Л. живкова. по законам красоты
Источник:Л. Живкова. По законам Красоты. (Библиотека «Огонек» №40) Составитель В. М. Сидоров, редактор Ю. С. Новиков. - М.: Изд-во «Правда», 1979г.
В последние десятилетия жизнь человечества нашей планеты становится все более динамичной, напряженной, полной проблем. Политическая, социальная и культурная атмосфера, в которой протекает сегодня развитие разных стран и народов, обусловливает характер материальной и духовной среды, в которой происходит эволюция человечества на настоящем историческом этапе. Жизнь постоянно ставит человечество перед новыми испытаниями, определяются новые по своему характеру и тенденциям явления, параллельно протекает множество сложных и разнообразных процессов. Как единое целое они содержат в себе и раскрывают потенциальные силы и энергию, которыми человечество располагает как для преодоления нынешних острых и актуальных проблем, так и для формирования и развития содержания последующих этапов в жизни людей и планеты.
Современный этап человеческой эволюции можно с определенностью охарактеризовать как век истины и сотрудничества. Без сомнения, в существующих исторических условиях мы еще не исчерпали до конца потенциальные возможности этих понятий. Но самый факт, что они ежедневно раскрывают свою ценность и возникает цепь причинно-следственных связей, обусловливающих и формирующих процесс общечеловеческой эволюции, делает необходимым глубокое проникновение в их суть, их подлинную значимость. Сознательное и ответственное отношение к сотрудничеству даст ряд преимуществ последующим поколениям в деле ускорения развития человечества.
При внимательном анализе сущности понятия «истина» и рассмотрении в этом аспекте основных, ведущих процессов, протекающих сегодня в жизни народов и всей планеты, в нашем сознании фиксируются такие яркие явления, как целенаправленная организованная борьба человечества за утверждение всеобщего мира, за превращение разоружения в необратимый процесс, а также такие явления, как обострение классово-социальных противоречий, борьба за установление более справедливого в экономическом и социальном отношении порядка, преодоление на международной арене острых противоречий совместными усилиями всех заинтересованных стран и народов, превращение искусства и культуры в мощный фактор сотрудничества и сближения народов, бурное развитие науки и техники, выход мысли и человека за пределы Земли, все более глубокое проникновение его в космос и раскрытие тайн Вселенной.
Как уже проявившиеся или рождающиеся, эти тенденции лежат в основе перечисленных и других процессов, они отражают не только историческую предопределенность эпохи, но и более широкие и достоверные познания человеческим сознанием сущности и характера эволюционного спиралевидного развития. В своем внутреннем диалектическом единстве понятия истина и сотрудничество неделимы. Внешне они могут проявляться в различной форме, но их реальная сущность и значимость раскрывается в тесном взаимоотношении. Истина немыслима без сотрудничества, а сотрудничество – это и есть рождение истины, единства и все более глубокого проникновения и раскрытия основных законов и принципов, действующих во Вселенной.
Наш век называют веком науки. И само это определение характеризует возросшие интеллектуальные и духовные возможности человечества. Непрерывно возникают новые отрасли научных знаний, в том числе на стыке смежных наук – обстоятельство, которое настойчиво ведет к утверждению в общественной практике необходимости интегрального развития научного познания о науке и человеке. Экстенсификация и интенсификация жизни в различных сферах и областях вновь приковывают внимание человека к усвоению фундаментальных научных дисциплин, к комплексному и интегральному изучению и анализу процессов и явлений, протекающих в ходе эволюции природы, человечества и общества. Представления человека и науки о действительности, в которой существует индивид, постоянно изменяется и обогащается. Представления о масштабах orbis terraarum (сферы земли - мира) с каждым годом меняются и расширяются. Различные области науки постоянно открывают новые, более точные познания о человеке, физической природе и космосе. Человеческое сознание и современная наука уже в состоянии вместить знания об универсальном единстве жизни во Вселенной.
Экспериментальным и умозрительным путем постоянно доказывается внутреннее единство и обусловленность процессов и закономерностей, протекающих и проявляющихся в жизни человека и природы. Углубляется интерес к проблемам существования, устройства и функционирования сознания, исследуются взаимосвязи между макро- и микрокосмосом, между человеком и Вселенной. Со вступлением человечества в космическую эру неуклонно расширяются возможности проникновения и раскрытия тайн жизни и природы, выяснения зависимости, которая существует между скрытыми природными силами и потенциальной силой, заложенной природой в самом человеке, силой, обусловливающей процесс его эволюции.
