Свидетельства исторические
Павлович И., Ратник О. - Миражи над Жигулями
Г.
Рисунки выполнены Д.Ю. Широковым, И.В. Черкашиным.
СОДЕРЖАНИЕ:
Об авторах ……
Предисловие ……
Введение ……
Что говорят очевидцы ? ……
Свидетельства исторические ……
Кто и зачем мог это делать ? ……
Зона биологической защиты ……
Пермская М-зона и Самарская Лука ……
Литература к введению ……
Глава I. Легенды и реальность ……
1. Теория современного мифа ……
2. Миф об иной реальности ……
Другие миры ……
"Путь Гуся" ……
3. Загадочная мифология ……
Литература к главе I ……
Глава II. Загадочные Жигули ……
1. Мирный город ……
2. Деревня — призрак ……
Есть "Деревня-Призрак" и на Волге ……
3. Объекты-призраки Самарской Луки ……
Атаманово озеро ……
Водопад Слёз ……
Сплав Безымянный ……
4. "Винедусь" — или легенда о Пропавшем Гарнизоне ……
Литература к главе II ……
Глава III. "Неизвестные" на Самарской Луке ……
1. Загадочный "AM" ……
2. Рассказ старого артиллериста ……
3. Чёрные башни ……
4. Дорога ……
5. "Самар Чук" и мифогенные объекты ……
Литература к главе III ……
Глава IV. Миражи ……
Многомерные миры ……
Легенда о "Гео-машине" Самарской Луки ……
Медитация ……
Литература к главе IV ……
Послесловие ……
Приложения
Словарь терминов ……
Современные мифо-объекты Самарской Луки ……
Литература для чтения ……
Об авторах
Павлович Игорь Львович, 1964 года рождения. В 1987 году окончил КуАИ, факультет "Двигатели летательных аппаратов", В 1990 году окончил факультет "Методологии техническою творчества" Куйбышевского института ВОИР. В 1992 году прошёл заочный курс обучения "Практической психологии" при МГУ.
Является автором большого количества статей по истории и краеведению нашего края. Имеет несколько зарегистрированных изобретений в области двигателестроения. На протяжении ряда лет возглавляет работу Самарской научно-исследовательской группы "Авеста". Принимал участие в организации и проведении ряда конференций и семинаров краеведческой и экологической направленности. Принимал непосредственное участие в нескольких историко-краеведческих экспедициях. Ведёт активную переписку по данной тематике.
Ратник Олег Владимирович, 1954 года рождения. В 1975 году окончил исторический факультет КРУ. Работает преподавателем истории в СМАЛ. В лицее руководит работой учебного кружка "Тайны и загадки Земли".
Автор целого ряда статей по краеведению и истории. На протяжении ряда лет принимал участие в археологических и этнографических экспедициях. Является вице-президентом группы "Авеста". Принимал участие в организации и проведении ряда конференций и семинаров краеведческой и этнографической направленности. Увлекается спелеографией. Известен широкому кругу самарских телезрителей как один из постоянных участников телепередачи "Наедине со всеми" телекомпании "Орион".
Предисловие
Фантастическая книга! Так может подумать каждый, кто неторопливо перелистает и вдумчиво прочтёт написанное здесь. Возможно и не каждый, но многие. Не соглашусь с таким мнением. Трудно отнести эту книгу к какому-либо литературному жанру. Она — не только итог умозрительных заключений, результат многочисленных опытов, не только осмысление практических наблюдений, но и попытка обобщения опыта жизни многих людей, многих культур, многих исторических эпох. Все преимущества и недостатки предлагаемого читателю сочинения происходят именно отсюда — от попытки столь широких обобщений.
