В конце концов, кому нужны апостолы?
Я никогда не забуду холодный январский день, когда меня посетил в моем церковном офисе служитель по имени Джонни Джонс. Хотя я раньше никогда не встречал Джонни, он сказал, что ему дал мой адрес один из моих друзей-пасторов на другом конце юрода.
«Пастор Бучан, — сказал Джонни, когда дошёл до цели своего визита, — я бы хотел узнать, не могли бы вы предоставить мне несколько служений, на которых я мог бы проповедовать?»
Как-то нервозно он залез в один из карманов довольно потрепанного зимнего пальто, на котором не хватало пуговицы. У него был такой взъерошенный вид, что я почувствовал облегчение, когда он вытащил всего лишь помятую визитку, а не пистолет или нож. Визитка выглядела так, будто она предлагалась по меньшей мере ста другим пасторам до меня.
«ДЖОННИ ДЖОНС — Апостол, Пророк, Миссионер и Евангелист», — было написано на порванной визитке. Телефон тоже был указан, но его было трудно прочитать, так как его зачеркивали несколько раз, чтобы написать самый свежий номер.
Пытаясь быть вежливым, я объяснил Джонни, что на этот момент у нас всё расписано и обычно мы приглашаем только тех проповедников, с которыми уже контактировали раньше. Изобразив разочарование, но на самом деле не удивившись, Джонни поблагодарил меня за то, что я уделил ему немного времени, и уехал в своей сильно побитой машине. Облако черного дыма вылетело из выхлопной трубы, которая была подсоединена при помощи металлической вешалки для одежды.
Не упустил ли я шанс услышать современного апостольского служителя в своей церкви?
Некоторые люди, конечно, спорят, что для апостолов нет места в сегодняшней церкви. Такое служение, говорят они, закончилось либо в первом столетии, либо, по крайней мере, когда каноническое Писание уже было завершено.
Другие комментаторы, немного более открыты, но они ограничивают сегодняшнюю роль апостольского служения миссионерской работой в тех областях мира, где Евангелие никогда не проповедовалось. В действительности же слово «миссионер» происходит от латинского слова missiomri, означающего то же самое, что и греческое слово apostolos: «тот, кто послан вперёд».
Оглядываясь назад
Прежде чем обсуждать различные точки зрения о том, существуют ли апостолы — или должны существовать — сегодня, важно с самого начала узнать о позиции Писания относительно роли апостолов в ранних церквях. Они исполняли шесть основных задач:
1. Нести Евангелие в области, не затронутые им. Павел написал Римлянам: «Притом я старался благовествоватъ не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (К Римлянам 15:20).
Хотя апостольское служение первого столетия не ограничивалось областями, не затронутыми Евангелием, главный апостольский пыл был направлен в первую очередь на проповедь в тех местах, где о Христе ещё не знали.
2. Основывать церкви на основании Христа. Павел говорит об этом в 1 Коринфянам 3:10-11: «То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего. Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее».
Апостолы первого века занимались не только основанием церквей: в некоторых случаях апостольское служение также включало помощь рождённым церквям в возвращении к их духовному основанию (см. Галатам 1:6- 10, 3:1-3, Откровение 2:1-5). Джутсон Корнволл в своей книге «Знакомя с Иисусом» говорит:
Несмотря на тот факт, что книга Деяний начинается с вознесения Иисуса, нет никаких свидетельств того, что ранняя церковь считала Его «ушедшим» из их среды. Иисус исцелял людей, воскрешал мёртвых, говорил и направлял работу его учеников в книге Деяний точно так же, как Он это делал в книге Луки. Наверное, единственным отличием было отсутствие его физически в книге Деяний.
Даже когда они проповедовали, ученики думали об Иисусе как о присутствующем на их проповедях. В тех первых проповедях Апостолы призывали слушателей не просто верить фактам об Иисусе, но встретиться через их слова и действия с Тем, кто умер, воскрес и живет вечно.
3. Назначать и обучать первоначальных лидеров в церкви. Когда Павел и Варнава совершили свой второй визит в Листру, Иконию и Антиохию, они молились, постились и рукоположили лидеров в каждой церкви (Деян. 14:21-23). Павел точно так же учил своего ученика-апостола Тита «довершить недоконченное» в церквях на Крите и назначать старейшин в каждом городе (Тит 1:5).