Сегодня перед человечеством стоят такие острые проблемы, как энергетический кризис, нехватка основного сырья и материалов, неспособность ряда стран и регионов планеты удовлетворить самые насущные потребности большинства населения. Вот почему одной из значительных проблем, волнующих ныне науку и специалистов различных областей, является оправданный интерес к скрытым (латентным), непробужденным силам и возможностям, заложенным природой в человеческом индивиде.
Эта проблема давно волновала и волнует виднейших мыслителей всех эпох и цивилизаций. Но в наше время перспективы ее решения стали намного более реальными. Проникновение в суть и специфику основных процессов, лежащих в основе человеческой эволюции, позволит гораздо шире прилагать и использовать это познание в решении ряда самых актуальных конкретных проблем, вооружит человечество знаниями и опытом, которые оно сможет применить для осуществления контроля и руководства процессом формирования и развития индивидуального и общественного сознания. Без глубокого понимания этих закономерностей, без раскрытия специфики и сущности, лежащих в основе потенциального творческого начала, которое дано природой каждому человеческому индивиду, невозможно ускорить и сделать более динамичным развитие человеческого общества.
Бурный, непрестанный рост материальной базы приведет к неизбежному выводу о непропорциональном соотношении в развитии этой базы и человеческого сознания. Несоответствие, существующее в эволюции самой материальной базы, и отставание в развитии человеческого и общественного сознания ныне более чем когда-либо обусловливают историческую необходимость глубокого овладения фундаментальными законами и принципами, которые лежат в основе общечеловеческого эволюционного развития и в зависимости от которых происходят формирование и преобразование сознания.
Необходимость интегрального совершенствования сфер общественной жизни, комплексного и перспективного планирования социально-экономических процессов привлекла к ускоренному развитию в последние годы науки об управлении. Все шире и целенаправленнее осуществляется внедрение механизма управления и кибернетических систем в организацию и руководство различными общественно-экономическими сферами жизни.
Управленческая наука все более совершенствует свои формы и методы организации и планирования, и эта тенденция, без сомнения, будет расширяться и углубляться, охватит новые сферы деятельности.
Но независимо от эволюции общественной системы управления можно с определенностью сказать, что в следующие десятилетия будет неустанно возрастать интерес к науке о человеке, которая все решительнее утверждается в общественной практике. Эта наука приведет к более зрелому управлению и руководству индивидуально-творческими процессами развития и усовершенствования человека. Интерес к потенциальным силам человеческой личности еще больше привлечет внимание науки и специалистов к проблемам организации внутренних психических, умственных и эмоциональных процессов в движении человека и общества.
Единство процессов, которые обусловливают физическое формирование человеческого организма, его умственную, эмоциональную и психическую конструкцию, характеризующую объем и качество каждого типа и уровень сознания, ясная зависимость, которая существует между психическим балансом энергии отдельного человека и космическим балансом энергии, делают необходимым интегральное комплексное развитие науки о человеке и природе. Интеграция всех научных дисциплин, сосредоточение их внимания на сущности человеческой эволюции откроют новые неограниченные возможности для самой науки и прежде всего будут способствовать ускорению эволюции человечества.
Чтобы можно было действительно реализовать на практике интегральный подход при изучении проблемы человеческой эволюции, координировать усилия и возможности различных научных дисциплин и специальностей, необходимо овладеть научным подходом к изучению действительности в его глобальном аспекте, тщательно изучить и проанализировать взаимосвязи, существующие в макро- и микрокосмосе. Необходимо утверждать интегрально-синтетический метод в изучении формирования и эволюции человеческого индивида и его сознания.
Сегодня все больше ощущается необходимость интеграции таких областей человеческой деятельности, как наука, образование, искусство и культура. И такая закономерность вовсе не случайна. Она диктуется требованиями самой жизни, исторического этапа, на котором ныне находится человечество.
Во все эпохи и цивилизации человек всегда был самой значительной производительной силой. Этот неоспоримый факт превращает сферы искусства, культуры, образования, науки – сферы, наиболее тесно связанные с формированием и развитием индивида, - в важнейшие производительные силы, от которых все больше будут зависеть характер и качество создаваемого материального и духовного производства. Эта тенденция, вне сомнений, в силу содержащейся в ней самой истины, в последующие десятилетия будет все более усиливаться и утверждаться.