Почему именно нашу матушку-Волгу древнегреческие географы называли именем древнеегипетского бога Солнца — Ра? Один из её притоков и сегодня ещё сохраняет название Самара. Напомним, что слог "ра" был очень важен, и не случайно он входит и в греческое название величайших сооружений древности — пирамид. Что по имени чего названо? Место по имени реки или, наоборот, река — Самара — по имени места её слияния с великой Ра? В течение тысячелетий многие народы приходили, селились здесь и по-своему произносили названия гор и рек, известные их предшественникам или соседям: Шамара, Самбара, Самала, Шамбара. Может быть, одним из древнейших наименований светлых гор, окружённых обильным течением вод, было слово — "Шамбала"? Может быть, поименование Волги древними греками — Ра — всего лишь остаток ещё более древнего именования наших мест?
Круг проблем, идей и гипотез, обозреваемых авторами, глобален и космически широк. Мысль, интуиция, фантазия заставляют нас вспомнить вселенские построения Е.П.Блаватской, К.Э.Циолковского, Е.И.Рерих, Д.Л.Андреева, В.И.Вернадского и многих других творцов и исследователей русского космизма, как обобщающего гуманистического направления в развитии философии XX века.
В сборнике Московского регионального Клуба исследователей аномальных явлений (АЯ) "Ноосфера" N1 за 1991 г. В.И.Шашкин обобщает многочисленные наблюдения неопознанных летающих объектов (НЛО) в регионе г. Загорска (Троицко-Сергиевска) и, как объяснение причин наблюдаемых там постоянно АЯ, предлагает следующий вывод: "...активность НЛО в северо-восточном районе Подмосковья связана с геоструктурой и тектоникой региона и проявляется по разломам кристаллического основания Русской плиты и особенно в концах разломов."
Вывод В.И.Шашкина подтверждается мировой статистикой наблюдений АЯ вообще и НЛО в частности. Они предпочитают проявляться над геологическими разломами, сбросами, складками и т.п. Наблюдения и исследования участников ежегодной экспедиции "Звёздный мост", организуемой Клубом любителей фантастики "Летящее крыло", в значительной степени также подтверждают данные выводы.
Сторонники теории тектоники плит считают Русскую платформу самой древней и сейсмоустойчивой гранью кристалла Земля. Но и здесь постоянно происходят процессы подъёма и опускания, сбросы и разломы. Крупнейшим геологическим образованием типа "сброс" на Русской платформе является Жигулёвская дислокация. "Равного ему нет на Русской равнине... Толща осадочных пород плавно, без разрушения слоёв, изогнулась над разломом фундамента (кристаллических пород)". Что более достоверно, убедительно — свидетельства современников или старинные легенды и летописные сообщения, — читатель вправе решить сам.
Книга даёт возможность сопоставить, сравнить древнейшие и новейшие знания о природе и особенностях биоэнергетических зон и аномалий на Самарской Луке.
В. Степанов.
Введение
...Никакие камни с неба падать не могут. Из заключения Французской академии наук.
Эта книга — рассказ о некоторых мифах, легендах, современных быличках, в настоящее время сохраняющихся в Среднем Поволжье. Редкость и необычность описываемых в этих историях событий словно специально выводят их за грань нашей повседневной жизни. Ведь до настоящего времени как официальная наука, так и большая часть общества вообще отказываются их рассматривать, учитывать и изучать, ставя под сомнение саму реальность столь редких и необычных событий, явлений и, что очень важно для рассматриваемой темы, мифоявлений. (В большей части информационных источников их принято называть аномальными явлениями).
В старые и новые времена наша жизнь рождала и продолжает рождать множество легенд, мифов, преданий, быличек. Они сопровождают нас, следуя сквозь века. Возникают новые поколения, а они продолжают жить, будоража наше воображение. Незаметно, передаваясь по наследству, эти мифы и легенды претерпевают изменения. Новые и старые легенды — это своеобразные хранилища нашей истории. Они и сами являются пусть и легендарной, но историей, бережно хранимой народом.
