документы центральных учреждений (приказов) в своей основе отличались более современными начерками букв и грамотностью, чем документы местных воеводских изб. Из числа подьячих московских приказов были наиболее грамотными и имеющими особенно хороший почерк подьячие Посольского приказа. Не случайно именно им поручалась переписка книг по заказу царя и обучение грамоте царских детей.
В качестве орудия письма продолжали использоваться гусиные перья. Вероятно, в конце 17 в. появился карандаш. Для раскраски инициалов, орнамента, язи, миниатюр использовались кисти. В качестве краски, широко вошедшей в обиход со второй половины 17 в., стал употребляться сурик – краска розово-оранжевого цвета свинцового происхождения. В 16 – 17 вв. все шире употребляется в письменности твореное золото и серебро.
Книжное письмо Сменившая полуустав скоропись стала деловым письмом. Но поскольку скоропись была трудночитаемой, в книжном письме продолжал сохраняться полуустав. В середине 16 в. полуустав лег в основу первопечатного шрифта Ивана Федорова. Во второй половине 16 – первой половине 17 вв. в России, наряду с рукописными произведениями, получили распространение московские печатные книги. Многие из них стали служить для переписчиков такими оригиналами, как и рукописи. Переписывая книги с печатных изданий, мастера невольно брали за образец графику печатных букв и старопечатный орнамент. Так в рукописных книгах появился полуустав, подражающий старопечатному шрифту, или полуустав "со старопечатной основой". Он лег в основу т. н. "поморского" полуустава, долгое время удерживавшегося среди писцов-старообрядцев. После воссоединения Украины с Россией усилились культурные русско-украинские связи. На почерки некоторых книжных переписчиков оказала влияние украинская графика. Она отличалась угловатостью буквенных начертаний, их наклоном и заменой некоторых славянских букв греческими или латинскими.
Спрос на рукописную книгу привел к ускорению письма и к появлению в последней четверти 17 в. беглого или, "круглящегося", полуустава. Для него были характерны красивые, округлые начертания букв, манерные изгибы петель и хвостов, применение отдельных скорописных приемов. Писцы 16 – 17 вв. прекрасно знали функциональное размежевание между полууставом и скорописью. Скоропись – письмо деловых бумаг, полуустав – письмо, которым писались книги. Однако писцами из этого правила делались исключения. Четкой скорописью в 17 в. могли быть написаны книги внецерковного круга. В 16 – 17 вв. имели место случаи, когда при переписке богослужебных книг один и тот же писец мог использовать полуустав и скоропись. Тогда полууставом писался основной, читаемый при богослужении текст, а скорописью – небольшой по объему и второстепенный по значимости справочный материал.
Украшения рукописей Появившийся в книгах одновременно с балканским нововизантийский, или растительный, орнамент вытеснил балканский в 16 веке. В нововизантийском орнаменте была восстановлена византийская заставка в виде рамы геометрической формы. Ее снова заполнили цветочные мотивы с обязательным цветком "крин". Цветовая гамма нововизантийского орнамента включала синий (преобладающий), вишневый, зеленый цвета, которые нередко давались на золотом фоне. Так же как и балканский, нововизантийский орнамент по времени совпал с распространением бумаги. Большинство книг, украшенных нововизантийским орнаментом, написано полууставом. С 16 в. в украшениях рукописных книг стал использоваться старопечатный орнамент. Главные элементы этого стиля: изображения трав, ветвей, листьев, цветов, плодов, ягод, шишек. Для раскраски использовались главным образом черный и белый цвета. Первоначально считалось, что старопечатный орнамент появился впервые в печатных книга, а затем перешел в орнаментику рукописей. Этим и объяснялось его название. В настоящее время доказано, что старопечатный орнамент использовался для украшения рукописных книг еще в первой половине 16 в. и именно из них перешел в книги, изданные типографским способом.