Проходившая в Народной Республике Болгарии Национальная партийная конференция обстоятельно, комплексно обсудила вопрос о повышении эффективности и качества общественно полезного труда. Естественно, для утверждения в практике и в процессе строительства развитого социалистического общества основного стратегического девиза партии «За высокое качество и эффективность» необходимо постоянно совершенствовать организацию общественного труда. Но проблема эффективности и качества связана не только с внедрением более совершенных форм и методов управления и руководства общественной системой. Это прежде всего проблема, которая тесно связана и зависит от культурного и духовного уровня нации, сил, возможностей и способностей каждого человеческого индивида осознать и взять на себя ответственность гражданина, неделимой частицы единого общественного организма. Сама суть понятия эффективности и качества самым непосредственным образом связана с отдельными личностями, с вопросом о силе и способности каждого человека организовывать и осуществлять руководство своей эмоциональной, умственной, психической и духовной жизнью. Это обстоятельство отражается на качестве и эффективности внешне проявляемого, реализуемого труда.
При рассмотрении вопроса организации и совершенствования общественного труда необходимо уделить особое внимание и вопросу организации и руководства процессом формирования и развития человеческого сознания. Многосторонние процессы, характеризующие развитие человечества на современном этапе, делают необходимым не только усвоение интегрального подхода к развитию общественной системы. Современные эволюционные тенденции требуют обязательного утверждения в образовательной и воспитательной практике интегрального комплексного подхода к развитию человеческой личности.
Человечество накопило огромные познания в различных областях жизни. Которые, без сомнения, будут расширяться. Будут усиливаться тенденции к комплексному и универсальному анализу протекающих природных процессов и явлений. Для того чтобы отдельный индивид был в состоянии усвоить и ассимилировать такой значительный объем знаний о природе, человеке и обществе, необходимо еще шире вводить в практику новые формы и методы обучения, начиная с раннего возраста, целенаправленно и постоянно пополняя и расширяя объем знаний и опыта человека.
Для реализации идеи интегрального и комплексного формирования сознания необходимо ставить основную цель, вокруг которой концентрировать отдельные элементы знания. Высшая и конечная цель человеческого существования непосредственно связана с необходимостью всестороннего и гармоничного развития человека и общества. Изучить и овладеть законами, принципами и закономерностями, действующими в природе, чтобы уметь изменять действительность по законам красоты, - это самая прекрасная цель
человека, достоянная его как разумного живого существа.
Когда мысли, стремления и действия человечества будут направлены к самому прекрасному в жизни, тогда утвердится подлинное знание, а сотрудничество станет необходимым условием сближения и приобщения человека и общества к идеалу прекрасного. Процесс развития невозможен без постоянного совершенствования. Эта насущная необходимость проистекает из самой сути понятия эволюции. Природа и человек будут неустанно раскрывать и развертывать свои потенциальные силы и возможности. Сама мысль о совершенствовании должна порождать радость, а творчество и труд – доставлять удовольствие.
На настоящем этапе социалистическое общество развивается по закону «От каждого – по способностям, каждому по труду». Основная цель зрелого социалистического общества связана с дальнейшим укреплением материально-технической базы и, в соответствии с общественными конкретными условиями и возможностями, со всесторонним удовлетворением не только материальных, но и духовных потребностей людей.
Вопрос повышения качества и эффективности общественно полезного труда – основная проблема развития нашей страны на данном этапе. И чем масштабнее, комплекснее будут выдвигаться задачи в ходе социально-экономического, политического и культурного развития страны, тем с большей остротой будет стоять вопрос о месте и роли субъективного фактора – человека. Уровень индивидуального человеческого сознания, характер и качнство индивидуальной отдачи человека в труде отражаются на качестве и производительности общественного труда. Вот почему большую актуальность приобретает сегодня вопрос об изменении характера труда. Этот вопрос связан не только с повышением уровня и качества производительности труда и вытекающими отсюда новыми формами и методами, которые необходимо вводить с целью совершенствования организации труда, но прежде всего и с проблемой характера, направлений и темпов эволюции человеческого общества вообще, с формами и методами, которые должны использоваться и утверждаться в общественной практике в процессе формирования и преобразования человеческого сознания.