К концу XX в. в современном обществе сложилось устойчивое представление, что на Земле практически не осталось неисследованного в природе, а тем более необследованных районов планеты. Всё как будто бы знакомо, описано и учтено.
Сегодня известно немало примеров того, как часто в научном представлении о том или ином явлении невероятное и вероятное менялись местами. Интересно, что подобное уже происходило в истории науки: рассказы о метеоритах воспринимались как выдумки суеверных невежественных крестьян. Ведь было ясно, что сверху, из газообразной атмосферы, ничто твёрдое падать не может. Сомнения в достоверности рассказов о метеоритах привели к тому, что из музейных коллекций были выброшены или уничтожены многие образцы "небесных камней", как злостные подделки, питающие суеверия.
Даже окружающее пространство ещё таит в себе немало сюрпризов. Например, в самом начале просвещённого XX в., а это сравнительно недавно, отмечались, хотя и редко фиксировались, случаи загадочной медленной и мучительной смерти людей, нарушавших негласные запреты на посещение так называемых "плохих" или "чёрных мест". Учёные того времени даже не предполагали, что все эти смерти вполне закономерны и научны. А все рассказы об этом воспринимались как глупые выдумки суеверных крестьян да городских жуликов. В действительности после посещения "Чёрного места" проявлялась лучевая болезнь, вызванная приповерхностным залеганием руд урана или высокой концентрацией радона.
Сегодня загадка смертоносных "Чёрных мест" решена, но сохраняются другие загадки, например, "Чёртовых кладбищ", "Нисхождения огня", "Уайсбергских дождей", шаровых молний — "Огненных змей", "Громовых камней" и т.д.
Странствуя по Жигулёвским лесам, можно совсем неожиданно наткнуться на старый капонир, заросший вход в бетонный бункер, или просто едва приметную "дыру". По данным реестра 1999 г., в Самарской области известна 51 пещера общей протяжённостью более двух тысяч метров, несколько систем штолен и различные другие подземные сооружения. Большинство подземных сооружений и легендарных пещер, ведущих, согласно преданиям, к тайнам "Подземного мира", непроходимы — перекрыты завалами и глинисто-каменистыми пробками. Без применения специального снаряжения их невозможно даже проследить.
При входе в один из подобных объектов ещё можно различить полустёртую надпись: "Стой! Оставь личное оружие при входе". Это один из элементов оборонительной системы. Там, в подземных глубинах, если повезёт, можно обнаружить "Сталинец" — старый дизельный генератор и другие машины непонятного назначения. Существуют описания технических коридоров обслуживания, где перемещаться можно лишь согнувшись. Там вдоль стен и по потолку, проложено множество сегодня уже ржавых труб различного диаметра, электроразводка, вентили, лопнувшие плафоны осветительных фонарей, иногда даже прожекторные установки, высоковольтные изоляторы, цистерны для хранения мазута и давно погасшие топки; какие-то распределительные коробки и системы управления из множества разнокалиберных рычагов... А дальше темнота, тупик, вода или завал, преграждающие дорогу. Ходы, залитые водой. Но это всё рассказы. Хотя стоит помнить, что даже бункер Сталина в Самаре до 1991 г. был так тщательно засекречен, что открытие там музея стало настоящей сенсацией.
Любопытно рассмотреть, как распределяются подобные загадки (объекты, явления) по территории нашей страны? (Хотя более правильно было бы говорить о распределении и структуре поступающих в информационное пространство сообщений о загадках и аномальных явлениях).
В 1995 г. один из научных консультантов группы "Авеста" Самаров С.А. выступал с докладом-исследованием "Анализ распределения наблюдений аномальных явлений по территории России" на Третьей городской экологической конференции, проходившей в Тольятти.
