Дымковские улыбки
На правом берегу Вятки разместилась Дымковская слобода. Исстари в ней селились печники и игрушечники — настоящие мастера в деле изготовления глиняных свистулек. Говорят, что слобода потому и получила название Дымковской, что в ней по утрам над каждой избой поднимались хвостатые клубы дыма.
Существует легенда, связывающая происхождения глиняного промысла с местным праздником «Свистуньей».
По всей вероятности, «Свистунья» когда-то была праздником вятичей, пением глиняных дудок встречающих по весне бога солнца Ярилу. Но есть и другое объяснение.
Легенда гласит, что как-то раз к Хлынову (так по-старинному называлась Вятка) подошли враги — несметное множество кочевых полчищ. Гибель грозила местным жителям, и тогда вятичи решили схитрить. Все поселяне, даже дети, получили по глиняной свистульке. Ночью они подошли к вражескому стану и подняли отчаянный свист, наверно, похожий на свист сказочного Соловья-разбойника. Проснувшиеся кочевники решили, что их застали врасплох подошедшие на помощь Хлынову дружины, и в страхе бежали. С тех пор горожане и отмечают этот особый праздник — «Свистунью»...
Вятскую расписную игрушку долгое время не замечали, и лишь в наши дни к ней пришли интерес и далее мировое признание.
Что же изображают изделия дымковских мастериц?
Нянек с детьми, водоносок, золоторогих баранов, гусей, уток, индюшек с индюшатами, петухов, оленей и, безусловно, молодых людей в лодке, скоморохов на коньках, барышень с зонтиками.
Дымковская игрушка яркая, броская, горящая разноцветными пятнами, ей чужды полутона и незаметные переходы. Она напоминает скорее детские рисунки, проникнутые бьющей через край радостью и полнотой жизни.
Дымковка — это добрая улыбка, а не резкий смех.
Злобный серый волк никогда не станет дымковской игрушкой. Дымковская собака безобидна и лает разве что от радости. Водоноска в пышном сарафане добра и торжественна! Величественный всадник на пятнистом коне вызывает улыбку! Уморительна пара, катающаяся в лодке: он одет в матросский костюм, бескозырку, у нее густые кудри, румянец на всю щеку и букет цветов в руках. Сразу представляешь, как мастерица, добродушно посмеиваясь, лепит и расписывает красками своих глиняных человечков.
Дымковская игрушка не подруга одиночеству. Ей ближе даже не пара, а группа таких, как она сама.
Художник и археолог Аполлинарий Васнецов удачно сравнил дымковскую игрушку с античной скульптурой: «На далеком Севере, в древнем городе Хлынове, в селе Дымково каким-то далеким эхом отозвались терракоты Херсонеса и Древней Греции. Как там обожженные из глины статуэтки окрашивали водяными знаками, так и здесь».
Самым величественным праздником в жизни игрушек была грандиозная выставка, проходившая в Москве осенью 19о5 года, когда в Манеже разместились куклы, игрушечные звери, сказочные персонажи.
Это был праздник детей, но вместе с тем и торжество кукол, игрушек. И посреди всего этого пестрого великолепия выделялись глиняные куклы вятских мастериц, не только не затерявшиеся в нем, но и привлекавшие внимание своей живописностью и своеобразием.
Докажите принадлежность данного текста к публицистическому стилю
Этот текст может быть свободно опубликован в :kj риале как познавательно-развлекательная статья.
Цель текста — сообщить о Дымковской слободе; убедить в том, что ее игрушки очень мипы и необычны; воздействовать на читателя, как на будущего почитателя дымковской игрушки; формировать мнение о дымковской игрушке вообще.
Отличительные признаки: наличие восклицательных и вопросительного предложений, наличие многочисленных имен собственных, цитирование, наличие вводных слов, сложных предложений с цепочкой однородных членов.
№71
II