4. Разбираться со специфическими проблемами, ложными учениями или грехами. Павел писал к церкви в Коринфе о большом числе проблем, которые возникли там: разделения, незрелость, гордость, аморальность, обращение верующих к светскому суду, вопросы, касающиеся безбрачия и брака, споры о мясе, предложенном идолам, неподобающее отношение к Вечере Господней, злоупотребление духовными дарами и путаница касательно воскрешения.
5. Обеспечивать единство в теле Христа. Павел говорил о необходимости единства на разных уровнях. В Филиппах он должен был разрешать спор между двумя женщинами — Еводией и Синтихией — в местном собрании (Филиппийцам 4:2). В Коринфе Павел бросил вызов разобщённости церквей города, произошедшей, когда верующие потеряли из виду главу — Христа — и собрались вокруг сильных лидеров, таких, как сам Павел, Аполлос или Петр.
В дополнение к разрешению вопросов единства в местных собраниях или церквях в конкретном городе, Павел также исполнял апостольскую роль, объединяя церкви в регионах и по всему миру.
А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.
(К Римлянам 15:25-27)
На Иерусалимском совете (Деяния 15) Павел и другие Апостолы решали вопросы, которые могли бы разрушить единство всей церкви в те дни. Другие примеры находятся в Деяниях 11:27-30, 1 Коринфянам 16:14 и 2 Коринфянам 8-9.
6. Показывать сверхъестественную часть Царства Божьего и делиться ей. Несмотря на то, что Божье намерение для всех верующих — посылать их исцелять больных, изгонять демонов и совершать чудеса силой Духа Святого (Марк 16:17-20), апостольские служители в особенности должны нести на себе это свидетельство (2 Коринфянам 12:17).
Так, отмечено, что Бог делал необычайные чудеса через Павла (Деян. 9:11), и в виду имеется присутствие сверхъестественных проявлений большее, чем «обычные» чудеса. Также сказано, что «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа» (Деяния 4:33). Апостолы не только показывали силу Божью, но и передавали её другим верующим (см. Деян. 8:4-20, 10:44-46, 19:1-6, 2 Тим. 1:6-7).
Хотя Апостолы первого века исполняли эти шесть общих задач, служение каждого из апостолов, описанных в Новом Завете, было уникальным:
Пётр был особенно одарён в проповеди заблудшим.
Павел превосходил всех в обучении и созидании верующих в функциональное тело Христа.
Иоанн был апостолом с пророческим сердцем. Его страстью было желание, чтобы Божьи люди жили праведно и во взаимоотношениях любви с Господом и друг с другом.
Иаков, сводный брат Иисуса был также призван как апостол (1 Кор. 15:7), хотя его служение, по-видимому, являлось главным образом пасторским и, в основном, было локализовано в Иерусалиме.
Апостольское служение не давало апостолу автоматическое право применять всю власть везде и во всех ситуациях. Это было служение, основанное на взаимоотношениях, а не на одном призвании. Павел сказал Коринфянам: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе» (1 Коринфянам 9:1-2).
Павел способствовал проповеди Евангелия в Коринфе и положению основания церкви там. Поэтому он требовал особенных отношений с Коринфянами, дававших ему возможность говорить к ним со смелостью, которая могла бы быть неподходящей по отношению к церквям в Иерусалиме или Риме, которые были основаны другими.
Подобным образом происходит то, что власть Апостола постепенно угасает после того, как местная церковь стоит твёрдо и обеспечена надзором местных лидеров. Хотя Павел вмешивался без извинений, чтобы разрешить крупные проблемы, с которыми не могло справиться местное лидерство (как это было в Коринфе), в другие времена он, казалось, принимал роль отца, чья отеческая власть исчезала после того, как его сын или дочь достигали совершеннолетия.
Важно заметить, что сердце Павла было обращено не на то, чтобы создать цепь церквей «мы Павловы», но видеть каждую церковь действующей под руководством Христа (см. Колоссянам 1:18, Деяния 20:32, 2 Коринфянам 1:2-3).
А что происходит сегодня?
Многие комментаторы пришли к заключению, что после смерти Апостола Иоанна «апостольский период» официально закончился и все действительно апостольские служения прекратились. Этот взгляд базировался на двух ошибочных допущениях.
Первое из этих допущений состояло в том, что апостольская роль была ограничена двенадцатью апостолами, первоначально избранными Иисусом. Внимательное чтение Нового Завета покажет, что другие лидеры также называются апостолами, в том числе Матфей, Павел, Варнава, Сила, Тимофей, Андроник, Юниас и Епафродит. О первоначальных 12 на самом деле сказано, что у них есть особая роль в осуществлении Божьих целей (Откр 21:14, Мф. 19:28), но это, конечно же, не означает, что они остаются единственными апостолами.
