Тема 21. Б.Д. Греков. М.Н. Тихомиров. Л.В.Черепнин

Семинарское занятие:

1. Марксистско-ленинская концепция русского феодализма.

2. Процесс феодализации в Древней Руси (по Грекову).

3. Классовый характер древнерусского общества. «Русская Правда» как выражение классового антагонизма (по Тихомирову).

4. Периодизация русского феодализма (по Черепнину).

Источники:

Греков Б. Киевская Русь. М.,2004.

Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М.,1956.

Тихомиров М.Н.Российское государство XV-XVII вв. М.,1973.

Литература:

Ганелин Р.Ш. Советские историки: о чем они говорили между собой: Страницы воспоминаний о 1940-х-1970-х годах. СПб.,2006.

Горская Н.А. Греков Борис Дмитриевич. //Историки России. Биографии. М.,2001.

Буганов В.И. Тихомиров Михаил Николаевич.//Историки России. Биографии. М.,2001.

Назаров В.Д. Черепнин Лев Владимирович.//Историки России. Биографии. М.,2001.

Контрольные задания, проблемные вопросы и упражнения:

1. Изложите основные положения марксистко-ленинской концепции русского феодализма, созданной Грековым, Тихомировым, Черепниным. Идеи каких дореволюционных историков в ней присутствуют?

2.Как происходил процесс феодализации Древней Руси согласно официальной концепции русского феодализма?

3.В чем состоит отличие решения вопроса о характере феодальной собственности в древней Руси Грековым и Черепниным?

3. Какая отрасль хозяйства восточных славян составляла основу экономики? Почему ответ на этот вопрос связан с вопросом формирования феодальных отношений?

4.Какова роль классовой борьбы в развитии феодального общества по марксистско-ленинской концепции феодализма?

5.По каким критериям строится периодизация русского феодализма Л.В.Черепниным?

6. Какую роль сыграли варяги в становлении древнерусского государства согласно концепции русского феодализма?

7. Не какой основе и почему образовалось русское централизованное государство по мысли Черепнина?

Борис Дмитриевич Греков (1882 - 1953)

Краткая биография. Трижды лауреат Сталинской премии (1943, 1948, 1953).

Родился в 1882 г. в Миргороде, Полтавской губернии в семье мелкого чиновника почтового ведомства.

В 1900 г. как неблагонадёжный был вынужден покинуть гимназию и переехать в другой город.

В 1901 – 1907 гг. учился на историко-филологическом факультете Варшавского и Московского университетов. Оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию, преподавал в Московском коммерческом институте. Ученик В. О. Ключевского, А. А. Кизеветтера, А. С. Лаппо-Данилевского и Д. М. Петрушевского.

В 1914 г. защитил магистерскую диссертацию («Новгородский дом святой Софии») и стал профессором Петербургского университета.

Во время Первой мировой войны был командирован в Пермь для организации филиала университета.

В 1918 – 1921 гг. был профессором Таврического университета, после чего вернулся в Петроградский университет.

В 20 - 30–х гг. совмещал преподавательскую деятельность с работой в Государственной академии истории материальной культуры и Центроархиве.

После 1934 г. историческая концепция Г. стала занимать господствующее положение в советской исторической науке (основанная Г. т. н. «национальная школа» историков пришла на смену «школы Покровского»). В 1934 г. получил степень доктора исторических наук без защиты диссертации и избран членом-корреспондентом АН СССР, в 1935 г. – действительным членом АН СССР, в 1939 г. – членом Академии архитектуры. С 1937 г. и до конца жизни – директор Института истории АН СССР, одновременно с этим возглавлял в 1944 – 1946 гг. Институт материальной культуры, в 1947 – 1951 гг. – Институт славяноведения.

Под его руководством было осуществлено издание первого советского обобщающего труда по истории Отечества – «Очерков по истории СССР», было начато издание «Истории культуры Древней Руси» и вышло лучшее академическое издание «Русской Правды» в трёх томах.

С 1946 г. – академик-секретарь Отделения истории и философии АН СССР. В 1950 г. избран депутатом Верховного Совета СССР и председателем комиссии по иностранным делам.

Помимо науки занимался преподавательской деятельностью, принимал участие в написании первых университетских учебников по истории СССР, был редактором учебного пособия по изучению «Русской правды» (1940), сотрудничал в издании «Памятников истории Киевского государства XI – XII вв.» (1936), во время Великой Отечественной войны выступал с патриотическими публичными лекциями. Фактически на протяжении второй половины 30 – начала 50-х гг. возглавлял советскую историческую науку.

Основные труды:

«Феодальные отношения в Киевском государстве» (1935; второе издание вышло в 1939 г. под названием «Киевская Русь»),

«Главнейшие этапы в истории крепостного права на Руси» (1940),

«Борьба Руси за создание своего государства» (1942),

«Культура Киевской Руси» (1944), «Крестьяне на Руси с древнейших времён до XVII в.» (1946),

«Золотая Орда и её падение» (1950, совм. с А. Ю. Якубовским).