Суть доклада: "При проведении диахронного анализа сообщений о наблюдении различных типов странных, загадочных и аномальных явлений на территории России за последние 80 лет было установлено устойчивое существование во времени чётко выраженных географических зон с различной вероятностью наблюдения АЯ. Для проведения данного анализа было отобрано и проработано более 1000 случаев сообщений о наблюдениях, имеющих строгую фиксацию точки наблюдения на местности с погрешностью не более 1 км и фиксацией наблюдений по времени с погрешностью не более 5 дней.
Учитывая непостоянную плотность населения по территории России и неравномерность поступающей информации, вычислялась относительная плотность наблюдений:
d = N/(S ´ L),
где N — число наблюдений АЯ на территории площадью S с населением численностью L.
Данное исследование указывало на явное несоответствие так называемых зон однородности наблюдения АЯ климатическому, геологическому или административно-территориальному делению. Последнее обстоятельство свидетельствует о существовании некоего фактора X (ныне неясного характера), порождающего данное явление.
Из материалов доклада видно, что в период 1910-1990 г. Среднее Поволжье занимало третье место в России по величине относительной плотности проявлений АЯ.
Ограниченность объёма данной книги не позволяет более подробно рассмотреть этот вопрос и подробнее охарактеризовать области, занимающие первые два места, а также "выделенные малые области", например, "М-ский треугольник", "Хопёрскую зону" и т.д., в которых характер поступающих сообщений о наблюдениях АЯ подчиняются совершенно другим условиям.
В настоящее время у авторов нет необходимого объёма данных, свидетельствующих об изменении этого показателя, а так же смене тенденций, определяющих данный показатель.
По данным архива, собранного авторами на 1993 г., распределение сообщений о наблюдениях проявлений различных АЯ представляло следующую картину:
— первая группа — сообщения о различных типах НЛО; по всей России они составляли 53%, для Среднего Поволжья данный показатель значительно ниже — около 40% из общего количества сообщений; осенью 2000 г. в небе над Самарской Лукой членами группы "Авеста" было просчитано, а затем зафиксировано на видеокамеру появление НЛО;
— вторая группа — сообщения о различных "Энергетических проявлениях"; "столбы жёсткого света", огненные шары, структурированные помехи на телевизионных и радиоканалах, "пересмешники", "зоны радиомолчания" и т.д.; по России данная группа составляет 35%, для Среднего Поволжья — 20%; весной 2000 г. членами группы "Авеста" на Самарской Луке на магнитофон была записана загадочная радиопомеха;
— третья группа — сообщения о различных "Сказочнофантастических существах"; по России — около 6%, для Среднего Поволжья этот показатель повышается до 12%;
— четвёртая группа — сообщения об "Инореальности" (или сложных миражах); по России — около 1,5%, для Среднего Поволжья практически на порядок выше — около 16%;
— пятая группа — прочие (АЯ, не учитываемые в первых четырёх группах); для России — 4,5%, для Среднего Поволжья — 12%.
(Вопрос анализа природы расхождения приведённых показателей — Россия-Среднее Поволжье — слишком сложен и плохо изучен, чтобы его можно было изложить в объёме данной книги).
Авторами установлено, что разделение микро-территорий Среднего Поволжья, характеризующихся различным уровнем сообщений о наблюдении необычного — АЯ, также крайне неравномерно. Последнее, вероятно, определяется не только особенностями природно-ландшафтных зон или степенью заселённости того или иного района, но и действием неких совершенно не учитываемых факторов. (Самое сложное в работе над данной темой — это прежде всего наличие доказательств существования данных Загадок, установление их достоверности).
С 1989 по 2000 гг. самарская группа исследователей-краеведов вела изучение мифологического пространства Поволжья: сбор и, по возможности, проверку любых сообщений о таинственном и загадочном в Поволжье. В Среднем Поволжье было выявлено 108 таких объектов, из них к 2002 г. первично обследовано лишь 34. Эти сообщения были устойчиво привязаны строго к территориям конкретных районов, иногда к природным или историческим памятникам.