В прошлом веке классики марксизма обстоятельно рассмотрели вопрос о характере труда и его производительности с точки зрения классового общества. И они предвидели, что в новых социальных условиях труд все более будет превращаться в творческую потребность, которая составит основу эволюции общества и отдельных индивидов. Не случайно основной закон, по которому будет развиваться коммунистическое общество, содержит качественно новую характеристику следующего этапа эволюции: «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Эта формулировка, имеющая силу закона, касается прежде всего качественных изменений, которые должны произойти в сознании людей и в содержании их трудовой деятельности.
Этот закон не только связан с характером материальной базы, но непосредственно касается самого человека, он как бы прогнозирует эволюционный путь, который предстоит пройти человеку и человеческому обществу, чтобы жить в силу осознанной необходимости. А всякая объективная необходимость сама по себе является законом. Эволюция Вселенной, природы и человека протекает в соответствии с действующими универсальными законами. Но чтобы осознать и хорошо изучить сущность этих законов, человек и человечество прошли и продолжают идти длинным и трудным путем углубления человеческих знаний, совершенствования индивидуального и общественного сознания.
Основной закон общества, который будет действовать при коммунизме, в синтезированной форме содержит сущность перемены, которая должна произойти в характере и качестве человеческого сознания, в труде и взаимоотношениях в тот период, когда свободная человеческая воля и дух станут управлять и сознательно господствовать над стихийно протекающими природными и общественными процессами.
Наше социалистическое общество поставило перед собой задачу в конце текущего – начале следующего века постепенно вступить в стадию коммунизма. Следовательно, в новых социальных условиях обязательно должна проводиться последовательная и целенаправленная работа по созданию необходимых общественных условий для такого перехода, для качественных изменений в характере труда. Разумеется, эта проблема не должна абсолютизироваться. Не следует думать, что такой сдвиг может произойти уже в следующие десятилетия.
Сама организация общества нового, социалистического типа обусловила создание условий для массовых перемен в характере общественного труда, которые непосредственно связаны с уровнем и качеством нового сознания людей.
Изменение и трансформация сознания являются внутренним процессом, бесспорно, в известной мере зависящим от внешних условий. Однако в тот момент, когда желание развиваться и совершенствоваться станет осознанной необходимостью, начинает развиваться ускоренными темпами процесс самоусовершенствования. Эта объективная необходимость будет все больше привлекать внимание людей. Она неизбежно перейдет в потребность получения научно обоснованных знаний о сущности процессов, протекающих в сознании, изучения и овладения основными принципами и закономерностями, посредством которых возможны сознательный самоконтроль и динамичная трансформация человеческого сознания.
Необходимо всегда учитывать диалектическую обусловленность, существующую между качеством и уровнем сознания и характером и качеством труда, когда речь идет о развитии и формировании человеческой личности и, конечно, когда в международном и национальных планах ставится вопрос об улучшении организации труда. Качество, интенсивность и характер умственно-эмоционального и психологического мира человека обусловливают характер и подлинную ценность человека, отражаются на качестве и уровне реализованного общественного труда. Морально-этические нормы, способности эстетического восприятия, широта, глубина и точность знаний, присущие каждому индивидуальному сознанию, определяют и отражают суть мировоззрения каждого человека и общества, оказывают непосредственное воздействие на характер и производительность труда.
Чтобы человеческий индивид и общество в целом могли непрерывно раскрывать и совершенствовать свои потенциальные силы, возможности и способности, которые в них таятся, необходимо расширить базу, на которой формируется и развивается сознание; изучить и целесообразно использовать основные принципы и закономерности, действующие и проявляющиеся в процессе развития и эволюции человека; осознать природу и суть творческого начала, заложенного в каждом индивиде, путем пробуждения и целенаправленного раскрытия которого возможно непрерывное динамичное и неуклонное совершенствование человечества, превращение труда из внешне обусловленного принуждения в сознательную творческую необходимость и потребность. Такая трансформация труда в творческую внутреннюю потребность непосредственно связана с проблемой разностороннего и гармоничного развития личности, со всесторонним и универсальным формированием человеческого сознания, с разработкой научно обоснованного комплексного метода расширения и совершенствования способностей человеческой личности и сознания ее к восприятию.
Болгарский народ поставил перед собой высокую цель – разработать единую национальную программу эстетического воспитания. Чтобы правильно понять и вникнуть в суть понятия «эстетическое воспитание» и поставленной задачи, нужно прежде всего уяснить преследуемую нами цель.