Михаил Николаевич Тихомиров (1893 – 1964)

Краткая биография: Родился в Москве, в многодетной мещанской семье служащего конторы Никольской мануфактуры Морозовых. В 1911 г. окончил с золотою медалью Демидовское Коммерческое училище в Петербурге. В училище особенное влияние на выбор им дальнейшего жизненного пути оказал на него молодой преподаватель истории Б. Д. Греков. По возвращении в Москву, продолжил образование на историко-филологическом факультете Московского университета. В это время наибольшее влияние на него оказывал С. В. Бахрушин.

После окончания университетского курса в 1917 г. Тихомиров перепробовал множество занятий: руководил организацией краеведческого музея в Дмитрове, работал в библиотеке под Егорьевском, был инспектором по организации библиотек в Самаре и преподавал палеографию в Самарском университете, полтора месяца сражался в составе 25-й Чапаевской дивизии.

В 1923 г. вернулся в Москву, работал школьным учителем географии, параллельно занимаясь научной работой в Отделе рукописей Государственного исторического музея. С начала 30-х гг. началась его преподавательская деятельность в московских вузах, сначала в МИФЛИ и Историко-археологическом институте, а с 1934 г. – на истфаке МГУ, с которым была связанна вся его последующая жизнь.

Тихомиров был прекрасным педагогом, пользовался уважение и любовью среди студентов и аспирантов, несмотря на свой подчас нелёгкий и вспыльчивый характер. Помимо того, что Тихомиров воспитал огромное количество учёных-историков, он был также автором ряда учебных пособий по истории, палеографии и историографии, автором первого в России учебника по источниковедению, изданного в 1940 г. и «Хрестоматии по истории СССР».

В 1930 г. привлекался к дознанию по делу С. Ф. Платонова, но осуждён не был. 1935 г. – кандидат исторических наук («Псковское восстание 1650 г. »), 1939 г. – доктор исторических наук («Исследования о Русской Правде. Происхождение текстов.»).

Во время Великой Отечественной войны вместе с истфаком МГУ был в эвакуации в Ашхабаде, где в местном архиве изучал материалы по присоединению Средней Азии к России. В 1946 г. избран член-корреспондентом, а в 1953 г. – действительным членом АН СССР. В 1946 – 1948 гг. – декан истфака МГУ, с 1952 г. – заведовал основанной им кафедрой источниковедения истфака. В 1954 – 1957 гг. – академик-секретарь Отделения истории АН СССР. Под его руководством была воссоздана Археографическая комиссия для сбора, изучения и публикации древних рукописей, организована летописная группа, собран огромный научный коллектив для подготовки многотомных «Очерков истории исторической науки в СССР» и составления «Сводного каталога славяно-русских книг, хранящихся в СССР XI – XIII вв.», переиздано Собрание сочинений В. О. Ключевского. Собственная коллекция рукописей XIV – XIX вв. Тихомирова насчитывала 650 рукописей и 100 старопечатных книг.

Основные труды:

«Город Дмитров» (1925),

«Феодальный порядок на Руси» (1930),

«Первый печатник» (1934),

«Псковское восстание 1650 г. (1935),

«Исследования о Русской Правде. Происхождение текстов» (1941),

«Древняя Москва. XII – XV вв.» (1947), «Крестьянские и городские восстания на Руси XI – XIII вв.» (1955),

«Древнерусские города» (1956),

«Средневековая Москва в XIV – XV вв.» (1957),

«Присоединение Мерва к России» (1960),

«Россия в XVI столетии» (1962),

«Средневековая Россия на международных путях. XIV – XV вв.» (1966).

Лев Владимирович Черепнин (1905 - 1977)

Краткая биография: Лауреат Государственной премии (1981, посм.). Родился в семье юриста. Мать Черепнина умерла при его родах. Окончил гимназию в Рязани, после чего – в 1921 – 1922 гг. учился в Рязанском педагогическом институте, слушал лекции С. В. Бахрушина, А. И. Яковлева, М. Д. Петрушевского на факультете общественных наук МГУ, куда его не приняли за непролетарское происхождение.

В 1926 – 1929 гг. учился в аспирантуре Института истории РАНИОН, во время учёбы вместе с С.Б. Веселовским участвовал в обработке вотчинного архива Троице-Сергиевой лавры. После окончания аспирантуры работал помощником заведующего отделом рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина.

Арестован по «академическому делу» в ноябре 1930 г. и приговорён к 3 г. лишения свободы, заключение отбывал на двинских камнеразработках в Северном крае. После освобождения в 1933 г. нелегально проживал в Москве, подрабатывал в издательствах, Институте истории АН СССР, в 1941 – 1942 гг. – учителем истории в средней школе. В 1942 – 1949 гг. – зав. кабинетом, преподаватель источниковедения Историко-архивного института. 1942 г. - кандидат исторических наук («Древнерусская церковная феодальная вотчина XIV – XVI вв.»), 1944 г. – доцент, 1947 г. – доктор исторических наук («Русские феодальные архивы XIV – XV вв.»), профессор. В 1944 – 1960 гг. преподавал по совместительству в МГУ, в 1946 – 1952 гг. читал курс лекций по истории СССР в МГИМО. С 1946 г. – старший научный сотрудник, с 1951 г. – зав. сектором истории, с 1969 г. – зав. отделом докапиталистических формаций на территории СССР Института истории АН СССР. Помимо научно-преподавательской работы занимался написанием учебных пособий и учебников, публикацией неизданных и переизданием трудов отечественных историков, в т. ч. Б. Д. Грекова, М. Н. Покровского, С. В. Бахрушина, и др. Был редактором переиздания «Истории России» С. М. Соловьёва в 15 книгах (1959 - 1966). Действительный член АН СССР (1972).