Проводить данное исследование было непросто — письменных источников и документов было крайне мало. Работа велась на основе многолетнего сбора старых краеведческих публикаций, поиска в архивах, анализа рассказов множества людей и материалов экспедиционных поездок.
При работе нами использовались четыре основных вида информации. Первый — то, что мы видели сами в ходе наших экспедиции. Второй — "адресные" рассказы очевидцев, между собой никак не связанных, подтверждённые вторичными внешними признаками реальности, свидетельствующими в пользу очевидца. Третий — литературные данные. Четвёртый — молва и поверья, неопределённое наследие народа.
Анализом мифо-пространства Самарской Луки занималась самарская группа "Авеста" с 1987 по 2002 гг.
В журнале "Техника — молодёжи" N9, 2000 г. была опубликована статья Александровых "Легенда остаётся", посвящённая исследованию тайн и загадок Самарской Луки. Эти авторы приехали на Самарскую Луку, не получили подтверждения своим ожиданиям и принялись "развенчивать" легенду, "отвращать" других ищущих. При этом они даже не посчитали нужным встретится с самарскими исследователями, многие годы занимающимися разработкой данной проблематики. (Наш ответ на данную публикацию, отправленный в редакцию журнала, остался без ответа).
Другой пример: известный исследователь В.Н.Дёмин в книге "Тайны земли Русской" пишет: "Мой хороший знакомый, известный исследователь и автор множества публикации В.А.Чернобров, вот уже много лет пытается проникнуть в огромную подземную пещеру, расположенную на Самарской Луке, в районе притока Волги Медведицы (как раз "за рекой Росой"). Сама пещера была взорвана в 1942 г. советскими войсками, отступавшими под натиском фашистских полчищ...". Как говорится, комментарии тут излишни!
К нашему огромному сожалению, подобное "освещение" данной проблематики встречается и в Самарских изданиях: например, статья некой С.Ерёменко "А каменный Воин вход сторожит" (подзаголовок статьи "Как найти Шамбалу"), опубликованная в самарской вкладке газеты "АиФ" №1-2, январь 2002 г..
"Следы Хранителей Шамбалы ищущие обнаруживают повсюду. Стерегут вход в Шамбалу Конь и Воин — природные каменные скульптуры Рачейского бора. Исчезает и вновь появляется загадочное озеро Елгуши... и озеро глубиной в океан в селе Якушкино... Лучистые столбы, иногда появляющиеся у горы Верблюд прямо из воды, — это три пограничных поста у входа в заоблачный мир. Старцы, изредка показывающиеся из жигулёвских пещер, — вестники Шамбалы. Поющие кусты у подножия Молодецкого кургана, дескать, напоминают человечеству о величественной космической музыке... А таинственные голоса, слышащиеся в Каменной Чаше, — это повелительный зов в Заоблачную страну..." — издевательский стиль подачи данного материала вызывает сильнейшее недоумение. Подобное "творение" можно объяснить лишь желанием дискредитировать данную тематику.
Иногда в литературе встречаются забавные курьёзы. Например, после "редакционной правки" в журнале "Техника-молодёжи" №7, 1990 г. на карте Самарской Луки, где обозначены аномальные зоны, город Новокуйбышевск "трансформировался" в город Новомосковск.
Достигнутые результаты были представлены в ряде статей в журналах "Техника — молодёжи" (№7, 1990 г. "Миражи и призраки над Жигулями"), "Уральский Следопыт" (№10, 1991 г. "Многоэтажная Вселенная"), "Свет" (№11, 1985 г. "Серпентоиды Самарской Луки"), "Свет" (№1, 1987 г. "Пата-Кабуся. Кто он?"), "Свет" (№4, 1998 г. "Грифоны Самарской Луки") и в многочисленных газетных публикациях. Отдельные материалы представлены на некоторых страницах интернет-пространства.
Была проведена большая кропотливая работа по сбору крайне рассеянной информации.