Проблемы эстетики рассматриваются с разных точек зрения. Поэтому наша цель отнюдь не ограничивается задачей дополнить и внести некоторые новые аспекты в понятие эстетики. Конечной целью эстетического воспитания является формирование всесторонне развитой гармонической человеческой личности и общества по законам красоты, изменение и трансформирование действительности самим человеком по законам красоты. Эта масштабная цель позволяет нам рассматривать эстетическое воспитание не только как метод формирования способности к восприятию личностью некоторых художественно-эстетических ценностей.
Раз целью является формирование всесторонне развитой личности, общества и действительности, т.е. триединства, которое всегда должно рассматриваться в своей диалектической взаимосвязи, взаимообусловленности и цельности, то, следовательно, само понятие эстетического воспитания должно охватывать всю действительность – природу, человека и человеческое общество – с тем чтобы подготовить человека и общество к такой жизни, при которой в их сознании отражался бы весь ее комплекс.
Для практического претворения в жизнь комплексного метода формирования всесторонне развитых гармонических личностей и общества необходимо внедрить комплексно-интегральный подход к формированию и развитию человека. Пробуждение потенциального творческого начала, заложенного в каждом индивиде – необходимое условие непрестанного развития сознания, превращение труда в творческую необходимость, формирование необходимых качеств и особенностей личности, которая будет творить и созидать по законам красоты.
Стремление к истине и красоте дерзновения раскрепостит человеческую мысль и сознание, освободит от предрассудков прошлого, ограниченности мелочного и серенького эгоцентрического сознания, вооружит мужеством, призовет к лояльности. И в таких условиях у исследователя появится вера в собственные силы и возможности, и он сознательно будет защищать жизнь по законам красоты.
Никто не может определить предел развития эволюции. С утверждением необходимости совершенствования человека труд его превратится во внутреннюю потребность. С раннего возраста люди будут учиться раскрытию и организации своих способностей, целенаправленному управлению своей умственно-эмоциональной и психической жизнью, сознательному ее интегрированию с наивысшей целью и идеалом жизни. Неограниченные способности человеческого организма к восприятию, ибо сама природа одарила человека всем, что необходимо для его эволюции, будут последовательно и целенаправленно тренироваться. Соприкосновение с красотой станет необходимой предпосылкой, постоянно изменяющей и трансформирующей сознание, вносящей новый опыт и знания. Саморазвивающийся индивид, который будет неуклонно преследовать свою цель и во имя красоты и истины преодолевать неизбежные трудности и испытания, встречающиеся в процессе развития, будет организовывать и превращать в монолитную цельность отдельные элементы сознания, которые они несут, будет сознательно жертвовать всем лучшим, что у него имеется, во имя эволюции всего человечества, во имя общего блага. В ходе этого непрерывного процесса развития каждый труженик станет творцом и созидателем. В процессе коллективного сосуществования и общественного труда он сознательно будет вносить свой творческий вклад в изменение действительности по законам красоты.
В этом и заключается ответственная и благородная миссия искусства и культуры. Пора преодолеть ограниченный взгляд на эти понятия и деятельность как на области, оторванные и изолированные от широкой общественной практики, замкнутые в своей сфере. Универсальное единство жизни, диалектическая зависимость и обусловленность всех общественных сфер, необходимость комплексной увязки общественного развития – все это может совершиться и происходить только при участии человека. Интеграция научных знаний осуществляется только по каналам человеческого сознания. Следовательно, необходимо расширить базу понятий «искусство» и «культура».
Искусство всегда было, есть и будет мощным средством формирования и изменения индивида и всего общества. И как таковое оно всегда будет утверждаться и займет полагающееся ему место в развитии человеческого общества.
Само понятие «культура» содержит в себе многоаспектную природную и общечеловеческую деятельность, раскрывающуюся в процессе эволюции. Это бессознательное или сознательное стремление всех существ к свету, к истине и красоте. Культура неразрывно связана с понятием эволюции, а эволюция немыслима без стремления к истине. Оба понятия тождественны движению. Спиралевидный процесс эволюции, проявляющий свои возможности всегда на более высоком уровне, в неразрывной цепи развития можно рассматривать с различных точек зрения: с космической, природной, исторической, общественной, общечеловеческой, индивидуальной и т.д. но независимо от того, под каким углом зрения мы будем рассматривать эволюцию, она всегда немыслима без культуры, без принятия и утверждения развития и совершенствования в качестве неизбежных универсально действующих законов.
