Лабораторные исследования при архитектурном изучении памятника.
Задачи: - выяснение" строительной истории и разработка на этой основе реставрационных предложений. (- идентичность кладки в разных частях здания, - определение возраста сооружения,
- определение использованных пигментов и восстановление первоначального цвета покрасок,
- получение сведений о составе глазури (поливы) изразцов).
Изучение каменных материалов:
1). Изучение химического состава и %%-ного содержания компонентов,
2). Изучение гранулометрического состава ( состав заполнителя по фракциям),
3). Петрографический анализ ( изучение под микроскопом шлифа каменных материалов).
Определение возраста объекта.(относительное датирование -выявление хронологической последовательности возникновения нескольких объектов. Абсолютное датирование-непосредственное определение возраста объекта.)
1). Палеомагнитный метод - основан на изменчивости магнитного поля Земли и на свойстве материалов намагничиваться при высоких tС под его воздействием.
2). Дендрохронологический метод - определение возраста древесины (точность - 1 год). Основан на неравномерности роста годовых колец в разных условиях.
3). Радиоуглеродный метод - измерение в образцах продуктов распада радиоактивного изотопа углерода.
АНАЛОГИИ-это сооружения, характеризующие историко-архитектурный фон исследуемого памятника.
Изучение аналогий помогает в решении след. задачи: оценка места, занимаемого памятником в ряду других сооружений (своеобразие или обычность).
В качестве аналогий привлекаются другие сооружения, сохранившиеся в какой-то части лучше.
Области применения аналогий:
1. как основа рабочей гипотезы исследования (предположения о вероятном первоначальном облике и возможных переделках).
Сопоставление типа памятника и его архитектурной композиции.
2. при анализе данных, полученных при архитектурно-археологических работах или зондажных исследованиях (сопоставляем раскрытые фрагментарно сохранившиеся архитектурные элементы и сопоставляем их с другими постройками, в которых эти же элементы сохранились лучше). Сопоставление строительные приемы и характерные признаки различных конструкций.
3. при создании графических реконструкций теоретического назначения ( без расчета на реальное воплощение. Цель - иллюстрация гипотезы исследователя о том, как сооружение выглядело в прошлом).
Для практического использования метод допускается как дополнительный метод (ранее эта область применения считалась основной).
Стилистическая реставрация считала основным приемом «восстановление по аналогиям». Археологическая реставрация эти принципы полностью отвергла.
В настоящее время считают, что использование аналогий оправдано при восстановлении тех элементов, форма которых обусловлена существованием устойчивых строительных приемов. При индивидуальном художественном творчестве воссоздание по аналогиям не допустимо.
Методы изучения аналогий
1. определить круг привлекаемых сооружений
- хронологические рамки (отдаление во времени не более 10-20 лет)
- территориальные рамки (учет местных особенностей)
2. отнесение памятника к определенному стилистическому направлению, архитектурной школе, творчеству конкретного мастера.
Чем точнее памятник атрибутирован, тем более четкие критерии для отбора аналогий
3. типологические рамки (есть свои проблемы при изучении и реставрации разных типов сооружений).
Выбор аналогий зависит не только от особенностей памятника, но и от конкретной поставленной задачи:
• Для выработки конкретной гипотезы
• Для интерпретации натурных исследований
• Для общей историко-архитектурной оценки памятника.
И аналогии в этих случаях м.быть разными.
Условия использования аналогий:
1. использовать все возможные аналогии
2. при возможности использовать сохранившиеся элементы того же памятника
3. использовать сооружения, входящие в единый ансамбль
4. сооружения, используемые в качестве аналогий, должны быть сами хорошо изучены
Использование аналогий
1. основная область использования - при исследовании памятника
2. при восстановлении конструктивно или композиционно необходимых элементов, если обобщенное восстановление «в массах» недопустимо по различным соображениям (реже). При этом необходимо
• опираться на устойчивые приемы, повторяющиеся в большинстве изученных сооружений,
• при наличии нескольких вариантов решений, необходимо выбирать самое простое
• недопустимо использование одни и те же аналогии для воссоздания декоративных элементов для нескольких памятников, во избежание повторения устойчивых приемов (штампов).