Основные признаки эпохи Барокко
История прически барокко
Женские прически этого исторического периода невероятно сложны, используются специальные каркасы из проволоки для этих целей. В моду входит самая известная женская прическа времен барокко — фонтанж. Интересна история ее появления. Однажды на охоте фаворитка Людовика подвязала растрепавшиеся волосы куском кружева, чтобы пряди не мешали ей. Это так понравилось королю, что он потребовал обещания юной Анжелики де Руссиль-Фонтанж, не менять прическу. Следующий день стал началом шествия «фонтанжа»: все придворные дамы явились с подобными прическами.
Первое время эта прическа была невысокой, но впоследствии фонтанж превратился в «башню» высотой в 50-60 см (есть сведения, что у венских модниц она достигала высоты более метра). Локоны завивались туго и укладывались «этажами», каждый из которых имел свое название, а один или два локона «небрежно» ниспадали на плечо. Такая прическа требовала немало времени и средств (на ароматизацию и закрепление волос шло много пудры и специальной помады), и позволить себе ее могли лишь состоятельные дамы.
Модная прическа фонтанж дала название еще одному стильному предмету времен барокко. Так стали называть многоярусный накрахмаленный чепец, пользовавшийся большой популярностью. Его следовало надеть на голову, распределив пряди волос между его «этажами», закрепить шпильками и «вуаля».
Прически в стиле барокко — это не только объем, это, прежде всего, женственность. А мода на нее не проходит никогда.
Прически этой эпохи настолько сложны, что дамам приходилось пользоваться специальными проволочными каркасами. Самой популярной прической барокко считается "фонтанж". Прическа имеет весьма увлекательную историю - по легендам ее создательницей была Анжелика де Руссиль-Фонтанж, молоденькая фаворитка Людовика. Во время королевской охоты она заметила, что из ее прически выбилось несколько прядок. Тогда, чтобы волосы ей не мешали, ей пришлось подвязать их обрывком кружева. Король оценил, и на следующий день, с легкой руки юной фаворитки многие дамы при дворе появились с такой прической.
Сперва фонтанж был невысоким, но со временем его заменил новый тренд - так называемая "башня" высотой до полуметра. Для этой прически барышни завивали локоны и укладывали их в "этажи" (у каждого этажа даже было свое название), а несколько локонов оставляли небрежно спадающими на плече. Впрочем, такая прическа была роскошью, так как на ее создание требовалось много времени и вспомогательных средств, ведь волосы нужно было хорошо закрепить и ароматизировать - поэтому "башню" могли себе позволить не все.
В это время возникает еще одна стильная вещица, так же названная фонтанжем - накрахмаленный чепчик, состоящий из нескольких ярусов. С ее помощью сооружать прически стало легче - ведь стоило только распределить волосы по ярусам и закрепить.
Прически эпохи барокко отличаются не только пышностью и изысканностью, они также необычайно женственны, а женственность никогда не выходит из моды.
Основные признаки эпохи Барокко
Родиной стиля барокко исторически является Италия, а точнее – Рим, Флоренция, Венеция и Мантуя. Период барокко, ознаменовавший собой зарождающийся дух западной культуры, противопоставлялся классическим представлениям в литературе, искусстве.
Об однозначности зарождения слова «барокко» приходится только мечтать. Одни утверждают, что корни его в португальском barroco, что значит «жемчужина неправильной формы» или «жемчужина с пороком». Кто-то считает, что слово произошло от латинского verruca, что означает «место дефекта в драгоценном камне». Другие придерживаются мнения, утверждающего, что слово имеет итальянское происхождение: с итальянского barocco переводится как «странный», «причудливый», «нелепый». В этом смысле стиль барокко носил на себе отрицательную интерпретацию. Последователи классицизма называли словом «барокко» все, что хоть чуть отступало от канонов классики, что являлось для них явной безвкусицей.
В общем смысле стилю барокко присущи торжественность, преувеличенное выражение, динамизм, напряженность, стремление к сочетанию разных жанров искусства, реформаторство. Все эти отличительные признаки барокко как стиля отразились в нем отчасти под влиянием эпохи, связанной с открытиями Коперника. Стиль барокко, как и идеи Коперника, был новаторским, пересматривающим взгляд на мир, человека и его место в этом мире. Произошел разлом традиций, существовавших ранее.
С другой стороны, признается истинно все, что имеет математическое выражение. То есть это еще и Эпоха Разума и Просвещения. Естественность отвергается стилем барокко, в это время она – синоним невежества, вульгарности, зверства. Женщины носят корсеты, забеливают лицо и сооружают неестественные и вычурные прически на голове. Мужчины же носят парики, бреют усы и бороду и используют духи. Все неестественно, и эту неестественность воспевают. Все естественные желания и позывы оформляются в эпоху барокко началами разума, будь то аппетит или влечение к противоположному полу. Аппетит, например, оформляется изысканно, благодаря изобретению столового этикета. Кстати, вилки и салфетки появились именно в эпоху барокко.
Бог представляется человеку барокко не как спаситель, но как созидатель и архитектор. Подобному великому часовщику, Он создал этот механизм под названием мир. Отсюда и убеждение в том, что ему бесполезно молиться, однако у него нужно учиться. Героями этого времени становятся Робинзон Крузо и барон Мюнхгаузен. Они олицетворяют собой приключения, открытия, так присущие эпохе барокко. Всю динамичность, яркость и цветистость стиля барокко воплотили в себе работы Рубенса и Караваджо.
Во всех произведениях, выполненных в стиле барокко, сквозит безмерная радость бытия и стремление к прекрасному, некий аристократизм и вовлеченность человека в мир событий и переживаний.