Переживаемый человечеством этап развития, возросшие интеллектуальные и духовные способности людей, бурное развитие науки и неизбежное развертывание всех этих процессов, с одной стороны, трудные и острые проблемы, с которыми планета столкнется к концу ХХ века, - с другой, естественно и неминуемо выдвигают на повестку дня вопрос о целостном и комплексном развитии человеческой личности.
История знает немало примеров разностороннего развития личности. И не будет преувеличением сказать, что за редкими исключениями интеллектуальные и духовные достижения этих личностей, их заслуги в развитии одной или нескольких областей жизни не всегда встречали полное одобрение и понимание современников.
Не будем останавливаться на причинах этих, так часто повторяющихся явлений в истории человеческого рода. Но можем с определенностью сказать, что это естественная закономерность эволюции, так как мысль и сознание передовых людей на десятилетия, а иногда и на века обгоняли развитие рядовых индивидов, которые были не в состоянии вобрать в свое сознание новое. Поэтому неизбежной и естественной реакцией в подобных случаях было или отрицание, или недооценка новшества, а в худшем случае борьба против всего нового и прогрессивного.
Но несмотря на все трудности, в которых развивались и творили эти личности, их стремление к постижению истины, их вера в высшую цель жизни всегда торжествовали. Уместно задать вопрос: из каких же источников черпали свою силу и мужество эти люди? Какая причина заставила их идти против течения, тех очевидных условий, в которых развивалось общество и остальные индивиды, чтобы раскрыть объективно существующие законы и закономерности природы, человеческой и общественной практики?
Ответ на эти вопросы может быть только один: реальное знание самих этих законов и процессов, осознание необходимости движения, понимание неизбежности эволюции, как и высокая моральная ответственность за судьбы человечества, бескорыстная самоотверженность и любовь к своему делу во имя торжества истины, красоты и гуманности.
Иллюзией было бы считать, что подобные примеры относятся только к далекому или недавнему прошлому. Рассуждать с таких позиций, по существу, равносильно незнанию ряда объективно действующих законов и закономерностей, связанных с сущностью и характером самого эволюционного процесса – как в природе, так и в обществе, нежеланию считаться с ними. Разумеется, сегодня существуют гораздо большие возможности для правильного и сознательного отношения к всестороннему и универсальному формированию личности, к индивидам, обладающим подобными тенденциями развития. О том же говорит и повышенный интерес представителей ряда научных дисциплин и специалистов в разных областях жизни к проблемам скрытых резервов человека и природы.
Этот оправданный интерес продиктован осознанием того факта, что человечество и наука стоят на пороге открытия больших тайн о сущности жизни и Вселенной, природы и человека. Бесспорно, что эти тайны с течением времени будут все более раскрываться перед наукой и человечеством. А это обязывает нас значительно лучше и целенаправленнее готовить настоящие и будущие поколения, чтобы они были в состоянии вместить в своем сознании такое представление о мире, которое значительно превосходят наши представления о нем.
Отсюда проистекает обусловленная настоящим историческим этапом развития необходимость внедрения новых форм и методов образования и воспитания, которые способствовали бы ускоренному формированию более развитых способностей человеческого сознания к восприятию. Это предполагает как более гармоничное физическое развитие человеческого организма, так и более совершенную способность человека к эмоциональному восприятию, а также более высокий уровень мыслительной и умственной активности и способности, целостной гармонии и координации психической стороны жизни человека.
Разумеется, эти проблемы представляют сложность для изучения, для внедрения в практику. Прежде всего необходимо вникнуть в глубокую сущность поставленных вопросов. Будучи сложными в своей совокупности, они нуждаются в последовательном и комплексном изучении с разных сторон и точек зрения – как гуманитарными, так и точными науками.
Наряду с этим следует преодолевать скептицизм в отношении возможностей человека и общества формироваться и развиваться всесторонне и гармонично. Трудность заключается еще и в том, что в развивающейся Вселенной параллельно действуют объективные и субъективные закономерности. Поэтому необходимо тщательно и глубоко, последовательно и терпеливо анализировать закон единства в многообразии и многообразия в единстве с тем, чтобы на базе эволюционного развития можно было прогнозировать природные явления, человеческую практику.