Основные труды:

«Русские феодальные архивы XIV – XV вв.» (1948 - 1951),

«Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв.» (1960),

«Исторические взгляды классиков русской литературы» (1968),

«Новгородские берестяные грамоты как исторический источник» (1969),

«Земские соборы Русского государства в XVI - XVII» (1978).

Концепция русского феодализма.Данными историками в 30 – 40-е гг. была создана официальная советская марксистско-ленинская концепция русского феодализма. Во многом её можно считать развитием концепций Н.П. Павлова-Сильванского и М. Н. Покровского (Россия развивается по тем же самым законам, что и Европа, здесь нет принципиального отличия, она проходит те же формации). Основное положение, на котором базировались взгляды данных историков, заключается в признании того, что рабовладельческая формация не является обязательной стадией развития. Восточные славяне, подобно германцам, перешли сразу от родового строя к феодальному, миновав рабовладельческий. По мнению Б. Д. Грекова, процесс перехода у восточных славян продолжался с VI по VIII в. В это время происходило разложение патриархально-общинного строя, возникла частная собственность, на основе которой сформировались классы, как следствие, возникли политические объединения племён, оформившиеся в IX в. в государство. Основным содержанием процесса феодализации, по Б. Д. Грекову, было превращение свободных общинников – смердов в зависимое население, обрабатывающее землю, принадлежавшую феодалам. Рабство не играло значительной роли в жизни Древней Руси. Переход от родового строя к феодальному характеризовался заменой родовых коллективов общественно-территориальной единицей – вервью, от которой отделяются феодалы. Дальнейший процесс развития феодального общества определялся классовой борьбой между феодалами-землевладельцами и крестьянами. Классовый характер и классовый антагонизм древнерусского общества отражался в кодексе древнерусского права – «Русской Правде». М. Н. Тихомиров связывал появление каждой новой части «Русской Правды» с очередным обострением классовой борьбы («Правда Ярославичей» была ответом на крестьянские восстания 1068 – 1071 гг., «Устав Владимира Мономаха» - на городские и сельские движения 1110-х гг., «Сокращённая Правда» - на новгородское восстание 1209 г.).

Периодизация русского феодализма (по Л. В. Черепнину):

1. Раннефеодальный период (IX в. – конец XI в.). Период раннефеодальной монархии.

2. Период развитого феодализма (XII в. – начало XVII в.).

- Раздел первый (XII в. – 80-е гг. XV в.). Период феодальной раздробленности и борьбы с татаро-монгольским игом.

- Раздел второй (80-е гг. XV в. - начало XVII в.). Период централизованного государства, появления предпосылок создания всероссийского рынка и усиления крепостничества, приведшего к Крестьянской войне под предводительством Болотникова.

3. Период позднего феодализма (начало XVII в. – 1861 г.).

- Раздел первый (начало XVII в. – конец XVIII в.). Период складывания и укрепления абсолютизма, нарождения капиталистических отношений и обострения классовой борьбы (Разин, Пугачёв).

- Раздел второй (конец XVIII в. – 1861 г.). Период угасания и ликвидации абсолютизма и феодализма.

Фундаментом и основным фактором развития феодальной Руси они считали земледелие, а не торговлю, скотоводство, звероводство и др., которым ими отводилась второстепенная подчинённая роль (придание торговле доминирующего фактора в развитии Русского государства было для них предметом обстоятельной критики В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Н. А. Рожкова). Отсюда – и отводимая ими второстепенная роль варягам. «Варяги в истории Киевского государства играли далеко не главную роль. Они, безусловно, подчинялись производственным отношениям местного общества, составившего Киевское государство» (Б. Д. Греков). Государство на Руси возникло естественно, вне зависимости от скандинавских пришельцев, благодаря развитию феодальных отношений. Основу феодальных отношений, как уже говорилось, составляла феодальная собственность на землю.

Периодизация развития феодальной собственности (по Л. В. Черепнину):

1. Дофеодальный период (VI – VIII вв.).

2. Период установления и развития феодального способа производства (IX в. – начало XII в.). Государство – верховный собственник земли, параллельно формирование феодальной собственности на землю.

3. Период феодальной раздробленности (начало XII в. – конец XV в.). Вотчинная (сеньоральная) система, основанная на товарной ренте.

4. Период образования и укрепления централизованного государства (конец XV в. – начало XVII в.). Поместная система, служащая консолидации феодального сословия. Постепенный переход к денежной ренте и барщине.

5. Период после Крестьянской войны. Вызревание капиталистической формации в феодальной.

Наши рекомендации