Дымковские улыбки

На правом берегу Вятки разместилась Дымковская слобода. Ис­стари в ней селились печники и игрушечники — настоящие мастера в деле изготовления глиняных свистулек. Говорят, что слобода по­тому и получила название Дымковской, что в ней по утрам над каж­дой избой поднимались хвостатые клубы дыма.

Существует легенда, связывающая происхождения глиняного промысла с местным праздником «Свистуньей».

По всей вероятности, «Свистунья» когда-то была праздником вя­тичей, пением глиняных дудок встречающих по весне бога солнца Ярилу. Но есть и другое объяснение.

Легенда гласит, что как-то раз к Хлынову (так по-старинному на­зывалась Вятка) подошли враги — несметное множество кочевых полчищ. Гибель грозила местным жителям, и тогда вятичи решили схитрить. Все поселяне, даже дети, получили по глиняной свистуль­ке. Ночью они подошли к вражескому стану и подняли отчаянный свист, наверно, похожий на свист сказочного Соловья-разбойника. Проснувшиеся кочевники решили, что их застали врасплох подо­шедшие на помощь Хлынову дружины, и в страхе бежали. С тех пор горожане и отмечают этот особый праздник — «Свистунью»...

Вятскую расписную игрушку долгое время не замечали, и лишь в наши дни к ней пришли интерес и далее мировое признание.

Что же изображают изделия дымковских мастериц?

Нянек с детьми, водоносок, золоторогих баранов, гусей, уток, ин­дюшек с индюшатами, петухов, оленей и, безусловно, молодых лю­дей в лодке, скоморохов на коньках, барышень с зонтиками.

Дымковская игрушка яркая, броская, горящая разноцветными пятнами, ей чужды полутона и незаметные переходы. Она напомина­ет скорее детские рисунки, проникнутые бьющей через край радос­тью и полнотой жизни.

Дымковка — это добрая улыбка, а не резкий смех.

Злобный серый волк никогда не станет дымковской игрушкой. Дымковская собака безобидна и лает разве что от радости. Водонос­ка в пышном сарафане добра и торжественна! Величественный всадник на пятнистом коне вызывает улыбку! Уморительна пара, ката­ющаяся в лодке: он одет в матросский костюм, бескозырку, у нее густые кудри, румянец на всю щеку и букет цветов в руках. Сразу представляешь, как мастерица, добродушно посмеиваясь, лепит и расписывает красками своих глиняных человечков.

Дымковская игрушка не подруга одиночеству. Ей ближе даже не пара, а группа таких, как она сама.

Художник и археолог Аполлинарий Васнецов удачно сравнил дымковскую игрушку с античной скульптурой: «На далеком Севере, в древнем городе Хлынове, в селе Дымково каким-то далеким эхом ото­звались терракоты Херсонеса и Древней Греции. Как там обожженные из глины статуэтки окрашивали водяными знаками, так и здесь».

Самым величественным праздником в жизни игрушек была гранди­озная выставка, проходившая в Москве осенью 19о5 года, когда в Ма­неже разместились куклы, игрушечные звери, сказочные персонажи.

Это был праздник детей, но вместе с тем и торжество кукол, иг­рушек. И посреди всего этого пестрого великолепия выделялись гли­няные куклы вятских мастериц, не только не затерявшиеся в нем, но и привлекавшие внимание своей живописностью и своеобразием.

Докажите принадлежность данного текста к публицистичес­кому стилю

Этот текст может быть свободно опубликован в :kj риале как по­знавательно-развлекательная статья.

Цель текста — сообщить о Дымковской слободе; убедить в том, что ее игрушки очень мипы и необычны; воздействовать на читателя, как на будущего почитателя дымковской игрушки; формировать мнение о дымковской игрушке вообще.

Отличительные признаки: наличие восклицательных и вопроси­тельного предложений, наличие многочисленных имен собственных, цитирование, наличие вводных слов, сложных предложений с цепоч­кой однородных членов.

№71

II

Наши рекомендации