Универсальное единство человеческого рода не исключает возможности многообразного дифференцированного раскрытия дарований и способностей каждого индивида. Поэтому нужно считаться с тем, что общие принципы и закономерности будут действовать сообразно специфической характеристике и сознанию каждого индивида, каждой личности.
Каждый человек субъективно объективируется в действительности, и в то же время объективные условия оказывают свое влияние и воздействие на формирование и развитие каждого отдельного индивида. Диалектическая обусловленность субъективно-объективного в процессе эволюции выступает во всей подлинной сложности и многосторонности, когда этот закон должен исследоваться и анализироваться во всей его всеобъемлющей глобальной сущности.
Если учитывать этот закон, соответствующие принципы и закономерности, через которые он проявляется и действует, то становится ясным, что проблема всестороннего и гармоничного развития отдельного индивида всегда должна рассматриваться с точки зрения относительности. Любое всестороннее и гармоничное развитие всегда будет относительным как по времени, так и по месту, как по качеству, так и по объему. И в этом нет ничего ненаучного или странного, ибо проявление каждого закона и каждой закономерности обусловлено условиями развития общества на данном этапе. Рассматриваемое с позиций общего эволюционного закона развития (которое, в сущности, является непрерывным изменением как объективных, так и субъективных условий) любое проявление, следовательно, будет относительным по отношению к последующему эволюционному процессу и этапу.
Когда ставится вопрос о всестороннем и гармоничном развитии человека и общества, то речь не идет об абсолютизации понятий, а о том, чтобы в максимальной мере создавать необходимые исторические и общественные условия для более быстрого развития человечества, целенаправленного включения человеческого сознания, развития его сообразно наивысшей и конечной цели эволюции человека, заложенной в нем самой природой.
Без сомнения, на этапах зрелого коммунизма и его высшей стадии люди будут жить и развиваться по законам красоты. Труд станет внутренней потребностью, способности и задатки каждого человека найдут свое открытое и свободное проявление. Качественные перемены, которые наступят в сознании, будут обусловлены морально-этическими сдвигами, более точными и верными знаниями, которыми будут располагать люди, переосмыслением гораздо большего исторического опыта, более глубоким осознанием действительной ценности сотрудничества, устремлением творческих поисков в необъятные космические просторы Вселенной, торжеством стремления к вечному совершенствованию и гармонии.
Но чтобы эта вековая мечта человечества могла быть скорее реализована на нашей маленькой планете, необходимы сознательные усилия ряда поколений. И мы можем гордиться тем, что и нам, людям XX века, выпала историческая честь – свободно и открыто говорить и мечтать, трудиться и бороться во имя осуществления этого высшего коммунистического идеала.
Разработанная Комитетом культуры НРБ комплексная программа последовательного анализа творчества и жизненного пути ряда энциклопедически развитых личностей, таких, как Н.К. Рерих, Леонардо да Винчи, Тагор, Кирилл Философ, Ломоносов, Эйнштейн, Петр Берон, Гете, патриарх Евфтимий, Ян Коменский, как гениальный В.И. Ленин (этот перечень можно было бы продолжить до бесконечности, ибо каждый народ, каждая эпоха рождали гениальных людей), непосредственно связана с основными направлениями культурной политики, проводимой Народной Республикой Болгарией. Идея такой программы, ее осуществление непосредственно проистекают из масштабности цели эстетического воспитания. Не может быть сомнения, что она вооружит нас новыми познаниями, вдохнет в нас новые силы и уверенность, вселит в людей стремление к постижению высот прекрасного; она предоставит новый материал для научной мысли, поможет комплексно решить в национальном масштабе проблему эстетического воспитания.
Все эти гениальные личности в зависимости от социально-экономических и исторических условий, в которых они жили и формировались, в зависимости от целей и идеалов, к которым стремились, в своих поисках истины начинали не с одинаковых отправных точек. Каждому из них присущи специфические черты, каждый проявил себя в той или иной области жизни, получил ту или иную оценку и признание человечества и истории. Очень часто их жизнь и творчество получали неверную оценку, и они несправедливо обвинялись, но все это не умаляет ценности и важности их жизненного и творческого пути. Просто те, кто был не в состоянии вместить в свое сознание их непреходящие знания и заслуги, рано или поздно были отброшены ходом самой эволюции.