В этой книге сделана попытка соединить мифологическую составляющую информации о Волжских чудесах и загадках с информацией о реальных объектах и данных полевых исследований.
Что говорят очевидцы ?
Большинство зафиксированных группой "Авеста" рассказов очевидцев о необычном относятся в основном к периоду 1972 -1993 гг. Это время, когда своеобразный региональный "центр необычного" — Самарскую Луку — посещало довольно много людей. Сегодня в эти места ездят немногие, ненадолго и с целями крайне прагматичными, например, набрать ягод, грибов, наловить рыбы. Ходят эти люди по строго определённым маршрутам, сделали дело и скорее домой, в город.
Современные мифы, легенды, былички Среднего Поволжья о необычном в значительной степени анонимны. Рассказчики, в большинстве своём, предпочитают сохранять безымянность. Большая культура, в отличие от мифо-субкультуры, склонна считать "информацию с большим коэффициентом странности" сомнительной или несуществующей. Отсюда берут своё начало многочисленные насмешки, подозрения в мистификациях и обмане "говорящих очевидцев". Авторы не раз слышали нечто подобное: "Ладно, вам я расскажу, но вообще что это такое, я не знаю. И если вы про это говорить или писать будете, на меня не ссылайтесь". Местные жители практически не фиксируют что-либо необычное в своём окружении и не проявляют к нему любопытства.
Очевидец, не желающий рисковать своей репутацией, либо вынужден молчать, либо ограничится обсуждением происшедшего в кругу своей семьи или с друзьями. Иногда, с течением времени, при определённых обстоятельствах, он может, сохраняя определённую степень анонимности, попытаться найти заинтересованных слушателей или специалистов. Но и при этом он будет рассказывать о своих впечатлениях, как умеет. Вот почему авторы книги, стараясь дать максимальное количество ссылок, выполняя личные просьбы, старались сохранить инкогнито наших рассказчиков.
Свидетельства исторические
По мере проведения предварительного сбора информации о "современном необычном" появилась необходимость ознакомиться с историческими свидетельствами. В идеале нам хотелось бы обнаружить что-то подобное замечательной книге "Тысячелетняя летопись необычных явления природы" (1), но для Поволжья. Скажем сразу, такого труда найти нам не удалось. Более того, выяснилось, что даже просто записанных старых сказок и легенд мало. Первые доступные свидетельства — это случайные и разрозненные описания XVI-XVIII вв. Старые карты, документы и описания Поволжья погибли в огне пожара Москвы 1627 г. Но и многие из уцелевших карт, например, карта венецианца Фра-Мавро 1459 г., практически не изучены.
Цифры в круглых скобках — ссылка на источник литературы, список которой приводится в конце каждой главы.
Большинство специалистов-историков сходятся во мнении, что в общих работах по истории России история Среднего Поволжья излагается с недостаточной полнотой. Объективного объяснения этому нет. Лишь фрагментарно исследованы архивы волжских городов. Совершенно неизвестны или крайне сложно доступны многие свидетельства очевидцев, например, описания Поволжья англичанина Дж.Кэстля (1737), Самарский архив Татищева В.Н. (1688-1750 гг.), бумаги его предшественника И.И.Кириллова (1733). Описания губерний и провинций путаны и противоречивы. Существует огромный историографический провал фиксации событий, происшедших на данной территории. Большая часть Самарских архивов погибла в огне опустошительной череды пожаров 1700-1856 гг. Из необычного в Самарских хрониках лишь удалось найти два зафиксированных случая "пролёта над Самарой большого огненного тела" (метеорита?) 26 января 1852 г. (2) и 31 марта 1853 г.
"31 марта 1853 г. в десять часов пополудни, над Самарою в воздухе блеснул огонь в виде молнии. Из этой воздушной вспышки образовался метеор в виде белого шара, который пролетел довольно большое пространство, имея направление с юга к северу, искрами в виде бенгальских огней".