Второе допущение было в том, что сегодня нет нужды в апостолах. Лучше всего возразить на это, предложив снова взглянуть на список задач апостола. Не правда ли, эти задачи все еще актуальны сегодня?
Проникать в области, ещё не затронутые Евангелием.Хотя Евангелие дошло практически до каждой нации, всё ещё есть тысячи групп людей, которые из-за, географической или языковой изоляции даже никогда не слышали об Иисусе Христе.
Начинать церкви и полагать основания. В одарённых Богом основателях церквей отчаянно нуждаются в Америке и по всему миру. Надо признать, что многие из существующих церквей были построены на человеческих традициях и мнениях, а не на твёрдом библейском основании, которое могут обеспечить служители с апостольскими сердцами.
Назначать и обучать лидеров. Сегодня апостольская задача обучения лидеров в значительной степени выполняется семинариями и библейскими школами. Назначение лидеров местных церквей повсеместно производится путём голосования в общине или выбора согласно деноминационной иерархии; всё более распространенным становится обычай вдохновлять проповедников просто начинать новую церковь и назначать себя пасторами.
Посещают ли они семинарию или нет, сегодняшние молодые лидеры вряд ли получают тот тип личного обучения и развития характера, который Тимофей получил от Павла. Как и в первом столетии, сегодня есть бесчисленное множество репетиторов, но самой животрепещущей остается необходимость в истинных духовных отцах (см. 1 Коринфянам 4:14-17).
Обращаться к нерешённым проблемам. Почти каждая церковь иногда заходит в тупик, из которого 'груд- но выйти без помощи извне. Кто может снабдить местных пасторов мудрым наставлением касательно этих острых церковных проблем?
Сегодня церковь всё ещё нуждается в служителях с апостольской властью, которые смогут обеспечить ответственность и проникнут взглядом сквозь пелену невежества и гордости. Нам всё ещё необходимы лидеры, способные храбро применять Слово Божье к областям греха, несбалансированности, ложного учения и разделения.
Способствовать единству. Разделение в теле Христа всё ещё является позором, который крадёт у нас полное благословение Бога и ослабляет наше свидетельство перед потерянными людьми. Служители с чистыми апостольскими сердцами обременены ради Божьих людей, чтобы те заботились друг о друге, как единая семья, готовая проповедовать миру, как единая армия.
Часто местные общины недостаточно ясно видят «большую картину» Церкви по всему миру и ограниченно чувствуют желание Господа, чтобы Его тело было функционально связанным. В этом видении единства болезненно нуждается сегодняшняя Церковь, и только те, кто обладают апостольским видением и властью, имеют необходимые дары, чтобы осуществить это в значительной степени.
Показывать сверхъестественное и делиться им.Мы живем в дни, когда Бог работает могущественно, чтобы восстановить знамения и чудеса в Церкви. Слишком долго мы полагались на наш интеллект, человеческую мудрость и убедительные слова — те самые вещи, на которых Павел отказался полагать свою уверенность:
И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.
(1 Коринфянам 2:4-5)
Сегодня более, чем когда-либо — из-за возросшего в нашем обществе интереса к сатанизму, оккультному знанию и практике «Нью Эйдж», — Церковь нуждается в том, чтобы являть и освобождать Божью силу. Церковь без апостолов — это машина, в которой не работают все цилиндры: Она всё ещё может двигаться, но она будет дребезжать и не сумеет использовать всю мощность, которой обладает.
Мы пришли бы в ужас, если бы кто-то предположил, что пасторы, учителя и евангелисты больше не являются действующим служением в церкви. Тем не менее, мы часто позволяем украсть у себя служения апостолов и пророков, которые находятся в том же списке в Ефесянам 4:11.
Всё же, как это было во время моей встречи с Джонни Джонсом, я всегда был осторожен с людьми, которые расхаживают по округе, называя себя апостолами и другими громкими титулами. Если мы на самом деле апостолы или пророки, очень вероятно, что кто-то будет способен понять это без того, чтобы прочитать надпись на нашей визитной карточке.
Нам нужно больше людей, действующих с апостольским или пророческим влиянием, и меньше людей, заботящихся о том, чтобы иметь эта титулы. Павел не заботился о том, чтобы идентифицировать себя как апостола, но всегда смотрел на себя в первую очередь как на «раба Иисуса Христа» (Рим.1:1), что должно быть главной мотивацией и для нашего служения.