Тщательное и углубленное изучение творческого подвига титанов человеческой мысли, принадлежащих всем народам, обогатит не только наши знания, но и представления о действительности и жизни. Каждый, кто попытается проследить их путь, соприкоснется с чертами их индивидуальности, сможет перенять частицу их житейского и духовного опыта, почерпнет силы и мужество, знания, осознанные как реальная сила. Их пример всегда будет перед нами – сейчас и в будущем.
Может быть, некоторые спросят: для чего мы занялись таким культурным мероприятием, как всестороннее изучение личности и творческого пути Николая Константиновича Рериха? Что нас побудило к этому?
Такой вопрос, вероятно, задают и будут задавать. Едва ли можно дать на него один научный ответ. Каждый спрашивающий должен постараться ответить на этот вопрос сам. Именно это будет самым правильным подходом к проникновению в сущность этого творческого дела огромного значения, к индивидуальному самопознанию. Обычно нас привлекает то, что мы несем сами и что готовы воспринять. И в этом отношении знакомство с разносторонней творческой деятельностью Н.К. Рериха дает возможность многим из нас лучше узнать не только себя, но и приобщиться к чистой и высокогуманной мысли, устремить свои поиски к удивительно красивому и чистому миру, который в своем целостном звучании и выражении тесно связан с прекрасной целью сознательного самопожертвования во имя светлого и справедливого будущего.
В творческом пути крупного русского гуманиста преломляются и отражаются не только две эпохи – эпоха отмирающего капитала и зарождающаяся новая эпоха Октября. В его творчестве художника, писателя и поэта скрещиваются прошлое и будущее, рождаются вера и дерзновение нового, которое всегда является нашим настоящим. В творчестве художника неизменно присутствует исконно русский дух. Однако оно поднимается до уровня общечеловеческой необходимости сотрудничества и взаимопонимания, порождает новое стремление к поискам более высоких идеалов. В его творчестве звучит призыв к объединению человечества во имя будущего, во имя спасения человеческого рода от невежества и ужасов уничтожения.
Накануне второй мировой войны Н.К. Рерих высоко поднял знамя мира и призывал к объединению стран и народов под эгидой культуры. Он напомнил о необходимости сознательной борьбы, защиты материальных и духовных ценностей жизни, призывал к единению культур и цивилизаций, науки и искусства во имя будущего, которому угрожала опасность войны.
Рерих подходит к изучению действительности с различных сторон. Анализируя его творчество, трудно провести резкую границу между его делом художника, поэта, исследователя, общественника, писателя, философа, ученого. Ассимилятивные способности его сознания развиты в очень высокой степени. Он переосмысливает и подвергает анализу вековой опыт не одной культуры и цивилизации, не одной страны и народа. При исследовании действительности в его творческом методе постоянно присутствует конкретно-аналитический и синтетический метод.
Эта специфическая черта в подходе Рериха к проблема жизни присутствует не только в творчестве художника. Эта особенность ярко выражается в действиях и движениях его мысли и дает свое отражение в созданных им книгах и поэтических произведениях. Многие конструкции и формы его мыслей имеют силу обобщающих понятий-символов не потому, что представляют собой некую непонятную и абстрактную символику, а потому, что сила его мысли проникает в ряд закономерностей и посредством возможностей интеллектуальной интерпретации выражает существенные принципы и закономерности.
Творческая синтетическая деятельность Н.К. Рериха, жившего и работавшего в ХХ веке, достойна изучения и подражания. Можно сказать, что он – наш современник, потому что все мы близко связаны с проблемами и условиями, предоставленными этим веком для нашего формирования и становления. Чем ближе мы знакомимся с творческим подходом и сущностью многогранного проявления Н.К. Рериха, тем лучше и правильнее можем ответить на вопросы: Кто он? Каковы цель и смысл его жизни? В какой мере он отвечает нашим представлениям о всесторонности и гармоничности развития? Какой вклад внес он в развитие процессов культурной и общественной жизни ХХ века? Чем его мысль и творчество могут призвать нас, жителей ХХ века, стремиться к достижению большей красоты и гармонии в жизни?
Нет сомнений в том, что всех вас, участников настоящего симпозиума, являющегося частью комплексной программы, волнуют проблему творческого развития человека, и в процессе ваших научных дискуссий и разговоров вы внесете свой вклад специалистов в дело выяснения сложных и актуальных вопросов. И в этих благородных творческих поисках вы найдете моральную поддержку и благодарность Комитета культуры и всей болгарской культурной общественности.